Страницы:
1
2 |
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | Мы, например, уже несколько месяцев учимся лежать на вытянутой руке и пока, без
моей поддержки это не получается ... причина, наверняка есть, а понять ее я не могу.
Сын на боку может полежать самостоятельно, но голова при этом не на руке, а чуть
запрокинута назад, а рука (та, что снизу), как бы под углом 90 гр., вытянута перед ним,
в общем как и та, что сверху.
Есть ли у нас прогресс? - по первости он вообще ни секунды не хотел лежать на руке,
все норовил вырваться и откинуть голову назад, сейчас с моей поддержкой под
голову и прибаутками, может, но не долго, пока не надоест.
Что то может ему мешать в плечевом поясе? и как это определить? | Давайте для начала обратим внимание, что вытянутая вверх рука не
самоцель, а "вспомогательное средство".
Обладающее рядом достоинств, но можно попробовать и без него обойтись.
Хотя конечно такая проблема сама по себе требует проработки, но про это -- потом.
"Это "вспомогательное средство" хорошо тем, что:
-- обеспечивает отличную дополнительную сенсорную опору для контроля положения
головы через ощущения в пассивной руке от елозящей по ней головы.
-- Отсутствие опоры на руку напрямую призывает к действию мышцы корпуса. И
скручивающие, и сгибатели-разгибатели.
Так что подложите человеку подушку под голову и попробуйте, вдруг такая ситуация
окажется вполне рабочей.
Теперь как разобраться с тем, что же мешает.
Нужно выстроить ситуацию, в которой плечевой сустав освободится и посмотреть три
объема движения.
Какая позиция вам подойдет мне не угадать, поэтому опишу технологию для
простейшей.
Положите ребенка на спину, несколько на бок, на достаточно (но не совсем!) жесткую
поверхность, скажем на ковер на полу.
Прихватите плечевой сустав одноименной рукой так, чтобы Ваш большой палец
контролировал наружный край лопатки, а другие -- верхний.
Прижмите лопатку к полу.
Теперь посмотрите каков объем движения в плечевом суставе.
Функционально достаточный -- около 90 градусов. У детей он часто несколько больше.
Точно сказать нельзя, зависит от ... .
Теперь дайте лопатке двигаться, но не давайте ключице подниматься и опять
подвигайте рукой.
Осталось посмотреть объем с подъемом ключицы. Это даст Вам полное удлинение
грудных мышц.
Таким образом Вы сможете разобраться "кто виноват". Какая/ие из мышц держат.
Могут быть и контрактуры и спастика и просто тонус высокий и синергии. В общем по
всякому бывает. Но может быть и все хорошо в контрольном положении, но в нашем
рабочем запускаются некие синергии.
Например может быть связь с глазодвигательными мышцами и ребенок вынужден
удерживать руки в этом положении чтобы они смотреть не мешали.
Методом проб и ошибок оцениваем что с чем связано, берем на заметку, строим
коррекционную программу.
Если несмотря на помеху человек научился держать задачу "пока не надоест", то это
само по себе очень ценный навык, потому как зачастую только опираясь на него и
можно отыграть некоторые виды тонусов, так что вы время зря не потеряли, он вам еще
пригодится.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | Вот бы нам такой семинар (как Вы профиннов писали) с Вашими лекциями организовать,
нет таких идей у ЦЛП? Эта идея правильная. Логика вполне очевидная: дети сложные и
болявые, на занятия каждый день не навозишся, с некоторыми надо заниматься целый
день по нескольку подходов. А так семинар, индивидуальные консультации и по домам
на пару месяцев работы, а потом снова. | Я тоже думаю что это
правильная идея и давно. Такой семинар я вполне безуспешно пытался организовать
лет 25 назад.
Ну и затих потихоньку.
Можно опять попробовать если найдется орг. поддержка и желающие поучаствовать.
По хорошему нужен ведь не только "моторист". Нужен и педагог и игротерапевт и
нейропсихолог.
Нужен и "массовик-затейник" по организации такого "временного трудового
коллектива".
Иначе будет хаос для детей очень плохо переносимый.
Для меня в нем представляется крайне важной возможность для родителей
"подержаться" за других детей, которая очень нужна не только им, но и детям.
Для того, чтобы такая схема могла работать надо высвободить внимание родителей,
что мне казалось возможным сделать за счет занятия в "два прохода". Подсадив к
мамам по второму ребенку + пару свободных рук на подхвате.
В общем все это нужно продумывать, обсуждать, готовить.
Пока понятно, что альтернативы такой схеме практически нет.
Индивидуальные консультации и обучающие занятия, которые мы проводим для тех кто
может добираться только иногда, ее не заменяют.
Реально первые разговоры на тему могут состояться не раньше конца августа, когда
у нас начнется "открытие сезона". Попробую.
Пока вот, сделал впрок страничку на сайте. Присылайте гугловый аккаунт в личку, возьму в
соавторы, обсудим.
начальство, как известно, не любит голые идеи ... .
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
Что то может ему мешать в плечевом поясе? и как это определить? [/rquote] Давайте для
начала обратим внимание, что вытянутая вверх рука не самоцель, а "вспомогательное
средство".
Обладающее рядом достоинств, но можно попробовать и без него обойтись.
Хотя конечно такая проблема сама по себе требует проработки, но про это -- потом.
"Это "вспомогательное средство" хорошо тем, что:
-- обеспечивает отличную дополнительную сенсорную опору для контроля положения
головы через ощущения в пассивной руке от елозящей по ней головы.
-- Отсутствие опоры на руку напрямую призывает к действию мышцы корпуса. И
скручивающие, и сгибатели-разгибатели.
Так что подложите человеку подушку под голову и попробуйте, вдруг такая ситуация
окажется вполне рабочей.
|
подушку положить на вытянутую руку. Если нет, то в каком положении должна быть
нижняя рука? Кстати, рука вытянута вверх ладошкой вниз или вверх?
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
Теперь как разобраться с тем, что же мешает.
Нужно выстроить ситуацию, в которой плечевой сустав освободится и посмотреть три
объема движения.
Какая позиция вам подойдет мне не угадать, поэтому опишу технологию для
простейшей.
Положите ребенка на спину, несколько на бок, на достаточно (но не совсем!) жесткую
поверхность, скажем на ковер на полу.
Прихватите плечевой сустав одноименной рукой так, чтобы Ваш большой палец
контролировал наружный край лопатки, а другие -- верхний.
Прижмите лопатку к полу.
Теперь посмотрите каков объем движения в плечевом суставе.
Функционально достаточный -- около 90 градусов. У детей он часто несколько больше.
Точно сказать нельзя, зависит от ... .
Теперь дайте лопатке двигаться, но не давайте ключице подниматься и опять
подвигайте рукой.
Осталось посмотреть объем с подъемом ключицы. Это даст Вам полное удлинение
грудных мышц.
Таким образом Вы сможете разобраться "кто виноват". Какая/ие из мышц держат.
|
чувствую себя двоечницой, но все же:
1) по первой позиции: прижали лопатку, зафиксировали ключицу - из какого в какое
положение вращать\поднимать руку ребенка, что бы понять %. Поднимать из положения
"по швам" в вверх, в бок и.т.д.???
2) здесь тоже можно попросить написать ну самым примитивным языком - из какого
положения и куда, т.е. какие движения\сгибания должны выполнять руки,
3) тоже самое
Заранее спасибо!
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
У вас в голове должен быть некий контрольный список: что и куда может и/или
пытается "съезжать".
Под этот список надо иметь и способы контроля состояния и выстроенную систему мер
противодействия.
Такая система всегда трудно выстраивается, но выстроенная оказывается не так уж
и сложной в поддержании и требует часто на удивление немного времени и сил.
И она нужна не только для борьбы, например, с развитием контрактур, но часто
оказывается и важной опорой получения положительной динамики.
Проблема в том, что такого рода система индивидуальна.
Было бы наверно и интересно и полезно сформулировать общую логику построения
такого рода конструкций но есть основания подозревать что это будет читаться как
чистая заумь, без дли-и-иного предварительного вводного курса, которого ведь тоже
нет.
|
Все так, все индивидуально. Но наверняка можно сформулировать десяток другой
основных упражнений\телои суставодвижений которые были бы универсально
необходимы всем ДЦПшкам и не только им.
Не помню уже ГДЕ, но читала, что Вы не жалуете растяжки, укладки и классическое ЛФК
(может не полностью, а частично). Я, например, ничего другого, кроме классического
ЛФК не знаю, так как прочитала несколько книг с картинками. Нам, наппример, не
ставят ДЦП, хотя мы не держим голову, не сидим и .т.д. Проф. массаж не рекоммендуют
из-за наличия эпи. Вот я и пытаюсь сохранить подвижность суставов ребенка и объем
их движений, сохранить минимальную, но наличествующую опору на ножки и т.д.. по
средствам самых простых ЛФКшных движений. Чувствую, что надо снова возобновлять
укладки. Хотелось бы узнать Ваше мнение, что можно\нужно\нельзя делать в этой
ситуации?
Зарание спасибо!
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
Я тоже думаю что это правильная идея и давно. Такой семинар я вполне безуспешно
пытался организовать лет 25 назад.
Ну и затих потихоньку.
Можно опять попробовать если найдется орг. поддержка и желающие поучаствовать.
По хорошему нужен ведь не только "моторист". Нужен и педагог и игротерапевт и
нейропсихолог.
Нужен и "массовик-затейник" по организации такого "временного трудового
коллектива".
Иначе будет хаос для детей очень плохо переносимый.
Для меня в нем представляется крайне важной возможность для родителей
"подержаться" за других детей, которая очень нужна не только им, но и детям.
Для того, чтобы такая схема могла работать надо высвободить внимание родителей,
что мне казалось возможным сделать за счет занятия в "два прохода". Подсадив к
мамам по второму ребенку + пару свободных рук на подхвате.
В общем все это нужно продумывать, обсуждать, готовить.
Пока понятно, что альтернативы такой схеме практически нет.
Индивидуальные консультации и обучающие занятия, которые мы проводим для тех кто
может добираться только иногда, ее не заменяют.
Реально первые разговоры на тему могут состояться не раньше конца августа, когда
у нас начнется "открытие сезона". Попробую.
Пока вот, сделал впрок страничку на сайте. Присылайте гугловый аккаунт в личку, возьму в
соавторы, обсудим.
начальство, как известно, не любит голые идеи ... .
|
А Вы сейчас закрыты?
Я полагала, что как раз имеющаяся база ЦЛП могла бы стать идеальной площадкой для
этой цели. Создавать новове всегда тяжелее, чем привлекать имеющееся. Для Вас это
могло бы стать новой формой работы, увеличило бы объем предоставляемой помощи и
охват больных детишек. Может под такую программу можно грант получить?
Ясно, что семинары проводить не бесплатно, но при разумной цене, думаю можно будет
найти желающих. Но, Вы правы, это зависит от руководства и его целей.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | подушку положить на вытянутую руку. Если нет, то в каком положении должна быть
нижняя рука? Кстати, рука вытянута вверх ладошкой вниз или вверх? |
"Нижнюю руку" (извините, не могу без кавычек такое писать, хихикать начинаю)
пристройте в положение в котором ребенок лучше всего сбалансирован в
передне-заднем направлении. Это будет то положение, в котором натяжение плеча его
никуда не складывает.
Забыл написать про еще одно замечательное свойство "нижней руки" -- голова с нее
скатывается.
На подушке получается противоположное сочетание напряжений сгибания и
скручивания.
На руке сгибаясь или разгибаясь приходится удерживать голову от поворота, а на
подушке поворот головы -- активное усилие.
Так что все может иначе работать, но попробуете -- увидите.
Конечно никто не запрещает и руку под подушку попробовать положить, но пока ее
осевое положение вызывает непонятные трудности наверно не стоит пытаться его
"пробивать".
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Подозреваю, что это нормальное самоощущение здорового человека.
Конечно надо стараться чтоб было за что себе сказать: "Ай да Пушкин!", но часто ведь
ни у кого не получается ... .
Если серьезно: освоение движения по тексту -- отчаянно трудное дело.
Получается только если Вы сфантазировали что-то от текста, попробовали, оценили
что получается, сравнили с определителями из текста, попробовали придумать
другой вариант, и так кругами, пока у Вас не сложится самостоятельное
представление о том, что Вы делаете.
Текст не может передавать движение.
Вообще.
Описать можно только некие ключевые ограничители движения.
Движение всегда контекстно. Описание никогда не бывает про Вас и Вашу ситуацию.
Если Вы что-то делаете, то это Ваше движение в Вашей ситуации.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | 1) по первой позиции: прижали лопатку, зафиксировали ключицу - из какого в какое
положение вращать\поднимать руку ребенка, что бы понять %. Поднимать из положения
"по швам" в вверх, в бок и.т.д.???
|
Извините, здесь вкралась проф. феня -- "объем". Это значит от края и до края, в данном
случае, 90 градусов.
И сгибания-разгибания и отведения-приведения.
Поворотов я не касался.
Пробуешь всегда по разному, надо постараться отследить как плечо себя ведет в
зависимости, или независимости, от всех возможных факторов.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко |
2) здесь тоже можно попросить написать ну самым примитивным языком - из какого
положения и куда, т.е. какие движения\сгибания должны выполнять руки, |
Если в первом случае мы тестируем в первую очередь мышцы связывающие плечо и и
лопатку, то во втором лопатку и корпус.
Для того, чтобы рука могла вытянуться вверх без подъема лопатки, эту лопатку
должны "отпустить" в поворот ромбовидные мышцы и леватор лопатки.
Если например леватор "тянет", это может вызывать запрокидывание головы при
повороте лопатки, а с сохранением положения головы лопатка может не "идти".
Здесь функциональный минимум -- вертикальное плечо.
Здесь движение ограничивают грудные мышцы.
Желательно уметь доставать плечом до остающейся на оси головы.
Все это -- в первом приближении, потому как места прикрепления мышц разбросаны
очень хитро и все норовит влиять на все.
Попробуйте сделать любое движение, а затем несколько повернуть плечо и повторить.
Окажется, что все изменилось.
Поэтому все делаем с наиболее удобным поворотом.
Ротаторы плеча удобнее всего смотреть при горизонтальном положении плеча с
низкой лопаткой.
Согните руку под 90 в локте и придерживая лопатку, которая должна оставаться
неподвижной, поднимите и опустите.
У мелких в большинстве случаев есть запас за 90 (от передне-заднего направления).
Осторожно! Движение может быть сильно ограниченным.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко |
Но наверняка можно сформулировать десяток другой основных упражнений\тело- и
суставо-движений которые были бы универсально необходимы всем ДЦПшкам и не
только им. | Можно наверное, но пользы от него будет раз в 100
меньше чем от данному человеку нужных, да и без вреда для него может не обойтись.
Например в совершенно замечательной секции дзю до, в которой занимался мой сын
отсев был больше 99 из ста.
Нам с Вами отсеивать некого.
Про растяжки и укладки странно про себя такое слышать.
Вроде чуть не всех уговариваю ими заниматься. Вопрос видимо в том как.
А про классическое ЛФК ничего не знаю. Что Вы им называете?
Вы имеете в виду под названием "классическая ЛФК" различного рода "комплексы
упражнений"?
Можно набрать команду ДЦП-ят с однотипными проблемами, скажем со слабостью
наружных ротаторов бедра, и выстроить комплекс занятий для них.
Но на практике окажется, что все они будут делать упражнения с разными ошибками и
сталкиваться в них с различными проблемами.
Ведущий занятия, при достаточной квалификации, либо сможет каждого из них
проводить через эти проблемы, либо выведет кого-то за круг, признав ошибочность
его включения в группу.
Так что они только для неопытного глаза будут делать одни и те же упражнения.
Да, форма будет похожа, но задачи решаемые внутри нее окажутся разными.
При этом дети здорово друг другу помогают в такой группе просто своим
присутствием в процессе.
Так что я вовсе не ярый индивидуалист, просто таково положение вещей.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко |
Нам, например, не ставят ДЦП, хотя мы не держим голову, не сидим и т. д. Проф. массаж
не рекомендуют из-за наличия эпи. Вот я и пытаюсь сохранить подвижность суставов
ребенка и объем их движений, сохранить минимальную, но наличествующую опору на
ножки и т.д.. по средствам самых простых ЛФКшных движений. Чувствую, что надо снова
возобновлять укладки. Хотелось бы узнать Ваше мнение, что можно\нужно\нельзя
делать в этой ситуации? |
А что же вам ставят? Это важно, политики при различных причинностях могут очень
различаться.
Массаж в вашей ситуации правильно не рекомендуют, да и рассчитывать за счет него
поддержать объемы движения не стоит.
Правильно делаете, что стараетесь, представляете как бы Вы себя чувствовали
задумчиво глядя в окно и обдумывая вопросы типа "зачем?" и "почему?"
Может быть и надо делать укладки, мне не угадать.
Нужно иметь под руками хорошего эпилептолога, потому как программу занятий надо
строить при его непосредственном участии или хотя бы с ним согласовывать.
Мы во всяком случае так стараемся делать.
Все остальное пока не понимаю.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да.
Во всяком случае выглядит вполне подходящей и
другого варианта пока не видно.
Да и некому.
Да.
В общем
выглядит вполне переспективным, как и 25 лет назад.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Кажется настал этот обещанный "следующий раз".
Итак, как уже наверно стало понятно, главным "супротивником" в освоении контроля
головы лицом вниз, очень часто, оказывается все то же глобальное разгибание.
Потому как оно и сидя ребенка на спину опрокинет и стоя. (Конечно бывает куча
всяких других картин, например просто глубокая гипотония).
Если глобальному разгибанию нет альтернативы, то у ребенка нет выбора: любая
попытка держать голову включает всю глобальную схему тонусов.
И руки могут "за компанию" "улетать", и глаза ... .
Приходится голову не держать.
Это с некоторого момента становится привычной формой поведения, от которой
приходится потом избавляться активными усилиями, сама она часто не очень-то
забывается.
Даже когда контроль головы, объективно, вполне выстроился, она то и дело "падает"
потому как это привычка, жест, включенный в душевную жизнь и т. д. . Но до этой
проблемы еще надо добраться ... .
Так что же делать?
Вариантов немного.
Во первых надо посмотреть активно ли глобальное разгибание лежа на спине.
(Бывает что очень даже активно, вплоть до того, что положение на спине практически
недоступно.
В этих случаях надо пробовать начинать с различных вариантов "полуэмбриона", а в
некоторых случаях с "эмбриона", но логика остается примерно той же).
Предположим, что не активно.
Занимаемся развитием различных сгибаний. Вместе и поврозь.
Как обычно, произвольность движения оставляем "на потом".
Боремся за то, чтобы у ребенка, пусть с максимальной поддержкой, получилось
посмотреть в сторону ног, соединить руки, согнуть ноги и т. д. и т. п.
Получилось зачем-то.
Это самое зачем-то организовать может быть очень не просто, потому как у ребенок
может и не подозревать о том, что такое бывает и, поэтому он может всячески
защищаться от неосвоенных событий.
Из-за этого приходится внимательно отрабатывать две темы:
- осваивать конечное положение и
- события в этом положении.
Про это я вроде писал, так что здесь останавливаться не буду.
Например нас вполне устроит если удастся наладить игры с коленками на которых
можно нарисовать пару рожиц и разыгрывать целые спектакли.
При этом, поначалу, возможно что и коленки будут удерживаться в нужном месте за
счет укладки и руками ребенка будете двигать Вы и получаться все это будет только
при обеспечении укладкой круглой спины.
Наш интерес -- активная и содержательная жизнь сгибателей.
Опора на такой опыт может здорово помочь раздробить глобальное разгибание.
Мы ведь не только будем удерживать такое, согнутое, положение, но из него вполне по
делу, по сюжету, будут "выпадать" то рука, то нога, то голова.
Конечно в допустимой степени, чтобы их легко было вернуть назад.
Таким образом мы будем поначалу нарабатывать локальный контроль разгибания с
минимизированным его тонусом.
С какого-то момента (а у кого-то и сразу) этим локальным разгибаниям можно будет
оказывать сопротивление, все большее и большее. Но уже и такое, напряженное
локальное разгибание не будет глобализироваться.
Разные, разумеется случаи бывают, но очень во многих занятий сгибанием при ДЦП не
бывает много из-за слабости мышц живота, которые надо гонять, гонять и гонять.
Причем именно не произвольно.
Иначе можно набрать и роскошный культуристский рельеф без всякой пользы: тонусы
не встроятся в обеспечение позы для чего они в первую очередь и нужны.
Продолжение следует.
|
|
Айрис
Заслуженный участник
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: Go ahead!
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | (Бывает что очень даже активно, вплоть до того, что положение на спине практически
недоступно.
В этих случаях надо пробовать начинать с различных вариантов "полуэмбриона", а в
некоторых случаях с "эмбриона", но логика остается примерно той же).
Предположим, что не активно. | Леонид Михайлович! А если оно
активно и усиливается именно в позе на спине?
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Воспользуюсь предлогом и немного поразглагольствую.
С моей точки зрения в занятиях с ДЦП-енком надо стараться одновременно:
-- Бежать вперед по всему фронту имеющихся возможностей, выстраивая условия, в
которых ребенок в данный момент может максимально много, осваивая их вместе с ним
и развивая все, что можно, от таких ситуаций.
В этом отношении занятия с ДЦП-енком ничем не отличаются от занятий с любым
ребенком, кроме того, что условия в которых ДЦП-енок может развиваться могут быть
очень специфичны.
-- Концентрированно нарабатывать силу, скорость и прочие "количества" там где они
дефицитарны в рамках как можно более естественных для ребенка ситуаций.
Чем полнее он может личностно участвовать в такой работе тем она продуктивнее и
переспективнее.
-- Создавать условия для возникновения новых "качеств", функциональных
возможностей "не запускающихся" естественным путем. Это самая сложная часть
занятий.
Эти новые "качества" возникают как побочный продукт при взаимодействии
нескольких имеющихся.
Только в подходящих условиях.
Как правило в виде очень слабых и несамостоятельных проявлений.
Нужно и догадаться из чего их "сделать" и чем "запустить" и дождаться их проявления,
и суметь их поддержать и закрепить.
Только после их некоторой стабилизации начинается, зачастую длинный, путь во
фронт имеющихся возможностей, где они уже будут вплетены в реальные функции и
вместе с ними естественным образом будут развиваются.
Понятно, что проще всего заниматься вторым пунктом -- качать чистые "количества",
но занятие это само по себе крайне мало переспективное потому как не выводит их в
функциональный фронт, отчего они просто не закрепляются.
Тем не менее народ обычно очень упрямо занимается именно этим с ожидаемыми
результатами.
Такое положение дел не только с развитием двигательных возможностей при ДЦП. Оно
повсеместно.
Например, я видел героиню выучившую словарь английского языка, в убеждении что
она таким образом выучит английский.
Но выучила она то, что учила -- словарь английского.
Даже через несколько лет после того как она это проделала, я мог, выбирая
случайные слова в большом словаре, получать правильные ответы.
(Обзавидовался, мне бы такую механическую память).
Ни функциональных качеств, ни тем более реальных функций ниоткуда не возникло,
что и следовало ожидать. Зато память "накачалась" изумительно.
Столь полное, идеальное, разделение развития на составные части конечно можно
видеть не часто, но зато такие случаи показывают, что эти части есть.
В нормальной практике занятий они слиты и изолированно проступают лишь в
эпизодах.
Так какое все это имеет отношение к поставленному вопросу?
В следующий раз попробую объяснить.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Порядок такой:
-- Покой, комфортные условия при достаточно высокой вашей сенсорной активности,
желательно полимодальной: говорите, гладите, чуть шевелите, в общем заполняете
собой пространство ведя себя совершенно предсказуемым образом.
Задача -- добиться согласия ребенка с окружением не требующим никакого от него
реагирования, в том числе управления вниманием.
Конструируете ситуацию для засыпания, но к нему не стремитесь.
Поза -- обычно полуэмбрион.
В зависимости от ... , на спине, животе (на валике из одеяла вдоль тела,
правильного для данного ребенка размера), на боку (возможно с опорой спиной и тем
же валиком впереди).
Внимательно подбираем все углы сгибания, возможно нужно поначалу и спину
округлить.
-- На этом фоне аккуратно, понемногу, проверяете все ли релаксировалось. Возможно
для этого нужно время.
Обычно можно выстроить ситуацию в которой глобальное разгибание "засыпает", а
ребенок -- нет.
В процессе построения этой ситуации Вы лучше поймете с чем глобальное разгибание
"связано", что его вызывает, поддерживает.
(Есть конечно еще и различные инструменты противодействия или оттормаживания, но
мне их для вас не угадать).
Надоело писать такое длинное словосочетание, дальше пусть будет "глора". Род
женский получился, ну да ладно.
Связи могут быть очень разнообразные: это и положение тела в пространстве, и
эмоции, и попытки организации позы, переноса внимания, движения.
Дальше надо постепенно активизировать ребенка, поначалу очень локально, плавно,
слабо, медленно и максимально содержательно и для Вас и для него.
Например попробовать подуть на глазки (типичная провокация откидывания головы и
нашей глоры) показав заранее, что вы подуете слабо и недолго, и надо только
зажмуриться.
Или выстроить сюжет, по которому Вы будете ходить по комнате и хлопать в ладоши.
Начнете вдалеке и слабенько, на виду, в виде сопровождения ритмической речи, а
потом, постепенно, "дохлопаетесь" до близко и сильно и внезапно и вне поля зрения.
Держаться надо до границы глоры, периодически ее нащупывая. Оказывается она
довольно быстро отступает.
Например с глорой при отклонении тела от вертикали назад можно разобраться так:
Удобно садимся, имея сзади опору для спины.
Для спереди "не выпуклых" надо подобрать мягкую подушку себе на живот.
Прижимаем к себе ребенка, посаженого на колени верхом, несколько откинувшись (кто
хочет потренировать себе подвздошно-поясничные может попробовать держаться и
без опоры под спиной).
Плотно прижимаем, поддерживая, если надо, и голову.
Общаемся и покачиваемся из стороны в сторону, медленно и плавно.
Постепенно через бок начинаем опрокидывать ребенка за спину, по прежнему
прижимая к себе.
По "чуть-чуть", поначалу на мгновение, пересекая вертикаль.
С некоторого момента, вы, с большой вероятностью, обнаружите, что можете спокойно
и в темпе качаться вперед-назад без всякой глоры.
И так далее и тому подобное.
Таким образом вы отстроитесь от всех видов реагирования глорой на внешние
события, сделав их переносимыми.
Это конечно не все.
Надо выстраивать ведь и формы активности.
Логика примерно та же.
Например надо построить опору на ноги без глоры.
Устраиваемся в гамаке поперек, в полуэмбрионе и качаемся.
Затем качаемся, "забрав" одну ногу из полуэмбриона и сгибая и разгибая ее
синхронно с качанием. В разумных пределах конечно и мотивированно, в игре.
С некоторого момента качаем ребенка за ногу, передавая через нее короткий опорный
импульс, потом через две ноги, потом ребенок держит ноги напряженными, а Вы
дергаете и толкаете его по всякому.
Перебираетесь на большой мяч, ноги пошире, полусогнутые.
Осваиваетесь и учитесь на них приземляться и отталкиваться.
(Бывает удобно если под ноги при это подставлены подходящие коробки).
Общая логика проста -- строим некую, максимально развернутую, форму совместной
активности в которой нет глоры.
К этой форме жизни аккуратно, по чуть-чуть, добавляем факторы, глору вызывающие, но
... она не возникает.
Используем "по дороге" все возможности развития локального разгибания и
локального сгибания чтобы добраться до контроля головы.
Например кладем ребенка вперед из положения сидя на пятках (или складываем его
предварительно лежа на боку и затем переводим в нужное положение).
Часто при этом надо подобрать подходящие подушки.
Натягиваем ему надплечья назад-вниз рядом с шеей.
Медленно и уважительно.
Это -- мощная стимуляция подъема головы.
Возможно другой рукой помогаем приподнять и переложить голову в другую сторону.
Естественно предварительно организовав соответствующее намерение.
В этой ситуации: с полностью согнутыми ногами, сильно согнутыми руками и
округленной спиной, шансы у глоры пробиться невелики, хотя попытки могут быть, и
сильные,
ребенок может буквально выстреливать вперед.
Но, если их "ловить", и не пропускать, то оказывается, что они очень кратковременные
и довольно быстро становятся все более слабыми и эпизодическими.
Поэтому такому развлечению с мелкими удобно предаваться расположив ребенка
перед собой, скажем на диване или столе, (с мягким краем!), уперев его в себя попой и
стопами. Тогда вылет тела вперед не допустят руки, а вылет ног назад -- ваш живот.
В этой же позиции можно попробовать воспользоваться и аналогичным положению на
боку приемом -- тканевым натяжением за руку.
(Этот номер доступен не всем!)
Попробуйте сначала на себе.
Стоя, сцепите руки за спиной, высоко поднимите плечи, отведите их назад и туда --
назад, плавно потяните.
Ваша голова откинется назад. Теперь попробуйте ее опустить вперед, удерживая руки
натянутыми назад- вниз.
Оказывается это движение ограничено и пока Вы держите руки натянутыми сильно
опустить голову Вам не удастся.
Попробуйте проделать аналогичную процедуру с ребенком.
(Очень аккуратно, безо всяких усилий выводите руки!).
Когда голова, так или иначе, в этом положении удерживается,
(например потому, что кукурузину можно забрать только с подушки, и она там
внезапно возникает только когда голова на весу. После чего голову можно спокойно
положить на щеку и ждать следующего эпизода, когда дело дойдет до появления
кукурузины, которая ведь не может появиться под щекой), то можно помочь ребенку
постепенно вертикализироваться, в положение сидя на пятках, сохраняя контроль
головы.
Это впрочем лишь один из возможных гипотетических маршрутов в сторону победы над
глорой и освоения контроля головы.
Для того, чтобы его пройти нам понадобились:
-- текущее взаимопонимание с ребенком, обеспечивающее согласованность поведения;
-- наша душевная активность, организующая атмосферу, в которой эта
согласованность возможна;
-- тщательное и терпеливое выстраивание условий, в которых ребенок легко может, то
что он может (только из этого может выстроиться то, что он не может);
-- всяческая поддержка доступной ребенку активности (ведь ее нужно очень много);
-- создание специальных условий, в которых эта активность сосредоточена в нужном
направлении, а патологические формы ее отторможены или заблокированы или просто
не востребованы.
Тогда мы одновременно можем и обеспечивать условия развития в рамках имеющихся
возможностей и получить любое количество повторов нужных движений, если таковые
требуются, и создать условия для появления новых возможностей и поддержать их,
может быть очень слабые поначалу, проявления.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Мда, мутноватый текст получился и вроде далекий от ответа на вопрос "что делать",
но такова реальность: появление новых функций возможно только в условиях, в
которых они могут появиться.
Выстраивание "теплички" в которой желаемая функция может пробиться -- основная
работа, хотя конечно надо и "зернышко" этой функции найти (что бывает не просто) и
уход слабенькому ее проростку обеспечить.
Очень помогает наблюдение за развитием младенцев.
К "сожалению" фазы запуска нового навыка у них часто очень короткие и мы видим в
основном уже состоятельные навыки, да и без достаточного опыта трудно сообразить
на что опирается ребенок выстраивая себе новое умение.
Но ясно, что это совершенно творческий процесс, а не целенаправленный, т. е.
ребенок всегда с некоторым удивлением обнаруживает то новое, что у него
получилось, обнаружив -- оценивает, и быстро начинает пользоваться открывшейся
способностью как само собой разумеющейся, открывая все новые ее возможности.
И, через эти открытия, приближается к открытию качественно новых умений, которые
всегда начинают пробиваться на наложении нескольких имеющихся в подходящих
обстоятельствах.
Поэтому работа над контролем головы, как и над любой другой задачей строится и
через востребованность для ребенка каждого нужного для удержания головы
компонента, скажем длительного наблюдения;
и через внешнюю компенсацию отсутствующих на данный момент компонентов, скажем
стабильности корпуса;
и через внешнюю активацию имеющихся компонентов, скажем через обеспечение
боковой опоры головой при дефиците стабильности в передне-заднем направлении,
которая дает еще и мощное сенсорное обеспечение помогающее эту передне-заднюю
стабильность организовать.
А само действие "держать голову" долго должно существовать только в вашей голове,
а ребенку можно об этом попросить только когда он уже будет уметь это
делать.
Не забываем, что ребенок умеет только жить во время занятия, а не терпеливо делать
что-то, что когда-нибудь пригодится, и стараемся делать с ним только то, что он в
данный момент может и хочет (что вовсе не значит идти у него на поводу).
У каждой функции множество оснований и чем более широким фронтом к ней
двигаться, тем быстрее получается скомпенсировать недостающие.
|
|
Айрис
Заслуженный участник
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: Go ahead!
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | Мда, мутноватый текст получился и вроде далекий от ответа на вопрос "что делать",
но такова реальность: появление новых функций возможно только в условиях, в
которых они могут появиться.
|
Леонид Михайлович, спасибо за бесценную информацию -- где ещё почерпнёшь, если не у
Вас. Текст не мутноватый, стратегия нарисована вполне понятно. Будем действовать,
набираться опыта. Ещё бы таких специалистов, как Вы, на местах иметь, а не только в
Москве...
|
|
Страницы:
1
2 |
|