С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н. Указанным Приказом приняты новые формы индивидуальной программы реабилитации, которые теперь называются иначе. Изменения, которые вносит Приказ, комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.
В форме индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА – вместо прежней ИПР!) появились новые разделы:
1) физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом;
2) раздел, посвященный техническим средствам реабилитации (ТСР) разделен на два самостоятельных раздела:
- ТСР и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета (обращаем внимание, что в отношении указанных ТСР отдельно выделена графа о нуждаемости ребенка-инвалида в сопровождении к месту нахождения организации, в которую выделено направление для получения ТСР);
- ТСР, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств ребенка-инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
3) виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению. Перечень видов помощи открытый, может быть заполнен в зависимости от потребности ребенка;
4) мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (ранее в ИПР ребенка-инвалида такого раздела не было, он содержался только в ИПР взрослого инвалида).
Разделы, указанные в пунктах 1, 2, 3, вошли и в ИПРА инвалида (для взрослых).
Главное изменение – в порядке реализации ИПРА.
Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.
В указанные органы бюро МСЭ будет направлять выписки из ИПРА:
а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;
г) по социальной реабилитации или абилитации в части обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета (в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) ТСР субъектам Российской Федерации), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
д) по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Орган исполнительной власти или отделение ФСС РФ в 3-дневный срок с даты поступления выписки должен организовать работу по разработке перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Исполнителями мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов.
В настоящее время трудно оценить последствия изменений. С одной стороны, перечень конкретных мероприятий возложен на региональные органы, что приближает гарантии государства к действительности. То есть, будет предлагаться то, что может быть реализовано; то, что указано в ИПРА, будет предоставлено. С другой стороны, передача таких функций от бюро МСЭ как федерального учреждения на уровень субъекта РФ может привести к фактическому снижению гарантий государства: регион будет предлагать только то, что может реализовать, – а следовательно, в ИПРА будут включаться только те мероприятия, которые доступны в регионе. А дальше все зависит от активности самих инвалидов и родителей детей-инвалидов.
Поживем – увидим…
Добавить комментарий