В онлайн-встрече, прошедшей 30 марта 2023 года, приняли участие более 150 человек. Эксперты из ведущих НКО и родители детей и взрослых с особенностями развития обсудили текущее положение и перспективы сопровождаемого проживания в России. Вела встречу Марианна Орлинкова.
Основными темами для обсуждения стали:
- необходимость правового закрепления сопровождаемого проживания,
- вклад некоммерческих организаций и государства в его развитие,
- опыт родителей, которые уже сейчас занимаются организацией тренировочного и постоянного сопровождаемого проживания для своих детей.
О роли родителей и специалистов в развитии сопровождаемого проживания говорила председатель правления Центра лечебной педагогики Анна Битова:
«Я считаю, что путь из детства во взрослость очень важен. Мы должны видеть не отдельный кусочек жизни человека с нарушениями (ребенка, или подростка, или потом взрослого), а всё целиком. В какой-то момент, работая с маленькими детьми, я поняла, что очень важно, что будет дальше с ребенком. От этого достаточно сильно зависит, что ты с ним делаешь, что ему нужно и что будет у него впереди. Я считаю, что это просто обязательно. Я обычно говорю специалистам: «Да, вы специалисты-дошкольники, но вы должны знать о том, какое будущее ждет этого ребенка, потому что от этого зависит вся его жизнь. И вы не можете считать, что вот сейчас вы немножко позанимались, а потом ребенок идет неизвестно куда. Это, на мой взгляд, достаточно безнравственно».
А что же родителям делать, чтобы это сдвинулось? Мне кажется, что кроме практических шагов, родители могут все-таки лоббировать изменения.
Какие изменения нужны?
Нужно все-таки какое-то решение вопроса об опеке [введение распределенной опеки]. Нужно как-то решить вопрос о социальном жилье – наверное, должны быть и варианты социального жилья тоже, и нужно в этом месте изменение законодательства. И обязательно должны быть места для сопровождаемого труда и социальной занятости. Не бывает сопровождаемого проживания и нормальной жизни без труда, без занятости.
Сегодня, при очень маленьком реальном количестве мест, где происходит сопровождаемое проживание, мест, где происходит работа, еще меньше. Наверное, родителям надо объединяться в группы и пробивать эти вещи в регионе, поднимать этот вопрос раз за разом. На это может уйти год, два, пять, может быть даже десять. Но рано или поздно, я верю, вы пробьетесь, тем более что законодательство начало меняться».
Как рассказала в своем выступлении юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис, пока гарантии сопровождаемого проживания не закреплены в федеральном законодательстве, хотя общественные и родительские организации уже много лет добиваются этого. Благодаря их усилиям понятие «сопровождаемое проживание» удалось внедрить в правительственную «Концепцию развития системы комплексной реабилитации и абилитации». В конце 2022 года к внесению в Думу подготовлен законопроект с поправками в несколько федеральных законов, в том числе «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Новый законопроект уже нормативно закрепит понятия «сопровождаемое проживание» и «социальная занятость».
По словам юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Елены Заблоцкис, существующие в регионах проекты сопровождаемого проживания выживают за счет регионального законодательства, нормативно-правовых актов предоставления социальных услуг и политической воли региона. Некоторые регионы не имеют сопровождаемого проживания, и начало этому процессу может положить федеральное законодательство. Среди проблем юрист выделила неполноту законодательства по финансовой поддержке организаций, занимающихся сопровождаемым проживанием, и сложности с выделением жилья.
О своем видении сопровождаемого проживания в России рассказали родители из проекта тренировочного сопровождаемого проживания для молодых взрослых с нарушениями развития «Свой ключ» Ирина Шереметьева и Александр Трощенков. Они нашли друг друга и объединились в Центре лечебной педагогики, который посещают их дети. Сейчас родители самостоятельно, с помощью некоммерческих организаций, строят жилье для своих подрастающих детей, где те смогут жить с сопровождением после 18 лет. По словам папы 13-летней Кати с аутизмом, очень многое упирается в финансирование: «Большая часть расходов – оплата сопровождающих. Мы будем искать спонсоров, просить у московских властей оплату работы по сопровождению. И родители, конечно, будут финансово участвовать».
