Таким образом для того, чтобы построить удержание головы надо сделать следующие
вещи:
1. Выстроить ориентационные реакции.
Желательно конечно зрительные и слуховые.
( Бывает, что ни на зрение ни на слух опереться не удается.
Тем не менее задача часто разрешима с опорой в первую очередь на поисковый
рефлекс, который "знает" где на лице рот и пытается совместить его с кожным
раздражителем щеки). ЭТО НАШ СЛУЧАЙ. АНАЛИЗАТОРЫ НЕ РАБОТАЮТ. КАК "ОПЕРЕТЬСЯ НА
ПОИСКОВЫЙ РЕФЛЕКС"
База для них почти всегда есть, но механизмы реализации могут хромать множеством
способов.
Начиная с выделения объекта внимания и определения направления на него и кончая
парезами и расстройствами координации.
Так что первая задача: "вычислить" и скомпенсировать все проблемы с реализацией
ориентационных реакций.
Звучит страшно, но на практике несложно. Надо просто взять всю задачу на себя, в
свои руки, буквально.
Дальше задача создать объекты, ребенком легко выделяемые и его интересующие
(обязательно!), обычно в центральном поле.
Достаточное количество раз надо их создавать и убирать, для того, чтобы помочь
сформировать желание видеть и слышать эти самые объекты в положенном им месте. У
НАС НАОБОРОТ: ПАРУ РАЗ ЗВУК ПРИВЛЕКАЕТ, А ПОТОМ ОН ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС
Тоже страшновато звучит, но тут еще проще -- обычно наилучшим объектом является
Ваше лицо.
(Обычно но не всегда: для ребенка с большими проблемами со зрением может оказаться
рабочей только опора на черно-белую "шахматную доску" или "решетку". Бывает, что
дети выделяют только их и больше ничего).
Может оказаться и так, что и ребенку с отличным зрением нужна очень большая помощь
в концентрации, поэтому надо думать на каком фоне Ваше лицо видно, насколько оно
хорошо освещено, и не стоит ли попробовать предъявлять его в полутемной комнате
отдельно подсвечивая.
Предположим,что Вы все организовали: и позу и ребенку и себе удобную выстроили, и
голову его держите удобно и видит он Вас хорошо. ЭТО МОЖНО И НА ЖИВОТЕ И НА СПИНЕ?
Дальше, под речевку, любую для вас обоих интересную, плавно и предсказуемо, с
паузами, перемещаете свою голову в пространстве, обеспечивая ребенку синхронное
движение. ЕСЛИ НА ЖИВОТЕ, МОЙ САМ ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ, УДЕРЖИВАЯ ЕЕ
НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ. ЕСЛИ ГОЛОВУ ВЗЯТЬ В РУКИ, ТО У НЕГО ПРОПАДАЕТ ОПОРА В
РУКАХ, ШЕЕ И ОКОЛО НЕЕ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО Я ПЫТАЮСЬ КРУТИТЬ ГОЛОВОЙ, КОТОРАЯ ДЕРЖИТСЯ
ЗА СЧЕТ МЕНЯ, А НЕ ЗА СЧЕТ ЕГО УСИЛИЙ?
Дальше, с некоторого момента, чуть "ленитесь" и немного отстаете с движением или
чуть недостаточно поддерживаете его. Следите, за тем, чтобы глаза пошли за
предметом, хотя голова несколько отстала. ЗДЕСЬ ПОЛУЧАЕТСЯ ТРЕНИРУЕТСЯ ФИКСАЦИЯ
И УДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ?
Дальше добиваетесь совместного движения, танцевальности.
Не забывайте, что у ребенка может не быть опыта и навыка длительного удержания
зрительного внимания, он может просто неожиданно быстро уставать и сбрасывать
взгляд. Мы тоже так делаем. В общем, как обычно, заниматься надо с умом.
Научились. Едем дальше.
Теперь нам надо как-то выпустить голову из рук, а как?
Есть простой прием. Я обычно предлагаю его почувствовать "на собственной шкуре",
как и все остальные, прежде чем прикладывать к ребенку.
Ложитесь на пол, на бок, согнув ноги под девяносто градусов и положив голову на
вытянутую "вверх, вдоль оси тела" (ох уж великий и могучий) "нижнюю" руку. НОГИ В
КОЛЕНЯХ СОГНУТЫ ИЛИ ПРЯМЫЕ?
Теперь попросите другого человека уперевшись в вашу "верхнюю" ягодицу, потянуть в
ее сторону Ваше "верхнее" плечо. ВЕРХНЕЕ ПЛЕЧО ЗА ЧТО ТЯНУТЬ, ЗА РУКУ?
При этом нужно выстроить ситуацию так, чтобы Вы не выскользнули из под этого
натяжения согнув или разогнув спину. Т.Е. СПИНА РОВНАЯ? В общем все это не сложно.
проблемы бывают только с сильно сутулыми людьми, у которых плечо сильно впереди
позвоночника, но и это легко компенсировать, поставив сзади ногу.
Итак тянем и обнаруживаем, что голова при этом поднимается.
Так устроены шея и надплечье.
Что мы получаем таким образом? Голова в воздухе, а при этом ни сгибатели, ни
разгибатели шеи, ни ротаторы головы, не работают.
Поэтому достаточно их самой минимальной активности, для того, чтобы эффект от нее
был заметен.
КАК ВЫСОКО ОТРЫВАТЬ ГОЛОВУ РЕБЕНКА?
Отрабатываем три варианта:
голова поднимается, и кладется боком, на руку, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СРАЗУ
УБИРАЕТ РУКУ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ "ВЫТЯНУТАЯ ВВЕРХ". иМЕЕТ ЛИ УПРАЖНЕНИЕ СМЫСЛ В ЭТОМ
СЛУЧАЕ, ТАК КАК ПРИХОДИТСЯ ОТПУСКАТЬ РУКУ, ПОПРАВЛЯТЬ ВЫТЯНУТУЮ?
У МОЕГО РЕБЕНКА ГОЛОВА ОТРЫВАЕТСЯ СОВСЕМ ЧУТЬ-ЧУТЬ, КАК ВЫСОКО НАДО ОТРЫВАТЬ
ГОЛОВУ ОТ ОПОРЫ. пОТОМ МОЙ ГОЛОВУ КАК ТО НАКЛОНЯЕТ ВНИЗ, ЭТО ЧТО?
голова поднимается и кладется перед рукой (она при этом несколько поворачивается
лицом к полу, особенно интересного там ничего нет, надо создавать),
Голова поднимается и кладется позади руки. (при этом она несколько
разворачивается вверх).
Выстраиваем игры вокруг этих переходов, осуществляя их, возможно практически
целиком, сами.
У ребенка при этом и без этого хватает чем заняться, море новых впечатлений.
Про эту его занятость и думаем в первую очередь.
(Вообще хороший тренер от плохого отличается в первую очередь немногословностью.
Сознание, понимание, рефлексии, должны разворачиваться в первую очередь после
занятия, а не вовремя. В отличии от школы, на тренировках занимаются "могу", а не
"знаю" или "понимаю". Поэтому все Ваши усилия должны тратиться на поддержку
действий ребенка, обеспечение условий для них, мотивации и т. д.
Избыток инструктажа -- признак принципиально ошибочного подхода к занятиям).
Продолжение следует.
|