Про интернаты и взаимовлияние «миров». Встреча Романа Дименштейна с сотрудниками проекта учебного проживания ЦЛП, часть 5 (завершающая)

Завершаем публикацию фрагментов встречи руководителя правовой группы ЦЛП Романа Дименштейна с сотрудниками проекта учебного проживания Центра лечебной педагогики (часть 1 – здесь, часть 2 – тут, часть 3 – здесь, часть 4 – вот тут).

Роман Дименштейн: Хотелось бы вас предостеречь немножко по поводу превентивного поведения с вашей стороны в ситуациях, когда к вам будут попадать люди, у которых система отношений сформировалась в интернате и которые являются носителями этой системы. Там система отношений – примерно как на зоне: там есть «паханы», «шестерки», там угнетают, подавляют, чего-то добиваются... И умеют это делать так, чтобы персонал этого не видел, или зачастую персонал сам, как в армии при дедовщине, использует эти механизмы для управления сообществом через «паханов» (им это кажется удобным).

Может быть, вы сталкивались с работами психологов и антропологов о примитивных человеческих сообществах? На самом деле эти сообщества, которые образуются на зоне, в интернате, которые широко распространились и пронизали армию и рвутся в детские учреждения, – это на самом деле некоторая примитивная система неокультуренных отношений. Это то, что само вырастает, если в это никак не вмешиваться. Это основано либо на физической силе, либо на том, что кто-то умеет пугать кого-то… Примерно на таких примитивных основах выстраиваются одни и те же примитивные конструкции. Внутри любого социума может появиться такой кружочек из нескольких людей, которым хочется в это поиграть (или они так привыкли). И если этот момент «упустить», то это, как раковая опухоль, начинает разрушать весь социум. Социум как-то организован – как в организме все клетки функциональны: у них есть своя роль, своя специализация и так далее, а «раковые» клетки это преодолевают и всех делают одинаковыми. Если такое примитивное сообщество появилось, его надо вовремя увидеть. И надо понимать, что для людей, которые являются носителями таких примитивных систем отношений, нужны специальные подходы, специальные программы, чтобы встроить их в вашу систему отношений, которая устроена иначе.

К этому моменту ваша система отношений уже должна быть достаточно осознана, опробована. Это позволит вам спокойно, не раздражаясь, решать, что вы будете делать, чтобы не дать той примитивной системе отношений никого в себя включить и постепенно переводить людей, которые оттуда пришли, на свою сторону, на здоровую систему отношений.

Если вы пока с этим не сталкивались, то для вас это звучит как абстрактное предупреждение. Но если столкнетесь, можно будет попробовать конкретно эти вещи обсуждать.

Сотрудники: Наверное, пока с этой темой не сталкивались. Есть одна девушка из ДДИ, но она уже два с половиной года в семье.

Роман Дименштейн: На самом деле даже в семье это трудно лечится: это часто становится такой зияющей пропастью, вокруг которой всё крутится, куда всё проваливается, и душа не восстанавливается. Чтобы помочь, нужны специальные вещи. Происходящее в этих учреждениях очень разрушительно. И чтобы человек перестал быть носителем этого, недостаточно просто поместить его в теплую обстановку. Нужны продуманные конкретные терапевтические действия, которые его вытащат из этого. Просто поместить человека в правильно организованную среду и ждать, когда он исправится, недостаточно.

Во всяком случае, этическая система, которую будете строить вы, и этическая система, которая даже не в интернате, а в семье, – очень разные и несопоставимые. Например, когда в семье появляется ребенок, то вся жизнь семьи часто закручивается вокруг него. Сначала жизнь закрутилась вокруг ребенка; но дальше, когда ребенок передается в социум, идет куда-то учиться, – он все сильнее «уплывает», и семейная жизнь дальше опять приобретает свое течение («подняли на ноги и отпустили»). Но если ребенок «особый», – а мы живем в стране, где для детей с особенностями развития и того нет, и сего нет, и помощи семье нет, – то получается, что нарушается нормальное течение жизни всей семьи и «особый» человек как бы оказывается в тихой заводи, где нет достаточного поступательного движения. И очень трудно рассчитывать, что в такой ситуации у самого этого человека будет что-то строиться естественным образом.

Это я говорю про некие критические ситуации. Бывают родители, которые чувствуют, что им чего-то не хватает, понимают недостаточность этой ситуации, расширяют свои взгляды, идут получать дополнительное образование и одновременно становятся и родителями, и специалистами. Но это далеко не всегда так.

В результате вы получаете человека, вокруг которого все крутилось, о котором все заботились и который сам, как правило, не заботился ни о ком. А вы его помещаете в мир, в котором люди должны заботиться друг о друге. Это очень взрослый мир, когда взрослый человек умеет позаботиться о себе и должен заботиться о других. Это очень сильно другая жизнь. Вы должны очень сильно повернуть взгляд человека. Когда он хочет быть вместе, это еще не значит, что он хочет о ком-то заботиться. Как сформулировать, чего он хочет? Когда он хочет быть вместе с другими, вместе со сверстниками, то чего он на самом деле хочет?

Сотрудники: Эмоций, общения, какого-то опыта?

Роман Дименштейн: Это сложный вопрос. Если это аутичный человек, который убегает от эмоций, то увидеть, что он все-таки хочет эмоций, не так просто. Такие люди хотят чего-то глубинного, хотят оказаться в более сложной системе отношений, хотят какого-то общения – ощутить свое «я» внутри какого-то «мы». Они живут в семье, и, возможно, они хотели бы когда-то оказаться в своей семье, они могут мечтать об этом.

Например, у нас в мастерских есть молодой человек, который знает, с кем бы он хотел провести дальнейшую жизнь, они давно нежно друг к другу относятся. И он даже вполне понимает, что им трудно это поднять самим, и он интересуется, бывает ли возможность семейной жизни в сопровождаемом проживании. Это высокая степень осознанности и умение заранее думать о будущем вызывает большое уважение.

Это люди с серьезными особенностями. Они чего-то хотят, но при этом не знают, что нужно освоить для того, чтобы жить вот этой совместной жизнью. Оказывается, чтобы вместе жить, нужно довольно многому научиться и, в частности, научиться жертвовать чем-то своим ради кого-то другого или ради чего-то общего. И этот опыт жертвы приводит на следующем уровне к чему-то, чего человек хотел. Сопровождение может помочь сделать какие-то шаги, а после этого испытать всем вместе какую-то радость, какое-то удовольствие. Но если у человека есть жесткий навык, что все заботятся о нем, и все такого рода шаги, жертвы и так далее направлены к нему и делаются только по отношению к нему, то получается, что вы будете переводить на новую систему отношений человека, который находится в нулевой фазе. Как будто почва – льют дожди, оставляют лужи на поверхности, но почва не всасывает их и не дает сил растительности, а заболачивается... Силы на нее расходуют, а она это никуда дальше не пускает, не становится каналом. Это часто состояние души человека – прежде всего, особого, но не только – в современной семье.

Важно ощутить себя в ситуации, когда человек воспринимает – и раздает, и находится в постоянном потоке. Именно это состояние особенно хорошо психологически влияет на человека – в Библии это называется «живущий при потоке вод». Человек-«канал» ничего у себя не оставляет, к нему заново прибывает всё, что нужно, и он чувствует себя хорошо. А люди, которых мы сопровождаем, зачастую этого ощущения даже примерно себе не представляют – не представляют, как можно чувствовать себя хорошо, заботясь о ком-то другом... Это первичные навыки, отсутствующие. Невозможно строить более верхние этические этажи, когда нет первых простых навыков, когда никто еще даже о кошечке или собачке не заботился.

Вам многие вещи придется строить с самого начала. А это значит, что вы довольно долго не сможете ничего спрашивать с этих людей, потому что у них этого нет.

Знаете книжки Росса Грина? Это вроде бы совсем другая тема. Сначала в замечательном издательстве, которое с нами сотрудничает, «Теревинф», вышла первая книжка Росса Грина «Взрывной ребенок». А сейчас вышла следующая книга – про обычных, но пограничных детей [ред.: скорее всего, имеется в виду книга «Затерянные в школе»]. Автор говорит, что дети ведут себя плохо, потому что не умеют вести себя хорошо, потому что они по-другому не могут. Что этим неудобным, неуживчивым, взрывным, таким-сяким детям – не хватает ряда навыков, которые можно им дать, которые можно постепенно натренировать! И они тогда будут справляться с теми ситуациями, с которыми они сейчас не справляются (много убедительных примеров). Полезно на это посмотреть – может лучше прорисоваться перспектива, как вы будете строить фундамент, базис, на котором будет построена этическая система. Чтобы между вами не было пропасти, чтобы вы шли навстречу друг другу, с вашим опытом и вашими представлениями – у вас будет задача согласовать и гармонизировать это между собой. А у людей, которым вы помогаете, будет задача начать с каких-то самых первых фундаментальных опытов и навыков: просто во время еды услышать, что тебя просят что-то передать за столом, или прикинуть, как сделать, чтобы всем хватило, и не забрать все себе, – какие-то простые вещи.

Мы можем сразу начать спрашивать с них: «Что же ты делаешь вообще, никому ничего не осталось?!». А можем понимать, что человек на это натренирован – вокруг него так всё и закручивалось, он был в центре ситуации, и всё ему подносили. И переключить его на взгляд, когда он, наоборот, будет получать удовольствие от того, чтобы всем хватило и всем досталось, – это некоторый путь, который надо пройти. И вам предстоит, спокойно всё объясняя, сопроводить его на этом пути. Эта роль проводников из первого мира, из которого человек к вам движется, в ваш мир – очень интересная, интуитивная и интеллектуальная задача.

А то, что эти миры сильно отличаются, очень откликнется на жителях первых миров. И у вас будет вторая нетривиальная задача – вести переговоры с первым миром, чтобы он постепенно перестраивался под нужды человека, с которым вы работаете, а значит, чтобы прокладывались мостики между вашими мирами, и первый мир постепенно в чем-то становился похожим на ваш. Это нормально, это естественно. Я уже говорил, что трансформация приходит в домашний мир снаружи. И вы будете той самой «наружей», которая постепенно будет трансформировать устоявшиеся стереотипы и навыки в новые. И даже если ваш мир кому-то покажется странным и хаотичным, все равно именно он будет постепенно влиять на домашний мир – и, значит, домашний мир будет становиться более странным и хаотичным, раз такой мир у вас. А если у вас будет какой-то налаженный гармоничный мир –чудесно, эта гармония тоже будет передаваться постепенно туда.

Замечательно сформулированы некоторые важные для нас правила в Нагорной проповеди. Мы с вами обсуждали вопрос, как не дойти до каких-то крайних критических ситуаций. А во времена Нагорной проповеди было как устроено? Был Закон – Тора. И были еще какие-то правила, которые назывались «ограда Торы», объясняющие, как не дойти до применения обвинительных, судящих законов Торы. В Нагорной проповеди Иисус давал такой вариант ограды Торы – прямо говорил, что делать, чтобы не пришлось применять соответствующее положение Закона: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» – вот острая ситуация, и в Торе есть соответствующее решение. «А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;. кто же скажет брату своему «рака», подлежит Синедриону…». Это слово «рака» значит «никчемный, пустой», а Синедрион – высшее судилище, которое может присуждать вплоть до смертной казни. – «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» – то есть такому «переделки» в этой жизни не хватит, а еще придется пройти какие-то изменения в других мирах, прежде чем вернуться к нормальной жизни. Так Иисус говорит своим ученикам, и это его требования к тому сообществу, которое строили они. То есть он говорит всем людям, но в первую очередь тем, которые будут строить сообщество по Его принципам. Если почитать эти тексты, то понятно, что речь не о том, как конкретно мы будем исполнять какое-то судебное решение или закон, а о том, как нам выстраивать систему отношений, чтобы вообще не сталкиваться с необходимостью каких-то серьезных решений! Может быть, в этом смысле «предусмотрительность» является осмысленной при построении сообществ. А вообще – это вам выбирать, как вы будете строить. Опыта этого – построения таких хороших «миров» для особых людей – не только у нас в стране, но и во всем мире пока еще не очень много, и поэтому вы должны иметь в виду, что ваш опыт очень значим и его тоже будут изучать. Так что делайте так, чтобы вы находились и внутри этого, и снаружи. Смотрите, как все это будет описано – для всех это будет очень полезно.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии