Новый закон о комплексной реабилитации – что изменится?

Так называемый «закон о комплексной реабилитации» – Федеральный закон № 651 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в конце 2023 года – должен вступить в силу с 2025 года. Эксперты из профильных НКО комментируют нововведения в материале на портале Милосердие.ru. Публикуем полный текст комментария юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора:

«Минтруд продолжает работу по подготовке подзаконных нормативных актов, необходимых для введения в действие поправок в закон “О социальной защите инвалидов” (так называемый “закон о комплексной реабилитации”).

Одним из таких актов является и порядок предоставления инвалидам сопровождения при оказании услуг комплексной реабилитации. “Сопровождение” – термин не очень удачный, поскольку речь по сути идёт о так называемом “социальном менеджменте”, или “социальной координации”.

Проблема на самом деле очень острая. Из практики хорошо известно, что, несмотря на многообразие мер поддержки (в сферах медицины, образования, социального обслуживания, трудоустройства, материальной помощи и т.п.), часто, особенно в сложных случаях, когда инвалид утратил функциональность в разных сферах, инвалид получает поддержку “неравномерно”. В одних населённых пунктах или районах – эффективная система образования для инвалидов, однако с бытовой точки зрения инвалид находится в очень тяжелом положении, что фактически уничтожает весь эффект образования. В других местах инвалид получает хорошую поддержку для организации бытовой жизни, но не имеет никакой занятости. В третьих случаях медицина достигла больших успехов в плане восстановления утраченных функций – но инвалиду некуда применить свои новые возможности, поскольку ни помощи в трудоустройстве, ни профессиональной подготовки он получить не может.

Возникает естественный вопрос о том, что необходима координация усилий, необходимо установить, в каких сферах и от каких ведомств инвалид нуждается в помощи, и обеспечить ему доступ к этой помощи на межведомственной и междисциплинарной основе. Именно эту задачу и призвано решить “сопровождение” инвалида.

К сожалению, предложенный проект порядка снова не решает основную проблему – а именно, назначение конкретного лица, которое “ведёт”, “сопровождает” инвалида на его пути и гибко решает возникающие потребности исходя из его индивидуальной ситуации. Предложенный проект снова возлагает ответственность сразу на все государственные ведомства и общественные объединения, и поручает им “взаимодействовать” и “информировать”. При этом конкретного лица, ответственного за определение и предоставление инвалиду всех необходимых именно в его ситуации мер поддержки снова не возникает.

Международный опыт и опыт российских НКО показывает, что такая задача может быть решена только путём закрепления за инвалидом персонального “социального менеджера” (или, как принято называть в российской практике “социального координатора”), который осуществляет социальную работу с конкретным случаем. Подготовку таких специалистов уже ведут некоторые образовательные учреждения (например, Свято-Филаретовский Университет), социальные координаторы действуют внутри фонда “Защитники отечества”, но в общегосударственном масштабе, для всех нуждающихся в этом инвалидов, задача по прежнему не решена.

Также в рамках работы по подготовке подзаконных актов для реализации “закона о комплексной реабилитации” лежит и проект показаний для предоставления услуг по отдельным направлениям комплексной реабилитации и критериев их оценки.

До сих пор более-менее подробный перечень показаний существовал только для технических средств реабилитации. Что касается нуждаемости инвалида в других видах реабилитации, то она определялась достаточно субъективно, часто исходя из имеющихся в распоряжении социальных служб ресурсов. Как следствие, мы сталкивались с ситуациями, когда дети и взрослые, проживающие в стационарных организациях, массово не признавались нуждающимися в санаторно-курортном лечении, молодые инвалиды, получившие профессиональную подготовку, не признавались нуждающимися в профессиональной реабилитации, дети с нарушениями слуха не признавались нуждающимися в слухопротезировании своевременно (в результате упускалось драгоценное время) и т.п.

Проект предполагает достаточно подробное описание показаний для основных видов реабилитации, и это дает надежду на то, что реабилитация инвалидов станет более индивидуальной и эффективной.

Сразу хочу оговориться, что закон о комплексной реабилитации может создать эффективный механизм помощи, если органы власти будут внимательно отслеживать его применение, оперативно реагировать на возникающие сложности, в том числе корректировать подзаконные акты. Кроме того, внедрение комплексной реабилитации потребует и экономических решений, в особенности на уровне регионов.

Сейчас идёт активная подготовительная работа, которая необходима и которую можно только приветствовать. Но насколько “работающим" окажется закон, мы увидим только через некоторое время».

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Юрист ЦЛП Павел Кантор: давайте развивать «работу со случаем» в каждой сфере

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии