Страницы:
1
2 |
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Проявление самоагрессии - что делать?
Раньше у нас такое бывало, но не особо ярко. Потом на несколько недель исчезло.
Теперь возникло сразу в нескольких разных формах - ни одна из них пока не
закрепилась как основная, но сейчас Аня частенько то за волосы себя тянет, то ушко
щиплет, то пупок, то пальцы. О чем это говорит? Что можно сделать?
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
На мой взгляд - это не слишком страшная самоагрессия, то есть ее можно
игнорировать за милую душу - это если ребенок таким образом пытается привлечь к
себе внимание.
Если Анюта самоагрессивна сама для себя - либо не обращать на это внимание, либо
отвлечь.
Некоторые психологи считают, что это от недостатка любви. На эту тему:
http://neivid.livejournal.com/253419.html
Нам, не слишком, правда, радикально, помогла гомеопатия. Но мы дубасились головой о
стенки.
Нейролептики тоже могут помочь. И зачастую тоже не слишком радикально.
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Дело в том, что как раз сейчас Аня получает очень много внимания - вряд ли она хочет
еще больше. И на этом внимании и играх сначала все было хорошо, а теперь вдуг эти
новости! Таблетки ей дать практически нереально. Отвлекать - отвлекаю, но как
только ручки не заняты - вперед... Как бы успеть это пресечь, пока оно не выросло в
привычку?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Анна-Мария
Раньше у нас такое бывало, но не особо ярко. Потом на несколько недель исчезло.
Теперь возникло сразу в нескольких разных формах - ни одна из них пока не
закрепилась как основная, но сейчас Аня частенько то за волосы себя тянет, то ушко
щиплет, то пупок, то пальцы. О чем это говорит? Что можно сделать? |
Такие вещи могут говорить о разном, но довольно часто - о дефиците тактильных
ощущений. Чтобы понять, как можно пытаться этот дефицит восполнить, напишите,
пожалуйста, какого рода тактильные воздействия Аня любит, не любит, терпит, не
выносит, стремится и т.д. Как относится к воде, мытью, прикосновению губки или
мочалки? Любит ли она обниматься? Позволяет ли мыть голову и причесывать волосы?
Есть ли разница в отношении Ани к поверхностным и глубоким ощущениям (есть дети,
которые не выносят прикосновений, но любят сильные нажатия или щипки, а другие -
наоборот)? Естественно, проверять такие вещи лучше всего в игре (пришел медведь,
сейчас поймает, схватит, ... а теперь пришла лисичка, хвостиком машет, то ручку
заденет, то спинку, а вот прилетела пчела, жужжит, ой, в волосах запуталась, скорей
ее отгоняй... и.т.д. - насколько у Вас хватит фантазии). В зависимости от этого
подумаем, в какие тактильные игры сейчас важно поиграть, но , во всяком случае, не
стоит запрещать и вообще фиксировать внимание на Аниных действиях такого рода -
как раз чтобы не закрепить.
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Может, тогда это появилось от избытка внимания? От того, что все чего-то от ребенка
хотят, а она боится не соответствовать?
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Такие вещи могут говорить о разном, но довольно часто - о дефиците тактильных
ощущений. Чтобы понять, как можно пытаться этот дефицит восполнить, напишите,
пожалуйста, какого рода тактильные воздействия Аня любит, не любит, терпит, не
выносит, стремится и т.д. |
Проверять не надо – я это уже знаю назубок, как сапер – родное минное поле. А вот
особой логики я не вижу.
Обниматься любит (со мной, папой, сестрой и одной из бабушек – другим людям
прикасаться можно только в редчайших случаях). Поцелуй, особенно неожиданный,
будет долго стирать ручкой. И вообще, неожиданное прикосновение может сильно
рассердить или расстроить. Но – шутливо подуть в шейку или в пяточку почему-то
можно.
Буйные игры со столкновениями, возня с другими детьми – можно. Толпа в автобусе –
нельзя.
Стричь ногти можно – если мама что-нибудь искрометно врет фоном. Стричь волосы –
очень трудно, даже стекла дрожат. Гель на УЗИ – катастрофа.
Вода – и хочется, и боязно. Голову мыть недавно стало легче – теперь она просто
плачет, а не орет на весь дом.
В ванну боится уже полгода (раньше любила), на душ согласна, но без желания и только
если быстренько.
Мочалка или губка – нереально, массаж в моем исполнении терпит, но недолго.
Мокрые руки, брызги на одежде, стул, который вчера утром был мокрый – повод для
трагедии. Зубы чистить можно, а умываться трудно. А вот поиграть игрушками в
тазике можно. И наступить в тазик с водой и камешками – можно (и мокрыми ногами
потом бегать!). И шишками можно играть, и наступать на них. Колючие мячики и колючие
коврики тоже любит.
Примечание: понятия «мокро», «грязно», «холодно», «горячо» и «больно» стали
различаться совсем недавно.
Цитата: |
Может, тогда это появилось от избытка внимания? От того, что все чего-то от ребенка
хотят, а она боится не соответствовать? |
А вот поди спроси у нее - она не говорит почти.
Но я, вроде, не жду от нее результатов - в армию не завтра Да и избыток внимания при втором ребенке - малореальная вещь.
|
|
babushka_m
Участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 12-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо за ссылку! Очень остроумный текст!
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от babushka_m
Спасибо за ссылку! Очень остроумный текст! |
Да, смешно! Надеюсь, никто не принял это всерьез :) ?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Анна-Мария
Проверять не надо – я это уже знаю назубок, как сапер – родное минное поле. А вот
особой логики я не вижу.
|
Мне кажется все довольно логичным. Своим и в игре можно многое, чужим и неожиданно
- намного меньше, + к некоторым ощущениям и явлениям повышенная чувствительность.
Поэтому я думаю, что приучать к новому и непривычному получится как раз у "своих", и
при этом лучше всего - в игре. Игра позволяет очень сильно расширить диапазон
возможностей. То, что просто так нельзя, понарошку - можно. И в шутку - можно. Если
много играть в возню, "щипалки", "брызгалки" и другие тактильные игры, то обычно
потребность в аутостимуляции (кстати, мне кажется, что это все-таки не
самоагрессия) постепенно сходит на нет.
|
|
Анна-Мария
Активный участник
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 20-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Если много играть в возню, "щипалки", "брызгалки" и другие тактильные игры, то
обычно потребность в аутостимуляции (кстати, мне кажется, что это все-таки не
самоагрессия) постепенно сходит на нет. |
Да, я как раз сегодня читала "Особое детство" Ирис Юханссон (потрясающая книжка, я
столько о своем детстве вспомнила! ее надо всем читать, не только "тематическим"
родителям!) и подумала - у Ани это именно аутостимуляция, она не причиняет себе
реальной боли, она ищет ощущений.
Вытащила ей кучу всякого разного: шишек, колючек, тонких платков, пушистостей и
т.п. Танцуем, сколько ей хочется (то есть, много). Мне кажется, надо еще поиграть с
водой и с пеной, но она сейчас кашляет.
Щипаться Аня не перестала, но явно меньше этим увлекается. И - мне кажется, это
очень важно - в игре, называя по именам детей на картинке или своих зверушек,
охотно называет себя - Аня. Может, все эти щипания - как раз к этому?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Анна-Мария
Щипаться Аня не перестала, но явно меньше этим увлекается. И - мне кажется, это
очень важно - в игре, называя по именам детей на картинке или своих зверушек,
охотно называет себя - Аня. Может, все эти щипания - как раз к этому? |
Совершенно точно! Это способ почувствовать свое тело и осознать его как свое, а
тактильными играми, танцами и т.д. Вы Ане в этом помогаете.
|
|
Инка
Участник
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 9-2-08
Откуда: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Пользователя нет на форуме
Настроение: доброжелательное
|
|
У меня тоже дочка Аня. В саду она научилась бить кого-то по голове. Ее это веселит. И
себя тоже бьет. При этом она еще почти не говорящий ребенок и на слова "нельзя" так
делать еще больше смеется. Как с этим справиться не знаю.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Инка
У меня тоже дочка Аня. В саду она научилась бить кого-то по голове. Ее это веселит. И
себя тоже бьет. При этом она еще почти не говорящий ребенок и на слова "нельзя" так
делать еще больше смеется. Как с этим справиться не знаю. |
Как всегда, прежде чем думать, как справиться, надо попробовать понять, с чем
связано такое поведение. Это попытка общения? Привлечение к себе внимания?
Желание чего-то добиться? Получить или вызвать определенные эмоции? Насколько
часто и в каких ситуациях Аня "дерется"? Как реагируют окружающие?
Сколько Анечке лет? Как она обычно общается с детьми и взрослыми?
|
|
Инка
Участник
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 9-2-08
Откуда: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Пользователя нет на форуме
Настроение: доброжелательное
|
|
Да, это скорее попытка общения. Она не понимает, что другим больно. Стала бить
брата, он старше, ей не отвечает, плачет. Научилась этому в детском саду и ей видимо
понравились эмоции других людей.
Ане недавно исполнилось 5 лет. Слов пока еще очень мало, любит петь, через пение и
стараемся ее научить речи. Так очень ласковая, контактная. По Никольской аутист 2
типа, по крайне мере почти все про нас. Начали со слов из мультфильмов.
Со взрослыми общается охотно, но в глаза заглядывает изредка только мне и бабушке.
От других в основном отворачивается. С детьми (кроме брата) общаться не умеет, хотя
очень ими интересуется. Иногда пытается взять их за руки. А они частенько
пугаются, к сожалению.
|
|
Инка
Участник
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 9-2-08
Откуда: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Пользователя нет на форуме
Настроение: доброжелательное
|
|
Интересно, что агрессивное поведение в основном бывает после сада. Когда целый
день дома или у бабушки, то вечером спокойна. Но сейчас в саду ее стала оставлять
одну и она, похоже, очень скучает. Понимаю, что наказывать нежелательно.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
А как в саду воспитатели и дети реагируют?
Любит ли Аня залезть к Вам на ручки, приласкаться? Если она в саду скучает,
возможно, после сада ей нужно побыть побольше с Вами, посидеть рядом, послушать
тихие сказки, песенки; расскажите ей, что Вы тоже скучали, а теперь наконец вы
вместе и т.д. В какой степени это с Аней возможно? Пусть это ваше общее время займет
всего 5-10 минут, попробуйте и посмотрите, будет ли это влиять на дальнейшее Анино
поведение.
А наказывать, мне кажется, не стоит: если это попытка общения, то надо пытаться
показывать ей другие варианты, как можно пообщаться, если же Ане нравится, какие
эмоции появляются при этом у других - то есть риск наказанием подкрепить такое
поведение. Но, конечно, Вы не должны равнодушно смотреть, как она обижает брата. В
любом случае его стоит защитить, приласкать (если он плачет), можно объяснить, что
это Аня хочет с ним поиграть, и затеять совместную игру (повозиться, потолкаться,
побросаться подушками или что-то еще, что Вам и сыну доставит удовольствие и
позволит включить Аню в эту игру).
|
|
Инка
Участник
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 9-2-08
Откуда: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Пользователя нет на форуме
Настроение: доброжелательное
|
|
Спасибо! Агрессия пропала вместе с ревностью к брату. Самоагрессия немножко
осталась, но с каждым днем становится все меньше.
|
|
Wassa
Новенький
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14-4-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Добрый вечер, поскольку у меня ребенок-аутист и мы прошли этот этап с аутагрессией
(самоагрессией) , хочу поделиться своими мыслями по этому поводу:
Долго не могла понять причины такого поведения, привлечение ли это моего внимания
или просто она меня так наказывала? Как-то вспомнила, как я сама зачастую щипаю
себя когда сильно болит зуб или закусываю палец в момент укола (уколов не боюсь
просто привычка с детства осталась). Возможно дело в сильнейшем внутреннем
дискомфорте (зачастую ребенок сам не может определить его источник) и находит
такое своеобразное утешение в боли (как не парадоксально) - т.е. переключается на
оч. сильные ощущения которые ему доступны и он их контролирует (думаю это важно).
Возможно надо в таком случа найти замену этих сильных болевых ощущений на другие
столь же сильные, что я только не искала
Для нас в итоге это:
РИТМ (музыка, счет, считалки, стихи, постукивания, хлопки).
ПРОГОВАРИВАНИЕ поведения - четко, что происходит в этот момент.
Завести дневник (в какое время, после чего, как долго, что после и т.п.)
МНОГО ЗАНЯТИЙ НА СЕНСОРИКУ!!! НА СВОЕ ТЕЛО!!!Похоже это главное.
И еще держите ребенка на руках, целуйте, обнимайте, песни пойте, но старайтесь
бальше контактировать телесно.
И еще что бы ребенок много ползал по пластунски (опора на все тело)
На мой взгляд аутагрессия намного страшнее чем просто агрессия. У нас тоже
начиналось с щипков - потом перебинтованные руки ("ломала" себе пальцы)
|
|
Nata
Почётный участник
Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме
Настроение: за тучами есть солнце!
|
|
У нас самоагрессия пошла в школе, но фоне конфликта с одноклассником, следы
остались до сих пор... (царапал лицо, прошло
три года). Пришлось пропоить курс нейролептиков (кстати, это видимо один из тех
случаев, когда польза - снять остроту явления, больше чем вред). А началось кстати с
того, что сын хотел обниматься - подходил к детям и крепко обхватывал в районе плеч
(но мог попасть и на шею). В д/саду у нас проблем не было, воспитатели были в теме и
следили только за тем, чтобы не обнимал не желающих и не хватал за шею.
Что делали:
попили лекарста, а затем (после консультации в корр. педагогике) насыщали
сенсорными ощущениями. Обнимались мы много и без консультаций, но позанимались в
сенсорной комнате, в группе у психолога (общение), играли крупами, и прочим
разнофактурным материалом. Дома выплескивали эмоции криком, рычанием, рвали и
комкали бумагу (играли в "снежки", в "снегопад" и "листопад"), рисовали пальцами.
И постоянно ненавязчиво направляем в контактах с людьми - обнять и поцеловать
кого-то можно, когда другая сторона тоже хочет обниматься и согласна.
Сейчас иногда на эмоциональном порыве может пошлепать себя по щекам, но это не
членовредительство. Видимо, сенсорных ощущений порой все же не достает.
|
|
Агриппина
Участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Здравствуйте! У моей дочки тоже случаются приступы самоагресии. Чаще всего это
реакция на запрет. То есть, когда ей чего-то хочется, она об этом сообщает, но
получив в ответ "подожди" или "нет" или "после того, как мы доделаем что-то" - с силой
грызет свою руку. До крови не доходит, но синяк остается. Раньше кусала того
человека, который давал "неправильный ответ". Сейчас может кинуться к нему, но
кусает при этом себя. Я тоже склонна думать, что она так компенсирует дискомфорт,
который возникает в результате отказа или отсрочки получения желаемого. К
сожалению, действенного способа остановить такое поведение я не нашла. Иногда
удается заменить кусание проговариванием ситуации. Т.е. я прошу ее сказать, чем
она недовольна. Сама она говорит не очень резво, но я говорю, а она за мной
повторяет. Но иногда она не дает мне сказать и начинаются крики и кусания, при
которых внешние раздражители не действуют.
|
|
Tasha
Участник
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 1-4-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина | Здравствуйте! У моей дочки тоже случаются приступы самоагресии. Чаще всего это
реакция на запрет. То есть, когда ей чего-то хочется, она об этом сообщает, но
получив в ответ "подожди" или "нет" или "после того, как мы доделаем что-то" - с силой
грызет свою руку. До крови не доходит, но синяк остается. Раньше кусала того
человека, который давал "неправильный ответ". Сейчас может кинуться к нему, но
кусает при этом себя. Я тоже склонна думать, что она так компенсирует дискомфорт,
который возникает в результате отказа или отсрочки получения желаемого. К
сожалению, действенного способа остановить такое поведение я не нашла. Иногда
удается заменить кусание проговариванием ситуации. Т.е. я прошу ее сказать, чем
она недовольна. Сама она говорит не очень резво, но я говорю, а она за мной
повторяет. Но иногда она не дает мне сказать и начинаются крики и кусания, при
которых внешние раздражители не действуют. |
У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу
(бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое.
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha |
У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу
(бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое. |
С точки зрения бихевиористики, это чрезвычайно неправильно - давать при истериках
пищевое подкрепление. Это как ситуация с морскими пиратами - им платят выкуп за
заложников, и они тут же захватывают следующий корабль .
|
|
Tasha
Участник
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 1-4-09
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: Исходное сообщение добавлено Эвелина | Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha |
У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу
(бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое. |
С точки зрения бихевиористики, это чрезвычайно неправильно - давать при истериках
пищевое подкрепление. Это как ситуация с морскими пиратами - им платят выкуп за
заложников, и они тут же захватывают следующий корабль . |
Я понимаю, что это не выход. И дома таким способом уже почти не пользуюсь (да и
истерики дома уже почти прекратились). Но вот в больнице и на детской площадке
пока без этого никак. Дома все чаще в подобных ситуациях выручают игрушки. Но не
возьмешь же их всех с собой.
|
|
Наталья Волга
Участник
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28-12-11
Пользователя нет на форуме
|
|
У нас тоже эта проблема - самоагрессия. Практически на любой запрет или если
ребенок не хочет что-то делать (есть, спать и т.д.) одна реакция - бьет себя по голове
руками, довольно сильно, и кричит. Если успокоить не удается, может пытаться
биться об стену головой (мы, конечно, удерживаем), может вцепиться в волосы или
ударить меня. Самоагрессия уже вошла в привычку, к сожалению, происходит по неск.
раз в день, иногда без видимой причины. Пытаюсь отвлечь, успокоить. После истерики
объясняю, что так нельзя, приучала бить по подушке - но все безрезультатно... КАК
отучить его??? Сыну 4 года, очень эмоциональный, вспыльчивый, но при этом ласковый,
когда спокоен, любит обниматься, целует. Как и ребенок Nata, обнимает детей на улице,
в садике и т.д. Как же ему помочь?
|
|
Moonlike
Почётный участник
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 19-9-08
Откуда: Оренбургская область, г.Орск
Пользователя нет на форуме
Настроение: спать хочу
|
|
4 го - значит еще достаточно маленький? Попробуйте его насильно обнимать при
каждом таком случае. Схватить и прижать к себе. Не гладить-жалеть, а именно так -
обнять крепко-крепко.
У меня с 8-милеткой даже иногда срабатывает.
Не всегда можно сделать то, что нужно. Но всегда можно сделать хоть что-то. Даже
самый крохотный шаг - это шаг вперед. (с)
Непонятому лисенку Вику: 19 лет
Птице-говоруну Киту: 16 лет
|
|
Страницы:
1
2 |
|