Как реализовать в школе ИПР с 90% объёмом изучаемого материала

В разделе ИПР ребёнка указаны следующие Мероприятия психолого-педагогической реабилитации:
Получение общего образования
Тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса)
Условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении 
Форма получения общего образования: очная
Учебная нагрузка в день: 5 часов
Объём изучаемого материала: 90%
Ребенок проходит обучение в 3 классе Лицея, переведён из другой средней школы в сентябре этого года. В период обучения 1-2 класса в школе обучение проходило в соответствии с ИПР; при переводе в Лицей после консультаций с завучем школы мамой было написано заявление об обучении ребёнка со 100% нагрузкой. Однако по итогам применения такой нагрузки мы были вынуждены вернуться к рассмотрению возможности уменьшения объёма изучаемого материала до указанных в ИПР 90% изучаемого материала.
Вариантом уменьшения объёма изучаемого материала школы является уменьшение за счёт физкультуры, технологии или ИЗО. 
Прошу Вас проконсультировать меня об иных вариантах реализации ИПР в части уменьшения объёма изучаемого материала и способах организации учебного процесса включая способ и критериев оценки успеваемости ребёнка (школа предлагает мне лично определить какую тему (к примеру, какой падеж по русскому языку) не включать в программу ребёнка и при этом оценивать его успеваемость не выше оценки "три").

Категория:

Комментарии

  • Надежда (администратор). 23:44, 17.01.2017.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Добрый день, Мария!

    Необходимо сказать, что крайне сложно оценить рекомендацию ИПР об объёме изучаемого материала 90%. Общеобразовательные программы, реализуемые в школах, содержат планируемые результаты их освоения, в том числе промежуточные. Т.е. обучающийся должен получать хотя бы удовлетворительные оценки для того, чтобы говорить об освоении программы на минимальном уровне. Снижение объема изучаемого материала при обучении по обычной программе возможно путем введения пролонгированных сроков обучения по ней, как, например, по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и детей с расстройствами аутистического спектра, не осложненных другими нарушениями развития (не 4 года, а 5-6 лет в начальной школе). Т.е. результаты образования, т.е. материал, который изучается, такие же, как и для нормативно развивающихся детей, но объем изучаемого материала на отдельный учебный период меньше. Обучение может при этом проходить как в среде здоровых детей, так и в отдельных классах. Но в данном случае речь должна идти об обучении по общеобразовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это возможно только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

    Из Вашего вопроса не ясны причины, по которым ребенку рекомендовано получение образования в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса, причины того, почему он не может изучать полный объем материала. Действительно ли специалисты, составлявшие ИПР, имели в виду снижение объема изучаемого материала, а не снижение учебной нагрузки. При снижении учебной нагрузки предполагается снижение часов урочной деятельности и объема домашнего задания при том, что объем изучаемого материала остается тот же, что и для всех детей, обучающихся по программе. При этом восполнение того, что пропущено на уроках, может осуществляться путем самообразования или организацией индивидуальных занятий.

    Из Вашего вопроса не ясно, обучается ли ребенок в лицее по лицейской программе или по обычной. Лицей – это общеобразовательная организация, в которой предлагается углубленное изучение предметов, т.е. заведомо объем изучаемого материала больше материала, который изучается по обычной программе. В образовательных программах лицея установлены планируемые результаты освоения программы и критерии оценки их достижения. Фактически это такая особая программа для детей, которые могут изучать больше, чем другие дети. Если ребенок обучается по лицейской программе, то заинтересованности лицея в постоянном, а не временном, снижении требований к ребенку в связи с состоянием здоровья нет. Перед лицейскими классами ставится задача в обеспечении определенного уровня знаний у детей, и детей для обучения, как правило, отбирают по способностям. В положениях о таких классах наличие итоговых удовлетворительных оценок («троек») является основанием для перевода ребенка в общеобразовательные классы.  Поэтому целесообразно оценить необходимость продолжения обучения по лицейской программе и рассмотреть возможность перехода на обучение по обычной программе.

    Организация образовательного процесса исходя из психофизических особенностей обучающегося – это задача педагогов и психологов. Именно они должны оценить, за счет каких элементов образовательной программы должна быть, например, уменьшена учебная нагрузка. Это зависит прежде всего от причин, по которым ребенку рекомендовано получение образования в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса, от причин того, почему он не справляется с той нагрузкой, которая установлена образовательной программой.

    Если ребенок не может заниматься 5 часов в день на уроках, то должен быть установлен индивидуальный учебный план, предусматривающий отдельный режим посещения уроков, и при необходимости проведение индивидуальных занятий для помощи в освоении материала при таком режиме посещения уроков. Если ребенок не может тратить на домашнее задание столько же времени, сколько все дети, то объем домашнего задания может быть снижен. Отмечу, что требования к освоению программы останутся те же, что и для других детей класса. Т.е. если ребенок обучается по лицейской программе, то надо понимать, что оцениваться результаты освоения программы будут в соответствии с критериями, установленные такой программой, а не обычной. Если же ребенок обучается по обычной программе и не может осваивать ее объем, то надо проходить ПМПК для определения специальных условий получения образования.

    Также надо отметить, что с 1 января 2016 года изменилась форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА). Теперь в ней делается только отметка о нуждаемости в создании специальных условий для обучения, какие-либо конкретные рекомендации по обучению даются только ПМПК. Если имеются медицинские показания для снижения учебной нагрузки, то необходимо получать медицинское заключение, которое станет основанием для составления индивидуального учебного плана.

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии