Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1    3  ..  7
Автор Тема ABA-терапия. Практическое применение.
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:22
ABA-терапия. Практическое применение.


Давайте в теме рассматривать некоторые общие планы АВА-работы для представления об АВА
Для каждого ребенка необходима индивидуальна программа!!!

Например, есть несколько планов с сайта по АВА - РесинкАутизм, это сайт с огромной библиотекой наработок, видео-примерами и тд.

Программа «Указательный жест на мотивационный объект»
из раздела «Экспрессивная речь»


План:
1. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся перед ним
2. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся недалеко от него
3. Научить ребенка просить мотивационный объект, находящийся на расстояние


Стратегия обобщения:
1. Использовать различные предметы на каждом уроке
2. Раскладывать «вкусняшки» на видное для ребенка место, откуда он не может сам достать и ждать его инициативы, помочь оформить просьбу правильно.
3. При собирании паззла, одну часть убрать на видное место и ждать, когда ребенок попросит эту часть для продолжения собирания паззла.


Выполнение:
1. Сесть с ребенком во время игр, или во время перекуса.
2. Показать ему несколько предметов из тех, что он предпочитает (игрушки, закуски и тд).
3. Когда ребенок потянется к желаемому объекту, немедленно взять его руку и сформировать указательный жест, дотронуться его указывающим пальцем до объекта.
4. Как только ребенок указал правильно на предмет, отдать ему этот предмет, назвать его и похвалить ребенка («Как ты хорошо показал на ...»)
5. Постепенно убираем подсказку до того момента, пока ребенок не начнет показывать самостоятельно.
6. Обеспечивать максимальное количество ситуаций, где ребенок может сам попросить что-то без вашей подсказки.
7. Постепенно увеличивать расстояние между объектами и ребенком, менять положение предметов, ставить на стол, на пол, перед ним и позади него и тд.


Коррекция ошибок:
Сложить руку ребенка в указательный жест. Предмет нужно поднести к его указательному пальцу и коснуться пальца предметом.


Варианты подсказок:
Имитация – по команде «Сделай так» коснуться предмета своим пальцем.


Устранение ошибок:
Ошибка 1: Просить ребенка выбирать предмет, который он на самом деле не хочет
Решение 1: Сохранять высокую мотивацию к предлагаемым объектам. Давать контрастные предметы на выбор – то, что ребенок очень хочет и то, что он совсем не хочет.
Сделать перерыв и провести урок в другое время, когда ребенок будет более заинтересован в данных предметах.
Ошибка 2: Ребенок всегда выбирает предмет, находящийся справа (слева)
Решение 2: Постоянно меняйте предметы сторонами, используйте всевозможно различные позиции предметов.
Полезные советы
Давайте ребенку максимум возможности практиковать навык. Например, когда во время свободной игры, ребенок тянется за игрушкой, мягко остановите его руку и дайте подсказку – сложите пальцы в указательный жест.
Если ребенок подводит вас к нужному предмету, то, подойдя, сложите его руку в указательный жест и укажите на этот предмет.
Называйте каждый предмет, на который указывает ребенок, и если он может повторить слово, или звук из слова, то просите его повторить за вами – так в конечном итоге установится связь между предметов и вокальной реакцией.


Дополнительные навыки
Учите ребенка просить то, что отсутствует в его поле зрения. Для начала вам нужно точно знать, что ребенку будет нужен данный предмет.
Например, вы предлагаете ребенку выпить любимый напиток, но его кружка находится в другой комнате за закрытой дверью.
Как только вы заметили, что ребенок начинает оглядываться в поисках кружки, подведите его к двери в другую комнату и дайте подсказку, чтобы он показал на дверь. Как только он показал на дверь, похвалите его фразами – «о, ты хочешь в эту комнату?? Конечно, я открою тебе дверь!»
Когда ребенок зайдет в комнату, подождите немного, пока он укажет на кружку. Как только укажет – очень похвалите – «Молодец, тебе не хватало этой кружки, чтобы выпить сока! Конечно, я дам тебе кружку!». Если он не указал на кружку – дайте подсказку и потом похвалите.
Будьте внимательны – всегда знайте, какой предмет в данный момент может быть нужен вашему ребенку!
Если ребенок может произносить звуки и слова, сопровождайте указательный жест просьбой повторить слово, или часть слова.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:23


Программа «Выполнение простых инструкций»
из раздела «Рецептивная речь»

Цель:
Научить ребенка выполнять простые инструкции


План:
Шаг 1: Научить ребенка выполнять одно-шаговую инструкцию, желательно освоить несколько таких одно-шаговых инструкций.
Шаг 2: Научить ребенка выполнять новые одно-шаговые инструкции, или несколько новых одно-шаговых инструкций.
Шаг 3: научить ребенка выполнять отработанные инструкции в случайном порядке.


Дальнейшие шаги: Научить ребенка выполнять все действия из списка «Учебных навыков», представленного в программе.


Стратегия обобщения:
Разные люди – учителя, родители, сверстники и тд.
Разная среда обучения - класс, столовая, парк и тд.


Выполнение:
1. Сядьте лицом к ученику
2. Дайте одно-шаговую (простую) инструкцию, например, «Похлопай в ладоши».
3. Чтобы помочь ученику ответить правильно. Дайте полную физическую подсказку сразу после инструкции.
4. Когда ребенок выполнит инструкцию правильно, похвалите его словами («Здорово похлопал!!!») и дайте поощрение – игрушку, еду или жетон.
5. Постепенно убирайте подсказку до того момента, пока ученик не выполнит инструкцию полностью самостоятельно (без подсказки).
6. Предлагайте самые лучшие и желанные поощрения, когда ребенок выполнит инструкцию с минимальной помощью, и еще лучше. Когда совсем без вашей помощи.


Коррекция ошибок:
Одновременно с тем, как вы говорите «Хлопаем в ладошки», оказываете физическую помощь ребенку и выполняете вместе с ним инструкцию.
Показываете ребенку правильный ответ. Например, говорите «сделай так» и хлопаете в ладоши.
Варианты подсказок:
Возможная подсказка – имитацию. «Сделай так» и хлопаем в ладоши.

Устранение ошибок:
Ошибка 1: Ученик путает схожие инструкции. Либо инструкции звучат схоже, либо действия на две разных инструкции чем-то похожи друг на друга.
Решение 1: Сначала разучиваем инструкции, которые очень отличаются друг от друга. Отличаются по звучанию инструкции, или сильно отличаются по выполнению (хлопать в ладоши, пнуть мяч).
Затем постепенно обучаем схожим инструкциям.
Ошибка 2: Ребенок пытается выполнить инструкцию, но форма ее выполнения отлична от того, что просит учитель.
Решение 2: Иногда физические возможности ребенка не позволяют ему в точности выполнить данную инструкцию. Например, ребенок может поднять руки, чтобы сделать «волну», но не сможет «провести волну» по руке и руки просто останутся поднятыми без движений.
В этом случае, учителю нужно решить, какой ответ ребенка он засчитает, как правильный (ориентируясь на физические возможности ребенка) и засчитывать выбранный ответ за правильный.


Полезные советы:
Для некоторых детей лучше начинать обучение с инструкций, касающихся предметов (…«брось это»). А для других предпочтительно начинать обучение только с инструкций, касающихся только движений тела.


Учебные навыки в данной программе:
1. Встань
2. Сядь
3. Повернись
4. Попрыгай
5. Сделай «волну»
6. Подними руки вверх
7. Обними меня, поцелуй меня
8. Потопай
9. Похлопай
10. Возьми это
11. Положи это


Продвинутый уровень навыков
1. Брось это подальше
2. Открой/закрой дверь
3. Положи руки в карман
4. Вытри …
5. Достань …..
6. Повесь свою куртку
7. Напиши свое имя вверху страницы
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:24


Программа «Дуть, надувать, выдувать»
из раздела «Моторика»

Цель:
Научить ребенка дуть, надувать, выдувать всевозможным образом.


Предметы для работы:
Перо, свисток, соломинка, рожок и тд.


План:
Шаг 1: Научить ребенка дуть через соломинку.
Шаг 2: Научить ребенка дуть в свисток/свистеть
Шаг 3: научить ребенка выдувать мыльные пузыри.


Дальнейшие шаги: Научить ребенка выполнять все действия из списка «Учебных навыков», представленного в программе.


Стратегия обобщения:
Просить ребенка выдувать мыльные пузыри во время игр.
На ближайшем дне рождения или ином празднике просить ребенка торжественно дуть в рожок и тд.


Выполнение:
1. Сядьте лицом к ученику за столом или на игровой площадке.
2. Покажите ему собранный рабочий материал для выдувания – мыльные пузыри, соломинку, перышко и тд.
3. Дайте инструкцию – «Дуй!»
4. Чтобы помочь ребенку правильно ответить, продемонстрируйте ему правильный ответ – скажите «Сделай так!», сомкните свои губы вокруг соломинки и подуйте через нее на перышко на столе.
5. Когда ребенок сделал правильно – похвалите его словами «Ты отлично дуешь!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушки, кусочек сладости, или жетон.
6. Постепенно убирать подсказки, чтобы ребенок делал задание самостоятельно (без вашей подсказки, помощи)
7. Похвалить максимально интенсивно, дать лучшее поощрение, когда ребенок полностью выполнит задание с минимальной подсказкой, или без подсказки вовсе.


Коррекция ошибок:
Повторить инструкцию и физически помочь ребенку сжать губы вокруг соломинки (свистка)
Показать ребенку правильный ответ. Например, сказать «Сделай так», сложить губы вокруг соломинки и подуть на перышко.


Варианты подсказок:
Возможная подсказка - физически помочь ребенку сложить губы вокруг соломинки в нужном положение.


Устранение ошибок:
Ошибка 1: Ребенок вдыхает вместо того, чтобы выдыхать
Решение 1: Используйте объекты, которые визуально изменяются, если на них дуть – свеча, воздушный шарик и тд.
Это позволит визуализировать связь между действием и результатом.
Ошибка 2: Ребенок не смыкает губы вокруг свистка (соломинки).
Решение 2: Попробуйте потренировать оральную имитацию – сперва без свистка – по команде «Сделай так!» открывать и закрывать рот. А затем и со свистком открывать и закрывать рот, сжимая губы вокруг свистка.
Полезные советы:
Если ребенок путает вдувание и выдувание, продемонстрируйте ему разницу этих действий с перышком. При выдувании перышко отлетает от соломинки, при вдувании перышко втягивается в соломинку.


Учебные навыки в данной программе:
1. Перемещать перышки и ватные шарики по столу, дуя на них через соломинку
2. Дуть в свисток
3. Пускать мыльные пузыри
4. Задувать свечку
5. Просто дуть в пустоту
6. Дуть в рожок

Продвинутый уровень навыков
Научите ребенка играть на духовых музыкальных инструментах, таких как гармошка, флейта.
Одновременно с тем, как ребенок дует, направляйте его пальцы на нужную ноту. Сперва выучите одну ноту и постепенно научите играть песенки.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:25


Программа «Имитация звуков и слов»
из раздела «Пре-академические навыки»

Цель:
Научить ребенка имитировать звуки и слова.

План:
Шаг 1: Научить ребенка имитировать единичные звуки, или слова. Желательно, несколько единичных звуков или слов.
Шаг 2: Научить ребенка имитировать новые звуки или слова (несколько новых звуков, слов)
Шаг 3: В случайном порядке имитировать выученные ранее звуки или слова.

Стратегия обобщения:
Подбирать для имитации новые и новые звуки и слова.
Пусть ребенок подражает не только за вами, но и за другими людьми. Просите повторить то, что говорит другой человек.
Просите ребенка имитировать звуки в разной интонации, с разными частотами, разными тембрами голоса.

Выполнение:
1. Сядьте лицом к ребенку за столом, или в игровой зоне.
2. Дайте инструкцию для имитации звука – «Скажи ААА» или «Скажи ММММ» и тд.
3. Чтобы помочь ребенку ответить, приоткройте его рот руками в положение, необходимом для произношения звука.
Например, слегка надавите пальцами на нижнюю челюсть и удерживайте в открытом положение, чтобы произнести звук «АААА». Повторите звук еще раз, пока челюсть ребенка находится в приоткрытом положение.
4. Первоначально любой звук, произнесенный ребенком, принимается за верный (приближенный к верному) ответ.
5. Соединяйте произношение звука с любимыми забавами ребенка. Например, учась произносить «Тю –Тю -Тю», пощекотите его каждый раз, когда он имитирует этот звук.
6. Когда ребенок правильно произнес звук или слово – похвалите его словами «Ты отлично сказал «ААА»!» и др., а также дайте вознаграждение – игрушку, кусочек сладости, или жетон.
7. Постепенно убирайте подсказки, пока ребенок не ответит полностью самостоятельно.
8. Похвалите максимально интенсивно, дайте самое лучшее поощрение, если ребенок полностью повторит за вами звук с небольшой подсказкой, или без подсказки вовсе.

Коррекция ошибок:
Выдержите небольшую паузу и, не давая подкрепление, произнесите нужный звук еще раз.
Попробуйте физически приоткрыть рот ребенка, чтобы облегчить произнесение звука.
Попробуйте разбить слово на составные части и произносить его сперва по частям, а затем уже соединить. Например, слово «Хочу» - сперва отработайте части «Хо» и «Чу», а затем соедините в одно слово.

Варианты подсказок:
Разбить слово на составные части и отработать каждую часть отдельно, затем уже соединить части в одно слово. Например, слово «Кошка» - сперва отработайте части «Кош» и «Ка», а затем, когда у ребенка получится поизносить эти части, соедините в одно слово.

Устранение ошибок:
Ошибка 1: Ребенок очень расстраивается, когда мы просим его имитировать звуки
Решение 1: Во время выполнения урока по звуковой имитации чередуйте сложные задания с более легкими, уже отработанными заданиями – например, можно чередовать с упражнением на имитацию простых движений.
Решение 2: Соединяйте звуковую имитацию с забавной деятельностью. Например, можно играть с ребенком в гонки на машинках и одновременно изображать звук ревущего мотора и сигналов машин, как только ребенок повторит за вами звук – тут же похвалите его!
Решение 3:Для повышения мотивации к выполнению данного сложного задания приготовьте самое мотивационное поощрение для ребенка – мороженное, сок, шоколад, мультик и тд. Используйте данное поощрение только во время отработки звуковой имитации и никогда больше (для сохранения мотивации).
Ошибка 2: Ребенок не открывает рот так, как нужно, чтобы произнести звук.
Решение : Тренируйте оральную имитацию – имитацию движений рта без звука. Затем пробуйте со звуком.
Полезные советы:
Чтобы ребенок не разочаровался в своих возможностях, для начала мы принимаем любой его звук за правильный и поощряем его.
Если ребенок не имитирует звуки и слова вовсе, то поощряйте и хвалите за любое использование звуков им – например, поощряйте любой лепет.

Учебные навыки в данной программе:

1. Короткие гласные звуки (А, О, У, И и тп)
2. Длинные гласные звуки (ААААА, ООООО, УУУУ, ИИИИ и тд.)
3. Согласные звуки
4. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с гласной (АМ, АП, ОП и тд.)
5. Наборы гласных и согласных звуков, начинающиеся с согласной (БАХ, ПАП, КОТ и тд.)
6. Краткие звуки (Й)
7. Функциональные слова (любимые игрушки, еда, напитки и тд.)
8. Общие слова

Имитацию звуков имеет смысл вводить после того, как освоена другая имитация - имитация движений, действий с предметами
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:26


Программа «Словесные просьбы»
из раздела «Экспрессивная речь»

Цель: Научить ребенка просить при помощи речи (слов, звуков)


План:
Шаг 1: Научить ребенка просить один мотивационный стимул (желаемый предмет или вид деятельности) или несколько мотивационных стимулов (желаемых предметов, видов деятельности), находящихся в поле зрения ребенка.
Шаг 2: Научить ребенка просить другие мотивационные стимулы (желаемые предметы, виды деятельности), находящиеся в поле зрения ребенка.
Шаг 3: Чередовать различные мотивационные стимулы, которые ребенок уже научился просить.


Следующий шаг: Научить ребенка выполнять все просьбы из списка навыков для данной программы.


Стратегия обобщения:
1. Пусть ребенок просит у разных людей (то, что он уже научился просить с учителем)
2. Пусть ребенок попросит вас о чем-либо на детской площадке, например, толкнуть качели и раскачать его.
3. Создайте такую ситуацию во время обеда, когда ребенку нужно будет попросить любимую еду (хлеб, сок, печенье и тд.)


Выполнение:
1. Определить мотивационные для ребенка предметы или действия (сок, шоколад, качаться на качелях, прыгать на батуте и тд.)
2. Держите мотивационный предмет на виду (поставьте сок на полочку, где ребенок видит его, но не может сам взять), или же, во время совместных занятий с ребенком любимым действием, внезапно прекратите его (раскачивали на качелях и остановили качели, собирали паззлы и нужный элемент паззла задержите в руке и тд.).
3. Дождитесь, когда ребенок захочет получить мотивационный предмет, или продолжить начатую деятельность. Когда ребенок потянется к предмету, или будет просить вас продолжить любимый вид деятельности, то дайте подсказку, как нужно попросить это словами – «Скажи «СОК»», «Скажи «КАЧАЙ»» и тд, либо отдельными звуками из слова (в случае, когда ребенок физически не может выговорить все слово целиком начать с отдельного самого простого звука).
4. Когда ребенок повторит за вами слово, звук, то похвалите его - «Молодец!! Ты хорошо попросил сок»
5. Когда в следующий раз ребенок проявит интерес к мотивационному объекту (виду деятельности) подождать некоторое время, чтобы ребенок мог сам попросить (например, ребенок может сказать – «Пе» если просит печенье). Если он попросил, то похвалите его – «Отлично! Ты здорово попросил …»
6. Если ребенок ничего не сказал, то опять дайте ему словесную подсказку «Скажи …..» и похвалите его, когда он повторит за вами.
7. Постепенно убирайте словесную подсказку, чтобы ребенок мог просить самостоятельно. Можно сокращать словесную подсказку (Печенье – Пече…. – Пе….. – П…..) вплоть до того момента, когда вы просто открываете рот, а ребенок произносит слово (звук) сам. Затем полностью уберите подсказку.
8. Максимально похвалите, если ребенок попросил сам, без подсказок.


Коррекция ошибок:
Продемонстрируйте словесную модель правильной просьбы (скажите сами), затем дайте ребенку небольшую часть мотивационного стимула (5 секунд любимого вида деятельности, кусочек любимой еды и тд). После этого подождите, пока ребенок проявит интерес и захочет продолжить и спросите «Что ты хочешь?».


Варианты подсказок:
Начните заниматься с ребенком такой игрой (деятельностью), когда для продолжения требуется сказать слово. Например, подкидывая ребенка вверх, говорите «Вверх!» и только затем подкидывайте. Подняв ребенка вверх, говорите «Вниз!» и затем опускайте.
Так продолжайте делать несколько раз.
Затем сделайте небольшую паузу и подождите – попробует ли ребенок сказать слово, чтобы продолжить игру.
Например, подняв ребенка вверх, задержите его в таком положение на несколько секунд, если он скажет «Вниз!» (или любой звук, означающий это), то сразу опустите его.


Устранение ошибок:
Ошибка 1: Ребенок не проявляет интереса к предмету (деятельности) после того, как попросит об этом.
Решение 1: Сменить вид деятельности и провести урок позднее. Ребенок должен быть очень заинтересован в стимуле на момент обучения.
Изменить мотивационный стимул, использовать данный мотивационный стимул только во время этого обучения.
Ошибка 2: Ребенок произносит одно и тоже слово (один и тот же звук) на каждый мотивационный стимул (предмет, действие).
Решение 2: Ограничить количество стимулов и выполнить заново отработку каждого отдельного стимула, только потом чередовать их.

Полезные советы:
Дайте возможность ребенку практиковать навык регулярно в быту. Например, во время игры ребенок тянется за мячом, слегка придержите его и дайте словесную подсказку «Мяч». Как только ребенок повторит за вами – помогите достать ему мяч.
Учебные навыки в данной программе:
1. Просить любимую еду
2. Просить предпочтительные игрушки
3. Просить об определенном виде деятельности
4. Просить пойти в определенное место
5. Просить играть с определенными людьми, приглашать, звать определенных людей

Продвинутый уровень навыков
Научите ребенка просить то, что находится вне поля зрения.
Например, садясь рисовать, дайте ребенку карандаши, но не дайте бумагу. Подождите пару секунд, когда ребенок попросит бумагу. Если ребенок попросил – то сразу похвалите его за просьбу и дайте бумагу. Если ребенок не просит, то дайте ему словесную подсказку «Бумага» и, когда ребенок повторит за вами, дайте ему бумагу.
Будьте внимательны! Всегда будьте уверены в том, что будет необходимо ребенку в данный момент (что бы он попросил, будь это в поле зрения).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:26


