Форумы сайта Особое детство

Как научить ребенка читать "про себя"?

Nata - 6-9-09 в 19:06

Добрый день!
И опять у нас с Женей вопрос - как научится читать "про себя"? Читать он умеет с 7 лет, несмотря на свои зеркальные задвиги освоил, но при чтении он проговаривает читаемый текст. Не думаю, что такой способ чтения хорош на данном этапе.
Что можно сделать в плане перехода на чтение без озвучивания, "про себя"?
P.S. Когда я была маленькая и уже умела читать, сестра попросила меня почитать. Я ответила, что и так читаю, но "про себя". А она мне заявила - "А ты почитай про меня!"
:-)

ktyz - 7-9-09 в 19:52

Чтение вслух -- естественный результат принятых на сегодня в школе методик, благодаря которым такая привычка у большинства людей закрепляется пожизненно и лишь замаскирована.
Т. е. с некоторого момента большинство научается только шевелить губами, но не издавать звуки при чтении, а потом и губы не шевелятся, но по всему артикуляционному аппарату гуляют соответствующие напряжения.
Т. е. учат так, что человек, зрительно распознав текст, его должен себе проговорить, и понимает только проговоренное.

Естественно, что ребенок с теми или иными сенсорными сложностями испытывает затруднения уже в отказе от звучания и переходе на чисто артикуляционную активность.

Радикальный выход -- в смене модели поведения, в переходе к прямому, непосредственно через зрительное восприятие, чтению.

На сегодня опубликовано N методик, обычно позиционируемых как скорочтение, в рамках которых такое, прямое, чтение ставится.
Некоторые из них адаптированы и для детского возраста.
Посмотрите при случае какие-либо, возможно, что-то оттуда позаимствуете.

Конечно можно и не погружаться в тему и обойтись "домашними средствами".

Главная идея -- выкинуть проговаривание-посредника из связи узнавание-понимание.
Слова понимаются будучи узнанными. Это узнавание и надо актуализировать без проговаривания.

Возможные приемы:

-- давай устроим соревнование -- кто быстрее подчеркнет (посчитает) все союзы "и" в тексте.
-- прячем что-то, что должен найти партнер по показываемым ему табличкам: " вперед", "направо" и т. п.

В общем любые игры, в которых простой текст переводится непосредственно в действие.

Еще удобный вариант: Вы читаете вслух текст, который Женя тоже видит, и его задача, прочитывать только последнее слово в каждой строчке.
Понятно, что он при этом должен следить глазами за Вашим продвижением по тексту с опережением, но ... вроде как не читать.

Другая игра: Женя читает вслух текст, в котором определенные слова, скажем глаголы, должны читать Вы, а не он, или наоборот.

Таким образом он должен опять некоторые слова узнать, но "не прочесть" в привычном для него смысле.

Можно и пораскачивать эту закрепившуюся ненужную связь -- смотрю-проговариваю.
Скажем так: берем стишки с короткими строчками, лучше хорошо знакомые.
Кладем листок бумаги над верхней строчкой, просматриваем ее, надвигаем на ее листок и только после этого проговариваем.

Если это -- перебор, то закрываем только одно слово. Для этого удобно вырезать небольшую картонку со ступенькой в высоту строки.

Все это я описываю как примеры упражнений, иллюстрирующих принцип.
Если он понятен, то Вы, думаю, легко придумаете множество других упражнений, которые, может быть, окажутся удобнее в вашей ситуации.

Как правило доучивать "до конца" таким навыкам не приходится. Они сами, будучи гораздо более эффективными, отлично вытесняют старые, как только сформируются.

Обычно достаточно с некоторого момента вовлекать ребенка в задачу быстрого просмотра текстов с целью поиска нужного фрагмента: "Скажи-ка мне какой код города Пскова".
А найти его надо в дли-и-ином столбце... .

Nata - 7-9-09 в 22:19

Спасибо, Леонид Михайлович!


Nata - 9-11-09 в 22:49

Несколько раз понаблюдала и поанализировала Женькино чтение вслух. Вот что я нахожу: он при чтении текста воспроизводит фактически побуквенный ( не буквы отдельно, читает словами) вариант.
Примерно: написано корова. Просто он произнесет кАрова. Читая - кОрова. И т.д. - читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди какой-нибудь?
Я не спец, но это мне не кажется правильным. Какая-то связка опять не работает, что-ли. И явно мешает. ударная-безударная пока темный лес.

А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит, знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно.

ktyz - 9-11-09 в 23:30

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди какой-нибудь?

Получается, что он произносит то что видит, а понимает, то что в результате слышит, как я понимаю.
Собственно в такой режим всех детей программа загоняет, но кто-то быстрее выкручивается, а кто-то медленнее.
Программа же этому никак не способствует.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
зрительный образ поди какой-нибудь?
Можно попробовать так: берем фразу, которую он уже понял, закрываем слово и спрашиваем: "какое слово закрыто?" Можно надеяться, что в этой схеме он будет говорить правильно, проверьте.
Если все ОК, то, после некоторой тренировки, закрываем слова по порядку, постепенно увеличивая участок предварительно просмотренного текста, сохраняя принцип -- проговаривается только уже закрытое слово.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Я не спец, но это мне не кажется правильным. Какая-то связка опять не работает, что-ли. И явно мешает.
К сожалению, наоборот -- Женя делает в данном случае именно то, чему учили, и все связки работают и явно мешают.
То есть дети начинают нормально читать не благодаря, а вопреки школьной программе, а кто с ней не справился (буквально, не преодолел) тот, в школе уверены -- сам виноват.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
ударная-безударная пока темный лес.
Откуда же им взяться при последовательном-то чтении ... .
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит, знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно.
Молодцы!
Голь на выдумки хитра!

Теперь остается просто подекламировать вместе с диктором, потом подекламировать с диктором следя пальцем за текстом, потом подекламировать без диктора.

Во собственно и все -- читаем.

Примерно так все дети выучиваются мимо школьной програмы -- через чтение заведомо известных текстов.

Ну а уж с поддержкой диктора, да не просто на текстах, а на стихах -- совсем правильно.


Nata - 10-11-09 в 00:29

Леонид Михайлович, предлагаю заголовок для Вашего бестселлера: " Как научить ребенка хорошо читать и писать вопреки школьной программе".
Уйдет влет. Страдальцам от системы несть числа!
Подписываюсь на книжку заранее;-)!

Nata - 10-11-09 в 00:40

Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.

Да, наше "владение речью" сыграло нам шутку. Учили-то его, как говорящего (логопед, школа). Задним умом, если б знала методу, я бы плюнув на наличие речи, по Нуриевой стала учить. А так - будем делать работу над ошибками.

ktyz - 10-11-09 в 13:16

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Подписываюсь на книжку заранее;-)!
Спасибо!
Пока все это валяется в виде некоторой кучи черновиков и живо лишь в рамках эпизодических семинаров.

Есть шансы, что эдак через годик займусь поплотнее.

Название Ваше мне понравилось.
Действительно все наработки получились именно так -- через преодоление возникающих у детей в школе проблем.

ktyz - 10-11-09 в 13:37

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.
Ну вот, это нам и требуется.

Главная беда программ обычно -- непонимание того, что устно и письменно мы пользуемся двумя разными языками, а не просто формами речи. (А внутренняя речь и чтение про себя -- это еще и третий).

Поэтому надо учить переводить с одного языка на другой.

Для освоения же перевода наилучшая опора как известно -- билингва. Ее и надо давать ребенку в виде параллельного проговаривания и чтения заранее известного текста.

Поначалу с очень удобных визуально текстов -- с крупными буквами, большими межстрочными интервалами, очень короткими строками, яркой интонацией.

И с внешней звуковой поддержкой, и с последовательной помощью в освоении слежения за текстом, и с последующей помощью в приобретении необходимого навыка забегания глаза вперед по тексту от места произносимого слова.

Без этого навыка ни чтение с интонацией ни понимание текста нормальное не возможны.
Так что интонированное чтение и есть признак понимания.

Отдельный и не простой навык между прочим.

Но в общем главное -- опора на билингву.
Как только она есть все быстренько едет, но ведь не дают же почему-то, упрямо занимаясь при этом всем чем угодно, кроме того что нужно.
Зачем? Почему? Не понятно ...

Nata - 10-11-09 в 21:49


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Название Ваше мне понравилось.


Дарю! Название есть, Вам осталась ну-у-у сущая безделица - книжку написать ("уговорить Рокфеллера", словом ).

А еще у нас прорисовался такой вариант - взяли тексты знакомых детских песенок (выучены они были как раз на слух). Петь любит, и при пении прослеживали по текстам. Мне еще это понравилось и тем, что при пении ну никак не попроговариваешь!

Вообще же, когда начинаешь к этой ситуации приглядываться (обучение начальное, базовое) так в тоску приходишь. Вредительство не вредительство, но какой-то вселенский пофигизм...
А ведь это так здорово, такой кайф - научить другого тому, что он не умел, что долго не получалось, понять почему оно не идет, найти нужный путь (регулярно на своем убеждаюсь)! И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в массе? Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!

ktyz - 10-11-09 в 22:42

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Дарю!
Спасибо!
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
осталась ну-у-у сущая безделица - книжку написать
Да, да ... . Вот как щас сяду (иногда говорю я себе уже лет надцать ...). Если повезет, надеюсь, через годик доберусь.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
взяли тексты знакомых детских песенок (выучены они были как раз на слух).
Прямо в точку!
Я давно всех уговариваю так делать, но как ни странно, редко кого удается таки уговорить, хотя ведь стоит только попробовать, как сразу становится понятно что имеет смысл.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в массе? Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!
Вот, вот. И я все время удивляюсь.

Правда знаю я такую историю (совершенно реальную между прочим):

Некоторый учитель, в некоторой музыкальной школе, завел себе манеру, импровизировать аккомпанемент детям, разучивающим гаммы на скрипочке.

Застали его за этим занятием, и, что Вы думаете? -- глубоко возмущенные соратники с треском вышибли его из школы примерно под такое хоровое пение: "Это что же?
Дети получают удовольствие!?
От гамм!?
Безобразие!!
Да как посмел!
Не допустим!!!
Вон!!!!"

Такие вот дела.

Nata - 11-11-09 в 00:18

Сейчас залезу на стол и пару минут поизображаю памятник самой себе и погоржусь! Можно :shuffle:? Не свалиться бы на обратном пути...:-D
Приятно до чего-то дельного додуматься изредка. Эх, как бы эту музу заманить посещать меня почаще...

Да, история Ваша очень впечатляющая. И уж если у музыкантов, людей творческих этак...

Кстати, ведь многие авторские программы (кого же Занкова, к примеру), были видимо, разработаны в расчете на всех учеников - именно для развития их возможностей потенциала.
Не берусь судить "за всю Одессу", но впечатление от того, что видела-слышала-читала об опыте применения - отбираем детишек посильнее, получше (сложная программа! по Занкову! Программа 2000!- и т.д.) и вперед! Остальным это "не по зубам". Согласна, не все всем по зубам, особенно сразу, но рассчитано именно для развития возможности освоить предлагаемое (мне показалось именно так)...