Законопроект о распределенной опеке, за принятие которого уже долгое время бьются социально ориентированные НКО, – что конкретно он даст родителям детей и взрослых людей с особенностями развития? Разъясняем подробно. Итак:
1. Официально направить в орган опеки и попечительства заявление о том, какой человек, один или несколько вместе, либо какая организация (организации) должны стать опекуном[1] (опекунами) ребенка, если в будущем по любой причине встанет вопрос об установлении над ним опеки. Орган опеки и попечительства обязан назначить этих лиц опекунами, если только для этого нет серьезных препятствий.
2. Разделить обязанности по опеке в отдельных областях жизни подопечного (образование, реабилитация, труд, досуг и пр.) между несколькими родственниками или друзьями, если никто из них не готов взять на себя обязанности опекуна целиком.
3. Осуществлять опеку совместно гражданину и НКО, например, если гражданин – потенциальный преемник действующего опекуна – не готов полностью взять на себя опеку, но готов быть опекуном совместно с НКО-опекуном, которому родитель доверяет, обеспечив тем самым подопечному возможность продолжать жить в привычных домашних условиях. Разделение опекунских обязанностей между несколькими лицами снижает и риски злоупотреблений.
4. Остаться опекуном (единственным или наряду с интернатом) в том случае, если придется отдать подопечного в интернат. Тогда подопечный будет получать социальные услуги в интернате, а родитель сможет контролировать соблюдение его прав в интернате и помогать в их реализации, в том числе при оказании интернатом социальных услуг, а также прав на дополнительную медицинскую помощь, образование, оздоровительный отдых, реабилитацию (абилитацию), труд и досуг за пределами интерната. Родитель не будет связан «доброй волей» директора интерната и будет иметь право участвовать в жизни ребенка в том объеме, в котором это необходимо, сохранит контроль за расходованием его средств и использованием имущества.
5. Полностью или частично передать опеку НКО, которой он доверяет, если не может осуществлять опекунские функции в силу возраста или здоровья. Это позволит сохранить проживание подопечного дома, в привычных условиях. НКО-опекун может организовать уход за подопечным на дому своими силами или привлечь к этому граждан и организации, предоставляющих необходимые услуги, будет представлять подопечного при реализации его прав, в том числе – на медицинскую помощь, реабилитацию (абилитацию), образование, оздоровительный отдых, труд, а судебную защиту и др.
6. Опекун, в том числе представитель НКО-опекуна, может навещать и общаться наедине с человеком, если он оказался в психиатрической больнице, и администрация больницы не может помешать этому.
Почему решение этих задач невозможно без принятия закона?
Первое и главное, что вводит закон, – это возможность выступать опекунами тем НКО, в которых сам гражданин не проживает. Действующий закон допускает возможность для организации быть опекуном – но только для такой, в которой гражданин сам живет и которая осуществляет за ним надзор (то есть только для интерната, больницы или подобной организации). Поэтому сейчас никакая организация, ни государственная, ни частная, не может быть опекуном человека, который живет дома, и не может быть опекуном совместно с родственниками человека, который живет дома. НКО может оказывать любую помощь и поддержку, но как только человек остается без опекуна, он должен быть помещен в ПНИ, потому что опекун у недееспособного должен быть назначен обязательно, а никого другого, кроме ПНИ, назначить нельзя. А ПНИ не может быть опекуном человека, живущего дома, даже если очень этого хочет.
Поэтому, пока не принят этот закон, можно сколько угодно развивать любые квартиры и подобные места для сопровождаемого проживания, любые государственные и негосударственные помогающие организации, нанимать любых специалистов, педагогов, собирать любое имущества для человека – но как только он останется без опекуна, он немедленно попадет в ПНИ. Причем, даже если он в настоящий момент дееспособен, – в любой момент по инициативе государства может быть поставлен вопрос о лишении или ограничении дееспособности, и если у человека есть трудности с выражением своего мнения, то никакие государственные и частные организации не смогут ему помочь, поскольку они не являются его представителями.
Второе – это изменение порядка совместного осуществления опеки. Осуществление опеки несколькими лицами совместно допускается и сейчас (правда только гражданами, не организациями), но это правило практически не работает, потому что сейчас почти нет указаний в законе, зачем это нужно и как это осуществлять практически. Соответственно, ни органы опеки и попечительства, ни сами родственники и друзья человека не могут это организовать. В законопроекте подробно написано, каким образом несколько лиц, в том числе организаций, могут осуществлять опеку вместе, поэтому принятие законопроекта откроет таким моделям путь.
Почему законопроект не принимается?
Основное возражение, которое озвучивается, – опасно доверять НКО опеку над людьми, существуют риски возможных злоупотреблений.
Поэтому очень важно доказать, что есть НКО, которым родители доверяют. И наоборот – что родители и семьи видят куда больше самых разных рисков, в том числе злоупотреблений, при перемещении человека из семьи в ПНИ, в том числе и рисков имущественных злоупотреблений со стороны представителей их администрации. А также важно показать, что многие семьи сознательно не лишают человека дееспособности, чтобы избежать помещения человека в ПНИ. И это как раз потенциально создает очень серьезные риски, которых можно избежать, если дать возможность семьям доверить опеку тем НКО, в том числе, совместно с другими гражданами, которые они считают надежными.
[1] То, что сказано про опеку и опекунов, относится и к попечительству и попечителям граждан, ограниченных в дееспособности.
Добавить комментарий