Исходное сообщение от Анна-Мария
Мысли у меня правда не очень приличные, но хочу поделиться - не чтобы кого-то
обидеть или на кого-то наехать, а просто для того, чтобы другим мамам не наступать
на опробованные грабли.
Когда мы ищем специалистов для занятий с особым ребенком, и находим кого-то, кто
кажется вменяемым и адекватным, мы настолько рады, что этот специалист нашелся и
не пытается убежать от нашего ребенка (не простого, а золотого), то нам очень
хочется верить на слово... даже тому, чего нам не говорят. Например, что этот
специалист действительно разбирается в нашей проблеме и знает, как с ней
работать.
Далеко не все мамы в начале работы задают психологу вопрос о его образовании,
специализации и опыте работы. Иногда решимся и спросим – получаем ответ, что
«училась в Москве и в Швеции», а где, чему и сколько (!) – уже нескромно
выспрашивать. А чтобы документы спросить – так это вообще единицы осмеливаются,
потому что как-то уж совсем неудобно. А потом ребенок получает неадекватную
помощь, теряет время, мы теряем деньги, и заодно успеваем хорошо понервничать.
А на самом деле надо спрашивать такие вещи у специалистов, все уточнять и
запоминать. И, работая с этим специалистом, всегда помнить, с какой колокольни он
на нашего ребенка смотрит.
Частный случай - если ребенку поставлен какой-то психиатрический диагноз, но под
вопросом, или если без вопроса, но ребенок еще маленький – словом, если это не
стопроцентно и окончательно, то работают с ребенком все равно люди,
специализированные именно по этому диагнозу. До какого-то момента эта помощь
адекватна, но нужно иметь представление об уровне подготовки и кругозоре этих
специалистов. Скажем, в какой-то момент (у кого-то он наступает довольно быстро) их
методы на самом деле ребенку уже не подойдут, а они будут идти по накатанной
дорожке – специализированны только по одной проблеме, не видят того, что лежит за
ее рамками. И ребенок теряет время. То самое, которое можно было успеть что-то
кардинально исправить.
Сейчас я анализирую, что мною было сделано правильно, что нет – вот это считаю
большой своей ошибкой. Я не имела права тратить столько нервов на переживание
оценок специалистов, которые просто не понимали, с чем имели дело. Я просто
постеснялась спросить, насколько они знают сферу проблем, слегка выходящих за
рамки обсуждаемой... А когда ребенок проблемный, то мы не можем из-за тратить его
ресурсы – и то самое время, и деньги, и наши эмоции из-за того, что нам что-то там
«неловко». |