С осени 2013 года вступило в действие новое Положение о психолого-медико-педагогических комиссиях – ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). В нем четко указано: 1 – что именно должно и не должно содержать заключение ПМПК; 2 – может ли организация социального обслуживания (интернат) рассматриваться как место получения образования.
1. Что должно и не должно содержаться в заключении ПМПК
В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21 Положения ПМПК):
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Таким образом, ПМПК должна признать ребенка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ (или не признать его таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и необходимо создание специальных условий для его обучения, а также описать эти специальные условия (образовательная программа, психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой ребенок должен обучаться или заниматься. То есть ПМПК может описать только необходимые условия обучения, например: образовательная программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом нарушений, групповые и индивидуальные занятия по психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами – дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности (например, для детей на колясках), а также потребность в услугах помощника.
Выбор организации, в которой будет обучаться ребенок, осуществляется родителем с помощью органа образования, который должен представить информацию о том, в каких учреждениях имеются или могут быть созданы соответствующие условия для обучения ребенка. В соответствии с п. 23 Положения о ПМПК представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении ПМПК.
2. Может ли организация социального обслуживания (интернат) рассматриваться как место получения образования
Группы организаций социального обслуживания, в том числе стационарных (например, в доме-интернате для умственно отсталых детей), могут быть выбраны родителями по их желанию в качестве места для получения дошкольного или школьного образования, если учреждение имеет лицензию на реализацию соответствующих программ основного общего образования (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования). При этом ребенок может посещать занятия в группе в режиме дневного пребывания, а не круглосуточного.
Лицензия на осуществление программ дополнительного образования не заменяет указанные выше лицензии (к программам дополнительного образования не предъявляются требования федеральных образовательных стандартов к основному общему образованию, соответственно не могут выдвигаться формально понятные требования к качеству образования).
Добавить комментарий