Выступление директора псковского ЦЛП Андрея Царева на Всероссийском форуме социальных работников

Мы рады опубликовать полный текст выступления директора псковского Центра лечебной педагогики, члена Координационного Совета НКО по делам детей-инвалидов Андрея Царева на Всероссийском форуме социальных работников.

Сопровождаемое проживание – альтернативная стационарным модель проживания людей с инвалидностью. Опыт, проблемы и пути их решения

Для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, наиболее остро стоят вопросы: что будет с моим ребенком после меня? В каких условиях он будет жить? Кто позаботится о нем? Как избежать психоневрологического интерната? ПНИ создавались в 30-е годы, и если в то время они были спасением для инвалидов, то сегодня это клетка. Даже если эта клетка «с позолотой», человек лишен самого главного – жизни в обществе. 

Есть ли альтернатива психоневрологическому интернату? Да, есть.

В Пскове создана и работает система комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения и до конца жизни. Эта модель ориентирована на жизнь человека с ментальной инвалидностью в обществе. Она включает в себя сеть государственных, муниципальных организаций разной ведомственной принадлежности и СО НКО. Система сопровождения охватывает все возрастные периоды: раннюю помощь, дошкольное и школьное образование детей с инвалидностью разной степени тяжести.

После окончания школы молодые люди с ментальной инвалидностью имеют возможность получить занятость в производственно-интеграционных мастерских, каждый день ходить на работу и жить в своем доме, а когда родители не могут больше обеспечить необходимую поддержку или уходят из жизни, ребята, по желанию, переходят жить в специальные квартиры, где им предоставляются услуги сопровождения на дому. Это и есть сопровождаемое проживание.

Они так же, как все, живут дома, как все ходят на работу, общаются с соседями и с помощью сопровождающих обеспечивают свою жизнь: ходят за покупками в магазин, готовят, убирают, стирают, платят за коммунальные услуги и аренду квартиры, организуют свой досуг. При этом получают тот объем помощи, который им необходим для жизни в обществе.

Таким образом, работа системы обеспечивает доступность социальной среды для людей с тяжелой формой инвалидности.

Кроме социальной эффективности, есть и экономическая – наша модель сопровождаемого проживания оказывается дешевле стационарных учреждений, ведь не нужно содержать столовую, кухню, котельную, прачечную, гараж и прочую инфраструктуру. А в рамках социального партнерства общественной организации и госструктур, как это происходит в Пскове, государство оплачивает только услуги заработной платы, что составляет 50% всех расходов. Остальная часть расходов покрывается за счет НКО и самих проживающих из их пенсий. Подобный опыт есть в ряде других регионов России, например, во Владимирской, Ленинградской, Иркутской областях, в Санкт-Петербурге.

Система комплексной помощи и сопровождаемое проживание в частности вызывает большой интерес со стороны регионов. К нам приезжают учиться со всей России и даже из ближнего зарубежья. Однако, системного распространения опыта не происходит.

Что препятствует распространению опыта и развитию системы услуг вне стационарных учреждений? И что нужно сделать, чтобы снять барьеры?

1) ФЗ «Об основах соцобслуживания граждан в РФ» декларирует приоритет услугам на дому, однако на деле получение полного пакета услуг, который соответствует потребностям человека с тяжелыми нарушениями функций, возможно только в условиях стационарного обслуживания. Нужно предусмотреть предоставление необходимого объема услуг без привязки к форме социального обслуживания.

2) Осуществляется финансирование учреждений, предоставляющих услуги, а не самих услуг. Нужно поручить Минфину разработать совместно с министерством труда и социального развития РФ изменения в бюджетное законодательство, чтобы финансирование услуг (через индивидуальные программы реабилитации и социального сопровождения, через ваучер) происходило на основе принципа следования денег за человеком с инвалидностью. Это позволит адресно оказывать услуги и эффективно расходовать бюджетные средства.

3) Проблема качества связана с отсутствием открытой конкуренции в социальной сфере. Многие СО НКО уже давно работают в соц. сфере, но не являются полноправными участниками предоставления социальных услуг. Необходимо предусмотреть изменения в бюджетное законодательство в части обеспечения финансирования СО НКО в рамках государственного задания на предоставление услуг. Это создаст СО НКО равные возможности с государственными учреждениями и обеспечит условия развития конкуренции в социальной сфере.

4) Права лиц, находящихся в ПНИ, слабо защищены. Налицо конфликт интересов, когда директор ПНИ наделен опекунскими функциями в отношении недееспособных граждан и одновременно является поставщиком услуг для этих граждан. Нужно вносить изменения в ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты РФ, направленные на создание гибкой системы опеки над недееспособными гражданами. В Государственную Думу внесен законопроект, разработанный рабочей группой при Совете Федерации под руководством сенатора К.Э. Добрынина, направленный на повышение степени реализации прав и свобод лиц, находящихся под опекой и попечительством.

5) Кадровая политика в сфере социальных услуг не способствует повышению качества этих услуг. Отсутствует система подготовки и переподготовки социальных работников (имеются в виду специалисты, которые «стоят у станка»). Низкая заработная плата. Необходимо разработать программы и готовить работников на всех уровнях профессионального образования. Разработать систему мотивации, предусматривающую материальные и нематериальные стимулы с учетом специфики оказываемых услуг и условий труда.

6) Разрозненность предпринимаемых разными структурами усилий приводит к низкой эффективности использования ресурсов. Разработать и принять Национальную стратегию действий в интересах людей с инвалидностью, которая должна стать программным инструментом консолидации усилий государственных структур, НКО и благотворителей от бизнес-сообщества для повышения качества жизни людей с инвалидностью и их семей, для формирования отношения общества к инвалиду, основанного на уважении его человеческого достоинства.

И последнее. Более 50 общественных организаций просят вас поддержать необходимость кардинальной реформы ПНИ и развития стационарозамещающих форм обслуживания инвалидов.

Прошу Вас включить наши предложения в резолюцию форума!

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии