Форумы сайта Особое детство

Сыну 1г. 7 мес., аутичные черты

Turistochka - 6-2-13 в 15:12

Здравствуйте, помогите советом. Как заниматься с ребенком? Сыну 1г. 7 мес. Диагноз: задержка стато-кинетического и психоречевого развития, мышечный гипотонус, псевдобульбарный синдром. По МРТ уменьшены лобные и височные доли. Не ходит, сам не садится, сидит посаженный недолго, переворачивается на живот и обратно, пытается ползать по-пластунски. Заметили отставание в 2,5 мес., не пытался держать голову, не фиксировал взгляд. Только в 5 мес. начал фиксировать взгляд. Слух в норме. Неврологи говорят, что физическая задержка обусловлена низкой мотивацией и интеллектуальной недостаточностью. Неврологи подозревают, что будет умственная отсталость. По этому поводу нас послали к психиатру. Психиатр, сказала, что не похоже на УО и заподозрила аутизм, поставила диагноз: задержка психоречевого развития у ребенка с органическим поражением ЦНС, аутичные черты. Назначила занятия с педагогами, БГБК диету, витамин В6. Ещё нас тестировала психолог, оценила развитие на 10-14 мес. Сказала, что есть коммуникационные проблемы, но не такие как при аутизме.
Но как бы там ни было, я сама вижу недостаточный контакт и стереотипии (плохо смотрит в глаза, редко отзывается на имя, стереотипные игры с колесами машины, открывает двери туда-сюда, нажимает много раз на одну и ту же кнопку, частые раскачивания головой «нет-нет», раскачивания телом, когда сидит, гиперчувствительность к некоторым звукам, сам себя гладит по ладошкам, не как не реагирует, когда я ухожу/прихожу, нет указательного жеста и не смотрит в направлении моего указательного жеста). Может играть игрушками по назначению с моими подсказками, во время игры может делать что-то стереотипно – я останавливаю. Собирает игрушки в коробку и достает из коробки (обычно до конца не собирает, а начинает шерудеть или бросать), кормит и качает куклу, снимает кольца с пирамидки, пытается ставить кубик на кубик, телефон подносит к уху, возит машинку недолго, снимает и одевает (кладет на голову) шапку, пьёт из чашки неаккуратно. Недавно начал подражать, например высовывает язык, качает куклу после того как я покажу. Сам играет по назначению недолго буквально пару действий, потом или теряет интерес, или играет стереотипно. Психолог говорит, что он понимает речь в ситуации. Инструкции выполняет редко и нужно несколько раз повторить, а может и совсем игнороровать: «пока-пока», «сделай ладушки», «сорока-ворока», «дай» (очень редко), «как дует ветерок», «дай руку», «возьми», «положи». Нет выбора из двух предметов, редко показывает части тела на кукле. У меня такое ощущение, то ли он не понимает речь и выполняет некоторые инструкции по показу или исходя из контекста, то ли понимает, но не хочет сотрудничать. Я говорю как бы на фоне, даже если выполнит просьбу, то и не глянет на меня. К детям тянется, хватает за руки, за одежду. Лепечет, слов нет.
Любит тактильные игры (сорока-ворока, коза-рогатая), более менее живо реагирует на куклу, хотя сначала боялся их. Любит всякие коробки, провода, телефон, игрушки со светящимися элементами.
Как мы занимаемся по советам психолога: за столиком сначала складываем/раскладываем пирамидку, кубики, игрушки в коробку и из коробки, затем играем с куклой (кормим, поим, расчесываем, жалеем, катаем мяч/машинку), в конце я беру две игрушки из тех, с которыми мы играли и спрашиваю, где кукла, например. Складывает/раскладывает он не очень хорошо, сделает пару действий правильно, а потом отвлекается, бросает, тянет в рот или начинает шерудеть руками в коробке. Я останавливаю его. Если он не делает, я повторяю инструкцию, жду, повторяю ещё раз и показываю пальцем, что надо делать, если не делает, беру его руку и заканчиваю действие своими руками. Если получается - хвалю. Выбор из двух игрушек не получается (или не хочет вообще, или выбирает иногда правильно, иногда нет 50/50). Занимаемся так долго, а четкого понимания речи так и не появилось. Может мы слишком много внимания уделяем игре с предметами и нужно отступить на шаг назад, больше играть в тактильные игры, чтобы наладить контакт. Но как его наладить? Даже если всякие потешки, щикоталки, вызывают эмоции, улыбку, но всё равно он на меня не смотрит или смотрит мельком.

Мария_Дименштейн - 18-2-13 в 15:17

Туристочка, на Ваш вопрос отвечает психолог Мария Зверева. Поскольку ответ длинный, помещаю его в приложении. В ближайшее время Мария зарегистрируется на форуме, и можно будет общаться более оперативно!





Вложение: MZ-play.doc (35kB)
Этот файл был скачан 844 раз


Turistochka - 27-2-13 в 18:48

Здравствуйте! Спасибо большое за ответ, я многое для себя прояснила.
- Игры на взаимодействие делаем: ему нравится ловить и бросать мяч, воздушный шар кукле и мне, но при этом не смотрит на меня или на куклу. Катаем машинку друг другу – это нравится не так сильно, но уже лучше получается. Кукле даёт игрушку и берёт обратно лучше, чем мне.
- Поочерёдные действия будем пробовать.
- Тактильные и ритмичные игры на коленях: делаем «по кочкам, по кочкам», «сорока-воровка», «коза-рогатая» и другие с пальчиками и ладошками. Ещё ему очень нравится, когда я его сажаю на колени и зову его то с одной, то с другой стороны «ку-ку». Посоветуйте какие-нибудь ещё ритмичные игры, пожалуйста.
Вы пишете: «Еще один способ наладить контакт с ребенком во время игры или занятия – ввести в вашу жизнь игровой персонаж, который будет действовать от Вашего лица, к которому Вы можете обращаться, и он при этом будет смотреть на Вас и иногда поглядывать на ребенка». То есть я должна сначала сама играть с куклой, а когда ребенок проявит интерес, то играть куклой от своего лица. Я вот это не совсем поняла. Я обычно говорю: посмотри, пришла Ляля. Ляля говорит «привет, давай играть мячиком» (как-бы от имени куклы). При этом кукла смотрит на ребенка.
Мне очень понравилась идея с расширением стереотипии, когда ребенок гладит ладошки. Будем делать. Подскажите, а как расширить стереотипию раскачивания. Кроме того, как катать на лошадке-качалке ничего придумать не могу. И что можно сделать с тем, что ребенок крутит колеса.
По поводу понимания обращенной речи. Я поняла, что нужно вынести за рамки занятий. Но проблема в том, что если я ему показываю два любимых предмета, то один из них всё равно нравится ему больше и он просто берет его, не слушая, что я говорю. Поэтому я наоборот пыталась подобрать нейтральные предметы для этого занятия. Как тут быть?

Mira_ma - 12-3-13 в 23:42

Здравствуйте! Здорово, что получается играть в мяч! Это очень социальная, образно говоря, игра. И вариаций у нее, несмотря на простоту, множество. Катать машинку можно, соорудив наклонную плоскость на полу, сопровождая игру звуками, эмоционально вовлекая ребенка во взаимодействие.
- Про ритмические игры - их довольно много в интернете, например здесь: http://natalytkachenko.ru/ritmicheskie-igry/ - удачные игры "два зайчика"- только вы с сыном не хлопаете, а подбрасываете его на коленях в разном ритме, и "барабан". Отличная вещь для совместных ритмичных игр - физиоролл - на нем вы можете расположиться вдвоем.
- Про игрового персонажа - Вы правильно поняли, он (кукла, игрушка на руку) обращается то к Вам, то к ребенку. Вы даже можете проигрывать небольшие сценки-диалоги с этой куклой, пожимаете ей руку при встрече, машете на прощание, изображаете жесты и движения, которые делает ребенок и обыгрываете их. То есть разряжаете трудную для ребенка ситуацию непосредственного общения.
- Раскачивания можно постепенно превратить в ту же ритмическую игру, напевая подходящую песенку, меняя амплитуду и направление движения. Понаблюдайте, меняется ли ситуация с раскачиванием в дни, когда Вы уделяете особое внимание ритмическим и сенсорным/тактильным играм.
- С колесами, для начала, попробуйте договориться крутить колеса по-очереди, и кукла пусть попробует.
- Теперь про слова и предметы. Научиться выбирать и соотносить предмет и слово - две разные задачи для ребенка на данном этапе. Научить ребенка выбирать можно только предоставляя ему выбор в самых различных ситуациях и закрепляя реакцию выбора: какие штаны/носки/кофту оденем, какие макароны купим, чтобы сварить на ужин, и т. д. И начинать имеет смысл с ситуаций, в которых он хорошо ориентируется. И потом, всегда можно "уравновесить" выбираемые предметы. Например:"В какой мяч сейчас будем играть?"; "Какой банан тебе дать, побольше, или поменьше?"и т. д.