Как избежать конфликта интересов при заключении договора о соцуслугах с недееспособным человеком, живущим в ПНИ?

Приказом Минтруда России от 30.03.2020 № 157н внесены изменения в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940н. В частности, согласно измененным Правилам, договор о предоставлении социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, признанному недееспособным, которому не назначен опекун в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве и обязанности опекуна которого исполняет организация социального обслуживания (то есть интернат), заключается между организацией социального обслуживания и органом опеки и попечительства по месту жительства этого получателя социальных услуг. Проще говоря: интернат не может заключать договор со своими подопечными, это делает орган опеки и попечительства.

Почему нельзя, чтобы договор о предоставлении социальных услуг с недееспособным гражданином заключал интернат, который исполняет обязанности его опекуна, объясняет юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

«Статья 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» предусматривает, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.

В соответствии с п 2 ст 29, п 2 ст 32 Гражданского кодекса от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Аналогичные нормы содержатся в ч 2 ст 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Тем самым при помещении недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина под надзор в организацию социального обслуживания между этой организацией и законным представителем (опекуном) недееспособного гражданина подлежит заключению договор о предоставлении социальных услуг.

В силу п. 3 ст. 37 Гражданского кодекса опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Недееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (ст. 35 Гражданского кодекса).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса представитель (в данном случае опекун) не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом. В федеральных законах отсутствуют специальные нормы о том, что организации социального обслуживания, на которые возложено исполнение обязанностей опекунов недееспособных граждан, помещенных в них под надзор, могут представлять своих подопечных при заключении договоров о предоставлении социальных услуг.

Организация социального обслуживания, исполняющая обязанности опекуна недееспособного гражданина, помещенного в нее под надзор, исполняет обязанности его законного представителя и не может от его имени совершать сделки в отношении самой этой организации, так как это противоречит п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса.

В соответствии с п 8 ч 1 ст 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных.

Таким образом законные интересы подопечного при заключении договора о предоставлении социальных услуг с организацией социального обслуживания, исполняющей обязанности опекуна, уполномочен представлять орган опеки и попечительства.

Рекомендуется при помещении недееспособного подопечного под надзор в стационарную организацию социального обслуживания в акте органа опеки и попечительства указывать, что в силу запрета представителя совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично (п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса), а также п. 8 ч 1 ст 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» законные интересы подопечного при заключении, изменении и расторжении договора о предоставлении ему социальных услуг со стационарной организацией социального обслуживания, в которую подопечный помещается под надзор и на которую возлагается исполнения обязанностей опекуна, представляет орган опеки или попечительства.

Отдельно следует указать, что исполнение обязанностей по оплате социальных услуг в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг обеспечивает стационарная организация социального обслуживания как законный представитель подопечного.

В договоре о предоставлении социальных услуг следует указывать, что от имени подопечного договор заключает и выступает Заказчиком орган опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства. Стационарная организация социального обслуживания выступает в договоре и Исполнителем социальных услуг, и исполнителем обязанностей опекуна подопечного – его законным представителем на основании акта органа опеки и попечительства. Исполнение обязанностей по оплате социальных услуг за счет средств подопечного возлагается на стационарную организацию социального обслуживания как законного представителя подопечного.

В соответствии со статьей 7, 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Также орган опеки и попечительства проверяет условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнение опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя; 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя; 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя (Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927). В рамках таких проверок следует проверять надлежащее исполнение договора о предоставлении социальных услуг».

Добавим, что пока остается неясным, как орган опеки сможет контролировать качество услуг, оказанных сотням тысяч подопечных, чьи интересы он представляет в договоре... Впрочем, хуже, чем нынешняя ситуация, когда ПНИ в одном лице является заказчиком (от имени подопечного), исполнителем и контролером собственных услуг, – конечно, быть не может. И хотя предложенное юристами правовой группы ЦЛП изменение, по крайней мере, вводит ситуацию в правовое поле, – на практике оно весьма формальное. Реальным решением в этой ситуации могло бы стать распределение опеки: если бы у недееспособного человека, живущего в ПНИ, появился бы внешний опекун (физическое лицо или НКО), именно он мог бы заключать договор о предоставлении социальных услуг с интернатом, который эти услуги предоставляет, и контролировать их качество. Но это возможно только в случае принятия полноценной версии законопроекта о распределенной опеке.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии