Форумы сайта Особое детство

Что предпринять? Дочери 2 года нет речи.

Юлия Лазарева - 9-9-10 в 00:41

Полине 2 года. Беременность без особенностей, роды нормальные, без травм. Отмечалась задержка моторного развития - поздно стала сидеть, никак не могла научиться самостоятельнл садиться, ползала плохо. Но в в 1 год и 2 месяца пошла. Сейчас очень активна. В речи я тоже наблюдала отклонения от нормы, гуления как такового не было, согласных звуков практически не было, в основном растягивала гласные, лепета тоже практически нет, опять гласные звуки. Сейчас я очень обеспокоена не тем что в этом возрасте ребёнок уже должен разговаривать на определённом уровне, а тем что у нас нет ни какого развитя, и даже больше всё больше дочь переходит на жестикуляцию. Слух есть, понимание речи у девочки отличное, но кроме слова Мама, которым она называет всё вокруг, больше нет ничего. Она пытается что-то произнести по подражанию, но кроме опять гласных звуков не звучит ни чего. Что делать? К каким специалистам нужно обращаться? Кто-то сталкивался с такой проблемой? Помогите, подскажите!!!

Ирина_29 - 9-9-10 в 12:25

У моей дочери речь появилась в 2 года 8 месяцев,беременость тоже нормальная,села поздно,пошла в 1год и 1,5 мес.В 2,2 отдала ее в десткий сад,до весны она там практически не разговаривала,а потом весной как прорвало.Сейчас ей 3,3 разговаривает хорошо.Лепета у нее тоже не было,говорить стала сразу взрослые слова.Мое мнение нужно давать ребеку как можно больше общаться с детьми,в садике или на площадке.
У моей соседки мальчик 2,3 года,до 2-х лет практически ничего не говорил,как только подружился и стал общаться с моими детьми -начал разговаривать.С каждым днем у него все больше слов становится.

Nata - 9-9-10 в 20:10

Юлия, я не стану вас утешать и говорить, что основания для тревоги нет. Вы правы в том, что видите нелады, и хотите разобраться в ситуации. К сожалению, "простой рецепт" Ирины 29 не работает в сложных случая - при алалии к примеру, при сильной дизартрии, при аутизме... Если в ее случае это сработало, то в нашем - нет. Сын ходил в д/сад с 1года8 мес., заговорил неправильно в 2,5, через полгода улучшений речи не было... Бегали бегали - у него аутизм :-).
Есть случаю, когда дети поздно начинают говорить сами по себе. Но отсутствие речи + проблемы раннего развития (моторика) - вы имеете все основания для беспокойства. Лучше зря встревожится, чем упустить много драгоценного для ребенка времени. Занятия развивающие еще никому не повредили :-).
Вы у невропатолога наблюдаетесь? Говорили ему о проблеме?
Вам нужны консультации у психотерапевта или психиатра, психолога, невропатолога, ЛОРа и логопеда.
Где вообще живете?
P.S. на мой взгляд похоже как раз на алалию (моторную). Но ради бога, не принимайте мои слова как диагноз! Я - не врач, да и врач вам заочно по краткому описанию диагноз не поставит.

Юлия Лазарева - 9-9-10 в 22:37

Спасибо, за ответы.
Очень хочется надеяться, что у нас как у Ирины пройдёт всё само собой:-), но я всё таки прислушиюсь к совету Nata. И срочно буду обращаться к специлистам.
Мы живём в Самаре. Не у каких врачей кроме как у педиатара не наблюдались. В 1 год. планово прошли осмотр у всех специалистов, никаких особенностей, или нарушений не выявлено.
Помимо задержки моторного развития, и задержки речевого развития, у нас есть поведенческие особенности. Ребёнок очень эмоциональный, до истерики требут то,что ему нужно. Примерно в 1г 5 месяцев стала очень агресивна с другими детьми, агрессия нарастала постепенно, сначала были стычки только по поводу делёжки игрушек. В дальнейшем просто могла подойти к любому ребёнку и ударить на отмашь по лицу. Я не придумала ни чего лучше чем не много ограничить общение с маленькими детьми, так как именно с ними она очень агресивна, и стали общаться с детками 6-7 лет. Сейчас вернулись на плащадку к малышам, стычек с агрессией практически нет, но она как то с недоумением и удивлением набльдает за малышами, во взаимодействие вступает редко и не со всеми детками.

Nata - 9-9-10 в 22:53

Юлия, я вам искренне могу пожелать, чтобы все само собой рассосалось! Но вы ничего не потеряете, если проконсультируете ребенка. Тем более если вы еще и поведенческие моменты видите.
Ну, в год и у нас планово ничего не обнаружили... Позже оно стало, чем дальше, тем заметнее. Тем более, если ни у кого
Вам даже не столь диагноз нужен как таковой, как определить направление работы, а это тоже без обследования, консультаций, определения в чем проблемы у ребенка не всегда можно эффективно заниматься с ним.

Насчет хороших нужных врачей можно поискать информацию на местных ваших форумах, может и подскажут кого-то сразу.
Даже если и обнаружатся какие-то серьезные проблемы - всегда можно очень и очень много сделать.

Мария_Дименштейн - 9-9-10 в 23:18

Цитата: Исходное сообщение добавлено Юлия Лазарева  
Полине 2 года. Беременность без особенностей, роды нормальные, без травм. Отмечалась задержка моторного развития - поздно стала сидеть, никак не могла научиться самостоятельнл садиться, ползала плохо. Но в в 1 год и 2 месяца пошла. Сейчас очень активна. В речи я тоже наблюдала отклонения от нормы, гуления как такового не было, согласных звуков практически не было, в основном растягивала гласные, лепета тоже практически нет, опять гласные звуки. Сейчас я очень обеспокоена не тем что в этом возрасте ребёнок уже должен разговаривать на определённом уровне, а тем что у нас нет ни какого развитя, и даже больше всё больше дочь переходит на жестикуляцию. Слух есть, понимание речи у девочки отличное, но кроме слова Мама, которым она называет всё вокруг, больше нет ничего. Она пытается что-то произнести по подражанию, но кроме опять гласных звуков не звучит ни чего. Что делать? К каким специалистам нужно обращаться? Кто-то сталкивался с такой проблемой? Помогите, подскажите!!!

Юлия, напишите поподробней, как девочка играет, какие игры и игрушки любит, может ли играть "понарошку" (например, наливает чай из игрушечного чайника, кормит куклу или что-то подобное), подражает ли Вашим действиям, показывает ли пальцем, когда видит что-то интересное, пытается ли сообщить Вам что-то и каким способом это делает, как реагирует на Ваши просьбы, любит ли сидеть на коленях, нравились ли в более раннем возрасте игры-потешки, какое у нее настроение - чаще спокойное, веселое, грустное?
Вот, забросала Вас вопросами. Просто прежде чем отвечать, хочется представить себе ребенка, ведь универсальных рекомендаций, наверное, не существует.

Moonlike - 10-9-10 в 08:34

По постам скорее похоже на какие-то неврологические проблемы, чем на психиатрические. Так что лучше начать с невролога и его обследований, а уж он пошлет к целой куче врачей.

Юлия Лазарева - 10-9-10 в 22:52

Мария отвечаю Вам на вопросы:

Настроение у нас как правило весёлое, громко хохочет, стои только немного подурачиться, очень активна двигательно, я бы даже сказала гиперактивна. Очень любит музыку, только слышит, сразу начинает пританцовывать. Играет по подражанию : укладывает кукол спать, заварачивая в простынку, усаживает в рядок, кормит. Очень любит машинки, издаёт при игре с ними соответствующие звуки. Любит играть с кубиками, строит башни, но сразу же ломает. Очень любит рисовать, смотреть книги, делает вид что читает их, получается даже с выражением. Но не интересутся ни чем долго.Минут 10 и всё, ей больше не интересно. Моим действиям подражает: моет полы, посуду. Показывает пальцами на то что ей интересно, может руками повернуть моё лицо в сторону интересующего её предмета. Мои просьбы как правило, если не расстроена выполняет. Например, собирает игрушки, идёт со мной в ванну мыть руки, или может принести предмет который я у неё прошу. Понимание речи у неё отличное. В книгах показывает картинки, пытается изображать как раговаривают животные. например корова и кошка. Звуков "му" и "мяу" даже приближённо не получается, но по интонации всё понятно и очень похоже.
Сидит на коленях но недолго, я не связываю это с тем что ей неприятно, скорее из-за непоседливости. Очень любит пропускать между пальцев рук волосы как свои, так и мои. Такое успакаивающее действие перед сном, или после слёз, истерики. Может делать это очень долго, при этом я должна лежать с ней рядом.
Ещё что касается подозрений на неврологические нарушения, у нас очень часто приоткрыт ротик и немножко вываливается язычок.
Я по образованию логопед-психолог для детей с нарушениями в развитии, но по проффесси не работала, имею небольшие остаточные теоретические знания, мне кажется что у нас не аутизм, и нет органики. Хотя может я и ошибаюсь? Что же тогда с нами?

Мария_Дименштейн - 11-9-10 в 23:46

Цитата: Исходное сообщение добавлено Юлия Лазарева  
Мария отвечаю Вам на вопросы:

Я по образованию логопед-психолог для детей с нарушениями в развитии, но по проффесси не работала, имею небольшие остаточные теоретические знания, мне кажется что у нас не аутизм, и нет органики. Хотя может я и ошибаюсь? Что же тогда с нами?

Юлия, пока что по Вашему описанию можно сделать один вывод: Вы правы, аутизма у Полины нет. Судя по ее реакциям, пониманию речи и т.д. пока что можно говорить о некоторой задержке речевого развития. Без невролога вряд ли можно сказать, с чем эта задержка связана. Но что с этим имеет смысл делать, сказать можно.
Вы писали, что у Полины было позднее моторное развитие. Соответственно, у нее может позднее формироваться и речь, которая строится на моторном и сенсорном основании. Описанная Вами игра с волосами тоже говорит о некотором дефиците сенсорных ощущений. Соответственно, эти базовые вещи и имеет смысл сейчас развивать в первую очередь. Поэтому Полине сейчас нужно побольше игр, связанных с телом - как с ощущением собственного тела, так и с положением его в пространстве и его изменениями. Побольше кружите Полину, качайте на качелях, гамаках, качалках, в одеяле, прыгайте на батуте (все это хорошо делать под ритмичные стишки), пролезайте и перелезайте через препятствия, лазайте по лесенкам, ходите по бревнам и т.д. - все, что придумаете. Играйте в прятки, догонялки, когда поймаете - погружите. Давайте ей почувствовать разные сенсорные ощущения: закапывайтесь в песок, играйте с фасолью, крупами, тем же песком - посыпайте руки, ноги, при этом называйте те части тела, на которые что-то сыпется. Во время купания трите ее разными мочалками и тряпочками - шершавыми, нежными, шелковистыми и т.д. Прячьте под одежду мячики и мягкие игрушки разной фактуры, чтобы Полина их находила. Дуйте на мыльные пузыри и ловите их, дуйте в свистульки, на свечку, на перышки и кусочки бумажки; играйте с воздушными шариками - ловите, отбивайте, следите. Все это игры должны быть очень эмоциональны, старайтесь вносить в каждую какой-то простой смысл (не просто Вы щекочитесь, а пусть приходят разные звери и пр.). Если Полина любит играть в кубики и рушит башенки - не пытайтесь приучить ее сразу к созидательному строительству, разрушение - это нормальный этап. Поиграйте с ней вместе - покатите мячик, разрушьте башенку и радостно скажите:"Бах!" Играйте в другие простые игры на взаимодействие, в которых взрослый и ребенок действуют по очереди: бросают в тазик с водой игрушки – «купание зверей»; играют на музыкальных инструментах (бубен, маракасы, колокольчики): взрослый поет песенку и стучит в такт на бубне, затем протягивает ребенку и т.д. Такие игры не только способствуют развитию контакта и игры, но и улучшают концентрацию внимания. Если Вы обе будете получать удовольствие от совместной игры, время этих игр будет постепенно увеличиваться. Если Полина любит играть с куклами и мягкими игрушками - присоединяйтесь к ее игре и говорите за персонажей простыми звукоподражаниями: Ам! Баю-бай! Ку-ку! Ав! и т.д. Не просите ее повторить, не требуйте, чтобы она что-то сказала. Поскольку сейчас активная речь для нее трудна, надо постараться не создавать напряжения вокруг этого, не фиксировать внимание девочки на том, что у нее пока не получается говорить, не пытаться перевести речь на произвольный уровень - это может сильно затруднить вашу задачу - растормозить речь в спонтанных ситуациях. Можно использовать песенки, потешки, делая небольшие паузы перед последним слогом, но не настаивая - если девочка не договаривает - договорите сами.

В приложении - некоторые возможные игры и песенки.

Вложение: stishki-mix.doc (56kB)
Этот файл был скачан 3126 раз

Мария_Дименштейн - 12-9-10 в 01:02

Да, и чуть не забыла, как раз для таких случаев есть замечательная книга Е.Янушко "Помогите малышу заговорить".

Юлия Лазарева - 12-9-10 в 22:35

Мария, огромное Вам спасибо!!!!:-):-):-)

Мария_Дименштейн - 12-9-10 в 23:29

И еще для Вас с Полиной будет актуальна книга Уллы Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге".
Впрочем, кажется, она практически для всех актуальна. Весной, вскоре после выхода книжки, мне написала одна мама: "Уллу Кислинг вместе с Джин Айрис я заказываю уже 3-й раз - все время книжки расползаются по друзьям и специалистам. Сначала они скептичны, но начинают листать и орут "ДА!!!", как сумасшедшие, узнавая проблемы собственных детей
и клиентов".