Страницы:
1
2
3 |
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Специалист, которому мы можем доверять
В форуме неоднократно в разных темах возникал вопрос, как
определить, правильно ли занимаются с ребенком, какие лекарства и методы можно
применять, а какие - опасно, и как же найти таких специалистов, которые смогут
ответить на эти вопросы и помочь ребенку. Кто-то сомневается, выполнять ли
рекомендации, кто-то не видит динамики, кто-то видит плюсы, но минусы перевешивают,
и т.д. Я предлагаю всем вместе описать, каким должен быть специалист, которому
можно доверять, или, другими словами, с которым родители вместе могут вести
ребенка. Потом попробуем подытожить, какие у нас получились критерии.
|
|
babushka_m
Участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 12-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
А можно еще дополнительно сформулировать, к кому лучше НЕ обращаться? От
противного как-то проще. А то мы придумаем идеальный образ, и где его потом искать?
Я бы не смогла общаться со специалистом, который сам все знает, а родители для него
- "неизбежное приложение" к ребенку, они должны только слепо выполнять
рекомендации. Про бабушек я вообще молчу - их обычно в расчет не берут. А зря! Мы
обычно помним, как развивались наши дети, и можем увидеть то, что родителям по
неопытности не видно.
|
|
мамаПоли
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Я предлагаю всем вместе описать, каким должен быть специалист, которому можно
доверять, или, другими словами, с которым родители вместе могут вести ребенка.
| Цитата: | Исходное сообщение от babushka_m
А можно еще дополнительно сформулировать, к кому лучше НЕ обращаться? От
противного как-то проще. |
Я тоже считаю, что "от противного" проще.
Вот моё мнение: не доверяю тем специалистам, которые безапеляционно-непререкаемы.
Не слушают родителей: "что вы мне рассказываете, я сам(а) все вижу. Мне лучше знать".
Не вступают в диалог, а выдают готовые рецепты.
Возможно, они и правда чудо-кудесники и все сразу и насквозь видят. Но доверия
такие консультации у меня лично не вызывают. Скорее наоборот...
\"Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.\" (Коко Шанель)
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
babushka_m, идеальный образ, конечно, найти трудно, но зато, если знаешь, к чему
стремиться и что искать, то больше шансов найти лучшее. И, конечно, больше
вероятность не напороться, если заранее знаешь, чего избегать.
|
|
Manko.Ola
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16-5-07
Откуда: Москва, СВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
Очень сложная задача.Как я поняла,большинство сидит каждый в своей скорлупке и
пытается найти своему детке специалистов с помощью агенства ОБС -одна бабка
сказала, или по сарафанномому радио ( пардон, конечно, технический прогресс у нас
на высоте )- по интернет-форумам полазить и информации набрать. По поводу хорошего
специалиста- большой волрос и очень сложный.НО ! Как мне сказала дефектолог, все
мамы нашего района жалуються ей на районного психиатора из ПНД.Вывод+свои личные
наблюдения-ну не одна я такая, мои ощущения правильны, детке надо искать хорошего
психиатора самой. А как я лично ( не будучи специалистом ) могу убедиться в
квалификации дефектолога, к которому я хожу ?
Мне нравится как она общается с ребенком и мной, хвалит мою активность, отвечает
на вопросы, дает литературу, у неё большой опыт-в т.ч. и детском доме.Мне это важно,
и ещё она человек верующий-мне это тоже важно.
Но могу ли я оценить её работу как работу специалиста ? Не зная критериев-вряд ли.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Manko.Ola
А как я лично ( не будучи специалистом ) могу убедиться в квалификации дефектолога,
к которому я хожу ?
Мне нравится как она общается с ребенком и мной, хвалит мою активность, отвечает
на вопросы, дает литературу, у неё большой опыт-в т.ч. и детском доме.Мне это важно,
и ещё она человек верующий-мне это тоже важно.
Но могу ли я оценить её работу как работу специалиста ? Не зная критериев-вряд ли.
|
В общем, пока у нас ясно виден один критерий: хороший контакт с мамой (и ребенком,
конечно). Не позиция всезнающего кудесника, выдающего готовые рецепты, а
нормальное равноправное общение.
Мне кажется, еще очень многое зависит от того, чего же хотят родители. Если хотят
таблетку или таких занятий, чтобы что-то делали с ребенком без их участия, - тогда и
этот критерий не работает. Только много ли будет толку от таких занятий?..
Так что рассматривать этот вопрос , видимо, надо, разбирая все возможные
родительские позиции.
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Мы вот, например, ходили к одному массажисту, результат потрясающий, за 5 сеансов
тааакой сдвиг в который врачи своим глазам не верили, а человек (этот массажист)
весьма странный, не общительный, ничего не объясняет, и постоянно ругает мамаш...
в общем никакого сотрудничества и контакта, а результат на лицо очень многим
помог...
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Лена23
Мы вот, например, ходили к одному массажисту, результат потрясающий, за 5 сеансов
тааакой сдвиг в который врачи своим глазам не верили, а человек (этот массажист)
весьма странный, не общительный, ничего не объясняет, и постоянно ругает мамаш...
в общем никакого сотрудничества и контакта, а результат на лицо очень многим
помог... |
Охотно верю. Но пример, по-моему, несколько не по теме: это же не тот человек,
который ВЕДЕТ ребенка, после одного сделанного шага продумывает следующий и
составляет программу дальнейшего развития. После вашего чудесного сдвига все
равно хорошо бы найти специалиста, который подскажет, как развивать ребенка
дальше. А этот, который мам ругает и ничего не объясняет, - тут вряд ли поможет...
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Со специалистом конечно сложнее, никто не спорит, что его надо найти а где и как? С
кем сталкивались, только говорили, что никакого толку от лечения не будет, и
надеятся ни на что не надо, ребенок неперспективный (в общем - руки опускаются).
Все кто "вел" ребенка так и ведет его наугад - не помогло это, давайте то попробуем -
а толку никакого.... (опыта потому что нету у "специалистов")
|
|
babushka_m
Участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 12-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Мне кажется, еще очень многое зависит от того, чего же хотят родители. Если хотят
таблетку или таких занятий, чтобы что-то делали с ребенком без их участия, - тогда и
этот критерий не работает. Только много ли будет толку от таких занятий?..
Так что рассматривать этот вопрос , видимо, надо, разбирая все возможные
родительские позиции. |
Какие бы ни были позиции родителей, хотят ли они понимать, что происходит с
ребенком, или хотят, как Вы говорите, "таблетку" - большинство хочет сделать для
ребенка все возможное. Ну вот представьте: пришла мама к специалисту, а он, как у
нас чаще всего бывает, рассказывает, как все плохо и ничего сделать нельзя (то
есть признается, на самом деле, в своей некомпетентности - что он ничего
предложить не может). Понятно, что мама пойдет к следующему, пока не найдет
кудесника, который скажет: "Я знаю, что делать!" Но как узнать, верить ему или не
надо? Если он, например, на непонятном профессиональном языке рассказывает о
своем методе, как нам понять, о чем это он?
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Мария_Дименштейн, спасибо за это обсуждение, очень полезно оказалось
самой подумать, и интересно почитать, что думают другие. Пока не получается
высказать что-то однозначное: если вспомнить свои контакты с разными
специалистами, то по-всякому бывало. А вообще, интересно было узнать Ваши мысли на
этот счёт.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Ola
Мария_Дименштейн, спасибо за это обсуждение, очень полезно оказалось
самой подумать, и интересно почитать, что думают другие. Пока не получается
высказать что-то однозначное: если вспомнить свои контакты с разными
специалистами, то по-всякому бывало. А вообще, интересно было узнать Ваши мысли на
этот счёт. |
Ну, я пока особенно никаких мыслей не излагала. Мне интересно, что напишут разные
люди, особенно родители, исходя из своего опыта. Наверное, и невозможно написать
на эту тему что-то однозначное, но мне кажется, что в любом случае и подумать, и
почитать, что думают другие, - небесполезно.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от babushka_m
Ну вот представьте: пришла мама к специалисту, а он, как у нас чаще всего бывает,
рассказывает, как все плохо и ничего сделать нельзя (то есть признается, на самом
деле, в своей некомпетентности - что он ничего предложить не может). Понятно, что
мама пойдет к следующему, пока не найдет кудесника, который скажет: "Я знаю, что
делать!" Но как узнать, верить ему или не надо? Если он, например, на непонятном
профессиональном языке рассказывает о своем методе, как нам понять, о чем это он?
|
Если специалист не пытается объяснить родителям на понятном им языке суть своего
подхода - мне кажется, это не очень-то хороший признак... Значит, он не видит в
родителях союзника и участника процесса, и скорее всего их не уважает. В уже
упоминавшейся мной книге "Обычные семьи, особые дети" есть замечательное
описание взаимоотношений специалиста и семьи, принятое в нашей культуре, оно
характеризуется понятием профессионального доминирования. Авторы пишут:
"Благодаря образованию и высокому положению в обществе специалистов, особенно
врачей, от них ожидается доминирующая роль при взаимодействии с пациентами и
семьями. Доминирование вообще включает в себя элементы покровительства и
контроля: специалист решает, «что лучше» для клиента, и предоставляет ему не
больше информации, чем необходимо для лечения. Родители, чьи представления
сформированы этим образом, могут смотреть на врачей и других специалистов с
уважением, даже с трепетом, и беспрекословно подчиняться их рекомендациям.
Однако, как мы покажем далее, в современном обществе такое беспрекословное
повиновение встречается все реже".
Дальше описывается, как в их (американском) обществе происходит постепенный
переход от такого стиля отношений к отношениям сотрудничества.
Вообще на эту нашу тему в книге оказалось написано очень много и интересно, может,
я потом приведу еще отрывки. Но пока надеюсь увидеть еще некоторое количество не
общих, а личных соображений и наблюдений.
|
|
Оля
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Попробую
Сначала попробую написать, каким специалист должен быть:
- смотреть в глаза
- общаться с Надюхой и вообще воспринимать ее как человека, а не как иллюстрацию к
медицинской энциклопедии (это я про врачей имею ввиду, педагогам подобное
несвойственно)
- отвечать на вопросы
- помнить, кто мы такие, не с первого раза, так хоть с третьего...
И каким не должен:
- хамить, выставлять за дверь и т.д.
- заниматься не своим делом (к примеру, когда я прихожу к тифлопедагогу, а она
ничего не посоветовав мне по своему профилю, рекомендует попить фенибут без
консультации врача. Рекомендовать обратиться к специалисту какому-нибудь сюда не
относится)
- лезть в личную жизнь (например, на каждом приеме допрашивать, когда я в последний
раз причащала ребенка и сама была на исповеди)
- и вообще религиозного фанатизма опасаюсь
- хаять всех остальных специалистов
- а заодно и все остальные методики
- нести бред, т.е. может с их точки зрения это и не бред, но если мне кажется, что это
бред, то общаться с таким специалистом не буду
- назначать всем одно и то же, вне зависимости от заболевания
- отсутствие противопоказаний тоже зачастую настораживает (если это не
рекомендация типа побольше общайтесь со своим ребенком)
- отсутствие обратной связи - какой бы не была реакция, это не имеет значения в
дальнейшей тактике
а вот обилие медицинской терминологии меня не смущает, хотя на мой взгляд, если
врач не может объяснить все человеческим языком, то он либо просто не хочет, либо
не понимает на самом деле, что же он делает.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
+1 !
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Оля, Вы очень точно многое подметили, спасибо за Ваше сообщение.
Буквально под каждым словом готова подписаться. Только не очень однозначно про
"назначать всем одно и то же...". У нас как-то было, давно, что частный доктор
(пожилая тётенька-педиатр, домой приезжала) назначила нашему ребенку что-то, потом
мы дали знакомым её телефон, и позже как-то случайно выяснилось, что им назначено
почти то же самое. Было очень не по себе, но оказалось, что и нам помогло и им
почему-то тоже. Видимо, здесь может быть какой-то неожиданный смысл. Но если доктор
всегда так действует - надо по крайней мере насторожиться и понаблюдать, наверное
8-0
Про медицинскую терминологию Вы пожалуй правы, чаще всего это показывает, что
доктор хочет скрыть свое недостаточное понимание. А в других случаях - наверное
да, не хочет перейти на понятный язык (и на самом деле ведь это не всегда просто
сделать, чтобы смысл не исказился). Но жизнь показала, что такой доктор не всегда
плох, вот только как с ним взаимодействовать, если это не один раз.
P.S. Да, я бы ещё уточнила пункт насчет "отсутствие противопоказаний...": мне
кажется, стоит его расширить, может быть сказать "настораживает отсутствие
ограничений" в применении метода. Это когда не рассуждается о том, что за
внешними и чувствуемыми проблемами и показателями есть не видимые явно
механизмы, которыми это вызвано. И метод, если он расчитан не на сиюминутную
видимость, должен же работать именно с этими механизмами. Мне всегда кажется
подозрительным, когда всех людей с определёнными проблемами призывают и
завлекают использовать именно такой-то метод, как будто именно только этот
чудесный метод наконец-то поможет каждому лучше всех других методов. Но тогда
пусть объяснят, как это достигается, что он с пользой воздействует на разные
механизмы нарушений, и пусть покажут, что при каждом индивидуальном наборе
"механизмов" он не повредит! А вот это очень редко встречается. Обычные
доказательства - это "заклинания" и приведение в пример тех, кому помогло.
|
|
Dana
Участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 12-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
По-моему, еще важно, чтобы специалист не зацикливался на отрицательном, а видел в
ребенке хорошее, тогда он сможет увидеть и положительные изменения.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Это так, но важно еще, чтобы специалист мог видеть и совсем небольшие изменения. Я
помню, в начале нашей работы это было для нас самым сложным. Например, ребенок
фиксирует внимание на игрушке уже не одну секунду, а две-три, и улыбка не
проскальзывает на мгновение, а появляется несколько раз в день, или голову держит
чуть-чуть дольше, - очень непросто было научиться это видеть и ценить. Сейчас это
кажется очевидным, но зато понятно, как это сложно другим, в том числе родителям. И
конечно, если родители видят положительные сдвиги, пусть и небольшие, а
специалист это отрицает - им сложно будет понять друг друга...
|
|
Марина
Участник
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 22-1-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Мне не нравится, когда со мной или ребенком общаются только как с клиентами,
хочется еще и человеческого общения. Но многие специалисты, даже очень хорошие,
считают, что должны держать дистанцию, поэтому не улыбаются, не спрашивают, как
наши дела, не интересуются нашими проблемами помимо болезни ребенка. Разве это
все не взаимосвязано?
|
|
НатальЯ
Участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 9-10-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Работаю с детьми-аутистами около 3-х лет как учитель-надомник. И часто слышу от
родителей именно такую жалобу на коллег: не выслушивают, не радуются вместе с
родителями, общение ограничивается только временем занятий... Для меня родители
моих учеников - одни из самых близких друзей. И все их дети - и мои дети тоже, из-за
которых плачешь по ночам, когда что-то не получается или теряется, с которыми
радуешься любому, самому маленькому шагу. К которым мчишься на любой конец города
в любую погоду... И о которых говоришь не иначе как МОИ дети. И я не представляю, как
можно по-другому. Эти дети прекрасно чувствуют, сколько им отдаёшь. И чем меньше
отдашь, тем меньше получишь. Результат у т ого, кто воспринимает детей и их семьи
только как рабочий материал ( как мне сказала одна опытная психиатр) будет либо
нулевым, либо отрицательным...
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от НатальЯ
Работаю с детьми-аутистами около 3-х лет как учитель-надомник. И часто слышу от
родителей именно такую жалобу на коллег: не выслушивают, не радуются вместе с
родителями, общение ограничивается только временем занятий... Для меня родители
моих учеников - одни из самых близких друзей. И все их дети - и мои дети тоже, из-за
которых плачешь по ночам, когда что-то не получается или теряется, с которыми
радуешься любому, самому маленькому шагу. К которым мчишься на любой конец города
в любую погоду... И о которых говоришь не иначе как МОИ дети. И я не представляю, как
можно по-другому. Эти дети прекрасно чувствуют, сколько им отдаёшь. И чем меньше
отдашь, тем меньше получишь. Результат у т ого, кто воспринимает детей и их семьи
только как рабочий материал ( как мне сказала одна опытная психиатр) будет либо
нулевым, либо отрицательным... |
Наталья, мы очень рады единомышленнику!
А в какой школе, если не секрет, Вы работаете? И как Вы занимаетесь с детьми - у них
дома или в школе?
Про надомное обучение мы, к сожалению, знаем не очень много хорошего - в основном
по рассказам родителей, которые, как правило, не в восторге от учителей - чаще
всего из-за их формального отношения. Поэтому особенно приятно узнать, что бывает
по-другому
|
|
Manko.Ola
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16-5-07
Откуда: Москва, СВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
"Результат у т ого, кто воспринимает детей и их семьи только как рабочий материал (
как мне сказала одна опытная психиатр) будет либо нулевым, либо отрицательным..."
Конечно, проще осудить врачей за это.Но возможно, они просто так защищаются от
профессионального выгорания , от того, что человек не может каждого больного
ребёнка пропустить через своё сердце-оно (сердце ) надорвется.
Конечно, к нашему счастью есть другие
специалисты-те, кто не боится впустить нас в своё сердце.Специалисты, которым мы
можем доверять !
|
|
НатальЯ
Участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 9-10-07
Пользователя нет на форуме
|
|
По-моему, если ты "выгораешь" - работа с такими детьми не совсем твоё дело. Пока
чужую боль не пропустишь через себя - её не поймёшь по-настоящему. А от срывов
спасает та ОГРОМНАЯ отдача, которая получашь от счастливых глаз родителей и
детей, которые, после долгих-долгих дней работы берут тебя за руку... Сейчас я
работаю частно (около полугода) - по двум причинам: стала аспирантом (диссертация
по проблемам детского аутизма) и потому что несколько разочаровалась в
учреждениях - к сожалению, многие из них не хотят работать со "сложными" детьми, и
родителям, после посещения нескольких занятий, отказывают в приёме, а, кроме того,
время на проведение занятий в учреждениях зачастую лимитировано (а я считаю, что
занятие может длиться и 20 мин. и 2 ч - в зависимости от состояния и настроения
ребёнка)... Рада, что это, судя по вашему форуму, не общая тенденция... Последнее
место работы - ГОУ ЦПМСС "Феникс" (логопед-дефектолог (проведение занятий и член
ПМПК)). Так что сейчас выезжаю на дом
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Manko.Ola
"Результат у т ого, кто воспринимает детей и их семьи только как рабочий материал (
как мне сказала одна опытная психиатр) будет либо нулевым, либо отрицательным..."
Конечно, проще осудить врачей за это.Но возможно, они просто так защищаются от
профессионального выгорания , от того, что человек не может каждого больного
ребёнка пропустить через своё сердце-оно (сердце ) надорвется.
|
Мы не осуждаем безразличных врачей, мы просто с грустью констатируем факты... А
факты таковы, что и в медицину, и в педагогику идет большое количество людей,
которые не любят и не понимают детей. Что их заставляет идти именно в эту область,
где заработки не чрезмерные, а работа нелегкая - для меня, например, это загадка В специальной педагогике - чу-уть лучше,
все-таки эту область выбирают не стереотипно, а делая более-менее осознанный
выбор, но и тут формальных специалистов хватает. Мне было бы ужасно интересно
поговорить, например, с каким-нибудь врачом из ПМПК, который неоднократно говорил
родителям вещи типа: "Ваш ребенок необучаемый, отдайте его в интернат". Что он
думает и чувствует при этом, есть ли у него свои дети, если бы у него родился
ребенок с нарушениями развития - что бы он сделал? Никому не приходилось с таким
персонажем беседовать?
|
|
мамаПоли
Модератор
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Мне было бы ужасно интересно поговорить, например, с каким-нибудь врачом из ПМПК,
который неоднократно говорил родителям вещи типа: "Ваш ребенок необучаемый,
отдайте его в интернат". Что он думает и чувствует при этом, есть ли у него свои
дети, если бы у него родился ребенок с нарушениями развития - что бы он сделал?
Никому не приходилось с таким персонажем беседовать? |
С ПМПК не приходилось. Я как-то раз говорила с женщиной врачом из Инс-та Педиатрии,
что на Ломоносовском. Молоденькая, наверно недавно из института. Она все
восхищалась, что вот - не отдаю я Полинку в интернат. Я и спросила, а родился бы у
Вас ребенок с проблемами, что тогда? И она без тени сомнения ответила - отдам в дом
ребенка, интернат. Я же, говорит, ПОНИМАЮ, что с ребенком...
\"Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.\" (Коко Шанель)
|
|
Страницы:
1
2
3 |
|