Что изменилось в отчете попечителя ограниченно дееспособного гражданина?

С 26 марта 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16.03.2024 № 316 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927», которое вносит изменения в форму отчета опекуна недееспособного гражданина и в форму отчета попечителя гражданина, дееспособность которого ограничена. Центр лечебной педагогики просил и поддерживал изменения (ранее мы писали, чем они вызваны) и направлял предложения разработчикам.

Об изменениях в форме отчета попечителя совершеннолетнего гражданина, дееспособность которого ограничена (далее соответственно гражданин, дееспособность которого ограничена; форма отчета попечителя), рассказывает юрист правовой группы ЦЛП Елена Заблоцкис (об изменении формы отчета опекуна недееспособного гражданина можно прочитать здесь):

«Теперь в форме отчета попечителя в соответствии с особенностями прав и обязанностей попечителей граждан, дееспособность которых ограничена, отражена разница:

- между попечителями совершеннолетних граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, и попечителями совершеннолетних граждан, дееспособность которых ограничена вследствие зависимостей (алкоголизма, наркомании, игромании);

- между попечителями совершеннолетних граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, и попечителями совершеннолетних граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства с одновременным ограничением права самостоятельно распоряжаться такими доходами как заработная плата, личные накопления, унаследованные денежные средства, доходы от использования имущества (суд принимает отдельное решение об ограничении права самостоятельно распоряжаться доходами по заявлению попечителя или органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ).

Особенности заполнения отчета разными попечителями в соответствии с изменениями:

1. Попечитель совершеннолетнего гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие зависимостей, заполняет отчет полностью, требуется указание всех сведений без исключений и особенностей.

2. Попечитель совершеннолетнего гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, заполняет отчет со следующими особенностями:

1) не требуется указывать сведения о зарплате, стипендии подопечного, наследованных и подаренных ему денежных средствах (в п. 3 отчета), так как этими доходами подопечный распоряжается самостоятельно. Сведения о доходах от имущества подопечного (в п. 4 отчета) указываются только в отношении того имущества, на распоряжение которым требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и (или) письменное согласие (одобрение) попечителя.  Это касается в основном доходов от продажи и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, от продажи ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, транспортных средств;

2) не требуется указывать расходы, произведенные за счет доходов, которыми подопечный вправе самостоятельно распоряжаться в силу закона: за счет зарплаты, стипендии подопечного, его личных накоплений, наследованных им и подаренных ему денежных средств. Требуется указывать расходы, которые произведены за счет средств алиментов, социальной пенсии, возмещения вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иных предоставляемых на содержание подопечного выплат (далее пенсия и другие выплаты).  Пенсией и другими выплатами подопечный может распоряжаться с согласия попечителя (пункт 2 статьи 30 Гражданского кодекса РФ).

В разделе формы отчета попечителя о расходах появилась новая строка, в которой предусмотрено указание расходов, произведенных подопечным с согласия попечителя (подпункт 5.1. пункта 5 формы отчета). В сноске к этой строке уточняется, что она заполняется в случае, если попечитель выдавал письменное разрешение на самостоятельное распоряжение подопечным пенсией и другими выплатами в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Указанная норма Гражданского кодекса РФ предоставляет попечителю право разрешить подопечному распоряжаться пенсией и другими выплатами в течение определенного попечителем периода времени. Это предполагает самостоятельное распоряжение подопечным пенсией и другими выплатами в течение этого срока, без согласования расходов с попечителем. Тем самым теперь в отчете отражается, что попечитель разрешил подопечному распоряжаться пенсией и другими выплатами, а также сумма самостоятельных расходов подопечного. При этом форма отчета требует указать расходы, осуществленные подопечным при наличии такого разрешения попечителя (в предыдущих подпунктах 1-4 пункта 5).

3. Попечитель совершеннолетнего гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, если одновременно имеется решение суда об ограничении или лишении этого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ, (зарплатой, стипендией, личными накоплениями, наследованными или подаренными средствами, доходами от имущества), заполняет отчет со следующими особенностями:

1)  указываются сведения о зарплате, стипендии подопечного, наследованных и подаренных ему средствах. Сведения о доходах от имущества подопечного указываются в отношении доходов, которыми подопечный решением суда ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться, а также в отношении доходов от имущества, на распоряжение которым требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и (или) письменное согласие (одобрение) попечителя;

2) указываются расходы, произведенные за счет доходов, которыми подопечный не вправе самостоятельно распоряжаться в силу закона (средства пенсии и других выплат), и за счет доходов, которыми он не вправе самостоятельно распоряжаться в соответствии с решением суда об ограничении или лишении права самостоятельно распоряжаться своими доходами (в зависимости от решения суда это может быть зарплата, стипендия, личные накопления, наследованные или подаренные средства, доходы от имущества).

Отметим, что в случае, если суд ограничил право подопечного самостоятельно распоряжаться своими доходами, у попечителя сохраняется право разрешить подопечному распоряжаться пенсией и другими выплатами в течение определенного попечителем периода времени с возможностью досрочно прекратить самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ).

Крайне важной новацией является дополнение формы отчета попечителя разделом об ознакомлении ограниченного в дееспособности гражданина с отчетом. Подопечный должен быть ознакомлен с отчетом, выразить в форме отчета согласие с содержанием отчета или несогласие с указанием причин, он также вправе получить от попечителя разъяснения по отчету. Раздел заполняется самим гражданином, дееспособность которого ограничена. В случае, если сам заполнить не может, раздел заполняется попечителем, за исключением проставления подписи.

Изменение формы отчета попечителя имеет значение для проверок исполнения попечителем обязанностей, которые в соответствии с законом проводят органы опеки и попечительства. В ходе проверок может быть установлено:
- был ли ознакомлен подопечный с отчетом,
- соответствует ли его содержание реальной ситуации,
- выдавал ли попечитель разрешение на самостоятельное распоряжение выплатами на содержание,
- распоряжался ли подопечный средствами сам.  

В новой форме отчета попечителя воспроизведена норма Федерального закона «Об опеке и попечительстве» об отсутствии обязанности попечителя прилагать к отчету документы, подтверждающие сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. В отчете расходы должны быть указаны, но подтверждающие документы прилагать не обязательно.  

В форме отчета также уточнено, какие товары относятся к товарам длительного пользования, приобретение которых отражается в отчете и подтверждается документами: товары, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на 2024 год на душу населения составляет 15 453 рубля (Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»).

Есть также некоторые другие технические изменения, направленные на улучшение формы отчета. Например, если у подопечного несколько попечителей, отчет по правилам сдает каждый из попечителей. В форме отчета уточнено, что в строке «Попечитель» указывается попечитель, который сдает отчет, а для указания других попечителей выделена отдельная строка. В разделе о расходах уточнены иные расходы, которые указываются в отчете:
- расходы на оплату проезда подопечного к месту лечения и (или) обратно,
- ремонт жилого помещения подопечного,
- услуги по реабилитации и (или) абилитации,
- социальные услуги (при необходимости),
- расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Также теперь в отчете суммы расходов и стоимости указываются в рублях, а не в тысячах рублей с тысячными долями, как предусматривалось в прежней форме.

Вопросы, которые не решены изменениями в отчете попечителя:

1. В новой форме отчета в подпункте 5.1. пункта 5 предусмотрено указание суммы расходов, самостоятельно произведенных подопечным, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, за счет пенсии и других выплат (при наличии разрешения попечителя, выдаваемого на определенный попечителем срок). Одновременно требуется указать и подтвердить конкретные расходы за счет пенсии и других выплат в подпунктах 1-4 пункта 5 формы отчета:
- на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг,
- на товары длительного пользования, стоимостью свыше 30 тысяч рублей,
- на оплату лечения, реабилитации и абилитации, социальных услуг,
- на проезд к месту лечения и обратно,
- на предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Это значит, что по-прежнему требования к отчету делают самостоятельность подопечного условной. Получая разрешение от попечителя на самостоятельное расходование пенсии и других выплат, подопечный ожидает реальной самостоятельности и меньшего контроля. Требования отчета вынуждают попечителя контролировать все траты подопечного, получать у него подтверждающие документы. С одной стороны, такой подход понятен, это обеспечивает больший контроль за жизнью подопечного со стороны попечителя, исполнение попечителем своих обязанностей надлежащим образом. С другой стороны, на наш взгляд, попечителю не обязательно требовать от подопечного отчет о расходах, достаточно контролировать, что подопечный своевременно оплачивает жилье и коммунальные услуги, обеспечивает себя питанием, другими необходимыми вещами и услугами, исполняет обязанности, и в случае неблагополучия подопечного попечитель может досрочно прекратить разрешение на самостоятельное расходование пенсии и других выплат. Как это предусмотрено п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ. Надеемся, что в дальнейшем этому вопросу будет уделено внимание. В отчете в таких ситуациях может быть требование о предоставлении попечителем сведений о своевременной оплате подопечным жилья и коммунальных услуг, обязательных платежей, о своевременном исполнении имеющихся обязательств, о согласовании попечителем сделок, совершаемых подопечным, когда это требуется в соответствии с законом.

2. Приветствуя, что в форме отчета попечителя нашли отражение особенности правового статуса граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, нельзя не отметить, что формулировка подпункта 5.1. пункта 5 формы отчета попечителя вызывает неоднозначное понимание. По закону любое распоряжение пенсией и другими выплатами производит подопечный, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, с согласия попечителя: либо это согласие попечителя на конкретные расходы (например, 10 тысяч на приобретение продуктов питания), либо это письменное разрешение попечителя на распоряжение подопечным выплатами в течение определенного периода времени (на что тратить, решает сам подопечный). Формулировка п. 5.1. «Из них расходы, произведенные совершеннолетним не полностью дееспособным гражданином с согласия попечителя» (с учетом пояснений в сноске) создает ложное представление, что расходы за счет средств, на распоряжение которыми попечителем не выдано письменное разрешение, расходуются подопечным без согласия попечителя или самим попечителем».

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Правовой Навигатор – Права и обязанности опекунов и попечителей

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии