Форумы сайта Особое детство

Чтение у аутят

Alys - 13-4-09 в 04:18

Мамочки подросших аутят, мне очень интересно как ваши детки научились читать. Знаю что многие практикуют глобальное чтение. У нас в свое время не очень пошло, хотя может потому что у меня не хватило терпения. Сейчас моему сыну 5 лет, логопед начала потихоньку учить его читать. Возникла такая проблема. Ребенок читает механически, не понимая прочитанного, хотя читает знакомые слова. Чтобы он все-таки понял что за слово он прочел, нужно чтобы он его прочитал раз 5-10 и (или) самой произнести слово вслух. Ну вот почему так, у меня в голове не укладывается, получается что читая он сам себя не слышит?

Nata - 13-4-09 в 21:14


Alys, мой сын не смог научиться читать послогово с логопедом в д/саду. Методика обучения глобальному чтению вовремя не попалась (когда нашла,он уже умел читать). Пробовали глобальное чтение по каким-то пособиям не для аутичных детей, но ничего не вышло. Может вам стоит попробовать все же глобальное чтение по методике Нуриевой (для алаликов и РДА)? Насчет аутистов не знаю, сама лично не встречала (у нас город не слишком большой), но мама мальчика с сенсомоторной алалией с логопедом научила его читать и пользоваться речью по методикам Нуриевой.
Что могу сказать из своего опыта: Он знал буквы, послоговое чтение не пошло, а читать стал сидя в классе и не послогово, а сразу слова целиком. Причем он "зеркалил" (читал справа), и прочтя слово наизнанку, произносил его затем правильно. Большое значение в этом деле - зрительная опора, т.к. слуховой анализ у них у всех никакой (мой сын пока не читал, мог назвать лишь первую букву в слове, последнюю а тем паче в середине - никак). Стал прочитывать слова - тут же стал называть все буквы от 1 до последней (видимо теперь он это слово "видит" в головенке). А еще мы с ним много играли собирая слова (из магн. азбуки, слогов, писали, подписывали картинки).
Кстати еще и совместное рисование с подписыванием картинки (начинают с отдельных слов). Об этом есть в книге Никольской. Вообще для наших детишек зрительная опора, зрительные образы очень и очень нужны, без них никак.

Alys - 14-4-09 в 04:31

Ната, спасибо за ответ! Интересное какое у вас зеркальное чтение было. Парадоксальные все-таки у нас детки. Не перестаю удивляться 8-0
Меня правда, утешает, что когда сын читает теже самые столбики слов на второй и особенно третий раз он уже не ошибается. Может дальше все же легче будет?

rozab - 14-4-09 в 09:05

Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  
Может дальше все же легче будет?

Будет легче, но не намного, если сейчас пустить всё на самотёк. Мы каждое слово объясняем. И начали это делать с детства. Слово - картинка. Действие какое-то - опять на картинке. Все объяснения подкрепляйте зрительно. Мы даже шнурки научились завязывать только тогда, когда я каждое действие сфотографировала и склеила последовательно.
На слух многие аутисты плохо всё воспринимают. Мы учились читать одновремено изучая буквы, слоги(метод Зайцева) и слова(глобальное чтение).

Alys - 14-4-09 в 13:17

rozab, спасибо так и делаем, объясняем все слова. Читает, спрашиваем какое слово прочитал, если не понял, читает еще раз, потом еще...Когда он наконец-то понимает какое слово прочитал, прошу дать простое определение. Например, читает "банан", потом объясняет "банан - это фрукт". И так каждое слово. Это нас логопед так учит.

Alys - 17-4-09 в 05:00

Вчера логопед дала нам еще пару столбиков новых слов для чтения, сын ни одного слова сразу не понял :weep: А ведь все слова знакомые и в речи он ими пользуется :-(

Nata - 29-4-09 в 15:50

Alys, а вы попробуйте с ним рассказики или предложения про него (или про что-то, кого-то им любимое) с этими словами посочинять и записывать, или что-то типа комиксов - картинка, и короткая подпись с этим словом (мама ест банан. Банан - фрукт). "Оживите" слова, к себе приблизьте. Мы этот прием используем для другого (связная речь), но и для чтения, наверное, можно. И еще, у нас как-то параллельно шло и чтение, и прописывание слов, и у меня такое впечатление, что когда еще и моторика работает, а на только глаза, слово воспринимается легче.
А зеркально у нас читал так: "телалут" - после чего называ слово"туалет", "алокш" соответсвенно "школа", и т.п. Учительница очень долго восхищалась, ей такие до нас не попадали.

ktyz - 2-5-09 в 20:38

Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  
Вчера логопед дала нам еще пару столбиков новых слов для чтения, сын ни одного слова сразу не понял :weep: А ведь все слова знакомые и в речи он ими пользуется :-(


"Абстрактное" чтение -- задача не из простых.

Исторически совсем недавно вовсю использовали чтецов, которые читали не понимая, а уже с голоса другой человек понимал написанное.

Собственно нас в школе так и учат:

"СкажиСебеЧтоТамНаписаноИПоймешь".

Странным образом забывая, что письменная речь -- отдельная категория от устной и должна восприниматься не через слуховой, а через зрительный анализатор.

Все программы обучения "быстрому чтению" выстраивают этот навык -- прямого зрительного восприятия написанного вместо школы и этим живут.
Школа же, видимо "по блату", обеспечивает их работой вместо того, чтобы делать ее самой.

Я слитно написал предложение как иллюстрацию на тему.
Читая его легко заметить, что пока глазом "не схвачено" слово понять ничего не возможно.

Но процесс понимания может пойти двумя путями -- либо через проговаривание, либо -- напрямую (попробуйте "запретить" себе проговаривать увиденное).
Эффект прямого понимания написанного для непривычного человека может быть довольно сильным.

Но это я отвлекся несколько.

Простейший прием помощи в переводе прочитанного в понятое -- чтение хорошо знакомого текста, на которое обычно достаточно легко удается выйти через совместное чтение.

Дело это вполне приятное, в отличие от мучительного, бессмысленного во всех отношениях и ничего кроме нежелания им заниматься не вызывающего продирания через дебри порожденные дидактикой.

Moonlike - 3-5-09 в 05:53

Получается, мне повезло когда-то что я пришла в школу уже читающей?
Или это может быть с легкой аутичностью связано? Я вообще не помню, чтобы я по слогам читала, а еще для меня мучением были задания на проговаривание - языком-то медленнее чем глазами.
Просто интересно стало :)
Нам чтение еще предстоит в будущем, но, боюсь, что методы глобального чтения могут нам не подойти - чтобы ребенок "увидел" что-то, он должен на это обратить внимание, у нас отсутствует фоновое восприятие, не знаю, как его развивать и реально ли это.

ktyz - 3-5-09 в 13:38

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Получается, мне повезло когда-то что я пришла в школу уже читающей?


Конечно -- не претерпели совершенно лишнюю порцию мучений и отвращения к чтению не приобрели.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  

Или это может быть с легкой аутичностью связано?


Это у Вас-то?

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Я вообще не помню, чтобы я по слогам читала, а еще для меня мучением были задания на проговаривание - языком-то медленнее чем глазами.


По слогам вообще нельзя читать, это некоторая иллюзия.
Даже чтение слогов тоже иллюзия.
Они прочитываются только после узнавания.
А потом все равно ребенок должен догадаться до слова и только тогда его "прочесть".
В общем сплошное недоразумение.

Другое дело что чисто глобальное чтение очень ограничено по возможностям из-за неизбежно возникающих ошибок узнавания похожих по написанию, но не по смыслу слов.

