Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Как научить ходить, сгибая ноги?
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-3-09 в 01:33
Как научить ходить, сгибая ноги?


Спрашиваю по просьбе моей подруги Жени. Она ездит в больницу играть с детдомовской девочкой Кристиной. Девочка не видит (светоощущение есть), всю жизнь в детском доме или с сильнопьющими родственниками, 6 лет, в общем, до последнего времени никто особо не занимался. В больнице она полтора месяца, за это время научилась ходить (за одну руку или по палате сама, в основном вдоль предметов). Но когда ходит, она не сгибает ноги, прямо на прямых и ходит. Спускается сама по лестнице, боком, держась за перила. Вот тут есть видео маленькое, как она спускается: http://picasaweb.google.ru/mouse.jane/Kristina#
Собственно, вопрос - как научить ее сгибать ноги при ходьбе? Придет ли это само или стоит как-нибудь подтолкнуть? Может быть, она просто не знает, что их сгибать надо, она ж не видит, как мы ходим, а учили ее ходить, держа за подмышки и раскачивая из стороны в сторону. Кроме того, похоже, она не умеет ползать на четвереньках, а может и стоять на четвереньках тоже, сидеть и стоять на коленях, по крайней мере Женя не помнит, чтобы такое видела. Ползает Кристина, сидя на попе. Может отсюда надо начинать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-3-09 в 01:36


Да, просто так сгибать колени она может.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-3-09 в 12:10


Девочка молодец.
Да, ходит как на ходулях, но видимо просто недоучили.
Наверно раскачивали "циркулем". В таких случаях надо ниже брать и раскачивать с вертикальным корпусом.

Ситуация характерная -- пропуск некоторых базовых навыков и мы видим, что ребенок с вполне здоровыми ногами ведет себя прямо как ДЦП-енок.

С ними тоже никто базу не прорабатывает, а потом удивляются почему да отчего.
Другое дело, что у них большие или меньшие помехи для постановки базовых навыков, и надо проявлять большую изобретательность и настойчивость чтобы их сформировать или заместить.

Но у этой девочки никаких препятствий не видно, так что в ее случае задачка должна решится просто, в лоб: надо поиграть в пару игр:

Во первых в ощупывание ног и ощупывание ногами, для начала лежа.

Во вторых в контролируемое давление согнутыми ногами. (Обычно упираешь ноги себе в грудь и играешь так, чтобы ребенку было интересно менять дистанцию, которую он определяет ногами).

В третьих надо от первых двух перейти к корточкам, "слону", и полуприсяду и сделать эти положения функциональными.

Ну и боковое и передне-заднее раскачивание с одной ногой на ступеньке. Только ступенька должна быть пониже чем "настоящая".

После этого должно заработать и просто горизонтальное перемещение тела с переносом веса с ноги на ногу с сгибанием в коленях.

После этого надо начинать использовать "палочку-постукалочку" и учиться ходить по неровным поверхностям.

(Слепые используют ее двояко -- и для ощупывания и для эхолокации, поэтому она должна быть легкой и без резинки на конце).

Я бы им попробовал сделать колесико на конце палки, поворачивающееся как на колясках, со слабенькой пружинкой, восстанавливающей нейтральное положение, и с "щелкунчиком". Частоту щелчков надо подбирать.
Должно быть гораздо удобнее чем стучать все время.

Конечно и весь партер желательно освоить, через игры полулежа с дальними дотягиваниями и ползанием.

Так просто слепым незачем ползать -- нет дальнего пространства, которое надо осваивать.

Имеет смысл маркировать предметы в помещении звуком. Стучать грубо говоря по всему и давать девочке постучать.

Дальше можно будет постучать по стулу и сказать иди сюда.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-3-09 в 12:26


Хорошо бы отследить продолжение этой истории.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 22-3-09 в 18:46


Леонид Михайлович, спасибо большое!
А что такое "слон"?
Кристина и вправду большой молодец, успехи просто семимильными шагами, очень непривычно ;) Она очень много чему научилась за это время. Женька писала в жж у себя, как она ездила, если интересно - можете почитать: ссылка
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 22-3-09 в 20:12


"Слон" это ладонно-подошвенная опора с более менее прямыми конечностями.
Другое употребимое название -- "медведь".
Мне "слон" больше нравится.

В нем все суставы ног вовлечены в работу при высокой ответственности рук.

В полуприсяде работают только колено с голеностопом, а на корточках только голеностоп.

Собственно "слон" редко большой эпизод, но для слепого ребенка очень желательный, она же пол не видит, желательно одновременно и пощупать и походить чтобы понять что к чему.

Очень живая девочка, схватывает на лету.

Конечно с нашими, ДЦП-шными историями динамику не сравнить, но Кристина выбирает готовый ресурс, а нам строить его надо, разные задачи.

Но именно такие дети очень поучительны в смысле значимостей неосвоенностей, которые оказывается отлично подменяют собой отсутствующий парез.

Так что парез -- парезом, а учеба -- учебой.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-3-09 в 09:12


Да, расхаживали циркулем судя по съемке
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-3-09 в 14:51


В виде дополнения к теме -- текст по поводу этапов развития функций ног, которые проходят дети в норме.

Есть сильное подозрение, что многие из ДЦП-шных проблем с ходьбой обусловлены непрохождением этих этапов.

Конечно парез может просто перекрывать возможность освоения каких-либо из них.
В таких случаях надо думать что из этого следует и как проблему компенсировать.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-3-09 в 00:57


Продолжение истории
и видео

И еще вопросы есть. Один там в тексте уже фигурирует. У Кристины нет пинцетного захвата, как его можно развить?

А еще она ест в основном протертую пищу. А твердую вообще не умеет. если яблоко дать, то откусывать-то она его откусывает, а потом все нагрызенное роняет изо рта вместо того, чтоб глотать. Что с этим можно сделать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-3-09 в 12:26


Для того, чтобы получить пинцетный захват надо выделить функционально один палец из четырех противостоящих большому.

Поиграть надо в три типа игр:

1. Сюжетные пальцевые игры типа "этому дала, а этому не дала...".

2. Маленькие отверстия "с интересом" типа засунуть палец и облизать, или пальцем в ухе поковырять получая звуковые забавности (сами попробуйте).

3. Ощупывание маленьких фиксированных объектов вроде мелких пуговиц на которых ощупывание одним пальцем само провоцирует захват двумя. Пощупали одним, пощупали другим, пощупали большим, вот и захват.
(Пальцем надо не тыкать, а водить им по объекту).

Протертую пищу ест потому как ее в заведении только протертой и кормили.

Как я понял она тем не менее кусает, жует и не поперхивается. Уже отличница, многие ее сотоварищи и этого не осваивают на тамошней системе питания.

На этом этапе обычно достаточно смешивать липкое с относительно твердым, скажем с тертым яблоком, которое вскорости можно будет резать мелко.

Имеет смысл научить и облизываться и держать в зубах и выплевывать.

Все это легко делается в рамках ролевых игр "в собачку".

Просто ей надо сообразить, что есть пространство во рту и вне его и что с этим можно делать.

Когда сообразит, то можно дать например изюмину.
Она ее попробует жевать и потеряет.
-- Ой! Потеряла! ... Ой! И эту потеряла! Что это они у тебя изо рта выпрыгивают? Ну-ка держи их ручкой не выпускай! И т. д. ...

Правила этикета -- потом.

(Надо заметить, что он в разных странах сильно отличается.
Я был как-то в гостях у некого вида индусов, людей очень культурных, которые пригласили нас на показательный национальный семейный ужин.

Все было ужасно вкусно, правда десерты неожиданно оказались страшно перченые.

Так вот эти индусы едят руками, для чего приспособлены все блюда их кухни.
На тарелке лепится из компонентов блюда аккуратный комочек, затем сильно высовывается язык, на который торжественно водружается этот комочек и уносится на языке в рот.

Мы были естественно оснащены вилками-ножами, они нам не рекомендовали пробовать их технологию. Объяснили, что это более сложная техника чем палочками по китайски, тренироваться надо непривычным людям ... ).





Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-3-09 в 12:33


Ходить по лестнице Кристина стала значительно лучше.
Пора кажется взять за две руки и получить серийное быстрое перешагивание с активной речевой ритмизирующей поддержкой.
Чтобы она почувствовала лестничный пролет как единый объект.
Сама она до этого долго будет добираться.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-3-09 в 13:34


Леонид Михайлович, спасибо за советы!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-3-09 в 19:56


Не за что, работа такая.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-4-09 в 22:50


Очередные вести с полей
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 17-4-09 в 08:21


Продвигается.
Накопился опыт множества ситуаций.
Естественно набралась вариативность поведения.

Сохраняются конечно пока привычные модели поведения, но они за месяц не меняются.

Ходьбу циркулем на сегодня я бы отнес к таким, привычным, моделям.
Надо уже ее активно разрушать, уже сформировались другие возможности.
Для этого имеет смысл бороться с блоком в корпусе и раскачиванием при перешагивании.

Основной прием -- боковая и диагональная ходьба со скручиванием в корпусе.

И палочку я бы уже осваивал, без нее жить резко сложнее.
Нас глаз предупреждает о том, что встретится, а слепого палочка.

Ну а главное, видно, что человеку явно стало интереснее жить.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-4-09 в 23:47


Хотела спросить, что такое боковая и диагональная ходьба со скручиванием в корпусе. Но не успела. Кристину завтра переводят в интернат для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. http://janemouse.livejournal.com/630347.html?style=mine#cuti...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-5-09 в 21:05


А просто для слепых у нас детдомов нет?

Основная, но не едиственная и не самая интересная версия боковой ходьбы: "приставным шагом".

А другая -- это три варианта скрестного шага -- функционально нужного и удобного зачастую для запуска торсии -- скручивания в корпусе из-за которой мы при ходьбе размахиваем руками.

Ну а с диагональной ходьбой все просто: держите таз не перпендикулярно направлению движения.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики