Встреча родителей с юристами: «Какую меру защиты выбрать – ограниченную дееспособность или недееспособность?»

Продолжаем публиковать вопросы и ответы, прозвучавшие на онлайн-встрече специалистов Центра лечебной педагогики с родителями взрослых людей с особенностями развития 27 января 2021 года.

Аудиозапись встречи можно скачать в посте по ссылке.

Какую меру защиты выбрать – ограниченную дееспособность или недееспособность?

Вопрос: Есть ли смысл в случае полного лишения дееспособности переоформлять на частичную? Какова процедура?

Павел Кантор: Мне кажется, вопрос, на самом деле, о другом – и я понимаю, о чем родители спрашивают, поэтому хочу ответить. Для самого родителя, с точки зрения его простоты жизни, удобства и так далее, нет разницы, опекун он или попечитель. Все сложности, трудности и так далее будут одинаковые. Разница для самого человека ограниченной дееспособности, в отличие от полностью недееспособного: он может иметь свои деньги, ими распоряжаться, работать, получать свой заработок, сам его тратить, жениться и так далее. Имеет смысл переоформлять полную дееспособность на ограниченную, если вы хотите дать больше самостоятельности и больше разных опций в жизни своему ребенку. В этом случае имеет смысл переоформлять.

Вопрос: А какие ограничения у частичной дееспособности?

Павел Кантор: Ограничения по частичной дееспособности сводятся к тому, что человек ограниченной дееспособности (частичная дееспособность – неправильный термин, правильный термин – ограниченная дееспособность вследствие психического расстройства) не может самостоятельно совершать сделки с недвижимостью и другим крупным имуществом, брать кредиты и так далее без согласия своего попечителя.

Елена Заблоцкис: Нужно пояснить, что человек сделку подписывает сам, это важно. Он сам должен понять, что он делает, он должен ее подписать, он будет нести за нее ответственность, если не исполнит. Но он делать ее может только с согласия попечителя. То есть в этом договоре должна стоять еще подпись его попечителя.

Павел Кантор: Кроме того, если человек ограничен в дееспособности, то его попечитель может дать ему возможность более или менее свободно распоряжаться своими собственными средствами, а может ограничить. Может сказать: «Нет, пожалуй, я тебе из пенсии буду только пять тысяч давать на собственные расходы, остальное я у тебя придержу». То есть попечитель ограниченно дееспособного человека может регулировать степень его свободы распоряжения собственными средствами. Это важно, и для некоторых ситуаций это очень актуальная вещь.

Анна Битова: Потому что бывает игромания и так далее, и тратят лишнее. Но наверно надо сказать, что если человек по сути своей все-таки совсем недееспособен, то вряд ли он в медицинских организациях и потом в суде получит ограниченную дееспособность. Все-таки человек должен хотя бы понимать смысл своих действий. Чтобы его можно было спросить, а он бы что-нибудь ответил, или помахал рукой, или написал - каким-то образом нам просигнализировал, проявил как-то свое решение. 

Елена Заблоцкис: Но этого мало! Нужно убедиться, что человек машет по поводу этого решения, что он понимает последствия, что он понимает условия. Это более сложный процесс, чем просто «помахал в качестве согласия».

Анна Битова: В этом смысле для тех, кто плохо говорит, например, непонятно для окружающих, это очень большая проблема. И, конечно, надо к тому зрелому возрасту каким-то образом научить человека какие-то самые простейшие вещи однозначно обозначать, типа «да» и «нет», например. И тогда в суде, если его будут просить дать развернутый ответ, то, может быть, человек, который ему помогает с коммуникацией, уточнит: «Нет, ему надо задавать так вопросы, чтобы было «да» или «нет». Это наверно можно сделать.

Елена Заблоцкис: Да. Один большой вопрос расчленяется на много маленьких. Но всё постепенно. Если человек занимается где-то, обучение социальным навыкам постепенно будет происходить. Мы вообще считаем, что как раз в различных проектах сопровождаемого проживания, тренировочного в том числе, специалисты имеют возможность наблюдать, какая и где нужна помощь человеку, и характеристики и заключения таких специалистов как раз будут помогать и в суде. Поэтому этот этап обучения самостоятельности, бытовым и социальным навыкам очень важен, и он может помочь и в сложной ситуации, если заключение будет не в пользу человека.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии