Страницы:
1
2
3
..
7 |
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Как развивать речь, если ребенок говорить не может?
У нас тяжелая форма ДЦП, ребенку скоро 4 с половиной, и, похоже, обычной речи уже не
будет. Год - с 2,5 до 3,5 лет - отзанимались с очень хорошим логопедом, выполняли все
домашние задания, а толку никакого. Когда она за нас бралась, то обещала, что "через
год ребенок заговорит", но единственная вещь, которая произошла через год, - это
что мы от занятий с ней отказались. Ребенку она очень нравилась, он всячески
старался выполнить, что она просит, но в результате в основном хрипел и кашлял, - ну
нарушена у нас произвольность, ну что тут поделаешь?!
Так вот вопрос о том, что делать дальше. Как развивать ребенка, чтобы не страдал
интеллект (точнее, страдал в минимально возможной степени)? Можно учить читать и
показывать на карточки с буквами и картинками, но движения рук у нас тоже не особо
развиты и внятно показывать он не сможет примерно так же, как и слова произносить.
Какие еще бывают возможности?
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Загляните сюда: http://www.rodim.ru/conference/index.php?showtopic=81389
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да, спасибо, именно над этой программой я сейчас и раздумываю. Хотя сама Луговая и
пишет, что разработала ее специально для своей дочери с тяжелым ДЦП, мне
непонятно, как ее можно ислользовать именно при этом заболевании. У нее в
презентации есть 12-летняя девочка с тяжелым ДЦП, которая занимается, сидя на полу
на руках у мамы; но у этой девочки есть указательный жест, она показывает на
карточку вытянутым указательным пальцем. Но у нас-то этого нет!
Или еще: у Луговой в программе написано: "Раскладывая лото на начальном этапе
коррекционной работы, ребенок учится работать по инструкции..." Ну какое, извините,
лото?! Вот что мой Шимон реально может: сидя в своем стуле, нажимать на кнопки
музыкальной или обучающей игрушки; причем нажать на конкретную кнопку он не
может, а вместо этого просто беспорядочно возит руками по игрушке, и, поскольку
кнопок много (мы только такие игрушки и выбираем), нажимается то одна, то другая.
Звучат мелодии или слова, ему нравится. Но показать рукой на конкретную карточку
он не сможет. Так как же нам заниматься по этой методике?
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Если чуть выбраться из привычного, то легко заметить, что речь -- многокомпонентна:
-- в первую очередь это социальная функция -- одна из форм коммуникации, достижения
взаимопонимания.
-- в ее основе некое множество физиологических обеспечений, памяти, интуиций,
эмоций, подражаний, пониманий и т. д. Со всем этим случаются те или иные проблемы.
Поэтому в первую очередь надо смотреть что сейчас реально поддается максимально
разнообразному модулированию ребенком, что он может делать как Вы и что Вы как он.
Из этого материала и надо строить речь, пусть понятную только в семье.
Главное найти возможности для создания хотя бы десятков разных символических
действий. Необязательно одномодальных, скажем звуковых.
Сочетание мимики, жеста и звука резко расширяет возможности.
Речь осваивается детьми по предъявляемым образцам в процессе общения. Пока Вы не
выдаете доступные образцы ей просто не из чего строиться.
Если это понять, то дальше любые программы обучения Вам помогут, если
воспринимать их лишь как наборы методических идей.
Насколько я понимаю у вас с Шимоном достаточно развитое невербальное
взаимопонимание.
Ищите доступные ему формализации.
Речь в конце концов это просто знаки. Любые.
Конечно хочется пользоваться общепринятыми, но это у детей никогда сразу не
получается.
Все они проходят через стадию домашнего языка.
Популярное желание через него перепрыгнуть поэтому неосновательно.
Фаза домашнего языка бывает очень короткой -- месяцы, бывает подлиннее -- несколько
лет, а то и десятилетий (я видел выход на общепонятную речь к сорока годам), а
бывает и единственно достижимой.
Все это конечно не исключает развитие пассивного восприятия речи, выхода на
чтение и т. д.
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
Я - пострадавшая от этой женщины, от Луговой. Когда она только появилась на родиме,
то, видно, решила себе найти девочку для битья, задала пару вопросов, выдрала из
моих ответов слова и откомментировала их унизительным для меня способом.
(Спросила, использую ли я стимулы, я упомянула о том, что можно ребенка уговорить
пойти другой дорогой, пообещав купить сок, после чего мне на голову высыпались
обвинения в потакании ребенку и неумении воспитывать, было больно и обидно). Я
просто в шоке была. Она пришла к нам в ветку аутят и с ходу заявила что мы все
нихрена ничего не понимаем, одна она умная. Вообще, из чтения ее постов у меня
сложилось мнение о ее неадекватности как человека и психической нездоровости. Ее
постоянные носозадирания, игнор любого мнения кроме ее, ее наезды на любого, кто
просил пояснить непонятные моменты. Она чуть ли не в каждом посте писала про то
как под ее руководством все детки учатся читать и пишут "я умный", вместо ответов
на вопросы начинала опять петь дифирамбы себе и используемой методике. А ее посты
про то, как она до того, как ее дочь начала общаться, вообще ее не понимала шокируют
еще больше. Я понимаю, что не всегда можно понять, чего хочет неговорящий и не
показывающий малыш, но ведь можно просто перебрать варианты и найти источник
проблемы.
Может, она и хороший специалист, но как раз помочь с детками, у которых проблемы с
выполнением инструкций она не желает, заявляя что это мы, мамы все выдумали и не
можем заставить ребенка силой заниматься (а мой при большом давлении просто
уходит в себя и перестает воспринимать окружающий мир).
Рахель,
У моего аутенка с физикой все хорошо (только слабый тонус мышц пальцев), но я могу
сказать, что когда он только начинал показывать интересующие его картинки, то мог
дотронуться любым пальцем, ладошкой, вообще провести над картинкой. Первые месяцы
только я понимала, когда он показывает, когда нет. Попробуйте сначала работать над
тем, чтобы научить его показывать - я делала много разных фотографий предметов и
людей вокруг. Пусть поначалу ткнет всей рукой в фотографию - это будет первым
маленьким шажком. Не спешите, это все равно, что учить танцам ребенка, не умеющего
ходить. У нас только в ноябре месяце, в 4.5 года появилось восприятие картинок,
прошел почти год и мы готовы их сравнивать, оценивать предметы, вот сейчас мы
готовы к обучению по карточкам. А год назад я была в такой же растерянности как и
вы - ну как можно обучать ребенка карточками, если они для него только кусок
бумаги? Надеюсь, мой опыт немножко поможет.
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
ktyz
Вы хорошо сказали, как раз по этому пути мы шли, но я плохо умею формулировать.
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Очень здорово, что разговор пошел про принципы, а не только про конкретные
методики. Именно про это мне так хочется поспрашивать!
Мы тут недавно были на приеме у одного мануальщика, и он меня спросил: "Речь
нужна?" (в смысле, нужна ли от него помощь в этом смысле; нам его как раз
рекомендовала мама ребенка, у которого после его работы появились новые звуки). А
я ответила: "Мне бы, разумеется, хотелось, чтобы он заговорил, но я совершенно не
уверена, что речь нужна самому Шимону."
Вот это и есть одна из основных проблем. У меня такое ощущение, что это именно
мое желание, а Шимону неспособность высказаться нисколько не мешает. В свое время
(когда у нас никак не ладились занятия с логопедом) я чуть ли не наизусть выучила в
книге Баенской "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием" главу
про эмоц. развитие ребенка в норме. Там это развитие разделено на этапы, и в
разделе про 3-й этап - от 5-6 до 10-11 мес. - есть такая фраза: "Начинает формироваться
способность к координированному взаимодействию. До сих пор направленное
обращение ко взрослому было для ребенка не столь актуально. Взрослый и ребенок
составляли настолько слитное единство, что желания малыша выполнялись как бы
автоматически - в ответ на простое обозначение им какого-то требования или
сигнала о дискомфорте". И дальше говорится о том, что именно на этом, 3-ем этапе
формируется указательный жест, т. е. ребенок хочет от взрослого чего-то
конкретного.
Так вот главная проблема (помимо чисто физической анартрии), что мы на этот этап
еще не вышли, еще составляем это самое "слитное единство", характерное для
предыдущего этапа. У Шимона есть только одно основное желание: чтобы им
занимались, чем - достаточно все равно; в любом случае, если ему не нравится
конкретное занятие, вполне можно похныкать, и я пойму, что надо заняться с ним
чем-то другим или дать ему другую игрушку, когда он сидит в своем стуле. Ну нет у
него желаний, которые надо было бы выражать словами! Вот как продраться через это -
я не знаю.
Или еще. Когда занимались с логопедом, она заставляла меня уходить за дверью, а
они с Шимоном меня "звали". Начитавшись той же Баенской, я стала ей говорить: "Да не
чувствует он себя настолько от меня отделенным, чтобы звать меня словами! Ведь он
знает, что достаточно похныкать, и я приду!" Но она как-то не прониклась)))) А "мама"
Шимон все равно, естественно, не сказал.
Извините, если слишком "книжно" написала, но я вообще интеллектуал и логик, мне
так проще:))
Так что посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!!!
|
|
Надя и Сахарок
Активный участник
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 26-7-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Мне кажется главное подобрать правильный материал. Хотя если ребенок не готов,то
все весьма и весьма затруднительно. У меня была куча развивалок, но мой деть
ВООБЩЕ ни кпонимал картинок. Мог запросто смотреть книжки вверх тормашками.
Летом, во время медикаментозного лечения я случайно наткнулась на развивающее
лото из 2 половинок. там на 1 листе 4 картинки и нужно подобрать им пару. Картинки
МАКСИМАЛЬНО ПРОСТЫЕ. Промучавшись несколько дней, я уже было опустила руки, и тут
дело пошло! Я до сих пор считаю это лото началом нашего обучения))))) Успехи у нас
конечно более чем скромные, Но раньше небыло НИЧЕГО.
Вот кстати то, с чего все началось
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard_all4.aspx?book_id=5801320
потом я скупила практически всю серию, но пока используем только 3 набора.
Да в реале это стоит рублей 50.
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
Нам помогла сделать первый шаг любовь к нашей кошке - он стал ее на фотографиях
выделять. А не так давно Вик начал показывать на фотках и нас с мужем и остальных
людей - до этого много месяцев людей игнорировал, только животных показывал.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Честно говоря, я тоже не могу припомнить, чтобы на моем чаде сработала хоть
какая-то готовая методика. Как-то выходит, что какие-то идеи используешь из разных,
подстраиваясь под обстоятельства. У нас, правда аутизм, и речевые проблемы другие.
Но вот принципиальные моменты - это как раз очень знакомо. Надо, чтобы было зачем
это делать.
А речь (общение, не обязательно звуковая) действительно до тех пор, пока ребенок
не чувствует в ней необходимости у него не появится. И получается, что как-то надо
ему эту необходимость общаться, получать от этого удовольствие создать.
А если попробовать что-то типа игры-выбора - в момент, когда он явно хочет получить
именно эту игрушку (Вы то это можете угадать, что ему в данный момент больше
глянется) положить в пределах досягаемости 2 - вожделенную и другую, так чтобы мог
коснуться нужной, или как-то в ее сторону отреагировать. И сказать например "зайка"
(ну что он там выбрал). Попроделывать это несколько раз, чтобы зафиксировалось -
прикоснулся, мама назвала словом игрушку, которую хочу, я ее получил. Не знаю,
правда я никогда не занималась с детишками с ДЦП, это попытка смоделировать что-то
из описания имеющегося (провести рукой, как-то коснуться, я поняла он может кнопки
у игрушек задевает). Вот может и попробовать задеть желанный предмет, а нежеланный
игнорировать. Тут ведь не точность движения нужна, а факт прикосновения. Прошу не
судить строго, я не дефектолог... эколог недобитый
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Рахель, я видела сюжет по телевизору об одном мальчике с ДЦП. У него тоже руки не
могли двигаться, но голову он поворачивал в нужном направлении. Родители ему
придумали такое устройство для печатания на компьютере - обруч на голове, а к нему
прикреплена указка. Как я поняла из передачи, ребёнок учится дома по обычной
программе, прекрасно выражает мысли, дай бог здоровому так уметь.
Пробуйте, ищите то, что вам подходит!
А Moonlike хочется возразить, что мы обсуждаем не личности, а конкретную методику. Я
своего ребёнка обучала сама таким же образом. Когда познакомилась через форум с
Галиной Владимировной, поразилась, как много общего у нас было в методах и
подходах.
Презентация к программе Луговой:
http://files.mail.ru/3RDTOH и методичка к программе: http://files.mail.ru/3EP110.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель | "Мне бы, разумеется, хотелось, чтобы он заговорил, но я совершенно не уверена, что
речь нужна самому Шимону."
Вот это и есть одна из основных проблем. | Ну уж раз Вы ее
выделили, то давайте сообразим, зачем речь может понадобиться.
Конечно "хочу-не хочу это" важно, но такое не может быть первым.
До того надо иметь интерес к приобретению "чем" сказать.
В норме это произвольное модулированное звучание, которое развивается из
задолго до того, с рождения бывшего, непроизвольного звучания, которое было
просто частью проявления состояния и достигло пика своего развития в гулении.
Это непроизвольное звучание ребенок в некоторый момент рефлексирует и "ловит",
как собственные ноги, которые тоже ведь дрыгались себе на свободе с рождения.
Возникает лепет.
Это уже произвольная игра звуками, кажется никакого отношения к речи не имеющая,
но ... оказывается дети лепечут уже на своем родном языке.
Т. е. к этому времени ребенок научился не только распознавать и интерпретировать
некоторые речевые компоненты окружающих, но и подражать им.
К чему я это?
К тому, что есть две теории о быках, рогах и бодании.
По одной (которую в школе преподают) у быка выросли рога оттого, что он хотел
бодаться, а по другой бык хочет бодаться потому, что у него рога.
Взрослые, с некоторой поправкой (надо например еще додуматься что рога могут быть)
развиваются по первой теории, а дети -- по второй.
У них сначала "сама" появляется функция, затем они ее с удивлением обнаруживают,
балуются с ней, таким образом выясняя и осваивая все что можно с ней сделать, а
потом к чему-нибудь приспосабливают.
При этом речь формируется только на основе подражания.
Звуковые подражательные игры становятся частью невербального общения и
постепенно выделяются в отдельную его форму.
Теперь, если Вы выкинете из этого описания звуки, то получите список задач,
которые должны быть решены, пусть на основе других инструментальных средств, для
запуска речи.
С поправкой естественно на то, что и отращивание рогов может не обойтись без
вашей помощи.
Ну и самый главный вывод наверно: речь развивается не для коммуникации, а
вследствие, так что симбиотичность может быть не помехой, а опорой.
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Все никак не разберусь, как цитаты вставлять))))
Уважаемый ktyz, вроде из Вашего ответа следует, что Вы перечислили основные задачи,
решить которые нужно для возникновения речи. Но я, к сожалению, поняла только
общую логику Вашей мысли (про быков с рогами и т. д.), а не про конкретные задачи и
шаги к их осуществлению. Пусть такая просьба не покажется Вам наглостью, но не
могли бы Вы перечислить их по пунктам: раз, два, три и т. д.?
(Я такой способ изложения называю "Три источника и три составных части марксизма",
сама в таком виде все хорошо воспринимаю и именно в таком виде когда-то студентам
грамматику английского преподавала).
А то, боюсь, вычленяя сама, я как-то не так это сделаю и какие-то важные этапы
пропущу. Думаю, такая формализация не только мне одной бы пригодилась!
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
rozab
Да мне до сих пор обидно просто - я так обрадовалась что появился специалист,
которого можно расспросить, а получила грязным ботинком в душу. И ладно бы за дело
получила, так меня безаппеляционно обругали по тем вопросам, по которым я была
точно такого же мнения.
Рахель,
А по пунктам это только вам составлять. Попробуйте для начала мой совет с
фотографиями и совет Наты с двумя игрушками - вам будет легче понять, в каком
направлении двигаться.
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Насчет совета с двумя игрушками - это касается самой сердцевины наших проблем. Ну
неактуален для него выбор между двумя игрушками, если ни с одной из них он
по-настоящему играть не может! Поэтому и не возникает у него желания что-то
попросить, что все равно он не в состоянии этим манипулировать.
А картинки, как мне кажется, он различает, и вообще с интеллектом все достаточно
неплохо, по крайней мере, лучше, чем могло бы быть. Например, говорю: "Сейчас я тебе
"Айболита" почитаю", а по ошибке начинаю "Бармалея" (я все это наизусть читаю), так он
хохочет! Сообщает мне своим смехом, что я ошиблась! Игры с языком очень любит,
например, читаю: "А в Африке, а в Африке на черной ЛимпопО", а потом спрашиваю: "А
может, Шимон, на черной ЛимпопЕ?", тоже хохочет, очень ему это нравится!
Но отсюда до речи еще очень-очень далеко. И все-таки очень хотелось бы, чтобы этот
путь можно было бы разделить на конкретные шаги.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Да и не надо, чтобы играл потом. У него ситуация выбора из пары объектов.
Вместо игрушек можно явно любимую и нелюбимую еду предложить, главное, чтобы
просек, что нужное получаем, коснувшись его. Указующий жест тот самый.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Над каждым
постом справа есть кнопка "quote".
Кликаете, открывается бокс, в котором вы видите весь этот пост между тегами "rquote" и
"/rquote". Выкидываете из поста все что Вам не нужно, получаете цитату. Если цитат
понадобится много, копируете весь пост с тегами и вставляете несколько раз.
Вся премудрость.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Рахель, а доступна ли у Шимону вообще какая-либо деятельность?
Видите ли Вы такие ситуации, в которых Шимон рефлексировал бы результаты своих
действий, как-то к ним относился, варьировал, модернизировал, вспоминал что-то
сделанное им ранее, хотел что-то определенное сделать и делал, в подходящий для
этого момент, в подходящих обстоятельствах?
Ждал бы определенной реакции на свои действия со стороны окружающих?
Я собственно тяну в сторону невербальной коммуникации и ее оснований.
Дело в то, что лингвистам удавалось находить не только отдельных людей, ничего не
знающих о знаковых системах, но как минимум одно сообщество таких людей (глухих).
Для них было огромным открытием, то, что вообще-то принято пользоваться именами
вещей.
Но они тем не менее умудрялись как-то социализироваться!
Т. е. возможности невербального общения довольно велики.
Но для нас самое главное, что оно лежит в основании вербального. (От которого я
вовсе не предлагаю отказываться).
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Вы вспомните, что это возраст когда и у нормы речь иногда только появляется.
Конечно хотелось бы раньше, но представьте себе что у Вас может быть ребенок с
поздней речью, да на развитие которой еще и ДЦП-шные проблемы легли ... .
Самое время ей выкарабкиваться.
Кажется Вы путаете произвольное с целенаправленным.(это не Ваша, а как бы
общекультурная заморочка).
А за произвольным прячется еще и непроизвольное (в смысле неуправляемого, но
нужного и уместного) и несанкционированное (нежелательное, вроде хореи или тиков).
По мне, так самое худшее что можно делать с ДЦП-енком, это давить на
целенаправленность там, где для нее нет оснований.
Это к сожалению очень распространенное занятие, но менее адекватным оно от этого
не становится.
Целенаправленность умеет лишь пользоваться произвольным, выбирая из него нужное.
Произвольное же ездит верхом на непроизвольном и соотношение их и отношения
примерно как погонщика и слона.
Бревна должен (и может) таскать слон, а дело погонщика решать откуда куда.
Целенаправленно -- куда.
Произвольно -- еще бревнышко.
Непроизвольно слон машет ушами и правильно ставит ноги, и ... , несанкционированно,
спотыкается.
Но, непроизвольно -- восстанавливает равновесие, произвольно, по доброте душевной,
придерживает чуть не свалившегося при этом погонщика. Целенаправленно идет за
следующим бревном? Вопрос.
Еще пример.
Человек абсолютно не способен целенаправлено держать равновесие.
Но, искусно его нарушая и восстанавливая, не до конца, может отлично идти, и даже
бежать, в намеченном направлении.
Логопедические занятия обычно на 99 процентов целенаправлены.
Соответственно они могут привести к успеху если надо обучать погонщика
слоновождению.
Но ведь бывает же что у него просто нет слона и командовать он должен,
скажем,четверкой лошадей.
Такая ситуация похожа на ДЦП-шную, которая качественно отличается от обычной
логопедической, сводящейся к доучиванию тому, что ребенок в общем-то худо-бедно
может.
У ДЦП-енка достаточно часто нет слона, который может все понимает лучше погонщика.
(Во всяком случае непроизвольная речь (эхолалия) бывает очень чистая).
ДЦП-енку нужно справиться с лошадьми, из которых одна норовит налево, другая
направо, третья вообще никуда идти не собирается, а четвертая занята выяснением
кто в доме хозяин.
Еще раз.
Произвольное от целенаправленного отличается тем, что оно признается своим по
факту, опоследовано, (таков любой творческий процесс, порождение нового), а
целенаправленное сначала полагается, потом проходит через намерение, и лишь
после всего этого, по результату, оценивается по соответствию первичному
полаганию.
Целенаправленными, соответственно, могут быть только уже достаточно хорошо
освоенные действия.
Так можно кидать мяч в корзину.
Но только если уже умеешь и кидать вообще и в определенном направлении в
частности.
А ведь поначалу дети не умеют кидать, совсем.
И освоив это дело еще долго не умеют кидать куда-то, получается только куда выйдет.
А теперь представьте себе нашего ДЦП-енка с его четырьмя лошадьми, которые только
вместе могут катить розвальни речи (или на чем там бревна возили?): дыханием,
гортанью, артикуляцией, и собственно продуцированием речи.
Причем он ни с одной из этих лошадей толком справляться не умеет.
А от него хотят какой-то там целенаправленности (не известно за что обзывая ее
произвольностью) когда ему бы эту четверку вообще как-нибудь с места стронуть.
Всю, разом.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Теперь мы можем попытаться что-то определить по порядку развития речи.
Для начала имеет смысл проделать следующее:
-- Прикинуть возможности Шимона проявлять свое состояние. Вот Вы писали, что он
умеет смеяться. Наверно не только это. Есть и характерные, что-то выражающие
положения головы, и какие-то направления взгляда. А может быть и с голосом что-то
получается. Может быть и жесты какие характерные есть.
Дело в том, что речь в основе своей не столько звуки сколько интонация, т. е.
звуковой (или не звуковой) жест.
От проявленности жест отличается рефлексией. Проявленность может проходить
совершенно бессознательно, а то, что мы здесь называем жестом осознается.
И как самовыражение и как коммуникативное действие, направленное на другого, от
которого ожидается, в свою очередь, некое ответное понятное действие.
Таким образом сразу нужны:
-- некий спектр проявленности;
-- некая рефлексия своего состояния, намерения и т. п.
-- осознавание "я сделал то-то и получил это";
-- наблюдение;
-- подражание;
-- обращенность;
-- ожидание;
-- способность интерпретировать чужие жесты;
-- связывание последовательных событий.
И наверно многое другое, но нам, кажется, и этого списка пока хватит.
С некоторыми пунктам у Шимона похоже все хорошо, но ведь понятно, что достаточно
выпадения одного чтобы речи не было.
Такой список позволяет заметить, что для запуска речи требуется выполнение
множества вроде бы совершенно внеречевых условий.
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Уважаемый ktyz!
Мы уезжали и только что вернулись, так что я пока просмотрела Ваши посты только
мельком. Подробнее отвечу позже, когда вникну. Но как же мне все-таки понравилось,
что Вы написали!
Особенно насчет погонщика и слона. Это именно то, чем занимаются логопеды и иже с
ними. Другое дело, что мне иногда начинает казаться, что у нас просто нет
животного, которого можно было бы нормально погонять. Погонщик-то есть, я писала,
Шимон очень контактен и обычно старается выполнить то, что его просят, только
средств у него для этого особо нет:)
Но, наверное, это все-таки неправильный взгляд. Вот перечту еще раз, подумаю и
попытаюсь "найти слона". А пока еще раз Вам большое спасибо!
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
Очень интересная аналогия, по ней получается, что у аутят погонщик все время в
запое
|
|
Рахель
Активный участник
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да, получается, что на одном полюсе ДЦП-шки с более-менее сохранным интеллектом, а
на другом - аутята и даунята. У первых основная проблема с "животным", а у вторых - с
погонщиком.
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
У даунят все по-другому, у них вроде и там и там проблемы.
А у нас да - пропаганда трезвости, переход на минералку и питание для снятия
похмелья.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Разбиение такое естественно достаточно искусственно, человек конечно цельное
явление, но так уж устроено наше осознавание, что нам обязательно надо все
разделять.
Но разделение это должно оставаться у нас, потому как ребенок совершенно не
согласен, и правильно, что скажем его чувства одно, а мимика или интонации --
другое. Мы впрочем тоже.
Если их соединить, то оказывается, что эмоциональное развитие и мимическое вполне
себе связные вещи, и с аутятами приходится им заниматься так же как с ДЦП-ятами,
хотя причинности эмоциональных проблем оказываются совсем разными.
Это я к тому, что аутята и ДЦП-ята вовсе не сидят по разным углам. Как впрочем и
даунята да и все остальные, в том числе так называемые "нормальные".
(С этим общеупотребимым определением я обычно сильно развлекаюсь, потому как при
непосредственном обсуждении выясняется что никто не может человеческим образом
определить почему скажем аутист не вариант нормы. Сегрегаторы вообще публика
интересная).
Но это все -- другая тема.
Да, можно сказать что у аутят погонщик в запое, в том смысле, что, как у ДЦП-ят в
первую очередь слон разбежался в разные стороны и пасется себе в виде комании
вольных лошадок, так у аутят -- погонщик.
Можно это обозвать функциональной диссоциацией, которая иногда бывает в чистом
виде, но обычно сопровождается еще и теми или иными функциональными выпадениями,
а чаще слабостями, которые конечно, бывает, играют ведущую роль.
При этом как для аутят характерны те или иные моторные проблемы, так и для ДЦП-ят --
поведенческие или эмоциональные.
Если такая картинка понятна, то и логика построения программ занятий тоже:
В первую очередь надо стремиться собрать в кучку погонщика, "пусть на живую нитку",
только "на сейчас".
Делается это всегда "на себе" в попытке иметь как можно более развернутые
отношения с человеком, с максимальным подгоном среды под задачу, чтобы хоть что-то
стало получаться.
Понятно, что все это занятие полностью зависимо и от собственных свойств, и от
ребенка и от ситуации, но одно остается неизменным: один человек способен
незаменимым образом помочь другому решить его проблемы.
Видимо те связи или согласованности, которые не удается организовать внутри,
могут устанавливаться через, или с помощью, другого.
В одном случае это может быть будет поначалу почти сплошная коммуникация, а в
другом -- очень аккуратное, постепенное выстраивание среды.
Но определяющим в выборе чего делается в данный момент оказывается то простое
обстоятельство, что данный человек Вам интересен и Вы стремитесь и наладить с ним
как более развернутые отношения и посмотреть как же он взаимодействует с миром.
Для этого Вам естественно хочется создать условия для его возможно более полной
реализации.
В общем все как всегда.
То есть лечебно-педагогические задачи совершенно не отличимы от обычных
жизненных.
И если для аутиста надо будет выстраивать в первую очередь скажем адекватную
звуковую среду, то для ДЦП-енка -- позу.
А так все одинаково.
Главное -- человеческое отношения, которые речь и строят.
Хотя конечно знания, понимание, умение тоже делу не помешают.
|
|
Страницы:
1
2
3
..
7 |
|