С 26 марта 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16.03.2024 № 316 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927», которое вносит изменения в форму отчета опекуна недееспособного гражданина и в форму отчета попечителя гражданина, дееспособность которого ограничена. Центр лечебной педагогики просил и поддерживал изменения (ранее мы писали, чем они вызваны) и направлял предложения разработчикам.
Об изменениях в форме отчета опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина (далее соответственно недееспособный гражданин, форма отчета опекуна) рассказывает юрист правовой группы ЦЛП Елена Заблоцкис (об изменении формы отчета попечителя совершеннолетнего гражданина, дееспособность которого ограничена, можно прочитать здесь):
«В новой форме отчета опекуна:
1) виды доходов подопечного, сведения о которых указываются в отчете, дополнены заработной платой и стипендией.
Дополнения появились, с одной стороны, в целях обеспечения единообразного подхода к видам доходов в отчете опекуна и в отчете попечителя гражданина, дееспособность которого ограничена: ведь зарплата и стипендия как отдельные виды доходов включены в форму отчета попечителя гражданина, дееспособность которого ограничена (такой гражданин сам распоряжается заработной платой и стипендией, и это имеет значение для требований к отчетности их попечителей).
С другой стороны, выделение в отчете опекуна зарплаты и стипендии как отдельных видов доходов недееспособного гражданина является отражением прав недееспособного гражданина на образование, на вступление в трудовые отношения и получение вознаграждения за труд. Эти права не ограничены законодательством только лишь на основании признания гражданина недееспособным. Практика трудоустройства недееспособных граждан нарастает. Все чаще звучит вопрос о порядке распоряжения подопечным заработанными средствами.
2) в новой форме отчета опекуна расходы, осуществляемые опекуном за счет средств подопечного, разделены по 2 видам:
- расходы за счет средств, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном, и
- расходы за счет иных средств – не зачисляемых на номинальный счет.
Разделение вызвано следующими причинами.
Во-первых, на номинальный счет подлежат зачислению суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства (ст. 37 Гражданского кодекса РФ, далее пенсия и другие выплаты). По закону для распоряжения этими средствами опекуну не требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Он должен отчитаться в ежегодном отчете опекуна, что расходы совершены в интересах подопечного. На распоряжение другими средствами требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, то есть на момент отчета на произведенные расходы должны иметься соответствующие предварительные разрешения органа опеки и попечительства. Если такие отсутствуют, опекун должен предоставить объяснения, почему он не соблюдал порядок распоряжения средствами подопечного. Оценку его действиям будет давать орган опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств.
Во-вторых, опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном (статья 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Тем самым указанные опекуны вправе не заполнять пункт о расходах за счет средств, зачисляемых на отдельный номинальный счет, но должны заполнять пункт о расходах за счет других средств.
В новой форме отчета опекуна воспроизведена норма Федерального закона «Об опеке и попечительстве» об отсутствии обязанности опекуна прилагать к отчету документы, подтверждающие сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. В отчете расходы должны быть указаны, но подтверждающие документы прилагать не обязательно.
В форме отчета также уточнено, какие товары относятся к товарам длительного пользования, приобретение которых отражается в отчете и подтверждается документами: товары, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на 2024 год на душу населения составляет 15 453 рубля (Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»).
Есть также некоторые другие технические изменения, направленные на улучшение формы отчета. Например, если у подопечного несколько опекунов, отчет по правилам сдает каждый из опекунов. В форме отчета уточнено, что в строке «Опекун» указывается опекун, который сдает отчет, а для указания других опекунов выделена отдельная строка. В разделе о расходах уточнены иные расходы, которые указываются в отчете: это могут быть
- расходы на оплату проезда подопечного к месту лечения и (или) обратно,
- ремонт жилого помещения подопечного,
- услуги по реабилитации и (или) абилитации,
- социальные услуги (при необходимости),
- расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Также теперь в отчете суммы расходов и стоимости указываются в рублях, а не в тысячах рублей с тысячными долями, как предусматривалось в прежней форме».
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
Правовой Навигатор – Права и обязанности опекунов и попечителей
Добавить комментарий