Хочу вернуться к вопросу о латенции, который возник в темке про Чтение у аутят. То
что до сына не сразу "доходят" вопросы и просьбы замечаю не только я. С этим можно
что-то поделать? Moonlike - 15-5-09 в 16:40
Не доходят в смысле не отзывается или в смысле пытается отгадать?
У нас если удалось поймать его внимание, но просьба не выполняется - значит она для
него непонятна или сложна - начинаю разбивать на этапы. Очень эффективно.Alys - 15-5-09 в 16:52
Отгадать тоже пытается, как и бывает часто что не отзывается или отзывается, но не
сразу. А еще я имела в виду что отвечает правильно, но с задержкой.Moonlike - 15-5-09 в 21:02
Alys
На все просьбы или только на сложные? rozab - 16-5-09 в 04:07
http://www.autismwebsite.ru/Teaching_Tips_for_Children_and_A...
Здесь описано, почему это происходит.
"Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в слова. Мои
мысли – это кадры фильма, который прокручивается в моем воображении. Образы - мой
первый язык, слова – мой второй язык".
Важно учитывать, что аутичные люди говорят о себе, а не то, что думаем мы о них.
Восприятие мира настолько различно у нас и у них! Мой ребёнок иногда что-нибудь
как выдаст, я поражаюсь, насколько же для него наш мир непонятен.
Эта же ссылка подходит и к теме "Чтение у аутистов".ktyz - 16-5-09 в 12:50
То что до сына не сразу "доходят" вопросы и просьбы замечаю не только я. С этим
можно что-то поделать?
Обычно можно и очень желательно.
Логика занятий проста:
нужно выстраивать такие ситуации в которых реально существующая, может быть
большая, задержка ничему не мешает.
Используется несколько методических инструментов:
1. Ребенок задолго должен знать, когда он что-то услышит и ему надо будет что-то
сказать.
Например если он уходит из дому, то он должен сказать "до свидания" и услышать
аналогичный ответ. Желательно попрощаться при этом с каждым остающимся.
Т. е. дорожка через ритуализацию. (Не зря аутисты ее так любят).
Естественно это могут быть любые разученные диалоги.
При этом может оказаться совершенно не простой работа передачи активности, но это
другая тема -- переключение.
2. Может работать фоновый, без нажима, неоднократный повтор с вашей стороны и
просьба повторять вопрос или просьбу вслух, может быть тоже неоднократно.
3. Работает любая конструкция в которой действие ребенка оказывается
своевременным несмотря на имеющуюся задержку. Например просьба может быть
отсроченной: "допьешь чай -- поставь чашку в раковину".
При этом надо еще внимательно разобраться: то ли он понимает с задержкой, то ли он
действовать начинает с задержкой, то ли он из предыдущего действия выбирается с
трудом. Может и все вместе быть конечно.
Но в любом случае задача -- добиться ненапряженной успешной своевременности.
Потом уже, опираясь на опыт своевременности можно играть с управлением
задержками.
Например выстраиваете игру а ля русские народные: задаете вопрос с шагами и ответ
начинается скажем с пятого шага. (Это просто оформление ритмизированной
задержки).
Потом выстраиваете любые варианты с ускорением.
Можно начинать с собственно моторных "диалогов", на них накладывать словесные
разученные, и, наиграв управление темпом, когда ребенок разогрелся и разогнался,
присоединяете к ним скажем корректирующие действие замечания.
Надо заметить, что нарушения латенций встречаются в любой области, например в
моторике это спастика, и техника работы с ними примерно одинаковая.
ktyz, спасибо! Кое-что уже делаю, буду продолжать.ktyz - 18-5-09 в 09:34
Если Вы выстроите соответствующие поведенческие конструкции, то проблема
первично компенсируется, так что человек становится вполне успешен в их рамках.
Эта успешность должна сразу обнаруживаться.
Другое дело, что ни он ни Вы к ней не привыкли, да и усилие ее поддержания от Вас
может требоваться немаленькое.