15 июня 2022 г. ушла в Высший мир Вета Рыскина – «Веточка», как называли ее большинство знавших ее людей.
Вета работала в Центре лечебной педагогики в 2000-х – 2010-х годах. Долгое время она была «лицом» нашей кухни-столовой на ул. Строителей: когда сотрудники приходили на обед, их встречала неповторимая Ветина улыбка, и у каждого светлело на душе… И мало кто знал, что Вета – опытный и грамотный юрист, в ее багаже – победа в Верховном суде и немало выигранных судебных тяжб...
Её призвание на этой земле становилось видным очень быстро: помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Как написала ее племянница Наташа: «…Для нее почти каждый человек, с которым она встречалась, становился родным... Вета бросалась на помощь любому, кто в ней нуждался, страдала из-за несправедливости и спасала каждую уличную кошку или собаку, попавшуюся ей на пути... И, конечно, мечтала о Царствии небесном, где никто не будет страдать и где будет царить Любовь, а волк и ягненок будут лежать друг с другом...»
Вета была прирожденным «социальным адвокатом», в переводе на понятный язык – общественным защитником. Потому мы приложили усилия «переманить» её в правовую группу – и это нам удалось.
Вот что писала Вета о своей работе социальным адвокатом в правовой группе ЦЛП в статье «Из дневника социального адвоката» (Шаг навстречу, Теревинф, 2006): «Этот действительно пока не очень привычный представитель правового племени является связующим звеном между родителями и юристами. Уровень правовой грамотности у родителей обычно невысок, зачастую им трудно даже вникнуть в разъяснения юристов-профессионалов… Социальному адвокату иногда приходится исполнять роль своего рода «переводчика» в диалоге «юрист–родитель». Недостаточно вычленить из сбивчивого, взволнованного рассказа посетителя правовую коллизию и объяснить, что на этот счет говорит закон. Недостаточно даже терпеливо и порой неоднократно повторить непонятливой маме исчерпывающий и толковый ответ на ее вопрос. А когда от получения консультации необходимо перейти к конкретным действиям по защите своих прав, мама «особого» ребенка ни в коем случае не должна оставаться один на один с бюрократической бездушной машиной. И уж тем более – быть одинокой, когда возникает необходимость отстаивать права ребенка в судебном порядке. Для наших родителей, как правило, исключена возможность участвовать в судебных процессах: не на кого оставить детей. Они не в силах ходить по инстанциям, просиживать часами под дверью важных начальников, обращаться в прокуратуру. Желательно, чтобы от этого их избавил общественный защитник…
…Я уверена, что при оформлении материалов в суд социальному адвокату необходимо сделать сухой документ живым, внеся в него хотя бы небольшую зарисовку, картинку из жизни человека и его ребенка. Мне хочется, чтобы для судьи эта мама не была «истцом Ивановой», а малыш, в интересах которого подан иск – «Ивановым Г.М.». Нет, суд должен увидеть, что Иванова Н.И. – это мужественная, хрупкая, бесконечно преданная сыну Наташа, для которой ее тяжело больной ребенок – единственный свет в окошке и память об оставившем ее любимом человеке, а Иванов Г.М. – это смешной, улыбчивый, неговорящий, но с выразительной, «говорящей» мимикой Гошка, так много уже перестрадавший в свои четыре с половиной года».
Неудивительно, что основной принцип своей работы социальным адвокатом Вета сформулировала так: «У великого подвижника VII века святого Исаака Сирина есть такие слова: “Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение”. Если Господь, наш Высший Судия, милосерден при осуществлении Своего правосудия, то отчего бы и нам, грешным, не быть Его подражателями?»
И еще: «Мне бы хотелось сделать все возможное для того, чтобы в наших детях видели людей. Людей, нуждающихся в уважении, сочувствии и любви не меньше, чем здоровые дети».
Нам очень не хватало – и до сих пор не хватает! – такого человека после ухода Веты…
Да смилуется Господь и упокоит Ветину душу в Своих чистых обителях в радости! А мы – будем учиться жизни, вспоминая, как прошла свой земной путь она…
Комментарии
Стихотворение памяти Веты, присланное одним из наших читателей:
Нет, звук не должен умирать!
Вета Рыскина
* * *
Свершилось. И в горние дали
Душа, завершившая круг,
Порхнет мотыльком без печали,
Свободна от боли и мук.
И сердце, в ком места хватало
Для всех, кто несчастен и бос,
Отсчитывать пульс перестало –
Наверное, просто устало
От бед человечьих и слез.
Но скольким же, добрая Вета,
При жизни помочь Вы смогли! –
Защитой, поддержкой, советом –
Буквально по слову Завета,
По слову тепла и любви.
Без чванства и нудных нотаций,
Без пафоса, шума и догм,
Готовы немедля вмешаться,
Коль горе нагрянуло в дом.
Сидельцу, больному, ребенку
Вы были как чуткая мать:
Могли деликатно и тонко
Утешить, помочь, подсказать.
И добрую память об этом,
Я верю, не в силах стереть
Ни время безудержным бегом,
Ни даже - бездушная Смерть.
Примите же сей амфибрахий.
За гранью последнего дня
Ваш голос – негромкий и мягкий –
Продолжит звучать для меня.
Александр