Добрый день! Хотелось бы получить консультацию. Моему сыну 11 лет, у нас ЗПРР, плюс плохое зрение (1 глаз -3,75, 2 глаз -3,5 с осложненным астигматизмом). Учимся в обычной школе в классе коррекции зрения, (в школе есть аппараты на которых два раза в год дети проходят лечение - именно поэтому класс коррекционный).
Проблемы у нас начались с детства, мы не говорили до 4,5 лет, к кому я только с ним не обращалась и платно и бесплатно, результатов было ноль. Однажды мы попали к ЛОРУ, который отчитал меня за то, что ребенок в почти 5 лет общается на уровне 1,5-годовалого ребенка и что к школе мы не успеем пройти весь путь становления речи... со всеми вытекающими последствиями. Я водила ребенка по нашим центрам к неврологам, психиатрам, проходили там лечение, пили таблетки, кололи уколы... В результате к 7 годам я понимала, что ребенок еще не готов к школе, однако пересидеть год дома нам не дали, мы пошли в 1 класс. Учитель нас засыпал двойками и говорил, что ребенок гиперактивный, на уроках отвлекается, ничего не делает. И чем больше она его ругала тем чаще он отказывался отвечать.
В школе есть психолог-дефектолог и учитель в один из дней отвела сына к специалисту. Вечером, когда я пришла за сыном, я оказалась в шоке - впервые в жизни у сына случилась истерика, ребенок висел на моих коленях, умоляя больше никогда не водить его в эту школу, а ночью у ребенка случился нервный энурез, хотя ребенок с 2-летнего возраста никогда не ходил под себя в постель. Утром ребенок с тихим плачем собирался в школу. Конечно же, я в школе устроила скандал, и больше с нами психолог никогда не занималась. К концу 1 класса я реально понимала, что ребенок не научился толком ни писать, ни читать. Я решила, что стоит ему пересидеть в первом классе. В следующий год обучения из-за перенапряжения у нас упало зрение больше чем на 1, и нам дали домашнее обучение. Конечно, мы перешли во 2 класс, ребенок переживал, нервничал, часто болела голова, и нам поставили воспаление глазного нерва. Мы опять оказались на домашнем обучении. Фактически обучением занималась я и моя мама, нам ставили 3 и переводили в следующий класс.
В этом году наш учитель порекомендовал обратиться в ПМПК, чтобы определить маршрут обучения, так как ребенок все равно отстает, да и я это вижу, И я повела сына на ПМПК. На комиссии ребенок вел себя вроде бы раскованно, но нес неописуемую чушь, я была в шоке - далеко не глупый мальчишка, белибердосил как 6-летний ребенок. Я понимала, что он очень волнуется, путает все, не отвечает на элементарные вопросы... перепутал названия месяцев, ни на один из вопросов по начальному обучению не ответил. Я сидела в ужасе - ребенок все это знает, у нас проблемы с письмом и чтением (читаем на уровне 2 класса - по слогам, пишем с грубейшими ошибками), и я хотела перевести ребенка на 7 уровень, чтобы в школе ему помог психолог-дефектолог. Я понимаю, что 12 педагогов на ПМПК не обязаны вникать в частности, их интересует итог - информация, которую выдает ребенок. Решение ПМПК: ваш ребенок не может обучатся в 7 уровне, он 8 уровня, и не просто 8, а 8.2, вам не место в обычной школе. После этой комиссии у моего ребенка вновь случился нервный энурез, всю дорогу домой он писал через каждые 2-3 минуты.
В итоге мы ходим в наш класс, маршрута обучения у нас нет, психолог с нами не занимается, проблемы нарастают как снежный ком, сын понимает, что все у него получается хуже всех, даже выучив уроки он отказывается выходить к доске и отвечать вслух, за что получает за один урок по две три двойки. Есть ли какой-нибудь другой вариант получения маршрута обучения по 7 уровню, и если нет, то как мне поступить -перевести в школу 8 уровня как рекомендовано ПМПК?
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте!
Из текста Вашего обращения я вижу, что ребенок не справляется с имеющейся школьной нагрузкой, и его неуспехи только осложняют и без того непростой процесс обучения, коммуникации с окружающими его людьми в школе и т.п.
Начну с того, что образование представляет собой общественно значимый процесс по приобретению знаний, формированию навыков и умений, развитию способностей личности (ст. 2 Закона об образовании в Российской Федерации, далее по тексту - Закон). При этом государство гарантирует создание недискриминационных условий для получения качественного образования и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5 Закона).
Иными словами, ребенку, не справляющемуся с учебной нагрузкой в силу особенностей развития, образовательный процесс должен быть организован специальным образом. Законодательство предоставляет несколько вариантов решения проблемы: по усмотрению родителей можно оставить ребенка на повторный год обучения, перевестись на адаптированную образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану (п. 9 ст. 58 Закона).
Как Вы упомянули, если оставление на второй год не приносит никаких результатов, можно (и, в некоторых случаях, нужно) перевести ребенка на адаптированную с учетом его психофизического состояния программу. Для составления такой программы необходимы рекомендации ПМПК. Я призываю Вас понять правильно - целью ПМПК является не «навешивание» диагнозов ребенку, препятствующих дальнейшему образованию и карьере, а создание специальных условий для более успешного обучения. Кроме того, только на основании заключения ПМПК школой могут быть созданы специальные условия обучения – например, специализированные занятия с психологом, услуги ассистента и т.п. (ст. 79, п. 3 Закона). В последующем, возможно, потребуются специальные условия при прохождении аттестации – создание которых, опять же, без заключения ПМПК невозможно.
Конечно, как Вы отметили, специалисты ПМПК могут и не увидеть полной картины при недолгом общении с ребенком – поэтому для объективного заключения рекомендуется максимально подготовиться к прохождению комиссии, взяв с собой все выписки из истории болезни, заключения независимых психологов, иных специалистов, а также работы ребенка (поделки, письмо). Вы как мама также можете давать пояснения комиссии, требовать их занесения в протокол.
Если же Вы как родитель все равно сомневаетесь в объективности заключения ПМПК – Вы вправе его обжаловать в центральную комиссию (о ее месте нахождения можно узнать в департаменте образования по месту проживания), а также в судебном порядке. Кроме того, количество прохождений ПМПК законом не ограничено – при наличии изменений в развитии ребенка Вы вправе инициировать повторное ее прохождение.
Хочу дополнительно подчеркнуть, что рекомендация определенной ПМПК программы обучения не означает чего-то непоправимого - Федеральные Стандарты как начальной школы (ФГОС НОО ОВЗ, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), так и основной (ФГОС О УО (ИН), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) предусматривают возможность ее смены программы на основе оценки ее результатов (Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"). То есть если ребенок в процессе освоения программы показывает хорошие результаты, он вполне может быть переведен на более высокую ступень образовательного маршрута.
Несомненно, что выбор дальнейших действий должен быть определен интересами ребенка и его способностями осваивать ту или иную программу. Зачастую единственный вариант – это пробовать и наблюдать динамику его развития. Желаю удачи!