Из проектов по сопровождаемому проживанию, с которыми родители из программы «Свой ключ» познакомились прежде, чем приступить к своему, пензенский «Дом Вероники» заинтересовал их тем, насколько продуманно организаторы предусмотрели трудоустройство подопечных. Часть ребят трудится в гостинице, которая занимает второй этаж дома, для остальных открыли типографию.
Руководитель Санкт-Петербургской благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская подчеркнула важность [пока нет распределенной опеки] сохранения дееспособности у детей с инвалидностью, проживающих в детских домах-интернатах и семьях. Это даст им возможность после достижения 18 лет или смерти близких не оказаться в ПНИ, а жить в квартире или доме с сопровождением. Она рассказала о таком организованном «Перспективами» уникальном доме сопровождаемого проживания в Ленинградской области, где ребята из интернатов и семей Санкт-Петербурга живут вместе. В доме оборудованы две гостевые комнаты, где новенькие могут попробовать и узнать, подходит ли им сопровождаемое проживание. «Сейчас мы впервые учимся сопровождать семейную пару. Двое наших подопечных подали заявление в ЗАГС. Жить они будут в отдельной квартире, но с сопровождением», – поделилась она.
В завершении встречи выступил руководитель правовой группы ЦЛП Роман Дименштейн: «Ответы на многие прозвучавшие здесь вопросы есть в Правовом Навигаторе, в который легко попасть с сайта «Особое право». А если чего-то нет или что-то нужно конкретно, то единственный выход – обращаться к юристам. Хотя я вижу много вопросов, которые даже не к юристам, а к другим родителям и к специалистам, которые в команде дальше прошли в этой части. Тут я глубоко задумался, в рамках чего мог бы состояться обмен опытом для тех родителей, которые только в начале этого пути.
Вообще, как я вижу по вопросам, всё делится примерно на две группы. Есть люди, которые думают про свое участие в СП в плане того, чтобы с кем-то объединиться, начать чего-то добиваться и организовывать, и другие, которые ожидают, когда что-то по сопровождаемому проживанию будет организовано, и для них это скорее информация (что сделано, что нет).
Для тех, кто смотрит с информационной точки зрения, актуален вопрос «Всё это просто проекты, а стоит ли за этим что-нибудь конкретное?» В такой ситуации можно посматривать время от времени, хотя бы раз в полгода или раз в год, куда это движется. Мне кажется, что постепенно сил, в том числе родительских, становится все больше, и эти темы начинают продвигаться, в том числе и в законотворческом плане, хотя и с очень большим сопротивлением. Поэтому я обращаюсь к тем родителям, которые ждут, когда появится СП, – посматривайте, что происходит. Я уверен, что это будет двигаться и развиваться.
Но вообще мы в сильной степени обращаемся к тем людям, которые собираются в команды и ищут конкретные способы реализации у себя на местах, ожидая чего-то федерального, давят на региональные власти, потому что очень многое можно сделать, многие вопросы, связанные с сопровождаемым проживанием, можно решить во взаимодействии с региональными властями.
Вопрос альтернативного проживания – один из самых-самых центральных в социальной сфере. Качество жизни в социальной сфере зависит преимущественно от разнообразия предложений, от того, есть ли свободный выбор между разными предложениями у людей, которые являются потребителями социальных услуг. Я помню наше удивление в момент максимальной победы интеграции в Скандинавии, когда там все было хорошо и каждая школа уже должна была заниматься там детьми с аутизмом и т.д. И вдруг в Стокгольме родители детей-аутистов потребовали, чтобы им сделали не интегративную, не инклюзивную школу, а отдельную школу специально для аутистов. Казалось бы, это было прямо поперек движения, поперек всего. Это долго обсуждали и стали им делать такую школу, потому что выбор должен быть. Должен быть свободный выбор между разными формами, разными возможностями. И у нас ситуация с проживанием в интернатах двинется в лучшую сторону тогда, когда будет достаточно много разных альтернативных форм. Разных – государственных, негосударственных, и у людей появится реальные варианты – более дорогие, более дешевые, бесплатные. Для этого довольно много можно сделать, и разговоры мы ведем не потому, чтобы просто про это поговорить, а к тому, чтобы постепенно образовались такие боевые бригады, которые у себя на местах будут чего-то добиваться, а мы, по мере сил, будем им помогать. Роль нашей правовой группы – в первую очередь, помогать таким командам, которые на местах добиваются сопровождаемого проживания.
Добавить комментарий