В рамках визита в Республику Башкортостан с 19 по 21 января 2023 года эксперты Центра лечебной педагогики «Особое детство» посетили несколько организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, провели встречу с местными НКО, а также обсудили с представителями власти вопросы образования детей и взрослых с нарушениями развития.
В Башкортостане эксперты ЦЛП «Особое детство» знакомились с работой таких организаций как Серафимовский детский дом-интернат для детей с особенностями развития, Центр содействия семейному воспитанию им. Шагита Худайбердина, Республиканский дом ребенка. Для специалистов Серафимовского детского дома-интерната Председатель Правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова провела семинар по вопросам жизнеустройства воспитанников интерната с учетом основных принципов и подходов вступившего в силу в декабре 2022 года стандарта по развивающему уходу, разработчиком которого выступил ЦЛП.
Поездка состоялась при поддержке проекта ОНФ «Регион заботы» и БФ «Территория счастья».20 января 2022 года состоялась встреча представителей ЦЛП и некоммерческих организаций региона. Эксперты ЦЛП с удовлетворением отметили, что НКО-сектор республики активно развивается не только в таких крупных городах, как Уфа, но и в отдаленных частях региона, а услуги, оказываемые организациями населению, очень разнообразны и направлены на помощь различным группам благополучателей: семьям с детьми, нуждающимися в услугах ранней помощи, взрослым инвалидам, испытывающим потребность в трудовой реабилитации, занятости и социализации.
В тот же день, 20 января, прошла стратегическая сессия с участием представителей профильных министерств республики и общественных организаций. Главной целью стратегической сессии стала совместная разработка предложений по развитию и повышению качества жизни воспитанников Серафимовского детского дома-интерната.
Завершился день проведением ключевого мероприятия – Межведомственного совещания по вопросам доступности образования для детей с ТМНР. Эксперты обсудили основные проблемы, которые мешают детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) включаться в образовательное пространство и получать качественное образование.
В сессии приняли участие:
- Уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова,
- Председатель Правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова,
- заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Юлия Сачко,
- руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Андрей Царев,
- заместитель министра образования и науки Башкортостана Альфия Галиева
и другие.
Участники встречи отметили, что вне зависимости от степени тяжести заболеваний и интеллектуального развития дети должны получать образование, которое улучшит их жизнь в будущем. По мнению экспертов, для качественного образования детей с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями развития важна непрерывность, в том числе вовремя оказанная ранняя помощь, место получения образования и достаточное количество квалифицированных педагогов, понимающих их особые образовательные потребности.
Мария Львова-Белова обратила внимание на недостаточный уровень охвата качественным образованием детей с нарушениями развития, проживающих в стационарных учреждениях. По ее словам, сегодня более половины подопечных домов-интернатов лишены возможности обучаться вне стен интернатов, что плохо отражается на уровне образования. «Необходим постоянный контроль и регулярные проверки. Есть случаи, когда дети в домах-интернатах обучаются формально, иногда в тех же помещениях, где спят и едят».
Анна Битова подвела итого мониторинга региональных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и продемонстрировала ту же проблему на примере Серафимовского детского-дома интерната для умственно отсталых детей: «Практически все двести воспитанников обучаются «на дому» (в интернате) и на сегодня в нем отсутствуют условия для обучения, учителей недостаточно, они проводят уроки в основном спальнях и количество занятий не соответствуют каким-либо действующим нормам». Необходимо задействовать все ближайшие школы, даже, если интернат находится в удаленном месте».
Для реализации права на образование детей, которые ранее считались необучаемыми, разработаны Федеральные государственные стандарты (ФГОС) и адаптированные общеобразовательные программы. Созданы организационно-методические условия и специальные индивидуальные образовательные программы развития (СИПР). Андрей Царев обратил внимание на важность учета всех особенностей и возможностей развития ребенка при составлении СИПР: «СИПР должен стать рабочим инструментом педагога. Нужно нормативно-правовым образом утвердить инструменты, которые бы снимали барьеры, мешающие индивидуализации».
«Процесс внедрения детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения происходит медленно, но развивается», – сообщила Юлия Сачко. 16 декабря 2022 г. утвержден комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям. Новый Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» регламентирует, что все примерные образовательные программы становятся обязательными. В настоящее время утверждены адаптированные образовательные программы дошкольного и начального общего образования для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья.
Выполнено за счет гранта БФ «Вклад в будущее» в рамках проекта «Создание научно-методического центра на базе ЦЛП».
Добавить комментарий