Мы уже обсуждали основные новации принятого недавно «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». Юристы продолжают углубляться в исследование нового Порядка. Оказалось, что наряду с некоторыми улучшениями в самом механизме реализации Порядка заложена серьезная «мина»… О первых – неутешительных! – выводах этого исследования рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.
На наш взгляд, новое регулирование реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) имеет пробелы, существенно влияющие на возможности реализации и защиты прав граждан с инвалидностью.
В соответствии с новым Порядком бюро медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) определяет нуждаемость инвалида в реабилитационных или абилитационных мероприятиях, предусмотренных ИПРА. В новой форме ИПРА по каждому виду включенных в нее реабилитационных или абилитационных услуг имеются «окошечки», именуемые «нуждается»/«не нуждается». Бюро МСЭ проставляет в соответствующем окошке значок (крестик, галочку) и определяет сроки их исполнения и исполнителей – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Фонда).
Далее разработанная ИПРА выдается инвалиду, а выписки из ИПРА направляются бюро МСЭ в органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), которые в соответствии с его ИПРА определены как исполнители реабилитационных/абилитационных мероприятий. Органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда в 3-дневный срок с даты поступления выписки из ИПРА организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных перечнем, указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации/абилитации инвалидов в соответствующей сфере деятельности органа исполнительной власти или регионального отделения Фонда. Порядок также предусматривает, что сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА, представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда) в бюро МСЭ (главное или Федеральное) не позднее 1 месяца до окончания срока действия ИПРА.
Этим регулирование реализации ИПРА ограничивается.
Вызывает недоумение отсутствие регулирования взаимодействия инвалида и органов исполнительной власти и региональных отделений Фонда, указанных в качестве исполнителей ИПРА. Отсутствие такого регулирования вынуждает предположить, что инвалид должен обратиться в каждый (!) из указанных в ИПРА орган исполнительной власти и региональное отделение Фонда для получения перечня мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Отсутствуют специальные нормы о таком обращении, сроках его рассмотрения, порядке обжалования перечня или исполнителей мероприятий, если инвалид с ними не согласен, порядке изменения перечня.
Такую сложную схему реализации ИПРА, включающую множество обращений в разные органы в неурегулированном порядке, сложно оценить как отвечающую интересам инвалидов… Отметим, что в действовавшем до 1 января 2016 года Порядке предусматривалась норма, согласно которой орган социальной защиты обязан был оказывать содействие инвалиду в реализации индивидуальной программы реабилитации. То есть ранее предусматривался орган, который централизованно обязан был помогать инвалиду.
Получается, что вступление в силу Порядка создало правовую неопределенность в реализации ИПРА, что не соответствует интересам инвалидов и общества в целом.
Добавить комментарий