Доброго времени суток! У ребёнка ЗПРР с аутичными чертами (прошли ПМПК год назад), в рекомендации был прописан ассистент и особые условия. Мне не разрешили сопровождать сына, объясняя это тем, что необходимо вводить ставку для этой должности и официально трудоустраиваться, а денег на выделение ставки нет, несмотря на то, что я просила просто без зарплаты и ставки, т.к. у меня есть работа и 1,6 года мне ещё пребывать в отпуску по уходу за вторым малышом. Прошёл год и мне в декабре выходить на работу, но это невозможно, т.к. сын не кушает в саду совсем и не спит, и забираю я его в 12:00. Снова я пошла в Управление дошкольного образования, чтоб на основании заключения мне выделили ставку, и я готова официально работать ассистентом. Теперь мне сказали, что ассистент - это должность для родителя, ставка на неё не выделяется: "Хотите ходите с сыном, но бесплатно! Вот напишет вам ПМПК тьютора, тогда будем решать, но курсы тьюторов у нас на этот год окончены и будут только в мае 2019 года, а ПМПК записывает на комиссию только на август-сентябрь и ставки к этому моменту будут сформированы". Прошу прошение за сумбур! Что мне делать?! Действительно ли в детских садах нет оплачиваемой должности "ассистент"? И если есть, то как мне быть?
Тьютор или ассистент
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
В соответствии с действующим законодательством наличие в заключении ПМПК рекомендаций о необходимости ассистента для ребенка является основанием для его предоставления образовательным учреждением.
ПМПК выдает заключение о специальных условиях обучения, воспитания и развития, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 21 Положения о ПМПК, утв. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). Согласно п. 23 Положения, заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей.
Соответствующие рекомендации могут быть прописаны и в индивидуальной программе реабилитации инвалида (если имеется) и также должны быть учтены в детском саду.
Совершенно очевидно, что позиция ассистента не является «должностью для родителя» и тем более не является «бесплатной». Кроме того, специалисты в области развития детей с ОВЗ полагают, что участие мамы в образовательном процессе, даже и дошкольном, скорее неправильно. Следовательно, если ребенок признан нуждающимся в сопровождении, то сопровождающий (в Вашем случае ассистент) должен быть обеспечен из числа сотрудников детского сада.
Конечно, не исключен вариант, что в регионе, где Вы проживаете, имеются проблемы с государственным финансированием выделения отдельной ставки ассистента для ребенка с ОВЗ. Как вариант решения этой проблемы, в Письме Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 говорится о том, что «в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента».
Что касается доводов Управления дошкольного образования о возможности обеспечения учреждения только тьютором, то они не являются правомерными: позиции тьютор и ассистент различаются по функционалу. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов, ретранслирование заданий для ребенка и т.п.), а также в интеграции ребенка с ОВЗ в социальную среду и его адаптацию. Должность тьютора относится к четвертому (самому высокому) квалификационному уровню.
Должность ассистента предполагает оказание в большей степени технической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (помощь в одевании/раздевании, передвижении, кормлении и т.п.).
В любом случае при отказе в обеспечении функций ассистента для Вашего ребенка я бы рекомендовала обратиться с жалобой в Министерство просвещения РФ, заполнив электронную форму по ссылке https://open.edu.gov.ru/letters/send/. С 13 августа 2018 года данное Министерство является правопреемником Министерства образования и науки РФ в части дошкольного образования.
В жалобе постарайтесь, с одной стороны, кратко, с другой – максимально информативно изложить обстоятельства дела, прикрепив соответствующие документы (при необходимости Вам нужно получить письменный отказ управления образования от предоставления ставки). Желаю удачи!