Страницы:
1
2 |
Агриппина
Участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Моторное возбуждение при аутизме
Здравствуйте, может быть, кто-то сталкивается со схожей проблемой: Моей дочке
сейчас 7 лет, диагноз – РДА. Речь есть, но бедная. Много штампов, проблемы с
глаголами. Но над этим мы работаем, а вот с чем вообще никак не справляемся – это
возбуждение, стереотипные движения. Это и «крылышки» и раскачивания из стороны в
сторону, и «заламывание» кистей рук и пальцев. Я пока не могу найти действительно
эффективного способа для расслабления. Немного помогают солевые ванны, массаж
делать не дается. Занимаемся с кинезиотерапевтом, но ему тоже не удается решить
эту проблему, т.е. эффект от занятий краткосрочный.Часто прикосновения вызывают
смех (как от щекотки). Хотя бывают ситуации, когда она сама залезает на ручки и
сидит спокойно. Самый эффективный способ успокоения – это смена вида
деятельности – «уйти» от причины возбуждения. Возбуждение усиливается, когда
что-то очень нравится – начинает прыгать и скакать, или наоборот, когда не
нравится или боится – доходит до самоагрессии. Если есть подобный опыт –
поделитесь, пожалуйста.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Агриппина, у нас тоже похожие проблемы, особенно ярко у нас моторное возбуждение
проявлялось в дошкольном возрасте (сыну 10, РДА). могу утешить тем, что по мере
накопления жизненного опыта, эффекта от занятий, эти проблемы изрядно
сглаживаются. Что помогло и помогает нам: вода (различные виды водных процедур,
какие ребенок согласен делать - хлюпанье в бассейне, ванны с травами, солевые, игры
с водой). Очень помогает четко организованный и предсказуемыей режим дня, недели -
когда события ожидаемы, понятны. Мы давно проговариваем, прорисовываем то, что
будем делать сегодня, куда пойдем, с кем встретимся. Ведь моторное возбуждение как
раз и проявляется в наиболее напряженные моменты жизни у ребенка - что очень
понравилось (или наоборот), все вокруг радостно прыгают и шумят- тоже начнем и уже
не остановить, вы это сами заметили. Когда стал постарше и появились увлечения (он
любит рисовать) в таких ситуациях стараемся отвлечь (просим что-то нарисовать, но
это у нас прокатывает только если не слишком раскрутился). Проанализируйте, где и
когда она возбуждается, и старайтесь по возможности сгладить эти ситуации (да вы
это и делаете). Еще у нас хорошо пошло снятие напряжения (и соответственно,
моторного тоже) в играх - когда носится, бесится, машет руками - мы кидали "снежки",
устраивали "снегопад", "листопад" (мятая и рвания бумага), и т.п. Эти игры описаны у
Янушко в книге "Игры с аутичным ребенком". В какой-то степени моторное возбуждение
у нас проявляется и сейчас, в особо сложных для ребенка ситуациях (например,
праздники), но степень проявления куда мягче. Мне кажется, если вы занимаетесь у
вас тоже со временем будет эффект (просто сем нам хъочется побыстрее). успехов вам!
|
|
Агриппина
Участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Nata, спасибо. Правда, все очень похоже. Да, видимо, надо набраться терпения и
продолжать упорные занятия. Что мы и делаем,
надо сказать, теперь даже и с удовольствием. Сегодня меня дочь наградила словом
"мамочка".
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Вот видите! Они же у нас чудненькие детки. Надейтес, любите и верьте - все
получится!
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Nata а если возбуждение отлюдей? Если даже небольшое количество людей действует
возбуждающе. Что можете посоветовать? Дома мы самые послушные, ну ил почти, а на
улице, на перемене проблемы. Да и посещение любых мероприятий кошмар.
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
Галина09
А если медленно-медленно приучать к людям? Оччень медленно, добавляя человеческую
единицу только когда ребенок готов?
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Галина09 | Если даже небольшое количество людей действует возбуждающе. Что можете
посоветовать? Дома мы самые послушные, ну ил почти, а на улице, на перемене
проблемы. Да и посещение любых мероприятий кошмар. |
Перед посещением людных мест необходимо проговорить, куда вы идёте, что там будет
происходить. Можно даже фото сделать (поликлиника, театр, магазин и пр.). Показали,
обсудили - и вперёд.
Мы тоже на первом цирковом представлении 10 минут высидели. А сейчас любые
мероприятия посещает с удовольствием.
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Мы тоже путем долгих тренировок изжили эту напасть. Тоже начинали ходить на
представления с перерывами: минут 10-15 сидим, потом выходим в вестибюль отдохнуть и
снова в зал. Сейчас нормально высиживает. Почти везде. Плохо переносит плохую
акустику, тогда мы просто уходим. Поэтому прежде чем купить билеты я всегда
дотошно выспрашиваю какой звук, какие световые эффекты, наверное менеждерам это
странно выслушивать такие вопросы, но что делать...
Да, и места до сих пор беру ближе к выходу на всякий случай.
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо за советы. Мы тоже пытаемся потихоньку приучаться. Пока был меньше терпел.
А сейчас просто пытается уходить из людных лест. Видно, что ему дискомфортно.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Галина09 | Nata а если возбуждение отлюдей? Если даже небольшое количество людей действует
возбуждающе. Что можете посоветовать? Дома мы самые послушные, ну ил почти, а на
улице, на перемене проблемы. Да и посещение любых мероприятий кошмар. |
Может попробовать постепенно приучать:
1. появление посторонних дома - обстановка привычная, но появляются разные новые
люди, поначалу ненадолго. Приходящим объяснить проблемы ребенка, попросить что бы
поздоровавшись какое-то время не приставали к ребенку. Пока не начнет он сам
подходить, проявлять интерес.дальше - по обстоятельствам.
2. Потихоньку начинать вылазки в места, где люди. Начинать с не очень людных,
понемногу, недалеко от дома. Обязательно должно быть что-то заманчивое для
ребенка, привлекательное, что можно получить только попав в это место.
И рассказывать, прорисовывать, проигрывать (что у кого в ходу) предстоящих гостей
или свой поход куда-то.
Ну а вообще - не расстраивайтесь, если будет привыкать к людям тяжело.
Мой сын даже сейчас может взбрыкнуть и через полчаса захотеть назад с какого-то
увлекательного мероприятия, если место и люди незнакомые. Я это всегда помню и при
всех вылазках сттрою себе несколько планов действий - что и как делаю, если он
взбрыкнет.
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Чем старше он становиться, тем меньше у него желания где то бывать. Маленький с
удовольствием ходил в парк атракционов. А сейчас как повинность оттбывает.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Галина09 | Чем старше он становиться, тем меньше у него желания где то бывать. Маленький с
удовольствием ходил в парк атракционов. А сейчас как повинность оттбывает.
|
Все равно есть же какие-то места куда любит ходить? Ведь не обязательно выбирать
очень людные, шумные. Вполне достаточно, что не дом и есть другие люди. Главное,
чтобы там было что-то очень привлекательное. И когда люди есть, но немного, и их
поведение объяснить легче. Да и физически от них не так быстро утомится. Прогулка
в парке- тоже вариант приучения к людям.
А у нас вообще где-то к школьному возрасту резко снизился интерес к гулянию.
Маленький - долгими часами на улице, в основном шли куда глаза глядят (под мой
комментарий). Выматывало, кстати, жутко. Потом это прошло, появились дела,
увлечения. Гуляем, но уже с целью (на лыжах, сходить на детс. площадку, покататься
на лошади, в лес костер жечь и т.п.- с определенной целью).
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Нет гулять мы любим, но подальше от шума. Если кто то посторонний с нами то терпим,
по мере возможности. Но нет той любви к качелям, каруселям. Раньше мы часами
катались - сейчас даже не садиться. Раньше от горки оттащить не могла - а этой зимой
не разу нескатились. Глаза полные слез, испуг если и уговорю то боком сползает. И
только когда отойдем приходит в себя. А мой сын не робкого десятка. Агрессивность
у нас есть. Завтра выпускной вечер. Мы конечно пойдем, но там громкая музыка, шум.
Высидим минут 30-40. Потом начнем кричать, драться.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Галина09, видимо это пока предел для него. Ведь ходит, не требует остаться дома?
Хочет через полчаса домой -ну и хватит, полчаса тоже хорошо!
У нас для аутиста неплохо адаптировался , но даже сейчас я никогда не дам гарантий,
что мы через полчаса домой не пойдем. И уходим, хотя конечно реже намного, чем с
маленьким. А уж даже при любом исходе мероприятия, какие-то всплески дома вечером
будут наверняка.
А с развлекушками у нас тоже были периоды любви и охлаждения, также горка, кстати,
перестала интересовать. Потом стал кататься но так, прокатится несколько раз -
все. А было время - оттащить не могли. Потом - не подходил. Потом - спокойно, по
чуть-чуть. Видимо, насыщается впечатлением (до пресыщения), потом какойто новый
виток.
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Nata возможно вы правы. Я еще думаю что происходит развитие и появляется ощущение
страха, понимает свою зависимость. Знаете когда Димка упал с качели (не сильно), он
почти год к качелям вообще не подходил. Прошло почти 6 лет с того момента, но к той
самой качели мы не хотим подходить.
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Да, если они отказываются что-то делать, то причина есть. Когда до меня дошло, что
если я не знаю, что его взволновало, не понравилось, испугало - это не значит, что
причины нет, стали пытаться искать. И находили, но не всегда, часть до сих пор
-загадка.
Общение (коммуникацию) надо развивать с ними. Словесную, письменную, рисуночную -
всякую. Мы ведь все (близкие) с нашими детьми как иностранцы без знания на одном
уровне общего языка. Вот и вырабатываем.
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Да вы правы. Но когда ребенок спокоен он может объяснить что хочет, что плохо. А
если перевозбужден - туши свет. В такой момент не вижу, не слышу, да и сам себя не
понимаю (так мне кажется). От этого ему и самому очень тяжело, а как помочь?!
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
Мы делали то, что с любым маленьким ребенком, даже когда подрос - уходили в тихое
место, домой и т.д. Пока возбужден, старалась лишний раз не дергать, он вопит, бузит,
а я тихо, спокойно что-то нейтральное говорю. Или молчу. По обстоятельствам.
Бывает, что и сам сорвешься, психанешь (ведь не железные мы). Но лучше, если удается
сдержаться.
Может помочь водичка - мы в ванне теплой здорово расслаблялись. Залазил с воем и
грохотом, минут через 15-20 - зайка.
Переключаются и отвлекаются они тяжело, но это в любом случае происходит скорее
вне места и ситуации, где пошла раскрутка.
А выясняла я уже потом, когда пройдет время, успокоится, отвлечется. Вот потом в
игре, беседе, рисуя и узнавали.
Кстати, Галина09, а как Ваш выпускной прошел?
|
|
Галина09
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29-3-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Nata почти чудесно. Мы закончили 4 класса. Мы не пошли на концерт ( весь класс). Там
громко музыка, шум - устают быстро. Зато праздник с клоунами, застолье и мини танцы
(детские песни) почти выдержали. Танцы я деткам для разрядки организовала,
включили "танец маленьких утят" и т.д. Детки попрыгали, покричали - довольные. Но
все делалось под них - музыка не громко, устали - сразу выключали. Был только наш
класс. Правда под конец Димка развоевался - стал толкаться и пощипывать. Но мы
сразу ушли погуляли в школьном дворе, там парк не большой. В обчем все хорошо. Я
конечно боялась и приложила максимум сил, что-бы все было спокойно и он не
перевозбудился.
|
|
Ирина_29
Участник
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 18-8-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Моему сыну хоть и не ставят аутизм (поставили УО легкой степени),а моторное
возбуждение присутствует.Когда он возбужден,когда его радует что-то,то прыгает и
трясет руками.Когда принимает ноотропы,то вроде меньше трясет руками.Сейчас
ничего не принимает часто руками трясет.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Слова "моторное возбуждение" обозначают некоторую группу феноменов, имеющих
общий признак -- высокую двигательную активность, значительно выходящую за рамки
ситуационно обусловленной.
Эпизоды моторного возбуждения можно считать совершенно нормальными и у детей и у
взрослых, если возбужденный человек контролирует ситуацию, т. е. и запускается
произвольно и остановиться может, и полноценную ориентацию в ситуации сохраняет,
и возбуждение не "перекидывается" на другие системы, эмоциональную, ментальную и
там не "застревает".
Каждый человек ведь должен периодически опробовать свои максимальные
возможности моторной активности, просто чтобы их знать на тот случай, когда они
понадобятся.
В некоторые моменты развития детей и в норме моторное возбуждение бывает
"зашкаливает" и может разрешаться через аффективные состояния, что не есть
хорошо, но бывает.
Высокая моторная активность может играть и регулирующую роль и отлично помогает
выйти из стресса например.
Таким образом это некоторая функциональная возможность, которой человек может
более или менее успешно пользоваться в разных целях, и которая может быть более
или менее состоятельна.
В вышележащих постах например описываются эпизоды, показывающие моторное
возбуждение как форму компенсации различных форм перегрузки других сфер.
В таких случаях имеет смысл понимать что и чем перегружается, и не лечить моторное
возбуждение (без которого ребенку будет просто хуже), а заниматься его реальными
проблемами.
В первую очередь избегая ситуаций в которых ребенок дезадаптируется, стараясь
понять что же вызывает у него трудности и выстроить последовательные занятия для
их преодоления.
Это могут быть например различные сенсорные проблемы, или длинные латенции
(время, необходимое для организации соответствующего ситуации действия), не
позволяющие ребенку адаптироваться к непривычным ситуациям и т. д. и т. п. .
Все это -- типичные лечебно-педагогические задачи, требующие диагностики, анализа,
выстраивания приемлемых для ребенка условий, планирования и проведения
необходимых мероприятий.
В ряде вышележащих постов моторным возбуждением называются и феномены
совершенно другого характера, в первую очередь стереотипные движения, которые
конечно тоже могут быть более или менее активны, но которые стоит отличать от
собственно моторного возбуждения.
Хотя тактика работы с ними и с моторным возбуждением часто близка, по смыслу это
другой класс явлений, часто носящих характер замещающей активности на месте
несложившихся функций.
Такие, замещающие, стереотипы все люди часто используют.
Тщательное одевание перед выступлением, или носовой платок, который человек
теребит в кармане во время разноса у начальника -- типичные примеры.
У многих детей со стереотипами жизнь гораздо сложнее чем бывает у актера на сцене
или у секретарши на ковре у начальника в силу того, что их ситуационные
дезадаптации часто гораздо серьезней.
Бывает настолько, что стереотип -- вообще единственно доступная активность во
многих ситуациях.
Так что к ним надо относиться с вниманием и пониманием, по возможности стараясь
выстроить более продуктивные формы и стереотипов и поведения.
Таким образом оказывается что приходится вначале многому научиться, выстроить
собственное поведение, понять границы возможного для ребенка, найти способы
помочь ему справляться с миром и с самим собой, и тогда оказывается что и
развивающие ситуации вполне доступны.
Про все это мне кажется Nata написала здесь прямо маленький учебник.
|
|
мама Дани
Участник
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22-7-09
Пользователя нет на форуме
|
|
возвращаясь к теме людных мест, мы берем с
собой "стратегический запас" - еду и питье и побольше, и сидим как дураки с мужем
пялимся на цирковое представление а ребенок ест, как еда закончилась - домой.
Постепенно стали брать меньше, а сейчас только яблоко и поп - корн, Даня уже привык,
не кричит, а раньше глаза и уши закроет и кричит "домой". Но я за 9 лет жизни с
аутенком криков не боюсь и не стесняюсь. Теперь сидит и на весь зал комментирует
происходящее, люди оглядываются, но и пусть, жить с таким ребенком очень
прикольная, как с инопланетянином, отношусь ко всему с юмором.
|
|
ktyz
Заслуженный участник
Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Мама Дани, похоже, Вы описываете пример успешной попытки "лобового
штурма" проблемы дезадаптации, с опорой на сенсорную доминанту.
Поиск опоры с помощью которой ребенок может выжить в трудных для него
обстоятельствах -- некоторая работа.
Может сгодиться все что угодно, главное чтобы это был не стереотип.
Бывает, что приходится идти на такой штурм проблемы "вслепую", не очень понимая в
чем она состоит.
В общем случае это естественно не желательно.
Далеко не каждый не умеющий плавать и брошенный в воду поплывет.
А многие при этом приобретут и водобоязнь, которая потом станет сильным
дополнительным препятствием в обучении плаванию.
Бывают и еще худшие последствия таких "штурмов" -- стойкое игнорирование.
Я все это к тому, что Вы так завлекательно описали вашу историю, что кто-то может
кинуться вдогонку не разбирая дороги ... .
|
|
uho
Участник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 25-1-10
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
Настроение: бодрое
|
|
Очень интересно про моторное возбуждение, стереотипные движения, самоагрессию.
Где можно подробнее почитать?
Мы машем кистями рук, топаем (когда сильные эмоции-радость, недовольство),
прикусываем руку (можно ли считать это аутоагрессией), плюс заусенцы полюбил
ковырять..
А точно медикаментозно, вертебрологами, Войтами, остеопатами, массажем, ЛФК не
убирается-мы всё ищем кто нам поможет? И нам один психиатр говорил, что
лечится-какими дозами большими некоторых препаратов.
Про ванны-конечно полезно-хвойные, успокаивающие.
Также слышала противоположные мнения врачей 1. это успокаивает-те на пользу, но
всё равно лучше переключать на другое. 2. нужно лечить-тк возможно является
"тормозом" развития.. ?
И что мама Дани сделала не так- водила в цирк с едой, наверное ушли- если бы не
понравилось. хочу понять, в чём "лобовой штурм"?
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
uho, вполне может быть, что у вашего сына что-то из области описанного в теме. Но с
тем же успехом, может и другое. Он у вас аутенок?
В общем-то волнует отсутствие чувства меры, несоразмерность времени на такое
дело. Если ребенок попрыгал, повизжал от радости и успокоился - это, в общем-то
норма. А вот когда уже повод для прыжков забыт (если он был), и прыжки уже ради самих
прыжком (получение удовольствия, успокоения, недостающих впечатлений таким
путем) - это нехорошо. И остановится не может, и переключить никак, и заканчивается
плохо - истерикой, ревом (перевозбуждение-переутомление).
Тем более, аутистов переключить на что-то другое с любимого стереотипного
удовольствия ой-ой-ой как тяжело!
Тормозом развития являются, если преобладают в поведении. А какой дурак
согласится променять свое доставляющее удовольствие любимое занятие (стереотип)
на что-то другое?! Ведь все остальное в
сравнении с этим - ерунда! Вот и надо исхитриться заменить ребенку любимый
стереотип на полезный, да так, что бы это оказалось в итоге не менее интересным,
чем любимое его занятие. Иначе не пройдет номер.
Лечить... да не очень они и лечатся. Организацией жизни ребенка в куда большей
степени, чем лекарствами.
Ну а почитать еще, например, здесь: http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=379
Поиском эти слова прогоните, были темы и по агрессии-самоагрессии, и прочее
|
|
Страницы:
1
2 |
|