У дочери диагноз УО лёгкой степени, обучается в 5 классе общеобразовательной школы. Первую четверть она училась на общих основаниях. Ей понравилась история, получала пятерки, даже на олимпиаду по истории пригласили. Английский учит со второго класса, в четверти была тройка. Первую четверть закончила на "3" , "4" и "5". А во второй четверти, согласно АООП, у нас нет истории и английского. Девочке нравится учиться - не является ли лишение определённых предметов нарушением её прав?
Категория:
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), безусловно, должна учитывать индивидуальные особенности и потребности обучающегося, в том числе интерес к отдельным предметам.
В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее – Стандарт), АООП самостоятельно разрабатывается образовательной организацией в соответствии со стандартом и с учетом примерной рекомендованной АООП.
При необходимости АООП индивидуализируется; может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
При этом АООП реализуется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает, в частности:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов и т.д.
В соответствии с п. 2.11 Стандарта АООП должна учитывать образовательные потребности и запросы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно п. 2.13 Стандарта, определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР (индивидуальной программы реабилитации) и мнения родителей (законных представителей).
Основным результатом реализации специальных условий является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся (п. 3.2 Стандарта).
Таким образом, потребности ребенка с УО, выражающего заинтересованность в изучении отдельных общеобразовательных предметов, с учетом мнения родителей, должны найти отражение в индивидуальной АООП и, если имеется инвалидность, с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида.
В качестве рекомендаций можно посоветовать написать заявление в школу (форму прикрепляю) о внесении изменений в программу АООП, по которой обучается Ваш ребенок, индивидуализировав ее с учетом пожеланий ребенка.
Маловероятно, что введение в учебный план ребенка желаемых предметов будет противоречить рекомендациям ПМПК и ИПР инвалида (если имеется) (чисто теоретически возможна повышенная утомляемость, усталость и т.д.).
В таком случае в соответствии с п. 2.11 Стандарта сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой, основанием для чего является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей.
ПМПК содержит мнение о специальных условиях обучения, воспитания и развития, создание которых необходимо ребенку и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ»). Например, если ребенок при поддержке взрослого может соблюдать установленные правила поведения в коллективе и вести продуктивную деятельность, несмотря на наличие у него эмоционально-волевых проблем, то в соответствующей рекомендации должно быть это отражено и предусмотрено постоянное сопровождение специальным помощником на период адаптации в классе, группе.
Исходя из Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания образовательными организациями условий для обучения и воспитания детей.
Анна, возможно ли ребёнку, обучающемуся по АООП для детей с умственной отсталостью, в дальнейшем перейти на программы цензового образования? Как законодательные акты решают эту коллизию на разных ступенях образования: в начальной и в основной школе? Возможно ли получение в дальнейшем цензового образования лицу, обучавшемуся и занчившему обучение в основной школе по АООП для УО?
Отвечает юрист Анна Басова:
Татьяна, на Ваш вопрос отвечу следующее.
Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, является документом, на основании которого ребенок с УО получает образование. В Заключении ПМПК указывается вариант программы с 1 по 4, из них:
1 вариант - для детей, близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое образование и аттестат об окончании обучения;
2 - для детей, которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование в пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения;
3 - для детей с легкой умственной отсталостью, которые получают нецензовое образование и свидетельство об обучении;
4 - для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, которые получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (СИПР).
Таким образом, 1 и 2 варианты АООП соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 - не соответствуют.
При этом Федеральные Стандарты как начальной школы (ФГОС НОО ОВЗ, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), так и основной (ФГОС О УО (ИН), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) предусматривают возможность смены программы на основе оценки результатов ее освоения, а также заключения ПМПК и мнения родителей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий").
То есть если ребенок в процессе освоения программы показывает хорошие результаты, он вполне может быть переведен на более высокую ступень образовательного маршрута.
Что же касается дальнейшего образования, то для этого ребенку с ОВЗ необходимо успешно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат для поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение. На сегодняшний день все адаптированные образовательные программы, кроме коррекционной школы VIII вида, позволяют проходить государственную итоговую аттестацию и получать аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Если же ребенок не в состоянии пройти итоговую аттестацию и получить аттестат, в целях получения профессии можно рассмотреть специализированные центры профессионального обучения, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации. Обеспечение условий получения профессионального обучения лицам с ОВЗ, не имеющими основного общего образования, возлагается на органы государственной власти на местном уровне.