Страницы:
1
2 |
Айрис
Заслуженный участник
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: Go ahead!
|
|
Контроль головы
Леонид Михайлович, помогите советом, что можно для тренировки шеи и спины
предпринять. Мой сын из положения лёжа на груди голову удерживает хорошо, стал
рано переворачиваться. Но при вертикализации голову удерживает нестабильно,
старается очень, всё понимает, пытается выполнять, но тяжело ему. По ортопедии у
нас всё хорошо пока (по крайней мере, так говорят, снимки делали).
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис | что можно для тренировки шеи и спины предпринять. Мой сын из положения лёжа на
груди голову удерживает хорошо, стал рано переворачиваться. Но при
вертикализации голову удерживает нестабильно, старается очень, всё понимает,
пытается выполнять, но тяжело ему.
|
Для начала надо выделить несколько опорных фактов:
1. Эффективно работающая в одном положении тела мышечная группа может быть слабой
в другом.
В той или иной степени это нормально, у нас у всех так, но у ДЦП-ят просто гораздо
ярче бывает это выражено.
(При этом не факт, что это именно про вас).
2. Для удержания головы в вертикальном положении нужна работа сгибателей
шеи. Обычно именно из-за их слабости голова падает двумя "способами":
-- просто откидывается назад как у новорожденных,
-- "складывается" посередине и в некоторый момент ребенок вынужден уронить голову
вперед.
(Бывает конечно, что и разгибатели не работают, но, по сравнению с первыми двумя
вариантами, очень редко.
Даже при очень слабом сгибании бывает возможно наладить контроль головы, правда
при этом шей вынуждена оставаться в слегка кифозированном состоянии. Тогда роль
сгибателей могут взять на себя грудинно-ключично-сосцевидные мышцы).
3. И наверно самое главное: удержание вертикального положения не произвольная
функция, работает в виде глубоко автоматизированного навыка.
Мы в силу воспитания, норовим с детьми заниматься все больще произвольными
движениями, но они тоненький слой на поверхности моря непроизвольных, которыми и
надо заниматься.
Произвольный контроль надежно сбоит именно на контроле головы, потому как она
"должна слушаться" в первую очередь. вестибуляра, глаз, ушей, намерений и делать
это непроизвольно.
Продолжение следует....
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
очень ждем продолжения!
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Таким образом для того, чтобы построить удержание головы надо сделать следующие
вещи:
1. Выстроить ориентационные реакции.
Желательно конечно зрительные и слуховые.
( Бывает, что ни на зрение ни на слух опереться не удается.
Тем не менее задача часто разрешима с опорой в первую очередь на поисковый
рефлекс, который "знает" где на лице рот и пытается совместить его с кожным
раздражителем щеки).
База для них почти всегда есть, но механизмы реализации могут хромать множеством
способов.
Начиная с выделения объекта внимания и определения направления на него и кончая
парезами и расстройствами координации.
Так что первая задача: "вычислить" и скомпенсировать все проблемы с реализацией
ориентационных реакций.
Звучит страшно, но на практике несложно. Надо просто взять всю задачу на себя, в
свои руки, буквально.
Дальше задача создать объекты, ребенком легко выделяемые и его интересующие
(обязательно!), обычно в центральном поле.
Достаточное количество раз надо их создавать и убирать, для того, чтобы помочь
сформировать желание видеть и слышать эти самые объекты в положенном им месте.
Тоже страшновато звучит, но тут еще проще -- обычно наилучшим объектом является
Ваше лицо.
(Обычно но не всегда: для ребенка с большими проблемами со зрением может оказаться
рабочей только опора на черно-белую "шахматную доску" или "решетку". Бывает, что
дети выделяют только их и больше ничего).
Может оказаться и так, что и ребенку с отличным зрением нужна очень большая помощь
в концентрации, поэтому надо думать на каком фоне Ваше лицо видно, насколько оно
хорошо освещено, и не стоит ли попробовать предъявлять его в полутемной комнате
отдельно подсвечивая.
Предположим,что Вы все организовали: и позу и ребенку и себе удобную выстроили, и
голову его держите удобно и видит он Вас хорошо.
Дальше, под речевку, любую для вас обоих интересную, плавно и предсказуемо, с
паузами, перемещаете свою голову в пространстве, обеспечивая ребенку синхронное
движение.
Дальше, с некоторого момента, чуть "ленитесь" и немного отстаете с движением или
чуть недостаточно поддерживаете его. Следите, за тем, чтобы глаза пошли за
предметом, хотя голова несколько отстала.
Дальше добиваетесь совместного движения, танцевальности.
Не забывайте, что у ребенка может не быть опыта и навыка длительного удержания
зрительного внимания, он может просто неожиданно быстро уставать и сбрасывать
взгляд. Мы тоже так делаем. В общем, как обычно, заниматься надо с умом.
Научились. Едем дальше.
Теперь нам надо как-то выпустить голову из рук, а как?
Есть простой прием. Я обычно предлагаю его почувствовать "на собственной шкуре",
как и все остальные, прежде чем прикладывать к ребенку.
Ложитесь на пол, на бок, согнув ноги под девяносто градусов и положив голову на
вытянутую "вверх, вдоль оси тела" (ох уж великий и могучий) "нижнюю" руку.
Теперь попросите другого человека уперевшись в вашу "верхнюю" ягодицу, потянуть в
ее сторону Ваше "верхнее" плечо.
При этом нужно выстроить ситуацию так, чтобы Вы не выскользнули из под этого
натяжения согнув или разогнув спину. В общем все это не сложно. проблемы бывают
только с сильно сутулыми людьми, у которых плечо сильно впереди позвоночника, но и
это легко компенсировать, поставив сзади ногу.
Итак тянем и обнаруживаем, что голова при этом поднимается.
Так устроены шея и надплечье.
Что мы получаем таким образом? Голова в воздухе, а при этом ни сгибатели, ни
разгибатели шеи, ни ротаторы головы, не работают.
Поэтому достаточно их самой минимальной активности, для того, чтобы эффект от нее
был заметен.
Отрабатываем три варианта:
голова поднимается, и кладется боком, на руку,
голова поднимается и кладется перед рукой (она при этом несколько поворачивается
лицом к полу, особенно интересного там ничего нет, надо создавать),
Голова поднимается и кладется позади руки. (при этом она несколько
разворачивается вверх).
Выстраиваем игры вокруг этих переходов, осуществляя их, возможно практически
целиком, сами.
У ребенка при этом и без этого хватает чем заняться, море новых впечатлений.
Про эту его занятость и думаем в первую очередь.
(Вообще хороший тренер от плохого отличается в первую очередь немногословностью.
Сознание, понимание, рефлексии, должны разворачиваться в первую очередь после
занятия, а не вовремя. В отличии от школы, на тренировках занимаются "могу", а не
"знаю" или "понимаю". Поэтому все Ваши усилия должны тратиться на поддержку
действий ребенка, обеспечение условий для них, мотивации и т. д.
Избыток инструктажа -- признак принципиально ошибочного подхода к занятиям).
Продолжение следует.
|
|
Айрис
Заслуженный участник
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: Go ahead!
|
|
Леонид Михайлович! Выполняем инструкции и ждём продолжения!
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Осваивая боковые подъемы головы надо научиться "играть" и плечевым поясом и тазом
ребенка, регулируя положение головы за счет их натяжения.
Сильно подробно все это не опишешь.
Все очень зависит от возраста и состояния ребенка.
В некоторых случаях достаточно просто потянуть немного за плечо горизонтально, а
в других приходится сильно тянуть за руку градусов под 45 к горизонту, упираясь при
этом в ягодицу.
Прежде чем отрабатывать подъем, надо научиться удерживать голову лежащей на
руке. Бывает, что и это не очень простая задача.
В этом деле главное не требовать "держи", а оказывать всю необходимую помощь и
заинтересовывать ребенка в этом деле.
И не обещаниями купить мороженное или слетать в Гваделупу, а собственно
удержанием головы, которое должно быть ему зачем то нужно. В этом деле все зависит
от Ваших личных талантов.
Дальше надо учиться голову перекатывать по руке вперед и назад.
Это пожалуй ключевое место во все игре, потому что когда Вы, через натяжение,
вызовите подъем головы, то надо будет учиться ее поворачивать в воздухе, не говоря
о том, что только умея перекатывать ее вперед и назад можно произвольно
удерживать ее в равновесии.
Ротаторы головы худо-бедно работают практически всегда, и у них мощные синергии с
мышцами спины, среди которых чисто прямых в общем то не так уж и много, а
большинство так или иначе участвуют в скручивании корпуса.
Поэтому тело рефлекторно вовлекается в нужные нам напряжения.
Вначале надо брать на себя все что можно, оставляя ребенку одно удовольствие от
нового опыта, но как только ему это дело понравится, надо начинать понемногу
отступать.
Именно понемногу, потому что нужно обеспечивать условия в которых ребенок
справится со множеством попыток, которые надо прекращать до того, как ему это дело
надоест.
Не стоит напирать на сознательность, она начинает лишь просвечивать в
подростковом возрасте, а состоятельна только у взрослых.
Понятно что дальше?
Как только голова контролируется более -- менее в чисто боковом положении, мы
начинаем подкручивать плечевой пояс.
Следим при этом за косыми мышцами живота, с которыми часто плохо.
Стараемся их вовлечь через встречный поворот таза, через штриховое раздражение,
"точечный массаж". (Который сводится к небольшому медленному надавливанию с
сильной кратковременной горизонтальной вибрацией.
Надо поймать тот уровень давления на котором мышца среагирует и ответит тонусом.
Палец при этом может чуть проскальзывать, это бывает важно).
Смех может помочь.
В общем все средства хороши.
При этом, естественно, все это в доступном для ребенка темпе.
Не отчаиваемся после первой неудачной попытки, потому что, поначалу, может быть
нужно удерживать ситуацию несколько минут пока нужные тонусы проснутся.
Может быть нужно не упускать задачу из вида и в течении часа, время от времени к
ней возвращаясь.
Тонусы могут "крепко спать" и нужно проявить достаточную настойчивость, не утомив
при этом ребенка.
Помним, что любое новое движение -- очень нежное создание. Бережно его опекаем.
Набирать силу и устойчивость оно может только постепенно, и хотя бывает, что это
"постепенно" оказывается неожиданно быстрым, в этом деле лучше дуть на холодное.
Дальше надо выходить на чисто передне-заднее удержание, но это в следующий раз.
Если чего непонятно -- пишите.
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Уважаемый Ktyz, то ли времени уже много, то ли спать пора , но что то я с трудом понимаю, особенно второй пост. Вопросов и
уточнений по правильности понимания масса. Как Вам удобнее в личку или в теме?
Скажите, а это будет большой наглостью попросить Вас сфоткать эти позиции и
выложить. Так будет явно очевиднее и нагляднее.
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Мои коменты и вопросы в Вашем тексте заглавными буквами.
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | Таким образом для того, чтобы построить удержание головы надо сделать следующие
вещи:
1. Выстроить ориентационные реакции.
Желательно конечно зрительные и слуховые.
( Бывает, что ни на зрение ни на слух опереться не удается.
Тем не менее задача часто разрешима с опорой в первую очередь на поисковый
рефлекс, который "знает" где на лице рот и пытается совместить его с кожным
раздражителем щеки). ЭТО НАШ СЛУЧАЙ. АНАЛИЗАТОРЫ НЕ РАБОТАЮТ. КАК "ОПЕРЕТЬСЯ НА
ПОИСКОВЫЙ РЕФЛЕКС"
База для них почти всегда есть, но механизмы реализации могут хромать множеством
способов.
Начиная с выделения объекта внимания и определения направления на него и кончая
парезами и расстройствами координации.
Так что первая задача: "вычислить" и скомпенсировать все проблемы с реализацией
ориентационных реакций.
Звучит страшно, но на практике несложно. Надо просто взять всю задачу на себя, в
свои руки, буквально.
Дальше задача создать объекты, ребенком легко выделяемые и его интересующие
(обязательно!), обычно в центральном поле.
Достаточное количество раз надо их создавать и убирать, для того, чтобы помочь
сформировать желание видеть и слышать эти самые объекты в положенном им месте. У
НАС НАОБОРОТ: ПАРУ РАЗ ЗВУК ПРИВЛЕКАЕТ, А ПОТОМ ОН ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС
Тоже страшновато звучит, но тут еще проще -- обычно наилучшим объектом является
Ваше лицо.
(Обычно но не всегда: для ребенка с большими проблемами со зрением может оказаться
рабочей только опора на черно-белую "шахматную доску" или "решетку". Бывает, что
дети выделяют только их и больше ничего).
Может оказаться и так, что и ребенку с отличным зрением нужна очень большая помощь
в концентрации, поэтому надо думать на каком фоне Ваше лицо видно, насколько оно
хорошо освещено, и не стоит ли попробовать предъявлять его в полутемной комнате
отдельно подсвечивая.
Предположим,что Вы все организовали: и позу и ребенку и себе удобную выстроили, и
голову его держите удобно и видит он Вас хорошо. ЭТО МОЖНО И НА ЖИВОТЕ И НА СПИНЕ?
Дальше, под речевку, любую для вас обоих интересную, плавно и предсказуемо, с
паузами, перемещаете свою голову в пространстве, обеспечивая ребенку синхронное
движение. ЕСЛИ НА ЖИВОТЕ, МОЙ САМ ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ, УДЕРЖИВАЯ ЕЕ
НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ. ЕСЛИ ГОЛОВУ ВЗЯТЬ В РУКИ, ТО У НЕГО ПРОПАДАЕТ ОПОРА В
РУКАХ, ШЕЕ И ОКОЛО НЕЕ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО Я ПЫТАЮСЬ КРУТИТЬ ГОЛОВОЙ, КОТОРАЯ ДЕРЖИТСЯ
ЗА СЧЕТ МЕНЯ, А НЕ ЗА СЧЕТ ЕГО УСИЛИЙ?
Дальше, с некоторого момента, чуть "ленитесь" и немного отстаете с движением или
чуть недостаточно поддерживаете его. Следите, за тем, чтобы глаза пошли за
предметом, хотя голова несколько отстала. ЗДЕСЬ ПОЛУЧАЕТСЯ ТРЕНИРУЕТСЯ ФИКСАЦИЯ
И УДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ?
Дальше добиваетесь совместного движения, танцевальности.
Не забывайте, что у ребенка может не быть опыта и навыка длительного удержания
зрительного внимания, он может просто неожиданно быстро уставать и сбрасывать
взгляд. Мы тоже так делаем. В общем, как обычно, заниматься надо с умом.
Научились. Едем дальше.
Теперь нам надо как-то выпустить голову из рук, а как?
Есть простой прием. Я обычно предлагаю его почувствовать "на собственной шкуре",
как и все остальные, прежде чем прикладывать к ребенку.
Ложитесь на пол, на бок, согнув ноги под девяносто градусов и положив голову на
вытянутую "вверх, вдоль оси тела" (ох уж великий и могучий) "нижнюю" руку. НОГИ В
КОЛЕНЯХ СОГНУТЫ ИЛИ ПРЯМЫЕ?
Теперь попросите другого человека уперевшись в вашу "верхнюю" ягодицу, потянуть в
ее сторону Ваше "верхнее" плечо. ВЕРХНЕЕ ПЛЕЧО ЗА ЧТО ТЯНУТЬ, ЗА РУКУ?
При этом нужно выстроить ситуацию так, чтобы Вы не выскользнули из под этого
натяжения согнув или разогнув спину. Т.Е. СПИНА РОВНАЯ? В общем все это не сложно.
проблемы бывают только с сильно сутулыми людьми, у которых плечо сильно впереди
позвоночника, но и это легко компенсировать, поставив сзади ногу.
Итак тянем и обнаруживаем, что голова при этом поднимается.
Так устроены шея и надплечье.
Что мы получаем таким образом? Голова в воздухе, а при этом ни сгибатели, ни
разгибатели шеи, ни ротаторы головы, не работают.
Поэтому достаточно их самой минимальной активности, для того, чтобы эффект от нее
был заметен.
КАК ВЫСОКО ОТРЫВАТЬ ГОЛОВУ РЕБЕНКА?
Отрабатываем три варианта:
голова поднимается, и кладется боком, на руку, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СРАЗУ
УБИРАЕТ РУКУ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ "ВЫТЯНУТАЯ ВВЕРХ". иМЕЕТ ЛИ УПРАЖНЕНИЕ СМЫСЛ В ЭТОМ
СЛУЧАЕ, ТАК КАК ПРИХОДИТСЯ ОТПУСКАТЬ РУКУ, ПОПРАВЛЯТЬ ВЫТЯНУТУЮ?
У МОЕГО РЕБЕНКА ГОЛОВА ОТРЫВАЕТСЯ СОВСЕМ ЧУТЬ-ЧУТЬ, КАК ВЫСОКО НАДО ОТРЫВАТЬ
ГОЛОВУ ОТ ОПОРЫ. пОТОМ МОЙ ГОЛОВУ КАК ТО НАКЛОНЯЕТ ВНИЗ, ЭТО ЧТО?
голова поднимается и кладется перед рукой (она при этом несколько поворачивается
лицом к полу, особенно интересного там ничего нет, надо создавать),
Голова поднимается и кладется позади руки. (при этом она несколько
разворачивается вверх).
Выстраиваем игры вокруг этих переходов, осуществляя их, возможно практически
целиком, сами.
У ребенка при этом и без этого хватает чем заняться, море новых впечатлений.
Про эту его занятость и думаем в первую очередь.
(Вообще хороший тренер от плохого отличается в первую очередь немногословностью.
Сознание, понимание, рефлексии, должны разворачиваться в первую очередь после
занятия, а не вовремя. В отличии от школы, на тренировках занимаются "могу", а не
"знаю" или "понимаю". Поэтому все Ваши усилия должны тратиться на поддержку
действий ребенка, обеспечение условий для них, мотивации и т. д.
Избыток инструктажа -- признак принципиально ошибочного подхода к занятиям).
Продолжение следует.
|
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Мои вопросы в Вашем тексте. Видимо я совсем не знакома с тематикой, хотя
руководство по ЛФК вроде все понимала. Заранее прошу прощения, если мои
размышлизмы покажутся вам недостойными.
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | Осваивая боковые подъемы головы надо научиться "играть" и плечевым поясом и тазом
ребенка, регулируя положение головы за счет их натяжения. ПОЯСНИТЕ, БОЛЕЕ
РАЗВЕРНУТО, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ ВВИДУ, Я НЕ МОГУ ПОНЯТЬ КАК ИГРАТЬ , ЧТО ПРИ ЭТОМ ДЕЛАТЬ,
ЧТО БЫ МЕНЯТЬ ИХ НАТЯЖЕНИЕ?
сильно подробно все это не опишешь.
Все очень зависит от возраста и состояния ребенка.
В некоторых случаях достаточно просто потянуть немного за плечо горизонтально В
ЭТОМ СЛУЧАЕ БРАТЬСЯ ПРЯМО ЗА ПЛЕЧО? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЗА РУКУ? ЕСЛИ Я БЕРУ ЗА ПЛЕЧО МОЙ
ВООБЩЕ НЕ РЕАГИРУЕТ, ДОВОЛЬНО СИЛЬНО ТЯНУ ЗА РУКУ, ТОГДА ГОЛОВА ЧУТЬ ОТРЫВАЕТСЯ И
ДЕРЖИТСЯ, НО ДОВОЛЬНО БЫСТРО ОН ЕЕ ТЕРЯЕТ И ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАВАЛИВАЕТ НА ГРУДЬ
а в других приходится сильно тянуть за руку градусов под 45 к горизонту, упираясь
при этом в ягодицу.
Прежде чем отрабатывать подъем, надо научиться удерживать голову лежащей на
руке. Бывает, что и это не очень простая задача.
В этом деле главное не требовать "держи", а оказывать всю необходимую помощь и
заинтересовывать ребенка в этом деле. ПРОБУЕМ МЫ ОСВОИТЬ ЭТУ ПОЗУ. РЕБЕНОК ЛЕЖИТ,
ПОКА Я ЕГО ПОДДЕРЖИВАЮ ПОД ГОЛОВУ ИЛИ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ СПИНЫ. пРАВДА ПОЧТИ ВСЕГДА
ПЫТАЕТСЯ ВЫРВАТЬСЯ И ОПРОКИНУТЬСЯ НА СПИНУ. ОСЛАБЛЮ ПОДДЕРЖКУ, СРАЗУ УБИРАЕТ
ВЫТЯНУТУЮ РУКУ И ОТКИДЫВАЕТ ГОЛОВУ НАЗАД.
И не обещаниями купить мороженное или слетать в Гваделупу, а собственно
удержанием головы, которое должно быть ему зачем то нужно. ВОТ НИ КАК НЕ МОГУ
ПРИДУМАТЬ ЗАЧЕМ ЕМУ ТАКАЯ ПОЗА, КАК ЕГО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЭТИМ ЛЕЖАНИЕМ НА БОКУ, ЕСЛИ
УЧЕСТЬ, ЧТО ИНТЕЛЛЕКТ У НАС НЕ СОХРАНЕН. ТАЛАНТОВ ВИДИМО НЕ ХВАТАЕТ. МОЖЕТ ЧТО-ТО
ПОДСКАЖЕТЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. МОЙ СЫН ХОРОШО РЕАГИРУЕТ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
РАЗДРАЖИТЕЛИ, В ОСНОВНОМ ЗВУКИ. НО ЕГО ОЖИВЛЕНИЕ ВЕДЕТ К СМЕХУ, СМЕНЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЕЧНОСТЕЙ (НЕ ГИПЕРКИНЕЗЫ, А ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ) И ОН ТЕРЯЕТ ПОЛОЖЕНИЕ НА
РУКЕ .
В этом деле все зависит от Ваших личных талантов.
Дальше надо учиться голову перекатывать по руке вперед и назад.
Это пожалуй ключевое место во все игре, потому что когда Вы, через натяжение,
вызовите подъем головы, то надо будет учиться ее поворачивать в воздухе, не говоря
о том, что только умея перекатывать ее вперед и назад можно произвольно
удерживать ее в равновесии. Я ТАК И НЕ ПОНЯЛА, КТО ДОЛЖЕН ПЕРЕКАТЫВАТЬ - Я ПАССИВНО
ЕГО ГОЛОВУ, ИЛИ ЗА СЧЕТ НАТЯЖЕНИЯ ЕГО РУКИ КАК БЫ ПОДНИМАТЬ ЕГО ГОЛОВУ И
ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ЕЕ, ТО ВПЕРЕД, ТО НАЗАД ИЛИ ЭТИ ПЕРЕКАТЫ ДЕЛАТЬ ПАССИВНО, НО БЕЗ
НАТЯЖЕНИЯ РУКИ.
Ротаторы головы худо-бедно работают практически всегда, и у них мощные синергии с
мышцами спины, среди которых чисто прямых в общем то не так уж и много, а
большинство так или иначе участвуют в скручивании корпуса.
Поэтому тело рефлекторно вовлекается в нужные нам напряжения.
Вначале надо брать на себя все что можно, оставляя ребенку одно удовольствие от
нового опыта, но как только ему это дело понравится, надо начинать понемногу
отступать.
Именно понемногу, потому что нужно обеспечивать условия в которых ребенок
справится со множеством попыток, которые надо прекращать до того, как ему это дело
надоест.
Не стоит напирать на сознательность, она начинает лишь просвечивать в
подростковом возрасте, а состоятельна только у взрослых.
Понятно что дальше?
Как только голова контролируется более -- менее в чисто боковом положении, мы
начинаем подкручивать плечевой пояс.
ВОТ С ЭТОГО МОМЕНТА И НИЖЕ, Я НЕ ПОНЯЛА НИЧЕГО, ЧТО ЖЕ НАДО ДЕЛАТЬ. НАВЕРНОЕ МНОГИЕ
МАМЫ В КУРСЕ, НО Я НЕТ, МОЖНО ПОЯСНИТЬ, ЧТО ЗНАЧИТ "СЛЕДИТЬ ЗА К. МЫШЦАМИ ЖИВОТА,
ВОВЛЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВСТРЕЧНЫЙ ПОВОРОТ ТАЗА", ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВИБРАЦИЯ И ДАЛЕЕ ПО ТЕКСТУ.
МОЖНО ПОПРОСИТЬ ОПИСАТЬ СХЕМАТИЧНО КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Следим при этом за косыми мышцами живота, с которыми часто плохо.
Стараемся их вовлечь через встречный поворот таза, через штриховое раздражение,
"точечный массаж". (Который сводится к небольшому медленному надавливанию с
сильной кратковременной горизонтальной вибрацией.
Надо поймать тот уровень давления на котором мышца среагирует и ответит тонусом.
Палец при этом может чуть проскальзывать, это бывает важно).
Смех может помочь.
В общем все средства хороши.
При этом, естественно, все это в доступном для ребенка темпе.
Не отчаиваемся после первой неудачной попытки, потому что, поначалу, может быть
нужно удерживать ситуацию несколько минут пока нужные тонусы проснутся.
Может быть нужно не упускать задачу из вида и в течении часа, время от времени к
ней возвращаясь.
Тонусы могут "крепко спать" и нужно проявить достаточную настойчивость, не утомив
при этом ребенка.
Помним, что любое новое движение -- очень нежное создание. Бережно его опекаем.
Набирать силу и устойчивость оно может только постепенно, и хотя бывает, что это
"постепенно" оказывается неожиданно быстрым, в этом деле лучше дуть на холодное.
Дальше надо выходить на чисто передне-заднее удержание, но это в следующий раз.
Если чего непонятно -- пишите. |
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Очень хорошо. Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко |
Скажите, а это будет большой наглостью попросить Вас сфоткать эти позиции и
выложить. Так будет явно очевиднее и нагляднее. | Конечно
было бы нагляднее. Пока это большая проблема. Много чего надо снимать, но пока
некому.
В теме.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
В таком формате на мой взгляд невозможно работать.
Как Вам отвечать? Вписывать ответы курсивом?
Вэб-интрефейс вообще и форумный в частности накладывают свои ограничения.
Одно из них, страница не должна быть слишком длинной, а у нас получится даже не
простыня а рулон бумаги. Рекомендованная длина страницы -- 2-3 экрана. Так что в
инете краткость -- точно сестра таланта.
Предложения следующие:
Вариант 1.
Приведите Ваши вопросы к "стандартному" форумнуму виду, т. е. конкретная цитата
плюс вопрос.
Вариант 2.
Я тут попробовал завести нечто наподобие "вики" на эти темы.
Не очень, прямо скажем, умело. (Если вдруг найдется человек с более ловкими в этом
деле руками, то буду благодарен за помощь). Там любой текст легко разбивается на
подстраницы между которыми вполне можно наладить ссылочный аппарат.
Адрес
Для читателей он открыт, а писателей я должен пускать.
Не то, что я так хочу, это ограничения сервиса.
Выбирайте любой, хотя второй мне кажется потенциально удобней.
Если эта идея нравится, почтовый адрес в личку и я пришлю Вам, (а если появятся еще
желающие, то и им) приглашения.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Коко, Вы задали много толковых вопросов, хотелось бы их обработать, но для этого
нужно уложиться в технические возможности.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис | что можно для тренировки шеи и спины предпринять. Мой сын из положения лёжа на
груди голову удерживает хорошо, стал рано переворачиваться. Но при
вертикализации голову удерживает нестабильно, | У ДЦП-ят
часто в различных положениях тела выступают на передний план различные дистонии.
Подозреваю, что и вашем случае так.
(Раньше все это пытались расписывать в виде наиболее часто встречающихся
тонических схем, во многих местах так и по сей день делают.
Но очень часто встречаются сильно индивидуальные версии дистоний, не в какие
схемы не укладывающиеся, поэтому практического смысла в стандартных картинках
мало, все равно надо каждого ребенка конкретно анализировать.
Я здесь вынужден опираться в основном на свои догадки, так что если чего мимо --
извините).
Одна из таких дистоний -- глобальное повышение тонуса разгибателей в положении на
животе. Это очень часто бывает. В этом случае ребенок вроде как держит голову лежа
на животе, и за счет разгибания может и поворачиваться вполне успешно.
Это еще и педиаторам многим нравится и даже неврологам иногда.
Но такая ситуация -- большая проблема, сильное препятствие в развитии.
В частности может здорово блокировать вертикализацию, потому как для нее
необходимы хоть какие-нибудь локальные сгибания, иначе возникают непрерывные
качели между опрокидыванием и сваливанием вперед.
В самом деле, прикиньте, например, для того чтобы жить в положении сидя надо чтобы:
-- Шея независимо играла сгибательными и разгибательными напряжениями и
сокращениями.
-- Корпус делал то же самое.
-- В тазобедренных была аналогичная ситуация.
-- Колени хотя бы оставались в постоянном положении, а не сгибались или
разгибались в зависимости от событий в "вышестоящих" частях тела.
Глобальное разгибание при этом часто относительно хорошо регулируется ребенком,
но оно не функционально, как и любые другие неуправляемые движения, например
автоматическая походка.
При этом глобальное разгибание "может жить очень активной жизнью", запускаться
сотни раз на дню и занимать собой буквально все пространство поведения, являясь
его наиболее доступной формой.
Это рефлекторное движение становится очень привычной формой поведения и
реагирования в очень большом диапазоне ситуаций, занимая собой "потенциальное
пространство" других координаций, реакций, форм поведения.
В частности не позволяет освоить контроль головы.
Поэтому все занятия приходится строить так, чтобы это глобальное разгибание не
имело места.
Это бывает не просто.
Простейшим выходом являются занятия на запуск локальных регуляций тонуса в новых
положениях и ситуациях, которые с одной стороны сами не провоцируют глобальное
разгибание, а с другой оно еще с ними "не успело связаться".
Одним из самых удобных для этого является положение на боку
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Уважаемый Леонид Михайлович!
Я с Вами согласна в форумном формате такая работа не удобна. Я просто так привыкла,
раньше на работе так упражнялись.
Свой адрес я Вам бросила в личку, попробуем осовить второй вариант. Правда, я
поняла так, что сначала там должны появиться выши наработки, которые надо
осмыслить и уже потом задавать вопросы и просить уточнения. Или это можно делать
через Ваш блог?
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Кстати, у меня не получается вставлять несколько цитат в один ответ. Могу только
самое примитивное - глобальная цитата всего сообщения. Где почитать или может кто
подскажет?
|
|
Айрис
Заслуженный участник
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: Go ahead!
|
|
Леонид Михайлович! Спасибо за советы! На боку мы тоже занимаемся, но "глобальное
разгибание" и здесь мешает. Я заметила, что после занятий на вертикализаторе
(недавно его получили и занимаемся по 40 минут в день), меньше разгибание беспокоит,
ребёнок прямее стоит. Как эти позотонические рефлексы преодолеть?
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да нет, это спонтанно возникшее образование для анархистов.
Всерьез мне развивать такой ресурс совершенно непосильно.
Писать что-то последовательно я пытаюсь отдельно, но получается это очень
медленно по многим причинам, а вики-формат предназначен ведь вовсе не для
энциклопедий, а для совместной подготовки материалов, (из которых энциклопедии и
образуются).
Просто мы привыкли видеть "фронт-сайд" вики, хотя самое ценное в этом формате
"бэк-сайд".
ДЦП вызывает бесконечное количество связанных между собой вопросов,
выстраивающихся в цепочки, которые в свою очередь переплетаются. Только вики дает
шанс и дробить темы и систематизировать за счет перекрестных ссылок и тегов.
Во всяком случае именно для такого представления вики и предназначены.
Собственно насколько я знаю, Гугл сделал первый относительно удобный для
чайников сервис. Открывавшиеся до него все мне известные, требовали некоторой
технической культуры.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | Кстати, у меня не получается вставлять несколько цитат в один ответ. Могу только
самое примитивное - глобальная цитата всего сообщения. Где почитать или может кто
подскажет? | Это просто.
Копируете несколько раз всю "цитату", затем стираете в них по очереди все Вам
ненужное, а свой текст помещаете после каждого тега /rquote].
Столько раз, сколько Вам надо.
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | Кстати, у меня не получается вставлять несколько цитат в один ответ. Могу только
самое примитивное - глобальная цитата всего сообщения. Где почитать или может кто
подскажет? | Это просто.
Копируете несколько раз всю "цитату", затем стираете в них по очереди все Вам
ненужное, а свой текст помещаете после каждого тега /rquote].
Столько раз, сколько Вам надо. |
Ясно, спасибо! Все проще чем я думмала
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да, оно бывает выглядит "вездесущим". Но обычно это связано
с его глубоким встраиванием в поведенческие комплексы, а не самопроизвольной
активностью.
Это же очень яркое ощущение. Нам оно отлично знакомо, попробуйте потянуться.
Естественно у мало двигающегося ребенка оно выполняет множество обязанностей:
например это опора в новой ситуации, или компенсация длительного пребывания в
статике.
Мы при этом либо меняем положение, либо потягиваемся, либо затеваем мелкие
локальные, но хорошо ощутимые активности: чешем нос, дрыгаем ногой, поправляем
волосы. А ДЦП-енку что делать? У него за все про все может быть одно глобальное
разгибание.
Поэтому в первую очередь думаешь как не провоцировать глобальное разгибание, а во
вторую -- как сделать его ненужным, а в третью, когда первые две отработаны -- как
сделать его лишним.
Тогда ребенок уже сам будет стараться без него обойтись, активно изгоняя из жизни.
Но для этого у него уже должно получаться жить без глобального разгибания.
Не надо сводить ребенка лоб в лоб с неразрешимыми задачами.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис | Я заметила, что после занятий на вертикализаторе (недавно его получили и
занимаемся по 40 минут в день), меньше разгибание беспокоит, ребёнок прямее стоит.
|
Может быть вертикализатор позволяет ему пользоваться теми координациями,
которые без него подавлены. Собственно вертикализатор для этого и предназначен.
главное с ним не перебарщивать. Например потому, что в нем могут очень быстро
сдеформироваться стопы.
Стопы нормально стоят не пассивно, они постоянно работают.
эту их активность постоянно поддерживают непрерывные перераспределения
давления на подошвы.
Вертикализатор их практически лишает, а без них мышцы, удерживающие нормальную
форму стоп, теряют тонус и стопы "проваливаются".
(Аналогичная проблема, возникающая с противоположного конца, называется
"крестьянская стопа" -- забытый ныне синдром, развивавшийся при хождении босиком.
Подошвенные реакции истощались и стопы тоже проваливались. Выглядели они правда
совсем иначе чем ДЦП-шные, которые гипотрофичны из-за дефицита сенсорики.
"Крестьянская стопа" совершенно уплощена, но гипертрофична).
Это еще один
застрявший обломок представлений пятидесятых годов. Еще был популярный термин
"гашение рефлексов.
Не надо ничего преодолевать. Нет никаких позотонических реакций, которые надо
извести любыми путями. Все нужны.
Нет лишних.
Только они должны разворачиваться вовремя и "в правильной компании".
Вот за это и надо бороться.
Поэтому занятия всегда тройственны.
В первую очередь надо встраивать ситуацию, в которой непродуктивные напряжения
пропадают, или хотя бы значительно уменьшаются.
Тут надо быть одновременно и наблюдателем и изобретателем и сценаристом и
актером, и все "in time", потому как надо суметь предложить ребенку модель жизни в этой
новой для него ситуации, давая поведенческую опору на себя.
Во вторую очередь, исходя из такой ситуации, надо запускать наиболее проблемные
моторные комплексы, которые иначе "не достать". Это фаза "упражнений".
Нужно множество повторов, без них никуда.
При этом дети упражняться по настоящему не могут, такое занятие им доступно лишь с
поведенческой опорой на взрослого.
Требовать и взывать к сознательности крайне непродуктивно, хотя к сожалению
очень популярно.
В этой фазе Ваше соучастие принимает другие формы, скорее совместной
деятельности, самостоятельной ценности для ребенка не представляющей, и
разворчивающейся скорее как несколько ритуализированные сюжеты взаимодействия
с Вами.
В третью -- "нажитое" в первых двух фазах встраивается в жизнь. Для этого уже
выстраиваются ситуации в которых Ваша поддержка отступает на задний план.
Ребенок конечно может очень сильно опираться на нее, но занят он уже
взаимодействием с миром, частью которого являетесь и Вы и он сам.
Все три фазы естественно сильно переплетаются в реальности.
Так, например, при ближайшем рассмотрении, без третьей не получится первая.
Таким образом преодолевать надо себя, а ребенку надо помогать развиваться.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Попробуйте теперь просмотреть все подряд. Понятно почему я в вики хочу?
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Продолжение Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | Осваивая боковые подъемы головы надо научиться "играть" и плечевым поясом и тазом
ребенка, регулируя положение головы за счет их натяжения. ... Дальше надо выходить
на чисто передне-заднее удержание, но это в следующий раз. |
Такая "игра поясами", как мне казалось, понятна: подталкиваем плечо в сторону
"скатывания" головы (конечно после того, как ребенок уже справляется с удержанием
ее в положении, отклоненном от балансного и именно данное положение его в данный
момент интересует, скажем он на что-то смотрит).
Это вмешательство "вражьей силы" должно быть очень аккуратным, не срывающим
контроль головы.
Надо стараться добиться, чтобы ребенок справился с разными вариантами адаптации:
-- можно упереться и не допускать смещение плеча;
-- можно "пропустить" движение плеча, но удержать корпус от скручивания;
-- можно управляемо "поддаться", допустив и смещение плеча и некоторое скручивание
корпуса, но "подкрутить" при этом шею в обратную сторону.
Лишних вариантов адаптации, как вы понимаете, не бывает.
При этом только ребенок с "хорошими" ногами, но "плохим" верхом, сможет отстраивать
внизу весь необходимый комплекс напряжений. В очень многих случаях надо брать на
себя задачу контроля положения таза, во всяком случае поначалу.
Подобные игры надо устраивать и "в обратную сторону", т. е. когда возникает желание
повернуть голову, то опережающе двигаем в нужном направлении плечо.
После того как такого рода развлечения Вами освоены, сообразить что делать с
тазом гораздо проще.
Начинать легче всего с опережающего поворот головы поворота таза, стараясь
выстроить цепочку запуска последовательности движения таз-плечо-голова.
Особую ценность представляет комбинация: плечо в одну сторону, таз в другую,
голова на месте. Это сохранение баланса при дотягивании, до которого ведь тоже
надо добираться.
Дальше интересует максимальное вовлечение ног в наши игры.
Для этого обычно им стараются задать шаговое положение с помощью укладки, в
которой главное -- поддержка колена "верхней" ноги.
Голова -- тяжеленная штука, без участия ног ее перемещение вызывает множество
проблем баланса.
Для того, чтобы приподнять голову сохранив положение центра тяжести, надо
приподнимать ногу.
(Тут мы оказываемся уже в другой серии развлечений, направленных на освоение
контроля положения и перемещения).
К баранам. К освоению передне-заднего направления.
К удержанию головы лицом вверх, после проделанной вышеописанной работы, как ни
странно, подступиться легче, чем к удержанию лицом вниз.
Это связанно с тем, что самые мощные сгибатели шеи -- грудино-ключично-сосцевидные
мышцы, мы уже приспособили к делу, правда только по одной.
Так что дальнейшее продвижение строится на все большем докручивании корпуса,
обычно сопровождаемом его приближением к вертикали для облегчения
самостоятельного удержания.
Получается такая типичная "обманка".
Тонуса, развиваемого в горизонтальном положении может быть недостаточно для
удержания головы на весу, но если он таки есть, то его может вполне хватать в
положении близком к вертикальному. Легче всего строить такие переходы с
сохранением направления взгляда, смещая одновременно объект внимания, чаще всего
собственное лицо.
Взгляд должен чуть опережать движение тела при подъеме и начинать с небольшого
противоположного движения при опускании. Так легче всего удержать голову.
Потом может пригодится другая "обманка", опережающее скручивание таза с выходом
его в среднее положение и последующим разворотом корпуса, с надежной поддержкой в
средней части движения и уменьшающейся по мере увеличения скручивания в
противоположную сторону.
Обычно в среднем положении поначалу бывает провал, в то время как на краях
удержание уже вполне состоятельно. Надо ребенка через него "переносить" и
постепенно он "зарастает".
Надо заниматься параллельно и еще двумя задачами:
напряжением прямых мышц живота и сгибателей бедер вместе с разгибателями
коленей.
Направленные на это развлечения поначалу устраиваются при лежащей, на более
менее высокой подушке голове.
В некоторых случаях полусидя, с округленной спиной.
Важным инструментом оказывается и выведение вперед плеч.
Собственно в некоторый момент оказывается достаточно такого выведения, чтобы со
всем остальным ребенок справился сам.
Надо понимать, что тонус мышц живота играет определяющую роль и в подъеме ног и в
подъеме головы.
Он опорный, поэтому должен развиваться с опережением.
При этом еще и быть непроизвольным.
С контролем головы лицом вниз свои сложности. Попробуем разобрать их в следующий
раз.
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Уважаемый Леонид Михайлович!
скорее всего я тоже захочу в вики, так как и в формате форума - это сложно. То ли я
туплю, но довольно сложно воспринимать выши наработки влет. Они мне очень
импонируют, но освоить их и осмыслить сложновато, требуется наглядность и
руководство. Не осталяю надежду попасть к Вам на консультацию. Лучше 1 раз увидеть,
как говориться.
У наших детей все результаты и так очень очень медленно появляются, а если что-то
неправильно делать - вообще время в пустую.
Еще один вопрос-просьба. Я когда читала Ваш блог, да и форумные сообщения, то у меня
появиласть потребность спросить Вас, что Вы посоветуете делать с ребенком в плане
поддерживающих мероприятий параллельно с освоением Ваших упражнений (разработка
суставов, растяжки, укладки, массаж-что и как).
Поясню, по моему опыту и по Вашим словам, освоение элементарных положений может
занять у ребенка месяцы, дальше двигаться в плане упраженений бессмыслено. Мы,
например, уже несколько месяцев учимся лежать на вытянутой руке и пока, без моей
поодержки это не получается. Но пока мы вылеживаем на боках, то контрактуры,
ограничения в суставах и паталогические движения и позы не дремлют. По моему
мнению, необходим набор мероприятий, которые надо делать постоянно,
внезависимости от этапа освоения позиций, что бы не добившись одного, потерять
другое. Наюсь понятно написала.
Заранее спасибо!
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Приходите.
Это не столько сложно, сколько медленно происходит.
Вроде понято, а ... не получается.
Возникает впечатление непреодолимого препятствия.
Это препятствие -- время.
Потому, что нужно приобрести кучу новых навыков.
Они не формируются мгновенно.
Надо спокойно учиться и периодически оглядываться, чтобы убеждаться как далеко
Вы уже ушли.
Эти проблемы проходят только когда научаешься видеть "текущую" динамику, понимать
происходящее.
Т. е. ситуация занятий превращается в совершенно обычное проживание, в котором
легко находятся новые возможности.
Моя приятельница, как-то, оказавшись в гостях в Финляндии, поставила банки
простудившейся хозяйке дома, чем вызвала настоящий фурор в городишке и
окрестностях, потому как там уже давно никто не умел это делать, и только старики
вспоминали, что да, было такое хорошее дело и здорово помогало.
Финны шустро организовали семинарчик, на котором приятельнице пришлось пошагово
учить их и газету на полоски резать и сворачивать ее правильно, выбирать
подходящие баночки и т. д. и т. п. .
И финны признались, что постановка банок им казалась чуть не магией какой-то, а вот
ведь, любой дурак запросто может ... .
Конечно очень важно когда покажут, но, в отличии от постановки банок, которое
простое "ноу хау", работа с ДЦП требует освоения множества навыков, что и вызывает
трудности.
Утешить могу лишь тем, что необучаемыми оказываются только очень упорные.
Встречаются как известно такие граждане, которые очень здорово умеют не делать
то, что просишь. Ох и какие только у них для этого не находятся причины.
Запишитесь, а там, глядишь, и увидимся. ... .
Это очень индивидуально.
Понятно, что есть общие принципы:
-- коммуникация;
-- опыт;
-- выстраивание доступных форм активности и их развитие.
-- всякая коррекция -- потом.
Под нее еще надо и базу иметь, и она -- не самоцель.
Тут умный человек сказал, что люди совершенно не склонны помнить, что ребенок с
ДЦП постепенно становится взрослым с ДЦП и что обеспечение процессов взросления
-- первая задача.
Так я, например, могу написать.
Но на самом деле может оказаться, что у конкретного ребенка настолько плохое
дыхание, что надо временно забыть почти про все и срочно осваивать эту тему.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | У наших детей все результаты и так очень очень медленно появляются, а если что-то
неправильно делать - вообще время в пустую. |
Я так не могу сказать.
Самое главное -- не делать того, что сужает горизонт.
А просто неэффективных занятий не бывает.
Огромная разница между детьми и родителями, которые неэффективно занимались, и не
занимались.
Оказывается что в первом случае часто накапливается большой потенциал прогресса.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко |
Поясню, по моему опыту и по Вашим словам, освоение элементарных положений может
занять у ребенка месяцы, дальше двигаться в плане упражнений бессмысленно.
|
Да нет. (Меня всегда развлекает эта речевая конструкция). Просто надо разводить
разные процессы.
Представьте себе, многоборье такое придумали, что, надо бежать 10 000, толкать ядро и
прыгать тройным прыжком.
И если в это дело полез стайер, то у него несколько лет уйдет только на набор
мышечной массы, прежде чем будет иметь смысл в сектор выходить.
А вот тройной прыжок он может вполне продуктивно осваивать сразу.
У толкателя же ядра будет другая ситуация -- худеть придется серьезно, иначе и не
прыгнешь и не побежишь, но заниматься техникой ему никто не мешает сразу.
Все ДЦП-ята занимаются по жизни спортом высоких достижений.
Многоборьем.
У каждого из них оно свое.
И в одних направлениях надо упорно строить задел на будущее, а в других можно и
нужно активно развиваться, опираясь на имеющиеся возможности. Это странно. В общем это не
бог весть какое хитрое дело. Возможно у вас есть какая серьезная помеха.
Такое можно себе представить.
А может ребенку почему-либо сильно некомфортно в этом положении, и он вроде не
возражает, чтобы маму не обижать, а просто потихоньку бастует.
И такое бывает.
А может ему действительно трудно освоить такое положение, но тогда вы должны
видеть отчетливый прогресс, просто гораздо более медленный чем Вы, возможно,
ожидали.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Коко | Но пока мы вылеживаем на боках, то контрактуры, ограничения в суставах и
патологические движения и позы не дремлют. По моему мнению, необходим набор
мероприятий, которые надо делать постоянно, вне зависимости от этапа освоения
позиций, что бы не добившись одного, потерять другое. |
Чтобы пока добиваешься одного не потерять другое?
Конечно.
У вас в голове должен быть некий контрольный список: что и куда может и/или
пытается "съезжать".
Под этот список надо иметь и способы контроля состояния и выстроенную систему мер
противодействия.
Такая система всегда трудно выстраивается, но выстроенная оказывается не так уж
и сложной в поддержании и требует часто на удивление немного времени и сил.
И она нужна не только для борьбы, например, с развитием контрактур, но часто
оказывается и важной опорой получения положительной динамики.
Проблема в том, что такого рода система индивидуальна.
Было бы наверно и интересно и полезно сформулировать общую логику построения
такого рода конструкций но есть основания подозревать что это будет читаться как
чистая заумь, без дли-и-иного предварительного вводного курса, которого ведь тоже
нет.
|
|
Коко
Участник
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11-5-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
[
Это странно. В общем это не бог весть какое хитрое дело. Возможно у вас есть какая
серьезная помеха.
Такое можно себе представить.
А может ребенку почему-либо сильно некомфортно в этом положении, и он вроде не
возражает, чтобы маму не обижать, а просто потихоньку бастует.
И такое бывает.
А может ему действительно трудно освоить такое положение, но тогда вы должны
видеть отчетливый прогресс, просто гораздо более медленный чем Вы, возможно,
ожидали.
|
Вот это меня и расстраивает, что причина, наверняка есть, а понять ее я не могу. Сын
на боку может полежать самостоятельно, но голова при этом не на руке, а чуть
запрокинута назад, а рука (та, что снизу), как бы под углом 90 гр., вытянута перед ним,
в одщем как и та, что сверху. Есть ли у нас прогресс? - по первости он вообще ни
секунды не хотел лежать на руке, все норовил вырваться и откинуть голову назад,
сейчас с моей поддержкой под голову и прибаутками, может, но не долго, пока не
надоест. Что то может ему мешать в плечевом поясе? и как это определить? Может
шейный отдел, так как первое, что делает, откидывает голову назад?, а потом и руку
убирает. Видимых мне ограничений, у него нет.
Вот бы нам такой семинар (как Вы профиннов писали) с Вашими лекциями организовать,
нет таких идей у ЦЛП? Эта идея правильная. Логика вполне очевидная: дети сложные и
болявые, на занятия каждый день не навозишся, с некоторыми надо заниматься целый
день по нескольку подходов. А так семинар, индивидуальные консультации и по дамам
на пару месяцев работы, а потом снова.
Спаибо Вам, что находите время!
|
|
Страницы:
1
2 |
|