Где же уровень образования выше – в обычной школе или в инклюзивной?

Построение «социально-доступной» среды в нашей стране идет, к сожалению, не очень быстро – в СМИ по-прежнему часто попадают ситуации, когда взрослого или ребенка с инвалидностью куда-то не пустили из-за его особенностей. На наш сайт часто приходят  вопросы, как добиться, чтобы ребенка-инвалида приняли в детский сад или в школу с обычными детьми. Но иногда бывает и по-другому – родители возмущаются, что более «сложные» дети мешают их детям с небольшими нарушениями получать образование. Ниже – немного размышлений по этому поводу.
 
Любые ученики, которые требуют особого внимания и индивидуализации – неважно, в чем их особость (им что-то особенно трудно дается или, наоборот, легко), - требуют специальной квалификации учителя. Конечно, бывают просто талантливые учителя, но обычно это требует особой подготовки, которую образовательная организация редко предоставляет.
 
Рассмотрим ситуацию в теоретической плоскости. Теоретически человек, который говорит, что такие дети мешают классу, неправ – должно быть по-другому. Образовательная среда вообще не должна быть агрессивной, иначе всё самое слабое и всё самое сильно будет оттуда выдавлено, а те, кто остается «внутри», страдают больше всего – агрессивная образовательная среда часто ломает. Каждый, в том числе и ваш собственный ребенок, может в любой момент по какой-то причине оказаться в ситуации, когда он будет кому-то мешать, и его захотят выдавить.

Агрессивная среда связана с унификацией, а мягкая – наоборот, с богатством и разнообразием, с условиями, в которых могут с успехом «расти» и поддерживаться самые разные способности. Поэтому лучше, чтобы родители не рассматривали других детей под углом зрения «нельзя ли от него освободиться». Это «неэкологично» – такой взгляд на вещи ухудшает образовательную среду.

На практике так часто случается, когда вводят «инклюзию» без какой бы то ни было подготовки – без дополнительного финансирования школ и обучения педагогов. Лучше как можно раньше выйти из этого агрессивного хода мысли и начать искать более созидательные решения. Родителям было бы хорошо объединиться, чтобы сделать эту среду более мягкой, а такого рода агрессивные интенции только всем во вред. Есть дети, есть образовательное учреждение. Если что-то не получается, то образовательное учреждение должно поднапрячься и что-то сделать: у него есть инструменты для того, чтобы справляться с задачей дать образование детям.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии