Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Как научить ребенка читать "про себя"?
Добрый день!
И опять у нас с Женей вопрос - как научится читать "про себя"? Читать он умеет с 7 лет,
несмотря на свои зеркальные задвиги освоил, но при чтении он проговаривает
читаемый текст. Не думаю, что такой способ чтения хорош на данном этапе.
Что можно сделать в плане перехода на чтение без озвучивания, "про себя"?
P.S. Когда я была маленькая и уже умела читать, сестра попросила меня почитать. Я
ответила, что и так читаю, но "про себя". А она мне заявила - "А ты почитай про меня!"
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Чтение вслух -- естественный результат принятых на сегодня в школе методик,
благодаря которым такая привычка у большинства людей закрепляется пожизненно и
лишь замаскирована.
Т. е. с некоторого момента большинство научается только шевелить губами, но не
издавать звуки при чтении, а потом и губы не шевелятся, но по всему
артикуляционному аппарату гуляют соответствующие напряжения.
Т. е. учат так, что человек, зрительно распознав текст, его должен себе проговорить,
и понимает только проговоренное.
Естественно, что ребенок с теми или иными сенсорными сложностями испытывает
затруднения уже в отказе от звучания и переходе на чисто артикуляционную
активность.
Радикальный выход -- в смене модели поведения, в переходе к прямому,
непосредственно через зрительное восприятие, чтению.
На сегодня опубликовано N методик, обычно позиционируемых как скорочтение, в
рамках которых такое, прямое, чтение ставится.
Некоторые из них адаптированы и для детского возраста.
Посмотрите при случае какие-либо, возможно, что-то оттуда позаимствуете.
Конечно можно и не погружаться в тему и обойтись "домашними средствами".
Главная идея -- выкинуть проговаривание-посредника из связи узнавание-понимание.
Слова понимаются будучи узнанными. Это узнавание и надо актуализировать без
проговаривания.
Возможные приемы:
-- давай устроим соревнование -- кто быстрее подчеркнет (посчитает) все союзы "и" в
тексте.
-- прячем что-то, что должен найти партнер по показываемым ему табличкам: " вперед",
"направо" и т. п.
В общем любые игры, в которых простой текст переводится непосредственно в
действие.
Еще удобный вариант: Вы читаете вслух текст, который Женя тоже видит, и его задача,
прочитывать только последнее слово в каждой строчке.
Понятно, что он при этом должен следить глазами за Вашим продвижением по тексту с
опережением, но ... вроде как не читать.
Другая игра: Женя читает вслух текст, в котором определенные слова, скажем
глаголы, должны читать Вы, а не он, или наоборот.
Таким образом он должен опять некоторые слова узнать, но "не прочесть" в привычном
для него смысле.
Можно и пораскачивать эту закрепившуюся ненужную связь -- смотрю-проговариваю.
Скажем так: берем стишки с короткими строчками, лучше хорошо знакомые.
Кладем листок бумаги над верхней строчкой, просматриваем ее, надвигаем на ее
листок и только после этого проговариваем.
Если это -- перебор, то закрываем только одно слово. Для этого удобно вырезать
небольшую картонку со ступенькой в высоту строки.
Все это я описываю как примеры упражнений, иллюстрирующих принцип.
Если он понятен, то Вы, думаю, легко придумаете множество других упражнений,
которые, может быть, окажутся удобнее в вашей ситуации.
Как правило доучивать "до конца" таким навыкам не приходится. Они сами, будучи
гораздо более эффективными, отлично вытесняют старые, как только сформируются.
Обычно достаточно с некоторого момента вовлекать ребенка в задачу быстрого
просмотра текстов с целью поиска нужного фрагмента: "Скажи-ка мне какой код города
Пскова".
А найти его надо в дли-и-ином столбце... .
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Спасибо, Леонид Михайлович!
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Несколько раз понаблюдала и поанализировала Женькино чтение вслух. Вот что я
нахожу: он при чтении текста воспроизводит фактически побуквенный ( не буквы
отдельно, читает словами) вариант.
Примерно: написано корова. Просто он произнесет кАрова. Читая - кОрова. И т.д. -
читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди
какой-нибудь?
Я не спец, но это мне не кажется правильным. Какая-то связка опять не работает,
что-ли. И явно мешает. ударная-безударная пока темный лес.
А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит,
знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata | читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди
какой-нибудь?
|
Получается, что он произносит то что видит, а понимает, то что в результате слышит,
как я понимаю.
Собственно в такой режим всех детей программа загоняет, но кто-то быстрее
выкручивается, а кто-то медленнее.
Программа же этому никак не способствует.
Можно попробовать так:
берем фразу, которую он уже понял, закрываем слово и спрашиваем: "какое слово
закрыто?" Можно надеяться, что в этой схеме он будет говорить правильно, проверьте.
Если все ОК, то, после некоторой тренировки, закрываем слова по порядку,
постепенно увеличивая участок предварительно просмотренного текста, сохраняя
принцип -- проговаривается только уже закрытое слово.
К сожалению, наоборот -- Женя делает в
данном случае именно то, чему учили, и все связки работают и явно мешают.
То есть дети начинают нормально читать не благодаря, а вопреки школьной
программе, а кто с ней не справился (буквально, не преодолел) тот, в школе уверены --
сам виноват.
Откуда же им взяться
при последовательном-то чтении ... .
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata |
А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит,
знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно. | Молодцы!
Голь на выдумки хитра!
Теперь остается просто подекламировать вместе с диктором, потом подекламировать
с диктором следя пальцем за текстом, потом подекламировать без диктора.
Во собственно и все -- читаем.
Примерно так все дети выучиваются мимо школьной програмы -- через чтение заведомо
известных текстов.
Ну а уж с поддержкой диктора, да не просто на текстах, а на стихах -- совсем
правильно.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Леонид Михайлович, предлагаю заголовок для Вашего бестселлера: " Как научить
ребенка хорошо читать и писать вопреки школьной программе".
Уйдет влет. Страдальцам от системы несть числа!
Подписываюсь на книжку заранее!
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и
желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.
Да, наше "владение речью" сыграло нам шутку. Учили-то его, как говорящего (логопед,
школа). Задним умом, если б знала методу, я бы плюнув на наличие речи, по Нуриевой
стала учить. А так - будем делать работу над ошибками.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо!
Пока все это валяется в виде некоторой кучи черновиков и живо лишь в рамках
эпизодических семинаров.
Есть шансы, что эдак через годик займусь поплотнее.
Название Ваше мне понравилось.
Действительно все наработки получились именно так -- через преодоление
возникающих у детей в школе проблем.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata | Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и
желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.
| Ну вот, это нам и требуется.
Главная беда программ обычно -- непонимание того, что устно и письменно мы
пользуемся двумя разными языками, а не просто формами речи. (А внутренняя речь и
чтение про себя -- это еще и третий).
Поэтому надо учить переводить с одного языка на другой.
Для освоения же перевода наилучшая опора как известно -- билингва. Ее и
надо давать ребенку в виде параллельного проговаривания и чтения заранее
известного текста.
Поначалу с очень удобных визуально текстов -- с крупными буквами, большими
межстрочными интервалами, очень короткими строками, яркой интонацией.
И с внешней звуковой поддержкой, и с последовательной помощью в освоении слежения
за текстом, и с последующей помощью в приобретении необходимого навыка забегания
глаза вперед по тексту от места произносимого слова.
Без этого навыка ни чтение с интонацией ни понимание текста нормальное не
возможны.
Так что интонированное чтение и есть признак понимания.
Отдельный и не простой навык между прочим.
Но в общем главное -- опора на билингву.
Как только она есть все быстренько едет, но ведь не дают же почему-то, упрямо
занимаясь при этом всем чем угодно, кроме того что нужно.
Зачем? Почему? Не понятно ...
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Дарю! Название есть, Вам осталась ну-у-у сущая безделица - книжку написать
("уговорить Рокфеллера", словом ).
А еще у нас прорисовался такой вариант - взяли тексты знакомых детских песенок
(выучены они были как раз на слух). Петь любит, и при пении прослеживали по текстам.
Мне еще это понравилось и тем, что при пении ну никак не попроговариваешь!
Вообще же, когда начинаешь к этой ситуации приглядываться (обучение начальное,
базовое) так в тоску приходишь. Вредительство не вредительство, но какой-то
вселенский пофигизм...
А ведь это так здорово, такой кайф - научить другого тому, что он не умел, что долго
не получалось, понять почему оно не идет, найти нужный путь (регулярно на своем
убеждаюсь)! И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в
массе? Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо!
Да, да ... .
Вот как щас сяду (иногда говорю я себе уже лет надцать ...). Если повезет, надеюсь,
через годик доберусь.
Прямо в точку!
Я давно всех уговариваю так делать, но как ни странно, редко кого удается таки
уговорить, хотя ведь стоит только попробовать, как сразу становится понятно что
имеет смысл.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata | И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в массе?
Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!
| Вот, вот. И я все время удивляюсь.
Правда знаю я такую историю (совершенно реальную между прочим):
Некоторый учитель, в некоторой музыкальной школе, завел себе манеру,
импровизировать аккомпанемент детям, разучивающим гаммы на скрипочке.
Застали его за этим занятием, и, что Вы думаете? -- глубоко возмущенные соратники с
треском вышибли его из школы примерно под такое хоровое пение: "Это что же?
Дети получают удовольствие!?
От гамм!?
Безобразие!!
Да как посмел!
Не допустим!!!
Вон!!!!"
Такие вот дела.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Сейчас залезу на стол и пару минут поизображаю памятник самой себе и погоржусь!
Можно ? Не свалиться бы на обратном
пути...
Приятно до чего-то дельного додуматься изредка. Эх, как бы эту музу заманить
посещать меня почаще...
Да, история Ваша очень впечатляющая. И уж если у музыкантов, людей творческих
этак...
Кстати, ведь многие авторские программы (кого же Занкова, к примеру), были видимо,
разработаны в расчете на всех учеников - именно для развития их возможностей
потенциала.
Не берусь судить "за всю Одессу", но впечатление от того, что видела-слышала-читала
об опыте применения - отбираем детишек посильнее, получше (сложная программа! по
Занкову! Программа 2000!- и т.д.) и вперед! Остальным это "не по зубам". Согласна, не все
всем по зубам, особенно сразу, но рассчитано именно для развития возможности
освоить предлагаемое (мне показалось именно так)...
|
|
|