Языком не только медленнее, но и бессмысленная петля реализуется: вначале ребенок все равно должен слово узнать, но об этом не догадаться, пока сам себе его не скажет и тогда только, уже со слуха поймет. Мозги, как Вы понимаете все это время интенсивно работают и им уже не до понимания смысла написанного.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  

Просто интересно стало :)

Значит нашего полку прибыло.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  

Нам чтение еще предстоит в будущем, но, боюсь, что методы глобального чтения могут нам не подойти


Так как мы уже вроде разобрались все равно никакого другого нет, так что ничего, подойдут.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
чтобы ребенок "увидел" что-то, он должен на это обратить внимание, у нас отсутствует фоновое восприятие, не знаю, как его развивать и реально ли это.


Ну уж прямо и отсутствует.
Такое крайне редко бывает -- чтобы уж совсем без ситуационного контекста.

А откуда у Вас вообще идея про восприятие фона? Она вроде не очень распространена.

Развивать -- реально: это любая деятельность с учетом обстоятельств, например многоэтапное или совместное рисование.

Очень хорошо работает совместная сервировка стола.

Слабым конечно может быть удержание любого фона, например временного, ну тогда игры в что-где-когда, в смысле развития ориентации во времени.

Moonlike - 3-5-09 в 14:22

ktyz
Ну, мне не привыкать. Я выросла белой вороной, потом встретила ролевиков и обрадовалась - вот они, такие же как я. А потом оказалось что я белая ворона и среди них. Я не знаю, совсем без фона или нет - я просто не знаю, как это проверить. У нас вообще некий базис, стержень нарушен - я подробно писала в теме Будущее Аутиста. Всегда считается, что если ребенок не реагирует - он все равно воспринимает. Большинство методик обучения на этом основаны. Первое, что меня навело на эти мысли - все эти методики в нашем случае дали нулевой результат. Еще наблюдения за ребенком. Возможно, для него фон как бы отдален от него, поэтому он его почти не воспринимает, воспринимает только те участки, на которые обращает внимание. В какой-то степени я могу его понять - у меня такие проблемы с уборкой - я не вижу мелких загрязнений, пока не сосредоточусь на них. Не знаю, как точнее выразиться - не хватает слов. Сейчас в какой-то степени пошла компенсация - он стал почти постоянно направлять свое внимание на разные участки фона, но не знаю, многого ли можно этим добиться.
А какие еще бывают такие виды деятельности? У меня не получается уловить концепцию. С рисованием у нас никак. Сервировать тоже нечего. Ориентация во времени тоже почти нулевая. Да, понятия игры у нас тоже нет, поэтому я не могу "заниматься в форме игры". Пока наше достижение - показ некоторых предметов на картинке, но это ему быстро надоедает и он начинает опять их показывать в произвольном порядке чтобы я называла.

PS
Все мои мысли и идеи идут от пропускания собранной в сети информации сквозь ребенка - иных источников нет, как я уже говорила, общепринятые методы на нас результата не дают.

Nata - 3-5-09 в 15:12


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
[
По слогам вообще нельзя читать, это некоторая иллюзия.
Даже чтение слогов тоже иллюзия.
Они прочитываются только после узнавания.
А потом все равно ребенок должен догадаться до слова и только тогда его "прочесть".
В общем сплошное недоразумение.
Языком не только медленнее, но и бессмысленная петля реализуется: вначале ребенок все равно должен слово узнать, но об этом не догадаться, пока сам себе его не скажет и тогда только, уже со слуха поймет. Мозги, как Вы понимаете все это время интенсивно работают и им уже не до понимания смысла написанного.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  

Развивать -- реально: это любая деятельность с учетом обстоятельств, например многоэтапное или совместное рисование.


Вот насчет того, что со обучением послоговому чтению что-то не так я тоже почувствовала. Это, вообще, не от логопедов пошло (раз в устной речи первыми появляются слоги "фонемы", то и при чтении, вначале они, потом слово)? Говорим то мы и воспринимаем слова (а то и предложения). У меня самой этот этап прокатил быстро, я его и не помню, но читать научилась пойдя в школу. Дальше очень быстро стала читать "про себя".
Сын вообще я не поняла как это освоил (по-моему вопреки всем методам). Единственное ухищрение, которое применяли - двигали ему листок бумаги от начала слова, слева , направо, быстро (закрывая правую часть, чтобы начинал слева), а он протяжно произносил появляющее. Но это не из-за слогов или глобального, а из-за его "зеркальности". Кстати, он сразу читая слова произносил немного нараспев, а не слогами. А вот "про себя", без проговаривания пока не может. Всегда читает вслух.
Moonlike, мы использовали совместное рисование и подписи, если хотите, как нибудь могу написать подробно, как делали мы. Мне понравилось, мы этим до сих пор пользуемся.

Nata - 3-5-09 в 19:24


Леонид Михайлович, можно я поробую подвести для себя некий небольшой итог?
1. письменная и устная речь - 2 принципиально различающиеся способа передачи информации. Подтвеждение того - люди владеющие устной речью, но не неспособные освоить в силу причин письмо (при нек. поражениях мозга, вроде алексия?). С другой стороны - люди, пользующиеся только письменой речью (нек. алалики, аутисты)
Связи между формированием того и другого нет (определенной, по крайней мере). Поэтому топая от слогов-фонем идти бесполезно (а может и вредно?) В школе письм. речб идет по аналогии с устной: слоги, 2 -сложные слова -слого-дубли, и далее. Ведь учат по той же схеме Ма-ма, папапа, потом ма-ши-на, Ма-ша ела ка-шу. Мой герой, кстати, стал читать практически все подряд - и простые, и сложные слова, На и предложения тоже.
2. в нашей системе школьного обучения неправильная "печка", от которой танцуют при обучении письму и чтению
3. в любом обучению навыку есть (или определяется опытным путем) некий алгоритм и ключевые звенья формирования и закрепления навыка?
У меня не совсем по теме возник вопрос (это письмо, впрочем и чтение тут).
У нас в классе есть мальчик (из тех, кого признавали "необучаемым"). На уроках ему задание пишут карандашом, он обводит. Этот прием (обводка) в коррр. школе очень активно используется. На мой непрофессиональный взгляд, неоправдано. Механически водить рукой человек научится. Читать и писать - скорее вопреки тому. Этот мальчик говорить научился поздно. Говорит сейчас фразами, понимает. мне кажется его и чтению и письму научит можно, просто механический способ - это как то ... ну, малоэффектино, что ли.




ktyz - 3-5-09 в 22:15

... Это, вообще, не от логопедов пошло (раз в устной речи первыми появляются слоги "фонемы", то и при чтении, вначале они, потом слово)? ...

Нет, это все сложилось еще до всякой логопедии.
Вспомните: аз, буки ... .
Детей заставляли вначале называть буквы их именами, потом неким чудом образовывать из них слог, потом следующий и т. д. странным образом забыв, что в результате даже успешно случившийся длинной процедуры получится совершено незнакомый ребенку объект.

Вас наверно уже миновала такая практика, а я ее испытал на собственной шкуре и сохранил достаточно яркие воспоминания. Потому как никак не мог выучится читать, пока, в некоторый момент, разозлившийся отец не присмотрелся к этому безобразию и, в отличии от академиков пед. наук, сразу сообразил, что имена букв сильно мешают.
Для начала он запретил мне их проговаривать (помню, что пришлось переучиваться) и дело сдвинулось с мертвой точки.

С фонемами же отдельная комедия.
Товарищи ученые в 19 веке решили составить всемирную таблицу фонем, а по ней сделать всеобщую письменность.
Был гигантский проект, участниками которого были десятки государств, из которого, как легко теперь заметить, вышел только пшик.
Потому как оказалось, что фонемы объективно не существуют, а имеются лишь в головах носителей каждого конкретного языка.
У французов четыре "э", а у чехов, того хуже, пять "а"... .
Посему договориться что-же такое фонема, разные школы фонетистов не могут по сей день.

Но еще хуже то, что и этих, выделяемых носителями языка фонем нет в природе.

Они не существуют в реальной речи, поэтому ни одна программа распознавания речи по сей день нормально не работает.

Более того, сильно похоже, что программеры что-то такое про все это поняли и перестали такие программы разрабатывать.

Я из интереса смотрел (правда с годик назад) и обнаружил, что все предложения примерно десятилетней давности, и кроме ругани пользователи про них ничего не пишут.

И каким образом ребенок должен составлять из этих абстракций слово и его понимать совершенно не понятно.

А порядок освоения языка детьми -- интонация, фонетика, междометия и т. д. никаких фонем в этом процессе нет.


Nata - 3-5-09 в 23:53

Вот не зря же я не могла понять, как мой сын научился читать! Он, оказывается, вообще, умничка! Такую сложную работу провернул в головенке. Сам осознал слово, соотнес написанное, звучащее слово и смысл!
Буквы мы кажется называли, но не аз, буки и т.д., называя - а ,бэ, вэ, ка, и краткое, ща... Как-то тоже у меня разрулилось. Но помню, как сестра прочитала: Мэ-а-шэ-а. "Что получилось?": "Шапка". Смеялись, а сейчас не смешно.
К Женькиной учебе это исчезло, нам еще логопед в д/с говорила, чтобы так буквы детям не называли, а говорили звуки: а, б, в... и т.д.
А еще логопеды любят проверять фонематический слух и развивать его (кажется, так?). Получается бессмысленное действо, с точки зрения обучения, а считается, что его отсутствие осложняет обучение чтению-письму. Или по имеющейся методе обучения этому мешает?

Nasty - 4-5-09 в 07:59

Многие дети с аутизмом самостоятельно, без специального обучения начинают читать. Обычно это происходит в возрасте около 4-5-ти лет. Чаще всего - это простое механическое чтение без понимания прочитанного. Слово для ребенка является картинкой. То есть она запоминает, что вот такой узор вот так называется. Благодаря большому объему памяти таких узоров ребенок может запомнить много. То есть ребенок самостоятельно начинает пользоваться глобальным чтением. Но те слова, которые он "прочитывает" он не соотносит с конкретными предметами. Нужна большая работа над пониманием.
Переход к послоговому чтению у аутистов сложен. Тут нужен синтез и анализ, который у них "хромает".
У многих детей с аутизмом присутствует гиперлекссия. Дети с гиперлексией читают и понимают напечатанный текст лучше, чем говорят и понимают устную речь. Так как речь у таких детей плохая, не всегда удается заметить его умение читать. Этих деток хорошо видно при применении плакатов с правилами. ребенок будет выполнять правила напечатанные на плакате и повешенные на стену и будет игнорировать устные обращения.
Кстати, такие плакаты хорошие помощники в организации занятий с детьми с гиперлексией.
Nata, фонематический слух развивать необходимо. Его нарушения влекут за собой нарушения речи, чтения и письма.

Nata - 4-5-09 в 19:28


Nasty, мой это сделал в 7. Прочитываемое слово (или предложение) он понимал сразу (и сама помню, и учительница сказала). Он ее очень этим удивил 8-0
Тем более, что читал он вначале зеркально, а потом слово "переворачивал", и говорил правильно. Насчет спецального обучения - Вы имеете в виду по методикам для аутистов? Такого обучения у нас не было. Но его учили читать в лог. группе послогово читал механически, а вот элементы глобального чтения присуствовали самопроизвольно - узнавал , в т.ч. и в тексте, например, свое имя, некоторые другие слова.
Не знаю, мне кажется, что у него происходит "нащупывание" некого принципа операции, а потом, когда нащупал, оно идет. Он и математические операции примерно так же осваивал. Понял как складывать и все равно уже, сколько сосчитать 2+2 или 15+23, вычитание и умножение тоже. Сейчас деление пошло осваиваться. И дни недели в разные годы вычисляет. М.б. тут у него что-то еще, помимо аутистических особенностей наложилось?
Насчет того, что он лучше понимает сейчас, устную, или писменную речь - это, пожалуй, что именно понимать под пониманием(м-да! ну и фраза). Он понимает и устную и письменную инструкцию, и правила, честно говоря, пользуюсь и тем и этим. Т.е. если тест ему доступно изложен -поймет. Теорию относительности -вряд ли :-)
Пишет он вполне грамотно. Ошибки у него - пропуски букв, перестановки букв, пропуск слова. Но это скорее внимание (?) Если уже он писал это слово, далее пишет его правыильно, или спрашивает как. правильно (как правило). "Сложность" слова значения не имеет Примерно одинаково и в диктанте и при переписывании, и если предложение придумывает сам.
Если это нужно, что бы запомнить правила языка и писать грамотно, м.б. Но с другой стороны, какое количество слов человек использует в речи? М.б. аутист и способен такое количество правильных зрительных образов. Ну в научу пользоваться словарем.
Нет, мне все-таки ближе то, что написал Леонид Михайлович!
Как написала чуть раньше в теме о речи - ДЛЯ ЧЕГО ПРАКТИЧЕСКИ НУЖНЫ СЛОГИ? Правильно переносить слова, если не помещаются на строке? Одно. А еще?
С переносом вообще-то тоже вопрос. Часто в текстах, набираемых на компьютере, переносят именно слова целиком.
На мой взгляд, польза от фонем и фонематического слуха, по-крайней мере, спорна.

ktyz - 4-5-09 в 20:09

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Многие дети с аутизмом самостоятельно, без специального обучения начинают читать. Обычно это происходит в возрасте около 4-5-ти лет. Чаще всего - это простое механическое чтение без понимания прочитанного. Слово для ребенка является картинкой. То есть она запоминает, что вот такой узор вот так называется.

Уважаемая, а Вы случаем не объясните как ребенку в вашей модели удается узнать как какой узор называется?

Насколько мне известно пока вообще, за всю в историю науки ни одному ученому не удалось решить такую задачу -- расшифровать письменный язык, без опоры на известный, а у Вас даже многие детки с этой задачей запросто справляются.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Но те слова, которые он "прочитывает" он не соотносит с конкретными предметами. Нужна большая работа над пониманием.

Тогда мы все аутисты -- гиперлексики: откроем любой текст в незнакомой нам области, скажем по матлогике, и нам понадобится оч-чень большая работа над пониманием, лет на пять университета ...
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

У многих детей с аутизмом присутствует гиперлексия. Дети с гиперлексией читают и понимают напечатанный текст лучше, чем говорят и понимают устную речь. Так как речь у таких детей плохая, не всегда удается заметить его умение читать. Этих деток хорошо видно при применении плакатов с правилами. ребенок будет выполнять правила напечатанные на плакате и повешенные на стену и будет игнорировать устные обращения.
Кстати, такие плакаты хорошие помощники в организации занятий с детьми с гиперлексией.

Собственно слово гиперлексия не обозначает какой-либо патологичности.

Другое дело, что встречаются дети, которые, по куче разных причин, лучше понимают письменную речь, чем устную.

Более того, осмелюсь обратить внимание, что таковыми их зачатую намеренно делают именно в целях развития и коррекции устной речи.

Связывать все это с аутизмом по моему странно.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Nata, фонематический слух развивать необходимо. Его нарушения влекут за собой нарушения речи, чтения и письма.

Да простят меня логопеды и иже с ними за поругание их священной коровы, но еще раз обращаю внимание, что фонем нет как объективной реальности.
Соответственно их нельзя услышать. Ну никак.
Т. е. достаточно распространенное словосочетание "фонематический слух" смысла не имеет.

И дети годовалого возраста, как известно не сильно одаренные от природы аналитическими способностями да и говорить зачастую вовсе не умеющие, вполне себе справляются как с "анализом" так и с "синтезом" вроде как для восприятия не только письменной, но и устной речи по этой модели необходимыми.
Чем довольно сильно намекают на их отсутствие в процессе.

Вообще вся эта конструкция примерно пятидесятилетней давности, когда многие ученые были убеждены, что где-то в голове прячется "центральный процессор", но до сих пор там не нашли даже простого арифмометра.

Хотя довольно многие по инерции продолжают говорить о всяком там "звуковом анализе" и т. п.

Вот типичная цитата:

... "При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой" ... .

Все вполне стройно, но авторы по моему совершенно напрасно приписывают ребенку деятельность по неким алгоритмам.
Как уже говорилось на сегодня никому не удалось эти алгоритмы найти, а дети по прежнему успешно научаются понимать речь.

Nata - 4-5-09 в 20:50


Пожалуй, да. У нас ведь случайно тоже шел этакий гибрид - буквы, слова и буквы в них (кое-что он глобально читал).
Но то что, послоговая система многим не дает освоить чтение долго - наблюдаю на части наших одноклассников.
У меня сейчас проблема не в том даже, что бы он читал-понимал-пересказывал, а чтобы хотел читать, чтобы было интересно. В мотивации. А это ох как тяжко!
Если ему будет надо читать, станет интересно дальше это куда-то поведет.
А само по себе умение без желания с помощью него что-то получать недорог стоит. Вон гуляют толпы умеющих читать-писать сограждан, и что с того?

ktyz - 4-5-09 в 21:21

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Связи между формированием того и другого нет (определенной, по крайней мере).
[/rquote]

Связи конечно есть, что понятно хотя бы потому, что опора на одну речевую форму помогает развить другую.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Поэтому топая от слогов-фонем идти бесполезно


Ну не совсем бесполезно, по этой схеме нас с вами читать ведь удалось выучить.
Другое дело, что как я понимаю, схема эта является скорее препятствием, упираясь в которое ребенок за счет других, не входящих в схему, процессов выучивается. Не благодаря, а вопреки.


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

2. в нашей системе школьного обучения неправильная "печка", от которой танцуют при обучении письму и чтению.


По крайней мере на это сильно похоже.
Другое дело, что чистая схема глобального чтения тоже порочна, что очень ясно проступает при увеличении сложности текстов.
Но ведь никто не мешает разумными средствами помочь ребенку узнавать не только слова, но и составляющие его буквы.

Разумным вариантом для меня выглядят французские школьные методики, в которых есть картинка, например "фермер доит корову", есть учитель который говорит:
-- Дети -- вы видите, на картинке нарисовано "фермер доит корову" правда?
-- Да!!!
-- Давайте вместе скажем: фермер дОит кОрОву!
-- Прислушайтесь: дОит КОрОву. А под картинкой, дети, надпись: фермер дОит кОрОву! А красные большие кружочки в этой надписи обозначают одинаковые звуки "О" в словах "доит" и "корову".
И т. д . и т. п.
Это не компромисс между фонематическим обучением и глобальным.
Это опора на узнавание уже понятного со слуха и визуально поддерживаемого текста с проникновением в его состав.



ktyz - 4-5-09 в 21:40

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

3. В любом обучении навыку есть (или определяется опытным путем) некий алгоритм и ключевые звенья формирования и закрепления навыка?

И да и нет.
Я по части проблемы недавно сделал маленький текстик вот он
Есть конечно и некие алгоритмы, и ключевые звенья, но ... все они работают только в руках хорошего учителя, который совершенно по разному применяет их в разных ситуациях.

Постановка навыка всегда контекстна.
Попытки распространять видеозаписи уроков лучших учителей оказались очевидно провальными.

Это как с музыкой.
Анализ любой хорошей музыки показывает, что в ней все правильно.
Проблема в том, что по этим правилам музыку не написать.

Творческий, извините, процесс ... .

ktyz - 4-5-09 в 21:48

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

У нас в классе есть мальчик На уроках ему задание пишут карандашом, он обводит. Этот прием (обводка) в коррр. школе очень активно используется. На мой непрофессиональный взгляд, неоправдано.

На мой, и не только на мой -- тоже.

Подобные методики активно обкатывались в Германии на больших группах здоровых детей еще в 19 веке. (бедные дети).

Показали самую низкую эффективность из всех тогда известных.

Почему в наших коррекционных школах решили что для их детей методики эти в самый раз -- не знаю.

Видимо по принципу: от чего немцу -- смерть ...


Nata - 4-5-09 в 21:49

И попытка поставить творчество на поток дает массе средненькой продукции (смотрим выпускников школ в массе). Есть некоторое количество потрясающих результатов (хорошие учителя, замечательные приодные данные и т.д. в различных сочетаниях).
Некоторое количество откровенных провало (предудыщее со знаком минус).
А в средняя температура по палате... вон она, гуляет вокруг.

Эвелина - 5-5-09 в 07:13

Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Этот прием (обводка) в коррр. школе очень активно используется. На мой непрофессиональный взгляд, неоправдано.

На мой, и не только на мой -- тоже.

Подобные методики активно обкатывались в Германии на больших группах здоровых детей еще в 19 веке. (бедные дети).

Показали самую низкую эффективность из всех тогда известных.




А какие методики ещё известны - на сегодняшний день?

ktyz - 5-5-09 в 14:56

Цитата: Исходное сообщение добавлено Эвелина  

А какие методики ещё известны - на сегодняшний день?

Это надо какого-нибудь профессора спрашивать, чтобы он паре доцентов и десятку аспирантов поручил составить лит. обзор и реферат написать, а я лишь простой многостаночник.
Просматривал в свое время все что нашел, но академической справки представить не могу.
Хотя общий вывод --пожалуйста: картина печальная.

Занялся я этой темой не от хорошей жизни: покойная Антонина Андреевна Цыганок создала у нас в свое время группу школьной дезадаптации.
Быстро выяснилось что у множества детей различного рода сложности с письмом и чтением, в том числе с явным моторным компонентом.
Стали звать меня этих детей смотреть и коррекцию налаживать.
Насмотрелся я, накорректировался, и заподозрил, что проблемы в основном не индивидуальные, а системные -- методически обусловленные.
Пошел в библиотеку, начитался методик, и убедился, что таки да.

В общем можно сказать, что сейчас по таинственным причинам повсеместно деградируют программы обучения письму и чтению.
Старые тоже были не золото, но то что сейчас делают ... .

Наша статистика не попадалась, а вот в США современный учебник обучения чтению учит на 200 страницах тому, что в 30-тых помещалось на одной первой.

При этом неграмотными тогда были практически только иммигранты, а сейчас -- десятки миллионов.
Не удалось их выучить читать за 12 лет современной американской школе!

Ну а с письмом ... .

Я пытался найти иллюстрации нормальных захватов ручки в инете. Патологических -- сколько угодно, а вот нормальных не нашел. Ни одного ...

Так что пришлось сочинять потихоньку собственные программы обучения и письму и чтению.

Некоторые материалы есть в блоге.
Ну и в тумбочке кучка недоделано-недописанного ... .




Nasty - 5-5-09 в 17:17

Гиперлексия - известный и признанный синдром. Исследователями отмечается его наличие у большого количества аутистов. Правда, в нашей стране, исследований по этой теме очень мало.

Могу рассказать, как дети узнают звучание "узоров". Наши дети не глухие. Они смотрят телевизор (особенно рекламу), где часто озвучивают слова, которые показывают. Часто первыми глобальными словами бывают именно товарные марки. Он слышит, как родители называют написанные слова (когда читают книжки, обращают внимание на вывески на улице и т.д.). Так постепенно набирается опыт. Помогают разные игры, которые родители покупают детям (кубики со словами и буквами, магнитные азбуки и т.п.). Ребенок не произносит слова вслух какое-то время, поэтому его умение читать заметно не сразу.
В литературе по аутизму отмечается, что дети с высокофункциональным аутизмом достаточно рано начинают читать, и их особое отношение к знаку. Так, что это не только мое мнение.

Насчет фонематического слуха. Деление на фонемы - это то, что не очень нужно для жизни. А вот правильно слышать слово - важно. Потому что ребенок как слышит "дмерь" или "медреть", так и пишет, и произносит, что добавляет ему трудностей для общения с другими людьми.

Nata - 5-5-09 в 18:53


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Гиперлексия - известный и признанный синдром.

Nasty, логопеды находят массы синдромов, и у аутистов, и у прочих, только у моего сына имеются в комплекте: дизартрия, дислеския и дисграфия (оптические и еще какие-то). А так же эхолалия. Есть еще и оценка степени недоразвития речи, которую нам разные логопеды ставят по -разному (а он в разных ситуациях, разном настроении, и с разными людьми по разному и говорит и себя демонстрирует).
Синдромы, синдромами, но обучают не комплект синдромов, а совершенно конкретного ребенка. И в части случаев может оказаться, что методика в чистом виде не пашет. Глобальное чтение начинают часто использовать именно при отсутствии у ребенка своей речи. У моего речь устная имелась, и понимал он устную речь тоже (соответственно уровню своего общего жизненного развития).

ktyz - 5-5-09 в 22:08

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Гиперлексия - известный и признанный синдром.

Google по известным и признанным синдромам обычно показывает гораздо лучшие результаты, чем
203 для "гиперлексия".

Я думаю Вы согласитесь, что при этом подавляющее большинство контекстов вовсе не будет связано с Вашей интерпретацией.

При этом:
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.

ГИПЕРЛЕКСИЯ

1. Вообще – раннее овладение чтением. Употребляется специально по отношению к детям, которые научились читать до формального обучения чтению. 2. Состояние, характеризующееся очень ранним овладением чтением без особых усилий ребенком, у которого не обнаруживается никаких других специальных способностей и который фактически "медленно" продвигается по стандартным этапам развития. Когда термин употребляется в этом смысле, он относится к тому, что некоторые считают формой минимального повреждения мозга.

Мне это определение кажется не совсем корректным, но связи с аутизмом в нем явно не просматриваются.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Исследователями отмечается его наличие у большого количества аутистов. Правда, в нашей стране, исследований по этой теме очень мало.

Имело бы наверное смысл говорить какими исследователями, у каких аутистов, в каких исследованиях, кем признанных, где эти исследования обсуждаются.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Могу рассказать, как дети узнают звучание "узоров". Наши дети не глухие. Они смотрят телевизор (особенно рекламу), где часто озвучивают слова, которые показывают. Часто первыми глобальными словами бывают именно товарные марки. Он слышит, как родители называют написанные слова (когда читают книжки, обращают внимание на вывески на улице и т.д.). Так постепенно набирается опыт. Помогают разные игры, которые родители покупают детям (кубики со словами и буквами, магнитные азбуки и т.п.). Ребенок не произносит слова вслух какое-то время, поэтому его умение читать заметно не сразу.

Т. е. вы описываете несколько кривой путь обучения глобальному чтению.
А вот почему бы ребенку слова не произносить не понятно.

У меня таким образом выучилось самостоятельно читать некоторое количество знакомых. Некоторые из них даже сохранили довольно яркие воспоминания о процессе.
Но люди эти без всяких намеков на аутизм.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

В литературе по аутизму отмечается, что дети с высокофункциональным аутизмом достаточно рано начинают читать, и их особое отношение к знаку. Так, что это не только мое мнение.

Много чего можно прочесть в литературе про аутизм.
И возможно найти подтверждения Вашему мнению.

Но Может быть Вы знаете, что аутисты, в том числе "высокофункцональные", бывают разные, и кроме аутизма у них, как и у прочих людей, бывает множество особенностей.
Возможно у некоторых из них бывает и "особое отношение к знаку".
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Насчет фонематического слуха. Деление на фонемы - это то, что не очень нужно для жизни. А вот правильно слышать слово - важно. Потому что ребенок как слышит "дмерь" или "медреть", так и пишет, и произносит, что добавляет ему трудностей для общения с другими людьми.

Для жизни деление на фонемы вообще не нужно.
Легко заметить что бОльшая часть человечества вполне без них жива и надеюсь местами даже счастлива.

Правильно слышать конечно важно и с проблематикой звукоразличения, если таковая имеется, очень желательно работать.
В этом, как я понимаю, здесь никто не сомневается.

А пытаются дети писать так как слышат не сами по себе. Все родители в один голос отмечают падение грамотности при письме с началом "фонематического анализа" в школе.

Вы когда-нибудь действительно делали фонематическую запись?
А фонетическую?
Занятие между прочим очень тяжелое и для студентов языковых вузов, специально интересовался, а не только для учащихся начальных классов.

А ведь ребенок пытается воспроизвести на бумаге все слышимые им звуки, которые совершенно справедливо относит к нормальным, необходимым звукам речи.

Никто ему не объясняет, что письменная речь, в отличие от чуда устной лишь некоторый социальный договор, позволяющий опираясь на нее понять что хотел сказать автор и воспроизвести это в устной форме.

Ребенок говорит не фонемами, и русская письменность вовсе даже не фонематическая.

Детей в школе просто вводят в заблуждение что устная речь буквально преобразуется в письменную по неким якобы объективным законам. (А мы с Вами кое-что знаем про историю вопроса).

Вот дети и стараются. Мучаются понапрасну над никому не нужной неразрешимой задачей правильного отображения русской звуковой речи с помощью алфавита.

Но мы то с вами знаем что русская письменность устроена иначе и зачем детям морочат головы -- непонятно.

Русский язык это вам не иврит, в котором, как говорят, человеку с правильной устной речью всегда понятно как правильно писать.

Да и не только с русским проблемы. Всем европейским языкам древнесемитский алфавит не очень то подошел, во всех те или иные трудности.

Nasty - 6-5-09 в 07:53

По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут и рисуют слова. И я считаю, что, когда ребенок начинает потом при письме делать ошибки, это признак динамики в его развитии. Он стал действительно писать. Этот процесс стал для него сознательным. Он уже не вызывает из памяти образ слова, а думает, как его написать (аналогично, кстати и при решении примеров в математике). Ошибки - это возможности для развития. Уверена, что не все со мной согласятся.:-)

По поводу гиперлексии... В ближайшее время обязательно выложу уточненную информацию.
Для меня наличие гиперлексии у некоторых аутистов - это дополнительная возможность развития детей и общения с ними.

ktyz - 6-5-09 в 08:39

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут, а рисуют слова.


По моему -- это совершенно нормальный и необходимый этап овладения письмом.
Без способности рисовать слова не спишешь готовый текст.
Мы тоже так делаем, срисовывая например незнакомые имена и фамилии.
С этой способностью бывают более-менее большие проблемы и вот тогда-то понятно становится как без нее плохо.

Рисовать слова -- интересно и не только детям, каллиграфия называется.
Из школьных тетрадей ее последовательно извели.
Ну она на стенах выступила, граффити теперь называется ...

Во многих языках с неразвитой системой орфографических правил рисование слов -- основная форма владения письмом вообще, например в английском, в котором как известно "говоришь Ливерпуль а пишешь Манчестер".

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
И я считаю, что, когда ребенок начинает потом при письме делать ошибки, это признак динамики в его развитии. Он стал действительно писать. Этот процесс стал для него сознательным. Он уже не вызывает из памяти образ слова, а думает, как его написать (аналогично, кстати и при решении примеров в математике). Ошибки - это возможности для развития. Уверена, что не все со мной согласятся.:-)


Большинство опрошенных мной взрослых ни помнят практически никаких правил орфографии и ничуть от этого не страдают.
Развал уже сложившегося у ребенка эффективного навыка поэтому не кажется мне желательным.

Другое дело, что Грамматика для греков была как известно богиней.
Изучение грамматики кажется и мне очень полезным для развития.
Другое дело, что появление при этом ошибок у писавшего до того без них ребенка представляется мне результатом методических ошибок в изучении грамматики.

Можно видеть, что все современные программы изучения языка опираются на прямое освоение речи, которое, вторым слоем, подкрепляется изучением грамматики.

В нашей стране все учебники были построены наоборот -- эффективность этих программ как мы знаем почти ноль.
(Но они мертвой хваткой многие десятилетия держали за собой рынок).
Результат предсказуемый -- при первой возможности во всех известных мне школах перешли на западные учебники.

Если сильно постараться с помощью изучения грамматики можно наверно и устную речь развалить, только надо ли?

Хотя конечно наработка рефлексии у аутиста крайне ценный процесс, за ради нее можно согласиться наверно и грамотность потерять.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Для меня наличие гиперлексии у некоторых аутистов - это дополнительная возможность развития детей и общения с ними.


Т. е. мы кажется наконец договорились, что сама по себе гиперлексия -- не патология.

Nasty - 6-5-09 в 11:21

Если Вы внимательно почитаете мои сообщение, то увидите, что я никогда не утверждала, что гиперлексия - это патология. Удивляюсь, почему Вы так решили. :-)

О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей. Учителям приходиться постоянно адаптировать учебный материал. Будем надеяться, что когда-нибудь появятся материалы, специально разработанные для аутистов.

rozab - 6-5-09 в 16:33

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей. Учителям приходиться постоянно адаптировать учебный материал. Будем надеяться, что когда-нибудь появятся материалы, специально разработанные для аутистов.


Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.

Nata - 6-5-09 в 21:35



Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей.

А эти учебники хоть чьи-то особенности учитывают? Рассчитаны (и учебники, и программы) чаще всего на здорового и натасканного, а не подготовленного обучаться ребенка.
А в корр. школе 8 типа новые учебники просто урезаны до крайности по сравнению с теми, что были годах в 80 х. У нас учителя часто берут старые (больше материала).

ktyz - 6-5-09 в 22:57

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Если Вы внимательно почитаете мои сообщение, то увидите, что я никогда не утверждала, что гиперлексия - это патология. Удивляюсь, почему Вы так решили. :-)

Ваши кажется слова: "Гиперлексия - известный и признанный синдром"?

Может быть Вы конечно не в курсе, но синдром
(по весьма распространенному мнению) это определённое сочетание признаков болезни, обусловленных единым патогенезом.

Nasty - 7-5-09 в 19:04

Вполне допускаю, что, используя слово "синдром", допустила ошибку. Уточню.

Nata - 7-5-09 в 22:07


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут, а рисуют слова.

Nasty, но мой не владел глобальным чтением (элементы были, да) . Тем не менее писать начал он без ошибок (в отличии от одноклассников). То, как он научился читать и писать очень удивило его учительницу, т.к. каких-то особых усилий не прилагали. Также как и то, что пишет правильно (невнимательность тут не рассматриваем). Кроме того, часто спрашивает как пишется незнакомое слово. Я ему могу и сказать, и написать что удобнее.
Результатодинаков -узнал - далее пишет правильно.
И еще один момент -"рисунок" слов печатных и письменных различен. Не много ли комплектов рисунков надо держать и легко опознавать? Это же какая работа!Простите, но мне как-то не верится.
Моя мама была очень способной девочкой, очень хорошо училась, отлично знает все правила. При этом она писала и пишет с ошибками. За письменные работы получала 2/5 (грамотность/и оценка за само изложение, сочинение).
У нее были неврологические проблемы (сильное заикание после пожара, был период почти полного отсутсвия речи, энурез и т.п. приступов не было). Подробно ее никто не обследовал, была война).
М.б. вообще есть "чувство языка" в большей или меньшей степени имеющееся у всех. Ведь есть люди прекрасно ощущающие положение тела в пространстве. Они такое могут сделать, так прыгнуть извернуться и т.д., что одними тренировками не достигнешь (тренируются все, тренер один -а вот кто-то быстро двигается вперед, а другой так не может).
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Большинство опрошенных мной взрослых ни помнят практически никаких правил орфографии и ничуть от этого не страдают.
Развал уже сложившегося у ребенка эффективного навыка поэтому не кажется мне желательным.

Мне бы тоже не хотелось обучать дите по второму разу правильно писать. Чувства пусть развиваются, но зачем имеющееся терять? А то какой-нибудь добрый доктор припишет, услышав о том, что стал писать с ошибками, развал сформированных навыков, т.е. регресс.
И доказывай ему потом, что это у нас не аутизм в шизофрению переходит, а чувства,рефлексии появились...:-)

ktyz - 8-5-09 в 17:11

Мне кажется, что со всей этой дискуссией по поводу гиперлексии мы сильно съехали в сторону.

Может модеры подумают и в отдельную тему ее вынесут?

Тема кажется как научить аутиста читать, и какие проблемы при этом бывают.

А я бы вернулся к первому посту.
Потому, что понял, что автор его возможно не знает, что у аутистов важнейшей проблемой бывает диссоциированость тех форм восприятия, которые в норме совершенно естественно интегрированы.

ktyz - 8-5-09 в 21:57

Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  
Ну вот почему так, у меня в голове не укладывается, получается что читая он сам себя не слышит?

Это, на мой взгляд, из типично аутичных проблем.

Если составить их краткий список, то получится примерно так:

-- Сенсорная диссоциация.
-- Проблемы с игнорированием. (они же с вниманием, восприятием фона и т. д.)
-- Проблемы с латенциями (это скрытые периоды реагирования, которые могут быть больше или меньше нужных.
Или их в какой-то зоне вообще нет и тогда возможно только непосредственное реагирование).
-- Проблемы с деятельностью и произвольностью.

Похоже что в той или иной степени и форме все они присутствуют у любого аутиста, поэтому имеет смысл сложности с овладением чтением, как и прочие рассматривать через призму этих помех.
Тогда гораздо легче и понимать почему сложности и подбирать инструменты для их преодоления.
Исходя из первого поста в теме можно заподозрить, что ведущую роль играет латенция звукового восприятия.
Выглядит это как будто "трудно доходит".
Конечно ее надо стараться проработать, но это терапевтическая задача, которую конечно хорошо включить в учебную, но не обязательно.
Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.

rozab - 9-5-09 в 03:38

[rquote Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.[/rquote]

Когда мой ребёнок был маленьким, одна опытная мама указала мне на то, что у её ребёнка большие трудности с пониманием текстов, с пересказом и пр. Я стала заниматься этими проблемами целенаправленно и рано, используя визуальную поддержку. Так же навешивала надписи не предмет, обучала глобальному чтению, использовала одновременно метод Зайцева(послоговое чтение, очень рекомендую). А на стене у нас был нарисован алфавит, где были прописаны печатные и прописные буквы, поэтому проблем с их узнаванием не было.
Каждую детскую песенку я прорисовывала, объясняла каждое слово. Мне кажется, именно благодаря этому сейчас ребёнок очень быстро схватывает смысл, у него нет проблем с выделением основной мысли текста. Это произошло не сразу, не через год и не через два.

ktyz - 9-5-09 в 16:55

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  


Я стала заниматься этими проблемами целенаправленно и рано, используя визуальную поддержку. Так же навешивала надписи не предмет, обучала глобальному чтению, использовала одновременно метод Зайцева(послоговое чтение, очень рекомендую). А на стене у нас был нарисован алфавит, где были прописаны печатные и прописные буквы, поэтому проблем с их узнаванием не было.
Каждую детскую песенку я прорисовывала, объясняла каждое слово. Мне кажется, именно благодаря этому сейчас ребёнок очень быстро схватывает смысл, у него нет проблем с выделением основной мысли текста. Это произошло не сразу, не через год и не через два.

В общем вы создали свой собственный метод под Вашего ребенка в котором, как я понял, синтезировали следующие приемы:
1. Введение надписи как дополнительного визуального атрибута предмета.
2. Выделение этого атрибута как достаточного признака предмета в ряде ситуаций.
3. Сведение речевого "имени предмета" и "имени надписи" в одно.
Более менее одновременно играя и в:
4. "имена букв" как объектов и в:
5. "имена слогов" (по Зайцеву) связывая образы знаков, а затем и простых групп знаков с речью.
6. При этом Вы подвели с другой, "гуманитарной" стороны "искусственный" (от слова искусство) фундамент в виде проживания знакомых текстов с процессом (что очень важно) их графического, рисуночного отображения.
(Я еще обычно в таких случаях предлагаю делать это многоэтапно, с обсуждением и планированием того, что, в каком порядке, где и как будет нарисовано).
7. В такой -- обжитой и в смысловом и в душевном плане, графический материал легко обычно вводятся буквенные компоненты, как уже знакомые атрибуты объектов.
(Не знаю делали ли Вы так).

Получилась такая вполне себе гармоничная, семиступеньчатая, как все любят, метода, позволяющая не только читать-писать выучить, но и решить гораздо более сложные проблемы.

С чем и поздравляю.

ktyz - 9-5-09 в 17:21

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.


Возможно и наличие этих подошедших вам книжек сыграло существенную роль.
В принципе иллюстрированных книжек очень много, но в массе своей они мне не нравятся.
Помню и свои детские впечатления от букваря. Там тоже вроде картинок было довольно много, но скучная была книжка неимоверно. Прямо как открывал, так сразу спать хотелось.

Так что интересно было бы узнать чем именно оказались на Ваш взгляд эти книжки (если можно их названия поточнее) хороши и удобны и что Вы с ними делали?

Alys - 9-5-09 в 17:24

Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Исходя из первого поста в теме можно заподозрить, что ведущую роль играет латенция звукового восприятия.
Выглядит это как будто "трудно доходит".
Конечно ее надо стараться проработать, но это терапевтическая задача, которую конечно хорошо включить в учебную, но не обязательно.
Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.


Ага, получается что ребенок прочитывая слова повторно и уже понимая их, просто уже помнит их зрительно. Мы кстати, пока сделали перерыв в чтении, ребенок начал активно отказываться читать. Теперь иногда в игре и только знакомые слова даю прочитать.
А еще интересно про "трудно доходит". Что можно сделать с латенцией звукового восприятия, как ее проработать?

ktyz - 9-5-09 в 17:49

Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  

А еще интересно про "трудно доходит". Что можно сделать с латенцией звукового восприятия, как ее проработать?


Давайте с этим вопросом создадим отдельную тему "Что делать с латенцией?"? Потому как это не только про чтение.


rozab - 10-5-09 в 13:33

Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.


Возможно и наличие этих подошедших вам книжек сыграло существенную роль.
В принципе иллюстрированных книжек очень много, но в массе своей они мне не нравятся.
Помню и свои детские впечатления от букваря. Там тоже вроде картинок было довольно много, но скучная была книжка неимоверно. Прямо как открывал, так сразу спать хотелось.

Так что интересно было бы узнать чем именно оказались на Ваш взгляд эти книжки (если можно их названия поточнее) хороши и удобны и что Вы с ними делали?

Я пользовалась учебниками:
"Русский язык" для слабослышащих (Боксис, Зикеев,Коровин),1992 г.
"Русская речь в картинках"(Баранников, Варковицкая),1989 г.
Преимуществ несколько. Во-первых, не нужно родителю ничего изобретать, всё по темам и с наводящими вопросами. Во-вторых, к каждой картинке подпись, очень наглядно.
http://s50.radikal.ru/i127/0905/69/2a848791ccd4.jpg
http://i009.radikal.ru/0905/6f/24f3ef2910b3.jpg

ktyz - 12-5-09 в 16:24

Очень похоже на мой букварь, только картинки цветные и массив видимо больше.

Вы видимо гораздо более одаренный педагог чем моя училка в начальной школе, от которой у меня остались тем не менее только добрые воспоминания.

Мне не много приходилось детей учить читать, но логику некоторую успел выработать.

1. Заинтересованность ребенка.
2. Эмоционально наполненный, хорошо интонирующийся текст. Обсуждавшийся, пропитанный ассоциациями.
3. Придумал тезис -- "речевой единицей является высказывание".

Поэтому самым удобным материалом является стишок, хорошо иллюстрированный, лучше всего самостоятельно.
Это, кроме всего прочего, позволяет естественным образом начать разделять и дробить форму и содержание и непринужденно перебраться от рисования к письму через врисовывание отдельных букв и слов в картинку.

Рифма позволяет легко акцентировать отдельные звуки, произношение которых передается ребенку.

Буква обозначающая этот звук, хоть и знакомая, прячется в "месиве" из остальных, "других" букв которые пока не важны.

Но, через это "месиво" движется палец, и помогает ребенку вовремя выделить и распознать нужную букву или слог, и сообразить, когда его очередь сказать. Сначала один звук, потом слог, потом слово.

При таком подходе достаточно легко совмещаются визуальный и звуковой образы слова.

Еще один "секрет":

б у к в ы

д о л ж н ы

б ы т ь

о ч е н ь

б о л ь ш и е

, сантиметров по пять поначалу, и расстояние между ними и между строчками тоже.
Это просто требует резко меньше усилий от ребенка для сосредоточения внимания на надписи.
Это маленькое обстоятельство зачастую и оказывается главным.

В общем работу "прочитания" имеет смысл подпирать со всех необходимых сторон поначалу и только по мере укрепления функции от этих подпорок освобождать.

Тогда не возникает проблем ни с пониманием, ни с фразовой интонацией, ни с интересом к занятию "прочитывания", по большому счету для ребенка совершенно бессмысленным: никакой игры из него не сделаешь, если за ним не открывается следующие слои -- смыслов, чувств, коммуникации.

От всего этого кажется все встреченные учебники в странном согласии детей бережно охраняют.


ktyz - 12-5-09 в 20:59

В общем можно сказать, что аутичный ребенок, в смысле чтения, от "нормы" ничем особенно не отличается. Ему требуется выстроить ровно такие же навыки, поэтому и основные методические ходы в принципе аналогичны.
Но есть специфические препятствия в выстраивании этих навыков, которые надо учитывать и есть зачастую специфические способности, на которые конечно надо опираться.



rozab - 13-5-09 в 09:40

Карточки для глобального чтения у нас были с большими буквами. Но на стене висела большая самодельная касса букв и слогов, вот по ней ребёнок совершенно не ориентировался, видимо мешала как раз величина букв. А почему мы остановились на учебниках, я объясню. Все карточки ребёнок использовал не по назначению. Он просто начинал их сортировать по размеру, по цвету, строил из них "башни".
А в книге всё статично, неизменно и для него понятно. Научить читать не проблема, важно научить понимать прочитанное. Ещё раз подчёркиваю, что необходимо объяснять НАГЛЯДНО все слова, словообразование. И объяснять как иностранцам или инопланетянам, как глухим на картинках. На моём ребёнке это сработало.
Я иногда смотрю какие-нибудь ролики о занятих АВА и думаю: "Да с таким дитём я бы как угодно занималась!"
А вы попробуйте научить ребёнка с полевым поведением, который прыгает и бегает по всей квартире, как будто у него вечный двигатель внутри!

ktyz - 14-5-09 в 07:38

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Карточки для глобального чтения у нас были с большими буквами. Но на стене висела большая самодельная касса букв и слогов, вот по ней ребёнок совершенно не ориентировался, видимо мешала как раз величина букв. ...
Ещё раз подчёркиваю, что необходимо объяснять НАГЛЯДНО все слова, словообразование. И объяснять как иностранцам или инопланетянам, как глухим на картинках. На моём ребёнке это сработало.

Думаю, что мешала не величина, а полная абстрактность надписей, для детей совершенно лишенная смысла.
Сколько вашему было когда учились?
Мы кажется одно и то же говорим -- нужно интенсивное, максимально насыщенное проживание.
Надпись должна быть оживлена.
Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

А в книге всё статично, неизменно и для него понятно.

Жесткая визуальная структурированность материала в книжках вам могла конечно здорово помочь.
Гиперактивному ребенку, а у Вас кажется такой, приходится очень быстро соображать из-за кратковременности концентрации.
Поэтому все должно быть жестко предопределенным образом устроено, чтобы не тратить внимание на ориентацию, а брать ее по памяти.
Тогда хватает времени и сил на содержание, на восприятие связей слов с смыслами, переживаниями.
Т. е. то, что меня утомляло в букваре в детстве для него оказалось необходимой опорой.
Но занимался я сам, поэтому и было скучно, содержательностью эти книжки прямо скажем не блещут.
А вот если бы кто тогда со мной сидел да все расцвечивал жизнью, то тоже наверно без содержательности текста и картинок прекрасно бы обошелся.

ktyz - 15-5-09 в 20:17

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Все карточки ребёнок использовал не по назначению. Он просто начинал их сортировать по размеру, по цвету, строил из них "башни".
...
А вы попробуйте научить ребёнка с полевым поведением, который прыгает и бегает по всей квартире, как будто у него вечный двигатель внутри!


То что Вы описываете трудно назвать полевым поведением, которое характеризуется отсутствием или, в лучшем случае, незавершенностью действий обычно достигающих лишь уровня простейших манипуляций.

В вашем же случае вроде проблема в неразвернутости сюжета, человек похоже "застревает" в стереотипных повторах. Ну и гиперактивность жить мешает.

prozerpina - 18-5-09 в 19:06

Да интересно, мой ребёнок зачитал в 2,5 года словами и что энто ему не помешело в последсвии иметь 3 и 2 в школе. И детки которые ко мне ходят многие и читают без проблем иногие и не ушли со слогового чтения. И просто я вспониманаю себя с жёсткой Идеализацией раннего обучения я везде в доме обвешивала картинки, карточки, но потом мы столкнулись стакими проблемами, поэтому я иногда думаю а стоит, и иногда думаю наверное но смотря когда и кому.

Агриппина - 24-5-09 в 13:58

Я уже писала про особые отношения моей дочки с музыкой, так вот: мне кажется, нам помогает с обучением чтению караоке. Только нужен диск, чтобы там и слова песни звучали, и текст был написан четко и исчезал вовремя. А потом мы знакомые уже слова проговариваем и "наполняем" смыслом, проигрывая их в других ситуациях, т.к. в песне он часто ускользает. Это как раз о том, когда ребенок не соотносит написанные знаки со значением слова. Песенки используем детские, любимые и с достаточно простыми, наглядными текстами. Мне приходится действовать через телевизор, т.к. она легко фиксирует внимание на экране, в отличие от написанного или напечатанного на бумаге. А еще можно делать презентации с картинками в PowerPoint, как здесь: http://viki.rdf.ru

ktyz - 24-5-09 в 21:28

Это возможная дорожка, хоть я и страшно боюсь любых телевизоров в обучении потому как внимание фиксирует не информация на экране, а просто сам экран.

Как я понимаю в такой модели вы имеете мощную эмоциональную составляющую с "абракадаброй" вместо слов.

Могут быть в принципе бессмысленные тексты, но это не важно, или наоборот важно, что дочка Ваша не понимает поначалу смысла, зато не отвлекается от чисто речевой составляющей.

Т. е. вы имеете: ритмизированную, хорошо артикулированную и интонированную, легко повторяемую речь в эмоционально обеспеченной ситуации с удобной синхронизацией с текстом.

Смысловое наполнение естественно может быть совершенно отдельным.

Я так занимался с сыном для того, чтобы освоить основы иностранного языка.

По простой последовательности:

1. эмоция.
2. интонация.
3. фонетика.
4. понимание.

Чтение параллельно строилось, потому как сначала приходилось по многу раз прослушивать трудные для проговаривания места, отслеживая их по тексту, прописывая где надо транскрипцию и т. д.

Очень даже сработала схема, хотя песни были практически все взрослые, и собственно смысл тестов, кроме буквального до него тогда не доходил, да и с этим смыслом разбирались не спеша, не ставя его во главу угла.

До смыслов он только сейчас дорос, через 10 лет, и заново теперь слушает те песни.

Собственно Вы реализовали, возможно единственным подходящим для вас способом, основную схему которую я предлагал: выразительное, эмоционально наполненное, совместное чтение хорошо знакомых простых текстов.






ktyz - 25-5-09 в 09:28

Агриппина, напишите пожалуйста какие диски Вы использовали.

Агриппина - 25-5-09 в 09:54

К сожалению, про один из дисков вообще ничего не могу сказать – не лицензионный, называется «Караоке для детей». Но нем хорошие крупные буквы. Второй покупала 2 года назад в Техносиле – «Любимые песни детства» Часть 2 (видео караоке +), издание Master Karaoke, там 50 песен, картинки из мультиков или фильмов, можно включать и отключать голос солиста.

Alys - 30-12-10 в 11:46

Никак не могу заинтересовать ребенка чтением :-( Очень туго у нас идет. Не хочет, и все! Что делать?

Nata - 21-3-11 в 19:53

когда-то на консультации в ИКП нам порекомендовали использовать показ диафильмов. Какое-то время пользовались старым проектором, потом он доломался. Да и фильмов было мало и качество пленок тоже из-за их срока жизни:weep:
Вот что я нашла по этой части, очень неплохая коллекция:
http://www.my-ussr.ru/sovetskie-diafilmy.html

mamaZ - 22-3-11 в 04:10

Может быть я повторюсь, хочу рассказать о своем опыте: я покупала сыну магнитную азбуку (несколько комплектов, потому что буковки имели свойство теряться дома :-D). В начале, мы выкладывали на холодильнике различные фигурки, потом несколько важных: "М"-мама, "П"-папа, "Р"- Рудик. Причем никогда его не заставляла: есть желание - работаем. Когда желания долго не было :shuffle: сама садилась перед холодильником и начинала "играть" :-D, Рудька прибегал моментально. Были случаи, когда рукой, если что-то не получалось, смахивал все на пол и уходил. Я терпеливо собирала и ждала, но не заставляла вернуться. Потом, когда все буковки были освоены, мы, лежа на полу :-D, ему так больше нравилось, искали знакомые буковки в красивых книжках с разноцветными картинками. Ему тогда было 3,5. Начал читать в 4 с хвостиком, а заговорил (!!!) в пять лет. Что это означает? То, что осмысленные вопросы и ответы появились позже, чем навык чтения. Иногда мне это очень мешало: нужно было по рисунку что-нибудь рассказать, а он прочитывал ответ, хитрюга :-D

Alys - 22-3-11 в 04:12

Ната, спасибо, попробуем! Сейчас от ребенка с чтением отстали.