«Первый срез в решении вопроса с дееспособностью, – именно в том, от чего мы защищаемся». Юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис – о недееспособности и сопутствующих вопросах (из вебинара «Важнейшие шаги по достижении 18 лет человеком с особенностями развития (вопросы правового статуса)», полную видеозапись можно посмотреть здесь):
«Первый вопрос, который обычно возникает: когда нужно задуматься о недееспособности, в связи с чем эти вопросы могут возникнуть?
В отношении взрослых ситуация уже другая. Здесь семьи очень часто спрашивают: «Мы заботились о ребенке до 18 лет, и после 18 для нас ничего не меняется – мы так же продолжаем заботиться». Но с 18 лет возникает важное изменение, которое, возможно, не очевидно семьям, в которых ребенок с тяжелой инвалидностью. С 18 лет человек сам совершает все юридически значимые действия без согласия кого бы то ни было. Родительские полномочия заканчиваются. То есть если до 18 лет родитель мог совершать какие-то действия от имени ребенка, то с 18 лет все эти бонусы прекращаются.
Здесь мы, как правило, говорим, что людей с психическими расстройствами, относительно которых встает вопрос, надо ли лишать их дееспособности, можно условно разделить на две группы. Первая группа – это люди, которые условно беспомощны, то есть они физически или ментально не могут, например, залезть в компьютер и оплатить права, они не ходят сами в магазины, не ходят сами в банк. Они все время в сопровождении, все время под контролем. И близкие не боятся, что такие люди совершат какие-то сделки не в своих интересах именно потому, что они неспособны сами это сделать.
В отношении таких людей, которые вряд ли распорядятся своим имуществом не в своих интересах, актуален вопрос именно о возможности совершения юридически значимых действий, когда это нужно. Единственный способ проверить, надо лишать человека дееспособности или нет – пойти к нотариусу и попытаться оформить доверенность на родителя. Если нотариус убедится, что человек понимает, зачем он выдает доверенность, каковы последствия выдачи доверенности, человек ориентируется в происходящем, то родитель получит такую доверенность, и тогда проблема будет решена. С этой доверенностью родитель будет совершать все указанные в ней юридические значимые действия, и актуальность вопроса о признании недееспособным может быть снята.
Вторая группа – люди, достаточно сохранные функционально, то есть более самостоятельные, которые могут о себе заботиться. Они где-то учатся, сами куда-то выходят, общаются и т.д. В этом случае, как правило, проще получить доверенность у нотариуса, потому что они могут производить впечатление адекватно реагирующих людей.
Но здесь возникают другие риски. Сама по себе доверенность не спасает от того, чтобы такой, достаточно самостоятельный, человек, который не понимает значения своих действий и не может ими руководить, распорядился своим имуществом. Именно такой человек может взять кредит, снять все деньги со своего счета и кому-то их отдать, может продать свою квартиру, особенно когда в силу наследства на нем оказалось много имущества…
То есть первый грубый срез, как решать вопрос с дееспособностью, – именно в том, от чего мы защищаемся. В отношении одной группы, беспомощных, нам нужны полномочия каким-то образом действовать – получать пенсию, заключать какие-то договоры, устанавливать инвалидность, реализовывать индивидуальную программу реабилитации. Для беспомощного человека именно важна возможность действовать от его имени, если вам не удалось получить доверенность. А в случае другой группы есть риск, что человек распорядится имуществом не в своих интересах.
И недееспособным, и ограниченным в дееспособности человек признается в судебном порядке. Обязательно проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Если человек признан недееспособным, то устанавливается опека и назначается опекун. В этом случае все юридически значимые действия от имени подопечного совершает опекун. То есть недееспособный человек сам не может совершать юридически значимые действия. Даже если в силу обстоятельств он совершил какие-то юридически значимые действия, например, совершил сделку, эта сделка считается ничтожной, то есть не подлежит исполнению с момента ее заключения. А если сделку начали исполнять (например, недееспособный покупатель заплатил деньги, продавец передал ему товар), то в этом случае все должны всё вернуть в то положение, которое было на момент заключения сделки. Например, молодой человек зашел в магазин, где удачливые маркетологи раскрутили его на покупку планшета за какие-то маленькие деньги, в чем он был убежден. Когда молодой человек принес это все домой, опекун выяснил, что на самом деле планшет был продан в кредит, и маленький первый взнос был первым взносом по погашению кредита. Что можно сделать? Нужно пойти и сообщить, что это был недееспособный покупатель, сделка ничтожна, и всё должно быть возвращено – планшет возвращен продавцу, а уплаченные деньги возвращены покупателю.
Кстати, опекун совершенно спокойно может давать подопечному какие-то деньги на самостоятельное расходование, если он понимает, что это будет не во вред подопечному. То есть допустимо, например, чтобы недееспособный молодой человек зашел в магазин сам себе купить булочку.
Важное замечание: согласие на медицинское вмешательство дает сам недееспособный гражданин. Только если он по состоянию здоровья не может этого сделать, тогда это делает опекун».
Добавить комментарий