Имеет ли право организация ПНИ без согласия недееспособного перевести его в другой ПНИ?
Категория:
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вход или регистрация
Имеет ли право организация ПНИ без согласия недееспособного перевести его в другой ПНИ?
Комментарии
Комментирует юрист СПб БОО «Перспективы» Анна Удьярова:
В настоящее время опекуном граждан, проживающих в ПНИ и лишенных дееспособности, является интернат. ПНИ является законным представителем недееспособного и совершает все сделки от его имени. Одновременно по действующему законодательству о социальном обслуживании интернат является и поставщиком социальных услуг для проживающего в нем человека. Из-за того, что заказчик услуг (опекун – ПНИ) и поставщик услуг совмещаются в одном лице, очень часто решения принимаются не в интересах недееспособного. Такой ситуацией может быть и перевод из одного учреждения в другое – как в случаях, когда недееспособный человек хочет перевестись, так и в случаях, когда его пытаются перевести без его согласия.
Порядок перевода из одного ПНИ в другой регулируется на уровне регионального законодательства. До вступления в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» такой перевод имел в большой степени административный характер: решение о переводе принималось по заявлению проживающего, как правило, на уровне регионального органа в сфере социальной политики или специально создаваемой комиссии. В любом случае для перевода требовалось заявление. В Москве до недавнего времени действовала норма, по которой «перевод совершеннолетних дееспособных граждан из одного стационарного учреждения в другое осуществляется на основании личного письменного заявления в адрес руководителя учреждения, а недееспособных либо несовершеннолетних – на основании письменного заявления их законного представителя» (п.6.1 Приложения 2 Постановления Правительства Москвы О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»). Исходя из этой нормы, теоретически был возможен перевод недееспособного человека без его согласия – по заявлению законного представителя (то есть, интерната). Но с 1 января 2015 года указанное положение утратило силу. В настоящее время действует Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве», которое предусматривает порядок обращения гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, к поставщику социальных услуг в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Теперь «перевод» из одного ПНИ в другой ПНИ не является формальной административной процедурой, перевод в другой ПНИ означает смену поставщика социальных услуг и заключение нового договора. Поскольку по закону опекун совершает от имени недееспособного все юридически значимые действия, то, вообще говоря, есть основания для действий ПНИ по переводу человека в другой ПНИ – как его законного представителя в сфере социального обслуживания.
Однако в ст. 36 Гражданского Кодекса указано, что «Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного». Вопрос учета мнения подопечного уже обсуждался довольно подробно в теме http://www.osoboedetstvo.ru/post/2015/08/v-sluchae-kogda-prozhivayushchiy-zakazal-bytovuyu-tehniku-kurerom-v-pni. Но в ситуации с переводом в другой ПНИ решение опекуна имеет еще более серьезные последствия в виде смены места жительства подопечного, затрагивает право человека на выбор места жительства и влияет на сложившийся у человека круг общения, на его социальные связи. Кроме того, поскольку проживающий находится в ПНИ по договору, то решение о переводе в другой ПНИ фактически означает отказ интерната от исполнения договора, но в этом случае возможно принятие решений органами опеки и попечительства.
Хотя если недееспособный человек ясно выражает свою волю против перевода в другой ПНИ, то, по моему мнению, сложно представить правомерные основания для принятия решения о переводе даже в том случае, если такое решение будет приниматься органами опеки. Поскольку действия опекуна всегда должны быть в интересах подопечного и не могут быть предприняты в целях административного удобства, то при переводе в другой ПНИ необходимо будет доказать, что такие действия существенно улучшат положение недееспособного и соответствуют его интересам. Поскольку все ПНИ являются учреждениями стационарного социального обслуживания и должны оказывать необходимые получателю социальные услуги качественно и в полном объеме, то перевод из одного в другое учреждение, оказывающее такие же услуги, сам по себе не может считаться улучшением.
Итак, с одной стороны, возможности для принятия решения о переводе недееспособного человека помимо его воли существуют. С другой стороны, обоснованность такого решения, если оно принято против ясно выраженной воли недееспособного, на практике очень сложно будет доказать. Поэтому в случае, если есть угроза перевода в другой ПНИ против Вашего желания, нужно:
– обратиться к директору с письменным заявлением о том, что Вы не хотите переводиться в другой ПНИ и просите учесть Ваше мнение при принятии решения;
– копию такого заявления направить по почте в органы опеки и попечительства по месту нахождения интерната.
В случае, если решение о переводе все равно будет принято, нужно обращаться в Департамент труда и социальной защиты города Москвы (http://www.dszn.ru/), в прокуратуру и в суд, и добиваться признания решения о переводе необоснованным.