Имитация движений крупной моторики

Цель: Научить ребенка подражать простым действиям
Три последовательных шага для достижения поставленной цели:
1. Научить ребенка имитировать одно простое движение. Научить ребенка имитировать набор простых движений.
2. Научить ребенка имитировать новые одиночные движения. Научить ребенка имитировать набор новых одиночных движений.
3. Вперемешку просить ребенка имитировать выученные раньше движения («Сделай так!» - похлопали, потопали, постучали, дотронулись до живота и тд.)
Следующие шаги – научить ребенка имитировать движения из списка в конце программы.
Стратегия обобщения навыка:
1. Учить всевозможные новые движения
2. Просить повторять за разными людьми (мама, папа, бабушка, друзья и тд)
3. Проводить уроки в разных местах (дома в комнате, дома на кухне, на улице, в гостях и тд.)
Выполнение:
1. Сядьте лицом к лицу с ребенком
2. Дайте инструкцию – «Сделай так» и тут же покажите движение (например, похлопайте в ладоши)
3. Незамедлительно, в течение 3-х секунд, дайте полную физическую подсказку ребенку (например, возьмите его руки и похлопайте ими в ладоши)
4. Сразу же после выполнения движения (с помощью) похвалите ребенка («Молодец, ты повторил за мной!», «Молодец, ты хорошо повторил!», «Ты правильно сделал» и тд.) и дайте ему вознаграждение (усиление) – кусочек сладости, игрушку или жетон.
5. Продолжайте выполнять эти шаги, пока не почувствуете, что можно начинать убирать подсказку (ребенок стремится сам похлопать в ладоши). Тогда начинайте постепенно убирать подсказку (сперва держим ребенка за руки в районе кистей и помогает ему похлопать, затем держим за локоть, затем за плечо, затем только подталкиваем руки ребенка в нужном направление, затем лишь слегка касаемся его рук, показывая, что нужно сделать движение).
6. Когда ребенок выполняет инструкцию с минимальной подсказкой, или вообще без подсказки - обеспечьте максимальную похвалу и дайте самое лучшее вознаграждение.

Проблемы, которые могут возникнуть в ходе урока:
1. Ребенок путает схожие движения
Решение: Разучивайте для начала совершенно разные движения (похлопать и потопать)
2. Ребенок выполняет движение, но оно не совсем соответствует нужному
Решение: Иногда уровень развития моторики не позволяет ребенку в точности повторить ваше движение. Убедитесь, что вы проводите урок только на тех движениях, которые ребенок в состоянии выполнить правильно.
Если вы учите те движения, которые ребенку сложно сделать, то для начала поощряйте любое движение отдаленно похожее на верное. Затем поощряйте все более и более похожие варианты движения, пока ребенок не научится выполнять движение полностью правильно.
3. Ребенок не дожидаясь инструкции, начинает выполнять привычное движение (начинает сразу хлопать)
Не хвалите ребенка за то, что он похлопал без вашей инструкции. Дайте инструкцию «Сделай так» и покажите совершенно другое действие (потопайте) и помогите ребенку выполнить. Начинайте урок с разных движений.

Полезные советы: Некоторым детям проще учиться имитации с предметами (кинуть мяч, поставить кружку на стол и тд.). Тогда начинайте с имитации с предметом и постепенно удаляйте предмет, переходя на имитацию движений.
Иногда ребенку будет намного легче имитировать перед зеркалом. Сядьте с ним напротив зеркала и продолжайте урок.

Дополнительные навыки:
Научите ребенка выполнять последовательность движений.
Научите ребенка выполнять движения в группе в ходе какой-либо совместной деятельности (например, все танцуют под музыку, выполняя простые движения)

Движения для имитации:
Поднять руки вверх
Похлопать в ладоши
Сделать волну руками
Потопать ножками
Сесть
Встать
Дотронуться до головы
Дотронутся до живота
Дотронуться до колен
Помахать головой «Да»
Помахать головой «Нет»
Походить, как слоники (топая ногами)
Скрестить руки перед собой
Полетать, как птички (взмахи руками)
Постоять на одной ноге
Присесть
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 06:27


Программа «Слежение за указательным пальцем»


из раздела «Рецептивная речь»


План: Научить ребенка следить за указательным пальцем
Что нужно: Мотивационные, интересные ребенку предметы


План:
1. Научить ребенка следить за указательным пальцем, когда на столе лежит один предмет
2. Научить ребенка следить за указательным пальцем, когда на столе несколько предметов
3. Научить ребенка следить за указательным пальцем на расстояние


Стратегия обобщения:
Возьмите ребенка в парк, в магазин и тд. – туда, где много различных элементов окружающей среды.
Попросите сверстников указывать на предметы.
Подготовьте в окружающей среде интересные предметы, на которые будете указывать в быту


Выполнение:
1. Поместите интересный предмет на столе
2. Дайте инструкцию «Смотри!». Чтобы помочь ребенку проследить за пальцем, нужно указательным пальцем провести линию от глаз ребенка до предмета на столе, слекга касаясь предмета пальцем (сформировать путь).
3. Когда ребенок посмотрел на предмет, немедленно похвалите его «О, как т здорово посмотрел на…..» и дайте поиграть этим предметом.
4. После нескольких удачных попыток, поместите предмет на столе, подальше от ребенка (в противоположный угол стола) и добавьте отвлекающие предметы (сперва один отвлекающий предмет, затем два и тд.).
5. Уменьшайте подсказку, проводите линию от глаз ребенка до предмета, не касаясь предмета.
6. Предоставляйте лучшие поощрения, если ребенок самостоятельно следит за указательным пальцем без подсказок.
7. Продолжайте менять местоположение предмета, на который указываете и постепенно отдаляйте его от ребенка.


Примерые пункты для обучения:
1. Предмет прямо перед ребенком
2. Предмет прямо перед ребенком вместе с отвлекающим предметом
3. Предмет в левом или правом углу стола, вперемешку с отвлекающими предметами
4. Предмет за ребенком, вместе с отвлекающими предметами
5. Предмет в различных местах (потолок, стены комнаты)
6. Предметы везде - дома и на улице


Коррекция ошибок:
Повторите инструкцию «Смотри!», поместите указательный палец в поле зрения ребенка и проведите пальцем до предмета.
Подойдите ближе к предмету, чтобы ваш палец касался его.
Если ребенок теряет интерес и уходит – то предмет перестал быть ему интересен. Найдите более интересный предмет.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 07:10


Видео Марины Азимовой - встречи с учителями аутичных детей

https://www.youtube.com/watch?v=KKFUlhbiRHk&feature=play...

маленькое но очень ценное видео
особенно часть про негативное поведение
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 11:02


http://zimcha.livejournal.com/?skip=100

Мотивация и некоторые правила АВА
Есть несколько жестких правил.
Самое главное. Всегда программа АВА идет сначала с имитации. Всегда. И пока эта имитация не будет на все 100, никто никуда не двигается.
Т.е. если вы посадите аутичного ребенка и тут же начнете работать над речью после моей темы про матрицу, считайте, что уже проиграли. Поэтому тему про речь была только для тех, у кого дети идеально имитируют.

Правило второе. Нельзя начинать с уставшим ребенком.

Правило третье. Всегда любое занятие начинается с позитива.
И любой паттерн начинается с того, что ребенок знает.
Объясняю. Ваш ребенок любит конфеты. Дайте ему одну конфетку вначале занятия. Он любит щекотку. Пощекочите его и дайте ему немного посмеятся.
Когда садитесь заниматься, первое задание должно быть то, которое он знает и выполнит на все 100. Если вы сели и сразу сказали: "Скажи А!", а ребенок до этого никогда не делал этого, то можно сразу закрыть тему. Потому что в следующий раз он вообще не станет с вами заниматься.
Например, он отлично повторяет хлопок в ладоши из программы имитации. Хлопните и дайте ему хлопнуть, за что дайте поощрение или поощрите принятым способом. Ребенок будет настроен позитивно на дальнейшую работу.

Еще одно правило. Всегда на 80% тех заданий, что он выполняет, должно приходится 20% тех, которые ему трудны, за занятие. Это очень важное правило. У меня есть студентки, которые в ажиотаже тут же решают, что раз он так отлично все запоминает, то дадим ему и это, и это, и это. Ребенок быстро устает, теряет интерес и из-за излишней сложности отказывается работать. Поэтому вот такое распределение важно невероятно.

Мотивация.
Это самое главное. Самое-самое.
Поощрений есть три вида:
- пищевые (конфетки, изюм, кусочки печений, блинчиков, кукурузные палочки...) Все, что любит ребенок.
С ними работаем только вначале программы. Обычно пищевые поощрения постепенно заменяются другими и через год исчезают как вид вообще.

- поощрение телесное (щекотать, подбрасывать, прижимать, гладить...)
- поощрение словесное (обычная похвала).
- поощрение чисто игровое (разными играми, физическими, ролевыми, настольными и компом)
- поощрение игрово-видовое (тут поле деятельности). Например, Илья был в полном восторге, когда терапистка закатывала глаза и падала со стула. Или делала вид, что съест голову кукле. Или накрывала голову платком, а потом срывала и корчила смешную рожу.
- поощрения социальные (помочь полить цветы, пожарить яичницу - это одно из наших любимых поощрений, например)
- поощрение деятельное (вначале сенсорные - попересыпать, посмотреть через цветное стекло, повключать и повыключать свет... Потом, когда ребенок более развит -порисовать, поразукрышивать, почитать, спеть песню, решить кроссворд... У нас, например, было самое любимое - порезать полоски бумаги ножницами на мелкие кусочки и потом с криком "Снег!!" высыпать на голову себе и терапистке. Или нарисовать совершенно идиотскую фигуру человека и придумать, кто это).
- поощрение физическое (попрыгать, побегать...)
- поощрение коллективное (когда ребенок собирает карточки за каждое задание, например, и потом меняет 5 штук на одну конфету, например)
- поощрение телеком (не советую)
- поощрение паузой или отдыхом (не советую)
- поощрения отдаленные (купить после занятия игрушку, сходить на любимую площадку...)
Есть еще некоторые поощрения, которые не входят в никакие группы. Например, это сделать задание и показать маме в другой комнате, как поощрение.

Теперь как мотивировать. Все дети, как и люди, делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов. Поэтому, в зависимости от этого, дети и будут больше предпочитать то, что им нравится. Т.е., когда вы будете создавать список поощрений, увидите сразу, чему ребенок отдает предпочтение.
Илья - классический визуал, как и 60% населения. Поэтому много было тех поощрений, где ему надо было смотреть. Хотя остальные тоже присутствовали, но в меньшей мере.
Кинестетики больше любят физические игры, прикосновения, телесные поощрения.
Аудиалы - похвалу, песни, стихи...
Все аутики предпочитают поначалу много сенсорных поощрений. Но здесь есть один подводный камень. Нельзя давать как поощрение ребенку то, чем он может заниматься часами и на чем сильно зациклен. Мы так отсекли сразу пересыпание песка, например.

Теперь как работать. Вы составляете список поощрений. Потом постоянно он будет дополняться и расширяться. Не бойтесь включать и пробовать самые дурацкие и идиотские поощрения. Например, сделать вид, что едите ребенку ступни со страшным хрюканием.
Или издаете очень смешной звук. Или прячетесь в шкаф и оттуда вываливаетесь. Или ползете быстро на четвереньках, как-будто от кого-то убегаете. Или танцуете самый идиотский танец, который можно придумать. У меня список только таких идиотских поощрений - 100 штукулыбка

Все поощрения делятся на три группы.
Первые - самые простые, которые вы будете применять после каждого единичного правильного задания. Сюда относятся похвала, коллективные поощрения, пищевые, некоторые телесные...
Вторые - те, которые вы применяете в промежутках между блоками. Сюда почти все покрупнее из всех групп.
Третьи - через 30 минут - час занятия. Здесь большие игры, социальные, крупные деятельные...

Не бойтесь поначалу поощрять, но очень осторожны будьте с пищевыми, там нужна умеренность и аккуратность.
И поощрение должно идти один раз. Т.е., если вы решили подбросить ребенка три раза, то на этом и заканчиваем, на требования не ведемся. А, тем более, не пытаемся дополнить еще каким-то другим поощрением.
И ограничивайте поощрение по времени - оно не должно длиться намного дольше, чем задание или группа заданий перед ним.
И не забывайте уходить от пищевых постепенно. Наша цель - игровые, социальные и те, которые развивают ребенка.

Я расскажу один свежий случай. Говорит мне одна мама, что ее ребенок (не аутик, ближе к СДВГ) совсем не любит заниматься и никак не может запомнить названия цифр. А я знаю, что он любит, когда его тискают и щекочут. И вот я начинаю его щекотать, потом тут же показываю картинку с цифрами и спрашиваю, какая это цифра. Он с удовольствием отвечает мне до 5, потом начинает путаться. Я снова щекочу, он хохочет и я показываю картинку с цифрой шесть, говорю : "шесть", потом с рядом цифр и называю вместе с ним цифры по порядку, включая шестерку. Снова тискаю, валю его, щекочу. Снова показываю шестерку, он уже тут же ее называет. И даю ему попрыгать на диване, прежде чем перейти дальше...
Знаете, что забавно. Что мама посмотрела на нас, а потом сказала: "Ну разве это учеба? Это же он учит потому, что ему хочется, чтобы ты его пощекотала..."
Это чистый стереотип, что надо усадить ребенка, дать ему цифры и он должен почему-то с упоением их выучитьулыбка И вот АВА очень помогает от таких стереотипов избавиться
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 12:15


Как быть, если ребенок не воспринимает поощрение как именно поощрение- что он что-то хорошее сделал и за это получил условно говоря- пряник?
у нас вообще это поощрение не работает. Ребенок связывает поощрение с местом (здесь хорошо, зефир/конфету дают, фонтанчик включают. Тетя хорошая, конфетку дает в конце занятия). Но никогда не бывает такого, чтобы эти подкрепления закрепляли нужные действия. Ни разу не было.
Только если у ребенка была такая мотивация что-то сделать. И если мотивация отсутствует- ожидание получения/не получения конфеты никак не связано. То есть ему все равно. Ну или тетя плохая, почему-то не дает конфету :shuffle:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 12:32



В начале работы с поощрениями, когда важно установить связь "поведение-поощрение" , используются правила выдачи поощерения:
поощрение должно следовать в течение 3-х секунд после нужного поведения
то есть, моментально после того, как ребенок выдал нужную нам реакцию

материальное поощрение (вкусняшки, игрушки и тд) должны обязательно сопровождаться объяснением. за что они даются и похвалой словесной
Например, даешь конфету и говоришь - Молодец! Ты хорошо сел на стул.
Умничка! Ты хорошо слушаешь!
и тд.

ну и поощрения на начальном этапе должны идти за каждой нужной реакцией ребенка. Потом, когда нужное поведение закрепится , можно начинать переменный режим поощрения - хвалить не каждую реакцию, а каждую 3-ю, 5-ю и тд реакции
А сначала за каждый раз дается поощрение (и похвала), если используется вкусня, то лучше всего делить ее на маленькие кусочки, которые будут выдаваться по многу раз и не надоедят ребенку

Ну и поощрения должны быть актуальными для ребенка. Он должен это очень хотеть. Чтобы усилить силу поощрения, можно убрать его из жизни вообще и использовать только на занятие, ну или в ситуации, когда нужно ребенка поощрить

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 12:49


все так и делается, ребенок речь хорошо понимает, но почему-то явно не связывает эти события в кучу. А так -поощрять его можно много чем, не только вкусняшками.
Но все же он не понимает вот этого - "за что-то, что он сделал"
только с местом связывает (потом с удовольствием ходит, но всегда ждет развлечений, даже требует их).
Например, он любит музыкальную шкатулку на занятиях- да, могу дома подобные игрушки убрать, он будет на занятиях просить, но для него это вообще не связано "сложил пирамидку- получил шкатулку", у него это все как-то разобщенно.
Кстати, с просьбами давно нет проблем- он не только у меня и близких, но и у педагогов всегда попросит то, что ему нужно, чего хочет.
Но вот такой стереотип сложился- на занятия идет с радостью, педагогам рад, но думает, что это такое развлекательное место :-D где дают шкатулки, включают фонтанчик, прыгают на мяче или в песок играют. короче- у него это место для веселья и всяческого отдыха.
дома заниматься получается намного лучше- почему-то у меня он четко понимает, что я от него хочу. Поощрения только словесные.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 12:53


я рада, что ребенок хотя бы перестал орать и бояться педагогов- наоборот, очень быстро готов общаться и подружиться, но учебного навыка на занятиях не проявляет вообще. Падает, стоит на голове, в общем- развлекается, как может.
Дома я увожу его за руку, сажу на стул и 5 минут он точно может посидеть и что-то сделать (порисовать, сложить пирамидку или еще что-то, что уже умеет). Зато то, что он любит- презенташки, например, готов смотреть часами по вечерам. Усидчив при тех занятиях, что ему очень интересны.
А пирамидку соглашается собрать, но делает это быстро-быстро, двумя руками, невнимательно, лишь бы сделать и чтобы отстали.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 12:54


Ванильная фея - так может там педагоги просто не могут четко поставить задачу и обосновать выдачу развлекух?

если дома ребенок все четко понимает, значит он в принципе понимает, а там педагоги возможно неверно ставят перед ним задачи
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 13:05


ну или ребенок так воспринимает. Нет, все стараются, но пока вот так.
Раньше и мне трудно было- я не могла его усадить, такое было сопротивление :oh: а сейчас даже рад, сам идет, садится. Берет кисточку в руку (правда, обычно помогать приходится), макает в краску, пытается рисовать.
у педагогов это огромная редкость- чтобы что-то такое сделал.
О, такой странный у нас прикол, под влиянием стресса может отлично позаниматься :8-0: Один раз у дефектолога перед занятием- прыгнул резко и ударился об батарею, синячина на все лицо. Так проплакался, сел и сложил все. что ему педагог предложила :-D Тут я узнала, что он оказывается, это умеет делать.
Но не бить же ребенка специально :-D Вот что к чему, почему так? На следующее занятие уже не делал ничего , прыгал и веселился на полную катушку.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 13:07


Правда, дефектологи и логопеды от нас по-прежнему отказываются.
несколько занятий проведут- понимают, что усадить за стол немедленно и беспрекословно не получается- и отказываются :8-0: Даже усилий не прилагают.
уж простите, что я в этой теме пишу об этом :shuffle:
просто удивляюсь, как их так учат работать с аутичными детьми.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 13:13


Ванильная фея - точнее, что нет навыка сотрудничетсва с педагогом.
Сотрудничество - это первый самый навык, которому обучаются, без него смысла нет вообще заниматься чем-то. Если ребенок тебя не воспринимает и твои инструкции ему по барабану, то какие там занятия могут быть.
Сотрудничество сложно установить и еще сложнее его поддерживать долгое время.

а дефектолов наших не учат работать конкретно с аутичными детьми. Общие методы, которые изучаются, они конкретно нашим детям не подходят никак. А что-то другое пробовать - этож надо пробовать, изучать - лишний труд в общем, вот и предпочитают не связываться
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 13:22


Один из вариантов установления сотрудничества - это педагог- "праздник".
Когда выделяется время, приходит учитель и развлекает ребенка по полной, с учетом всех заинтересованностей ребенка - играет в его игры, приносит с собой чудо-чемодан с кучей интересных ребенку игр и выдает ему по одной, ничего не требует абсолютно, просто играет, хвалит, выдает поощрения просто так и создает атмосферу праздника

Так может долго продолжаться и в это время главное без инструкций обходиться, ничего не требовать, просто вместе с ребенком играть на одной волне. Чтобы ребенок тебя, педагога, ждал, пищал от одного твоего вида и не хотел отпускать

Когда это случится и ребенок будет рад просто с тобой находиться, можно пытаться включать простейшие инструкции, в игре, по одной и самой простенькой. например, играете с машинками, одна машинка далеко укатилась и ты невзначай просишь ребенка - "дай машинку" , и если надо помогаешь ему выполнить это
Все, обильно хвалишь, выдаешь вкусню, игры и потом час просто играешь

Если прокатило и ребь проглотил твою инструкцию - не отгородился, не сбежал, не начал отказываться - на следующий день можно попробовать чуть расширить инструкции

и таким долгим путем переходить уже конкретно к занятиям - за столом, допустим. а дальше уже работать с проблемами, которые могут возникнуть за столом
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 13:30


"Один из вариантов установления сотрудничества - это педагог- "праздник". "
вот это срабатывает у нас просто моментально - ребенок всегда за :-D
но- в сотрудничество на занятиях это не выливается.
Ребенок требует продолжения банкета- то есть развлечений, веселух, прыжков на мячах и прочего.
Он тут всегда рад и этот человек (педагог, няня, посторонний какой-то человек) - моментально становится другом :-D даже вспоминать будет и просить поехать к той тете/дяде :-D
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 13:33


мяч покидать, что-то еще простое- ребенок согласен, заниматься не будет нормально, вот этот переход от развлекух не случается
так и застреваем на стадии веселья
или нам времени надо больше для этого
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 13:33


Ванильная фея - это уже не проблема ребенка, а проблема педагога, который дальше не знает, как вывести такой шикарный контакт в сотрудничество
Это же просто супер!!! огромное поле для работы, когда ребенок легко включается в игру - это фантастика!!!!

Очень хочу с вами познакомиться, летом в Томск приедем - гульнем? :jump:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 14:15


Конечно, будем рады знакомству :-)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 14:19


Да, у нас недавно это появилось.
но самое плохое- что до сих пор встречаются педагоги, которые даже не видят, что ребенок контактен :-D
они почему-то ждут, что с первого занятия ребенок сядет за стол и полчаса будет молча заниматься, складывая пазлы (да еще говорят: " у меня все аутисты работают, никто не балуется")
причем ребенок рад педагогу, улыбается, что-то даже соглашается сделать, но быстро теряет интерес. Педагог делает вывод- "ребенок совсем неуправляемый, заниматься не может, контакт установить нельзя"
а ребенок рвется потом на эти занятия к этому педагогу- ему-то понравилось :8-0: и к тете привык.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
frenil
Заслуженный участник
****




Сообщения: 903
Зарегистрирован: 12-4-11
Пользователя нет на форуме

Настроение: Не отступай назад - сожми кулак и бей!

[*] размещено 24-4-13 в 16:01


да, в этом то и дело -(((
педагоги у нас нераскачиваемые пока

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-4-13 в 16:20


только молодые специалисты еще с энтузиазмом, пытаются работать гибче
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1    3  ..  7

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики