Валенсия
Участник
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 2-12-06
Откуда: Подмосковье
Пользователя нет на форуме
|
|
научить ребенка "стесняться"
Не знаю, присуще ли это детям с другими нарушениями или данная проблема касается
только аутистов. Но не только мой сынуля, но и многие другие аутичные детки не
имеют в голове понятия "неприлично".
Я думаю, здоровые дети легко усваивают это от сверстников. Пару раз их подразнят -
и им ясно, что такое "стыдно". У маленьких аутистов, во-первых, друзей нет. Которые
посмеются и подразнят. Во-вторых - они мало зависят от чужого мнения, делают так,
как им удобно.
Моему десятилетнему мальчику не понятно, почему нельзя на пляже переодеться, а
надо идти в кабинку. Почему нельзя пописать на улице.
Если мы гуляем в лесопарке и ему хочется в туалет, мы пойдем туда, где деревьев
побольше, укроемся за самым толстым стволом. Но делается это в угоду мне, чтобы я
была довольна. Мы даже проговорим дуэтом:"Если хочешь пописать - иди туда, где тебя
никто не видит." Но я абсолютно уверена, что если его не контролировать, он сделает
все это у самой тропинки, потому что понятие "неприлично" у него не сформировано. И
как это делать - я не знаю. Специалисты, помогите советом!
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Присоединяюсь к просьбе Валенсии! Такая же проблема. В 7 лет может выйти из туалета
на ходу натягивая штаны, окружающих это шокирует, естесственно.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Этот вопрос перекликается с вопросом о правилах вообще, обсуждаемым в теме "Школа
для аутиста" - про готовность к школе как способность принимать правила. Так же,
как в рассказе Имы Захаровой об эксперименте Эльконина ребенок начинает с того,
что может выполнять задание только при контролирующем взрослом, потом при его
заменителе (возможно, думает, что кукла расскажет ), а потом уже без всякого контроля, так и принятие правил приличия (которые
тоже являются правилами игры) происходит постепенно - от формального послушания к
принятию внутрь. Маленькие дети, начинающие выполнять эти правила, не
задумываются о причинах и не понимают, зачем это нужно, и сначала тоже нуждаются в
подсказках. И конечно, как верно отмечает Валенсия, все усваивается намного
быстрее, когда ребенок ориентируется на окружающих, а у аутичных детей этот
процесс затягивается, и они долго нуждаются в помощи. Какой может быть эта помощь?
Первое, что приходит в голову - поиграть в такие ситуации. Как поиграть - зависит от
возможностей ребенка, уровня его понимания и игрового опыта. Если ребенок может
поддерживать ролевую игру или просто смотреть разыгрываемые перед ним небольшие
представления, в том числе непосредственно обыгрывающие реальные эпизоды вашей
жизни, можно попробовать вводить в игру беспокоящие вас ситуации, чтобы ребенок
посмотрел на них со стороны (так как ему "изнутри" это не видно). Можно попробовать
по-разному: чтобы сам ребенок "не справлялся" в игре с правилами, а другие
действующие лица ему помогали; или наоборот, кто-то "маленький" не справляется, а
сам ребенок (или представляющий его персонаж) ему помогает, ругает, дразнит,
хвалит - как в жизни . Мне кажется, не стоит
делать эти проблемные эпизоды центральными в игре, чтобы ребенок на этих темах не
"зацикливался". В любом случае, если ввести такую практику совместных игр и
историй про вашу жизнь, это будет важно для ребенка, поможет ему лучше осознать
себя и свои отношения с окружающими.
Пробовали ли вы что-то подобное? Как дети на это реагируют?
|
|
Има_Захарова
Консультант ЦЛП
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 15-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
При аутизме у большинства людей не сформированны в достаточной степени
представления о социальных нормах, о понятии стыда и чувстве вины. Они нарушают
социальные нормы поведения незлоумышленно. На этом уровне они все еще "невинны "(
при нормальном развитии эти представления приобретаются в возрасте2-3 лет).
Поэтому они обязательно должны иметь четкие правила : что разрешено, а что
запрещено . Лучше всего эти правила сделать наглядными или, как предлагает Мария
Дименштейн, попробовать проиграть с куклами или прорисовать эти затруднительные
ситуации. Сначала в игре вы устанавливаете правила переодевания или хождения в
туалет, все персонажи их выполняют - пусть ваш мальчик тоже их выполняет за
какую-нибудь куклу или , может быть, даже сам установит эти правила. Поиграйте так
несколько раз. А потом ( когда правила будут уже четко соблюдаться) появляется
какой-нибудь "хрюша", который делает все наоборот. Пусть ваш мальчик поучит его"
вести себя правильно". Если игра "не пошла", попробуйте просто расписать эти
правила ( наверняка, ваш сын читает), что за чем следует.
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Спасибо за ответы!
Будем проигрывать эти ситуации!
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Пишите, как будет получаться!
|
|
Валенсия
Участник
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 2-12-06
Откуда: Подмосковье
Пользователя нет на форуме
|
|
Вот попробовала сегодня поиграть...Гришка отмахивался от меня, как от назойливой
мухи. А потом и вовсе взорвался: "Хватит со своим пИсаньем...Дай мне спокойно в
лифты поиграть!"
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Гриша совершенно прав: он играет в любимую игру, а ему предлагается скучный
дидактический сюжет - почему он вдруг должен захотеть в это играть? Конечно, не захочет. Мне кажется, сейчас лучше
вернуться назад и восстановить (или создать, если их нет) возможности для
совместной игры. Повторюсь: не стоит делать проблемные эпизоды центральными,
попробуйте просто с Гришей поиграть (в то, что ему нравится - в те же лифты). Такие
проблемы быстро не решаются, поэтому не надо спешить, - пусть Гриша привыкнет
играть с Вами вместе, смотреть представления, в которых участвует "мальчик Гриша"
или рисованные истории из его жизни. Когда это начнет получаться и вы оба будете
испытывать удовольствие от такой совместной игры или деятельности - тогда можно
думать о решении конкретных проблем.
|
|
Валенсия
Участник
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 2-12-06
Откуда: Подмосковье
Пользователя нет на форуме
|
|
Я пыталась встроиться в сюжет его игры...У него из книг построен лифт, около лифта
на разных эт ажах сидят мелкие игрушки-зверюшки, он их перевозит с этажа на этаж,
при этом завывает(типа лифт шумит при движении), и даже объявляет
остановки:"Осторожно, лифт закрывается.Следующая остановка - второй этаж". Я
пыталась проиграть ситуацию "полярный мишка ждет лифта на втором этаже и захотел
в туалет...Что же ему делать?" Но игра не была поддержана СОВСЕМ.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Попробуйте все-таки поиграть с Гришей без туалетной темы. Поддержите ЕГО игру,
поперевозите зверей, погудите, как лифт и т.д. Если он на таких условиях примет Вас
в свою игру, и так будет принимать очень много раз, и в конце концов позволит Вам
добавлять новые сюжетные линии в игру так, чтобы игра становилась все
разнообразней - вот тогда только можно подумать о проигрывании нужной Вам темы.
Любит ли Гриша смотреть, как Вы ему рисуете, есть ли у него такой опыт? Что, кроме
лифтов, его интересует?
|
|
Валенсия
Участник
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 2-12-06
Откуда: Подмосковье
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Попробуйте все-таки поиграть с Гришей без туалетной темы. Поддержите ЕГО игру,
поперевозите зверей, погудите, как лифт и т.д. Если он на таких условиях примет Вас
в свою игру...
Любит ли Гриша смотреть, как Вы ему рисуете, есть ли у него такой опыт? Что, кроме
лифтов, его интересует? |
Нет, в свою игру Гриша меня не принимает, не разрешает ничего трогать. Хотя очень
приветствует мое присутствие рядом при игре и сам требует моих комментариев.
