Трансформация интернатов: основной фронт – преодоление «закрытости»

Мы убеждены, что под влиянием изменений жизни в стране и различных общественных процессов система интернатов – детских и взрослых – неизбежно будет меняться. Но происходит это гораздо медленнее, чем хотелось бы. Поэтому мы решили обсудить, как можно было бы катализировать изменение интернатов в их нынешнем виде – нацеленных на сегрегацию, с «конфликтом интересов», заинтересованностью в сохранении и заполнении койко-мест и пр.

Не секрет, что степень закрытости российских интернатов (ДДИ и ПНИ) выше, чем мест заключения. Общеизвестно, что закрытость – крайне опасна для любого социального института. В закрытых сообществах происходят самые страшные преступления; им в принципе свойственны дедовщина и насилие, при поддержке персонала передающиеся «по наследству» – от старших к младшим.

Очень важно при этом, что в закрытых зонах абсолютно неэффективны традиционные формы контроля, в том числе и общественный. Персонал в таких местах вполне «профессионально» работает с комиссиями: бумаги, улыбки, одевание на время проверки… Контролерам невозможно даже представить себе, как все происходит в их отсутствии. А проживающие – и дети, и взрослые – боятся жаловаться мимолетным проверяющим, поскольку хорошо знают, какой ужас их ожидает потом.

Конечно, для кардинального преодоления этой «закрытости» необходимо изменение законов и последующая серьезная работа по их введению в жизнь. Этот процесс идет, но  небыстро… А «вскрывать» интернаты нужно «уже вчера» – в них страдают многие десятки тысяч детей и взрослых; над сотнями тысяч семей висит в перспективе дамоклов меч интерната. Какие же реальные шаги могли бы уже работать на «открывание» интернатов? 

Все понимают, что необходимо контролировать соблюдение основополагающих прав детей и взрослых, живущих в интернатах, качество их жизни и оказываемых услуг. Парадоксальность ситуации состоит в том, что основным контролером выступает тот, от кого исходят основные нарушения в этой сфере: интернат является одновременно заказчиком (как опекун – законный представитель) и исполнителем услуг, и тем самым контролирует сам себя. Закрытость интернатов – прямое следствие этой странной ситуации.

Существует ряд мер, которые довольно быстро поставили бы эту ситуацию «с головы на ноги». Если даже просто разнести заказ и исполнение услуг – нормальный внешний контроль значительно облегчится. С этим вполне могли бы справиться региональные власти, не дожидаясь общего изменения законодательства.

Для этого социальное обслуживание в интернатах уже сейчас надо ограничить лишь предоставлением крова, питания и жизнеобеспечения с необходимым сопровождением, способствующим формированию надежных привязанностей. Их предназначение – обеспечивать нормальный микросоциум семейного типа, а также возможность расширения социума за пределы интерната. Такой ограниченный, с очевидными результатами, набор социальных услуг и качество их предоставления и должны контролироваться. А все остальные услуги, которые можно отделить от интернатов, необходимо для организации нормального контроля вывести наружу. Они должны оказываться внешним, независимым от интерната образом. Как это могло бы выглядеть на практике?

1. Медицинское обслуживание должна осуществлять медицинская организация извне – тогда точно будет понятно, кто отвечает за здоровье проживающих и с кого – при необходимости – можно спросить. А сотрудники интерната обязаны лишь выполнять медицинские рекомендации и обращаться к врачам извне, если их что-то тревожит в состоянии проживающего – как это происходит в обычной семье. Человек (что естественно!) не должен постоянно жить в «больничных» условиях. Из этого следует, что находиться интернаты могут только там, где неподалеку есть необходимая внешняя медицинская инфраструктура.

Необходимость выведения «медицины» наружу вызвана повсеместной для интернатов практикой использования лекарственных препаратов, мягко говоря, «не по назначению». Так, детям в ДДИ часто вводят «успокоительные» средства, чтобы не мешали неудобной воспитателям активностью. Во всех интернатах используют психотропные не вследствие состояния человека, а за «строптивое» поведение. Следствие – непоправимый вред здоровью и социальной адаптации. Сейчас такие «ошибки» можно списать на «подбор терапии». Если же терапию будет подбирать и назначать внешняя медицинская организация, а сотрудники интерната будут обязаны лишь выполнять рекомендации, то без изменения рекомендаций врача они не смогут менять терапию. Невыполнение медицинских рекомендаций, да еще с причинением тяжкого вреда здоровью, квалифицируется как преступление (а не экспертная ошибка) и влечет за собой уже уголовную ответственность. Если бы лечебные рекомендации давала обычная медицинская организация, с которой интернат связан по договору, – ситуацию с назначением и приемом лекарств проконтролировать было бы гораздо легче.

2. Инструментальный контроль за применением лекарств. Поскольку применение лекарственных средств в карательных целях слишком широко распространено в интернатах, – одних лишь мер вынесения медицинского обслуживания наружу на первых порах будет недостаточно. Несанкционированное (зачастую – без записей в карте) и не мотивированное состоянием человека медицинское вмешательство при нынешних контролирующих процедурах, несмотря на очевидную для экспертов клиническую картину, доказать невозможно. Поэтому контролирующая инстанция должна иметь полномочия оперативно сделать в таких случаях необходимые анализы, которые покажут, какие средства давали недавно, а также – какие дают регулярно.

3. Хотя «необучаемость» уже давно вне закона и опекуны, как и родители, обязаны организовать обучение ребенка, – в интернатах процветает практика бумажной имитации  образовательного процесса. Поэтому образование должно осуществляться вне интерната – в близлежащих образовательных организациях. Реальные показания для «надомного» обучения – крайне редки и связаны лишь с повышенной опасностью для ребенка какой-либо инфекции, но никак не с возможностью самостоятельного передвижения. Это важно еще и потому, что в детском и юношеском возрасте образование является основным способом социализации ребенка. Из этого, в частности, следует, что все интернаты должны быть перенесены в такие места, где существует необходимая для их контингента образовательная инфраструктура.

4. Работать проживающие должны за пределами интерната, при необходимости – на сопровождаемых рабочих местах. В противном случае они не смогут освоить макросоциум, поскольку для взрослых основным способом социализации и личной самореализации является труд на благо общества со всеми сопутствующими правами и ответственностью. За организацию трудоустройства проживающих должно отвечать специализированное подразделение в местном органе труда и занятости.

5. Устройство в семью детей, живущих в интернатах, должен организовывать орган опеки, сам либо в лице специально для этого созданных центров семейного устройства: эта функция не должна быть на интернатах, пока они заинтересованы в обратном процессе – сохранении и заполнении койко-мест.

6. Ответственность за организацию сопровождения самостоятельного проживания выпускников интерната должна лежать на службе, не зависимой от интерната. При этом сам интернат необходимо максимально вовлекать в такое сопровождение.

При осуществлении такого комплекса мер государственный контроль в основном сможет осуществляться в традиционных формах: качество образования и медицинского обслуживания во «внешних» школах, детсадах, поликлиниках будут контролировать в рамках своих полномочий службы лицензирования и аккредитации; качество работы и трудоустройства – служба занятости. Все эти формы контроля отработаны в разных ведомствах, не привязаны к интернатам и осуществляются в открытом режиме. Это существенно облегчит контроль за качеством основных сторон жизни подопечных, в том числе и общественный. А у самих жителей интернатов появится опыт преодоления изоляции, и тогда происходящее в «закрытой» зоне станет все труднее и труднее скрывать. Доподлинно будет известно, кто и где учится, работает, возникнет реальная связь с представителями «воли» – и все основные стороны жизни человека в интернате станут намного более прозрачными для всех видов контроля.

Категория:

Комментарии

  • Игорь Петренко. 15:31, 09.06.2014.

    Практически идеальная "столичная модель". В "остальной России", где интернаты с глаз долой задвинуты в самую глушь подальше от областного центра, - это утопия. У нас, например, находится 100 тяжелобольных детей, для которых простая погрузка в автобус может стать последней, и представить, что их нужно практически ежедневно таскать в районную больницу - невозможно. Добавьте еще к этому ужасную загруженность и недоукомплектованность персонала ЦРБ, отсутствие у нас бензина, "дышащий на ладан" транспорт, жуткую нехватку персонала у нас. Те же проблемы будут и со взаимоотношением с коррекционной школой. Идея, конечно неплоха и трудно с ней спорить в принципе, тем более, что этот тренд в гос. политике уже явно обозначен и реформирование детских учреждений вовсю идет. Боюсь, однако, что при такой децентрализации ответственности за ребенка-сироту будет масса "отвечающих за пуговицы", а "костюма" в руках опекуна (детского дома) вообще не останется.

    Ссылка
  • Iral. 14:11, 13.06.2014.

    Игорь, спасибо за отклик!
    В одном из тезисов мы написали, что все интернаты должны быть перенесены из тьмутаракани в такие места, где существует необходимая инфраструктура (образовательная, социальная, медицинская). Тогда не придется «грузить в автобусы 100 тяжелобольных детей»: если ребенок в таком состоянии, что не может выйти из дому – врач или реабилитолог приходит к нему домой. Именно так устроено в семье, по ней и надо все поверять.

    Нехватка персонала будет становиться все менее острой, если ДДИ будут расположены в доступности для волонтеров и допустят, наконец, волонтеров внутрь… Поэтому нехватка – искусственная: сотрудники реально работают на нескольких ставках, а тех, кто хочет помочь детям извне, к детям не пускают.

    И разве в семье родитель (или усыновитель, опекун) сам занимается реабилитацией, образованием, медициной? Он их лишь организовывает, ответственность с него не снимается. И ДДИ как опекун обязан то же самое делать в соответствии с Семейным кодексом: «заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка», «заботиться об их обучении и воспитании» (закон «Об опеке и попечительстве»). Так что «костюм» никуда не девается! Наоборот – облегчается реализация обязанностей опекуна!

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии