Turistochka
Участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 6-2-13
Пользователя нет на форуме
|
|
Сыну 1г. 7 мес., аутичные черты
Здравствуйте, помогите советом. Как заниматься с ребенком? Сыну 1г. 7 мес. Диагноз:
задержка стато-кинетического и психоречевого развития, мышечный гипотонус,
псевдобульбарный синдром. По МРТ уменьшены лобные и височные доли. Не ходит, сам
не садится, сидит посаженный недолго, переворачивается на живот и обратно,
пытается ползать по-пластунски. Заметили отставание в 2,5 мес., не пытался держать
голову, не фиксировал взгляд. Только в 5 мес. начал фиксировать взгляд. Слух в
норме. Неврологи говорят, что физическая задержка обусловлена низкой мотивацией
и интеллектуальной недостаточностью. Неврологи подозревают, что будет
умственная отсталость. По этому поводу нас послали к психиатру. Психиатр, сказала,
что не похоже на УО и заподозрила аутизм, поставила диагноз: задержка
психоречевого развития у ребенка с органическим поражением ЦНС, аутичные черты.
Назначила занятия с педагогами, БГБК диету, витамин В6. Ещё нас тестировала
психолог, оценила развитие на 10-14 мес. Сказала, что есть коммуникационные
проблемы, но не такие как при аутизме.
Но как бы там ни было, я сама вижу недостаточный контакт и стереотипии (плохо
смотрит в глаза, редко отзывается на имя, стереотипные игры с колесами машины,
открывает двери туда-сюда, нажимает много раз на одну и ту же кнопку, частые
раскачивания головой «нет-нет», раскачивания телом, когда сидит,
гиперчувствительность к некоторым звукам, сам себя гладит по ладошкам, не как не
реагирует, когда я ухожу/прихожу, нет указательного жеста и не смотрит в
направлении моего указательного жеста). Может играть игрушками по назначению с
моими подсказками, во время игры может делать что-то стереотипно – я
останавливаю. Собирает игрушки в коробку и достает из коробки (обычно до конца не
собирает, а начинает шерудеть или бросать), кормит и качает куклу, снимает кольца с
пирамидки, пытается ставить кубик на кубик, телефон подносит к уху, возит машинку
недолго, снимает и одевает (кладет на голову) шапку, пьёт из чашки неаккуратно.
Недавно начал подражать, например высовывает язык, качает куклу после того как я
покажу. Сам играет по назначению недолго буквально пару действий, потом или
теряет интерес, или играет стереотипно. Психолог говорит, что он понимает речь в
ситуации. Инструкции выполняет редко и нужно несколько раз повторить, а может и
совсем игнороровать: «пока-пока», «сделай ладушки», «сорока-ворока», «дай» (очень
редко), «как дует ветерок», «дай руку», «возьми», «положи». Нет выбора из двух
предметов, редко показывает части тела на кукле. У меня такое ощущение, то ли он не
понимает речь и выполняет некоторые инструкции по показу или исходя из контекста,
то ли понимает, но не хочет сотрудничать. Я говорю как бы на фоне, даже если
выполнит просьбу, то и не глянет на меня. К детям тянется, хватает за руки, за
одежду. Лепечет, слов нет.
Любит тактильные игры (сорока-ворока, коза-рогатая), более менее живо реагирует на
куклу, хотя сначала боялся их. Любит всякие коробки, провода, телефон, игрушки со
светящимися элементами.
Как мы занимаемся по советам психолога: за столиком сначала
складываем/раскладываем пирамидку, кубики, игрушки в коробку и из коробки, затем
играем с куклой (кормим, поим, расчесываем, жалеем, катаем мяч/машинку), в конце я
беру две игрушки из тех, с которыми мы играли и спрашиваю, где кукла, например.
Складывает/раскладывает он не очень хорошо, сделает пару действий правильно, а
потом отвлекается, бросает, тянет в рот или начинает шерудеть руками в коробке. Я
останавливаю его. Если он не делает, я повторяю инструкцию, жду, повторяю ещё раз и
показываю пальцем, что надо делать, если не делает, беру его руку и заканчиваю
действие своими руками. Если получается - хвалю. Выбор из двух игрушек не
получается (или не хочет вообще, или выбирает иногда правильно, иногда нет 50/50).
Занимаемся так долго, а четкого понимания речи так и не появилось. Может мы
слишком много внимания уделяем игре с предметами и нужно отступить на шаг назад,
больше играть в тактильные игры, чтобы наладить контакт. Но как его наладить? Даже
если всякие потешки, щикоталки, вызывают эмоции, улыбку, но всё равно он на меня не
смотрит или смотрит мельком.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Туристочка, на Ваш вопрос отвечает психолог Мария Зверева. Поскольку ответ
длинный, помещаю его в приложении. В ближайшее время Мария зарегистрируется на
форуме, и можно будет общаться более оперативно!
Вложение: MZ-play.doc (35kB) Этот файл был скачан 844 раз
|
|
Turistochka
Участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 6-2-13
Пользователя нет на форуме
|
|
Здравствуйте! Спасибо большое за ответ, я многое для себя прояснила.
- Игры на взаимодействие делаем: ему нравится ловить и бросать мяч, воздушный шар
кукле и мне, но при этом не смотрит на меня или на куклу. Катаем машинку друг другу
– это нравится не так сильно, но уже лучше получается. Кукле даёт игрушку и берёт
обратно лучше, чем мне.
- Поочерёдные действия будем пробовать.
- Тактильные и ритмичные игры на коленях: делаем «по кочкам, по кочкам»,
«сорока-воровка», «коза-рогатая» и другие с пальчиками и ладошками. Ещё ему очень
нравится, когда я его сажаю на колени и зову его то с одной, то с другой стороны
«ку-ку». Посоветуйте какие-нибудь ещё ритмичные игры, пожалуйста.
Вы пишете: «Еще один способ наладить контакт с ребенком во время игры или занятия
– ввести в вашу жизнь игровой персонаж, который будет действовать от Вашего лица,
к которому Вы можете обращаться, и он при этом будет смотреть на Вас и иногда
поглядывать на ребенка». То есть я должна сначала сама играть с куклой, а когда
ребенок проявит интерес, то играть куклой от своего лица. Я вот это не совсем
поняла. Я обычно говорю: посмотри, пришла Ляля. Ляля говорит «привет, давай играть
мячиком» (как-бы от имени куклы). При этом кукла смотрит на ребенка.
Мне очень понравилась идея с расширением стереотипии, когда ребенок гладит
ладошки. Будем делать. Подскажите, а как расширить стереотипию раскачивания.
Кроме того, как катать на лошадке-качалке ничего придумать не могу. И что можно
сделать с тем, что ребенок крутит колеса.
По поводу понимания обращенной речи. Я поняла, что нужно вынести за рамки занятий.
Но проблема в том, что если я ему показываю два любимых предмета, то один из них всё
равно нравится ему больше и он просто берет его, не слушая, что я говорю. Поэтому я
наоборот пыталась подобрать нейтральные предметы для этого занятия. Как тут быть?
|
|
Mira_ma
Консультант ЦЛП
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 15-6-12
Пользователя нет на форуме
|
|
Здравствуйте! Здорово, что получается играть в мяч! Это очень социальная, образно
говоря, игра. И вариаций у нее, несмотря на простоту, множество. Катать машинку
можно, соорудив наклонную плоскость на полу, сопровождая игру звуками,
эмоционально вовлекая ребенка во взаимодействие.
- Про ритмические игры - их довольно много в интернете, например здесь: http://natalytkachenko.ru/ritmicheskie-igry/ - удачные игры "два зайчика"- только вы с сыном не
хлопаете, а подбрасываете его на коленях в разном ритме, и "барабан". Отличная вещь
для совместных ритмичных игр - физиоролл - на нем вы можете расположиться вдвоем.
- Про игрового персонажа - Вы правильно поняли, он (кукла, игрушка на руку)
обращается то к Вам, то к ребенку. Вы даже можете проигрывать небольшие
сценки-диалоги с этой куклой, пожимаете ей руку при встрече, машете на прощание,
изображаете жесты и движения, которые делает ребенок и обыгрываете их. То есть
разряжаете трудную для ребенка ситуацию непосредственного общения.
- Раскачивания можно постепенно превратить в ту же ритмическую игру, напевая
подходящую песенку, меняя амплитуду и направление движения. Понаблюдайте,
меняется ли ситуация с раскачиванием в дни, когда Вы уделяете особое внимание
ритмическим и сенсорным/тактильным играм.
- С колесами, для начала, попробуйте договориться крутить колеса по-очереди, и
кукла пусть попробует.
- Теперь про слова и предметы. Научиться выбирать и соотносить предмет и слово -
две разные задачи для ребенка на данном этапе. Научить ребенка выбирать можно
только предоставляя ему выбор в самых различных ситуациях и закрепляя реакцию
выбора: какие штаны/носки/кофту оденем, какие макароны купим, чтобы сварить на
ужин, и т. д. И начинать имеет смысл с ситуаций, в которых он хорошо ориентируется. И
потом, всегда можно "уравновесить" выбираемые предметы. Например:"В какой мяч
сейчас будем играть?"; "Какой банан тебе дать, побольше, или поменьше?"и т. д.
|
|
|