Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Эхолалии
Подскажите, пожалуйста, как бороться с эхолалиями.
Мой Тима стал в последнее время очень много говорить есть и собственная речь, но
эти эхолалии... Причем он и сам понимает, что его "понесло" и начинает злиться.
Какие эхолалии имеем.
1. Повторение строя предложения за вопросительным предложением но без
вопросительной интонации. Например: "Ты что будешь пить чай с лимоном или какао?"
Отвечает "Или какао" Выбор всегда за ним 100%. Это не просто бездумное повторение, он
действительно делает свой выбор, если , как в этом примере, вместо какао налить ему
чай, он разозлится и не будет пить чай, а будет требовать свое какао.
2. Отсроченные по времени эхолалии. Он может вдруг, совершенно в неподходящем
месте, например летом на остановке, рассказывать многократно громко и с
выражением о Деде Морозе...
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
А вот как понять, что про Деда Мороза - это эхолалия, а не цитата к случаю, хоть и не
по сезону? У меня Аня как увидит чемодан, так "Дама сдавала в багаж" обеспечена...
даже не знаю, какой смайлик присобачить.
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Почему я задала этот вопрос: потому что наш психиатр настаивает на "лечении"
эхолалии атипичными нейролептиками, в частности, рисполептом. Хотя душа моя и
противится категорически применению психотропной дубинки по неокрепшим мозгам
аутят, но я даже задумалась, может и в самом деле эхолалии лечатся и
нейролептиками (это уже после того, как мы проконсультировались у 3-го по счету
психиатра).
Но когда нам озвучали дозу... стало просто страшно. Для 8-летнего ребенка выписали
сразу же дозу, как для взрослого шизофреника. Как тут не вспомнить анекдот: "а дустом не пробовали?"
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1025
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Галина
... "а дустом не пробовали?" |
Да вот хотя бы и рисполептом они бы сами попробовали! А мы бы потом на них
посмотрели.
|
|
babushka_m
Участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 12-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Насколько я понимаю, эхолалии - это не самое страшное, и непонятно, зачем с ними так
сурово бороться. Не лучше ли "поддержать разговор" с ребенком, чтобы его эхолалии
обрели смысл? Поговорить про Деда Мороза (как ему там, в холоде?) или продолжить про
багаж-саквояж? Видимо, психиатры стихов не знают
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Люди! А объясните мне, вот такой диалог - это эхолалия или нет?
- А где сейчас папа?
- Не папа!
- Ты пойдешь в садик?
- Не садик!
- А как твою сестру зовут?
- Не зовут!
Или Чуковский километрами, или фразы из мультиков. Это ребенок пробует на вкус
речь, или это таки эхолалия?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Галина
Подскажите, пожалуйста, как бороться с эхолалиями.
Мой Тима стал в последнее время очень много говорить есть и собственная речь, но
эти эхолалии... Причем он и сам понимает, что его "понесло" и начинает злиться.
Какие эхолалии имеем.
1. Повторение строя предложения за вопросительным предложением но без
вопросительной интонации. Например: "Ты что будешь пить чай с лимоном или какао?"
Отвечает "Или какао" Выбор всегда за ним 100%. Это не просто бездумное повторение, он
действительно делает свой выбор, если , как в этом примере, вместо какао налить ему
чай, он разозлится и не будет пить чай, а будет требовать свое какао.
2. Отсроченные по времени эхолалии. Он может вдруг, совершенно в неподходящем
месте, например летом на остановке, рассказывать многократно громко и с
выражением о Деде Морозе... |
Бороться... Получилась эхолалия :) И видимо не случайно: ведь в обычной речи
эхолалии тоже встречаются. К тому же эхолалии - один из этапов речевого развития
любого ребенка, только у аутичных детей речь может "застрять" на этом этапе,
остаться эхолаличной. Так что наша задача - не бороться с какими-то проявлениями
ребенка, а разобраться, являются ли эхолалии (если это они) сейчас, на конкретном
этапе его развития, достижением или препятствием для дальнейшего движения
вперед. Если Тима сейчас говорит больше, и не только эхолалично - это же здОрово! И
в любом случае, эхолалии - это материал, из которого можно что-то пытаться сделать.
Можно повторить за ребенком с другой интонацией, можно добавить подробности,
можно уточнить, что имелось в виду, показать ребенку, что Вы его поняли или,
наоборот, не поняли, можно как-то обыграть его слова, "поговорить на тему",
порадоваться, что он Вам отвечает, и т.д. Согласна с babushkoй_m - если удастся
поддержать разговор, внести смысл, то эхолалии не "повиснут в воздухе", а станут
как бы кирпичиком для дальнейшего развития речи. Вариантов интерпретаций и
использования эхолалий "в мирных целях" много, главное - исходить из ситуации и
возможностей ребенка.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Анна-Мария
Люди! А объясните мне, вот такой диалог - это эхолалия или нет?
- А где сейчас папа?
- Не папа!
- Ты пойдешь в садик?
- Не садик!
- А как твою сестру зовут?
- Не зовут!
Или Чуковский километрами, или фразы из мультиков. Это ребенок пробует на вкус
речь, или это таки эхолалия? |
Эхолалия - это ведь тоже "проба речи на вкус". Сначала ребенок просто повторяет
слова, потом пользуется ими самостоятельно (можем, если хотим, считать это
отсроченной эхолалией), а потом начинает дальнейшие "игры" с речью - меняет,
добавляет слова, придумывает свои и т.д. У Ани это явная игра со словами, поэтому и
реагировать на это лучше как на игру, а не как на "патологию", с которой надо
бороться, постепенно и аккуратно разворачивая эти конструкции в более
пространную речь.
|
|
Агриппина
Участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Галина
1. Повторение строя предложения за вопросительным предложением но без
вопросительной интонации. Например: "Ты что будешь пить чай с лимоном или какао?"
Отвечает "Или какао" Выбор всегда за ним 100%. Это не просто бездумное повторение, он
действительно делает свой выбор, если , как в этом примере, вместо какао налить ему
чай, он разозлится и не будет пить чай, а будет требовать свое какао. |
А можно попробовать перестроить вопрос и поменять местами "какао" и "чай с
лимоном". Что он тогда выберет?
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Агриппина
А можно попробовать перестроить вопрос и поменять местами "какао" и "чай с
лимоном". Что он тогда выберет? |
Выберет какао! По инерции повторит
последнее слово, а затем настойчиво будет требовать именно какао!Выбор
практически всегда осмыслен! Проверено!
|
|
Агриппина
Участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Моя дочка тоже много говорит эхолалиями, я иногда специально строю вопрос так,
чтобы она смогла дать осмысленный ответ, используя слова, имеющиеся в самом
вопросе. Пока ей так проще. И еще всегда полезно, чтобы был выбор. Например,
спрашиваю про соки: "Какой будешь: яблочный, виноградный или ананасовый?" Она пьет
все, поэтому приходится выбирать, выбирает разные. А сначала, когда Маня только
училась отвечать на вопросы, я ей предлагала один любимый и один нелюбимый, тоже
приходилось выбирать.:)
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
С этого разговора прошло время, Ане исполнилось три года, но для нас ситуация
изменилась чисто количественно - слов стало больше, фразы стали длиннее, речь
стала обращеннее, вопросы и требования понятнее, но процентов на 90 речь состоит из
эхолалий. Едем в машине, взрослый говорит что-то, малышка все повторяет. Видимо,
это неизбежный этап, но... как бы из этого вылезти?
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
А у нас пошла своя речь (9 лет), но в разговоре с незнакомыми людьми в незнакомой
обстановке - практически одни эхолалии...
Хорошо, что кроме меня, еще с ним много общалась наша учительница, иначе и доказать
бы было трудно, что ребенок понимает речь и говорит.
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Cвоя речь есть (Анька все-таки не такой серьезный кадр), но ОЧЕНЬ много эхолалий, и
через них просто трудно прорываться. Ну вот берем книжку про Колобка. Она заводит:
я Колобок, Колобок... И как ей читать, если она все время это твердит?
Или видим кран, я говорю: смотри, кран. Минут на пять гарантированно повторение
"смотри, кран" - мне, сестричке, тете, в пространство.
И еще такая ерунда - вот как поля зрения могут сужаться после травмы и т.п., она как
бы не все слышит, хотя слух в норме. И когда она чем-то занята, то ей трудно
переключиться и услышать, что ей говорят.
|
|
Лана
Активный участник
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 3-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
И еще такая ерунда - вот как поля зрения могут сужаться после травмы и т.п., она как
бы не все слышит, хотя слух в норме. И когда она чем-то занята, то ей трудно
переключиться и услышать, что ей говорят.
Понаблюдайте, что и как выводит из "зацикливания" (лучше слова не подобрала)
- речь (громкая, тихая. шепот?)
- музыкальные звуки, шорохи, шумы
- картинки, свет, движение предметов
- запахи (а что, и так бывает)
- ее собственные движения
Соберите информацию и подумайте, отчего так.
всё будет хорошо!!!
|
|
|