Лифты - главная игра его жизни, практически с младенчества, просто с возрастом она
усложняется и обрастает деталями. Еще играет в железную дорогу, в машинки. Играет
с мягкими игрушками (ссорит-мирит, сам их "обижает" и просит, чтобы я их жалела, а на
него ругалась - такая вот игра.)
А про рисунки - не могли бы Вы поподробнее? Или ссылочку какую-нибудь.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Мне кажется, не обязательно участвовать в игре "физически", передвигая игрушки
или привнося свои сюжетные ходы - это придет постепенно. Может быть, Гришина игра
усложнилась не просто с возрастом, а как раз благодаря тому, что Гриша позволял
Вам сидеть рядом и комментировать. Ваше присутствие и, тем более, Ваши комментарии
и его потребность в них - это уже очень большое участие в игре с Вашей стороны и
хорошая предпосылка для того, чтобы и игра развивалась, и Гриша постепенно начал
Вас больше в свою игру пускать, и воспринимать более сложные комментарии.
Почитать про эмоционально-смысловое комментирование и связанное с ним сюжетное
рисование можно в книге О.С.Никольской с соавторами "Аутичный ребенок. Пути
помощи" (во втором издании - стр. 241 - 247); также про рисование много в книге Е.Янушко
"Игры с аутичным ребенком" (стр. 103 и далее).
|
|
oksanka
Заслуженный участник
Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
у меня Ваня не аутист, НО со стеснением тоже не все так просто...
только недавно начал раздеваться в ванной (перед тем как пойти в душ), до этого
раздевался в комнате и шел в душ голым ,
причем пару лет назад его не смущало даже присутствие в квартире посторонних -
раздевался и шел....
сейчас "стесняется", но переодеваясь в своей комнате не очень заботится тем, чтобы
я его не видела - по комнате дефилирует без трусов
|
|
лизонька
Активный участник
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 26-11-09
Откуда: Самарская обл
Пользователя нет на форуме
|
|
Гы... моя лошадка всего год как стала стесняться. Еще позапрошлым летом,
одиннадцатилетняя, выходила на улицу в трусах и заговаривала с проходящими
дяденьками. А девица ранная, скороспелая, ей в 12 лет навскидку 15 дают, а в 11 груди
уже ого-го были.
Ну и сейчас при всех спокойно рассказывает про физиологические отправления
своего организма, может и трусы снять, проиллюстрировать, так сказать, свой
рассказ.
|
|
oksanka
Заслуженный участник
Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
мой в трусах на улицу не ходит, но про "пописать-покакать" тоже рассказать может
запросто... Ах да, еще тема у нас про "я блевал!"
причем именно в этих словах
|
|
Варвара
Участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 27-10-10
Пользователя нет на форуме
|
|
Моя дочка в 8 лет посреди детской площадки села писать. Сейчас ей 9 - при контроле
выходит из ванны в трусах, а если не смотреть - может и так. Причем иногда сядет и
ноги расшиперит во все стороны. Я заметила, если вдалбливать много раз одно и тоже
- усваивается. Контролирует себя когда это в ее силах.
|
|
Алла77
Активный участник
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 6-11-07
Пользователя нет на форуме
|
|
дааа..тема актуальная..мой(8 лет) ещё и в аське моим контактам "докладывает", когда я
не вижу(пунктуация и орфография автора сохранена):
Егорий пошол в школу наскамейку сел егор пирабулся бантики егор пошол в клаас
стал писать все блокити все пошли все детки в столовую все детки стали кушать пить
после стовая и все детки пошло в класс стали писать все рисовали потом окружайщий
мир читали все рисовали людей школы дом все детки убрали все пошли егор мама алла
костюм витела костюм повешала егор пошол в аптечку егор громко пукал плохо вёл
егор пошол в к бабушке нине мама алла сказала ты зачем аптеки гормко пукал мама
алла стала тенють за лосики егор пукать не будет больше так будет больше так у
егор кушал грибной суп маме аллиную апельсинку чистел егоркий апельсинку чистел
башкиную нининую чистел апельсинку
|
|
|