Страницы:
1
2
3
..
5 |
murashka
Участник
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26-3-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Упражнения для ДЦП-шек
Хочу пожелать новых успехов, потому что я убедилась на нашем примере, что усилия
не пропадают даром, моя Марья до двух лет вообще мало что умела. Даже к игрушкам ну
совсем не тянулась, только на звуки и голос реагировала. Зато после двух был
мощный скачок, и сейчас она по крайней мере уже стала немного понимать обращенную
речь, и появилась, появилась мотивация!!! Все теперь ручками щупает, хохочет...
|
|
Lesik
Участник
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 8-6-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от murashka
я убедилась на нашем примере, что усилия не пропадают даром, моя Марья до двух лет
вообще мало что умела. Даже к игрушкам ну совсем не тянулась, только на звуки и
голос реагировала. Зато после двух был мощный скачок, и сейчас она по крайней мере
уже стала немного понимать обращенную речь, и появилась, появилась мотивация!!!
Все теперь ручками щупает, хохочет... |
Всем привет!
murashka скажи, пожалуйста, скачок в развитии произошел на фоне чего? Дело в том, что к
врачам моего ребенка есть смысл возить только для того, чтобы сбить приступы. А
так они от него отказались. Вовику 3 года. У него ДЦП. Атонически - астатическая
форма. Парализованным не лежит. Довольно активный мальчик :))) Но отстает в
психическом развитии, хотя на голос , на игрушки, на музыку реагирует. Игрушки
берет только если над ним подвешиваешь, т.к. в основном лежит. В физическом - нет
равновесия. Из-за этого не сидит и не ходит. Может Вы чего подскажете?
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Всем привет!
murashka скажи, пожалуйста, скачок в развитии произошел на фоне чего? Дело в том, что к
врачам моего ребенка есть смысл возить только для того, чтобы сбить приступы. А
так они от него отказались. Вовику 3 года. У него ДЦП. Атонически - астатическая
форма. Парализованным не лежит. Довольно активный мальчик :))) Но отстает в
психическом развитии, хотя на голос , на игрушки, на музыку реагирует. Игрушки
берет только если над ним подвешиваешь, т.к. в основном лежит. В физическом - нет
равновесия. Из-за этого не сидит и не ходит. Может Вы чего подскажете?
|
Попробуйте сажать ребенка в надувной плавательный круг, в круге все дети сидят
потому как опираются спиной и ногами о стенки круга Круг должен быть не очень
большой, так чтобы ребенок сидел в нем "по-турецки"
еще можно класть ребенка на живот на такой круг, получается что ребенок опирается
подмышками и ногами (бедрами) а живот немного провисает получается вроде рыбки.
Моей Ане не очень нравилось и она пыталась сползти с круга (сначала безуспешно,
потом были результаты) выходит тренировка ползания.
|
|
Бестиа
Участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23-10-07
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
2 murashka
Все же хотелось бы тоже поподробнее узнать про упражнения.
2 Lesik
У нас такая же форма. Матюше 2,5 года. Ходим достаточно устойчиво, но пошли очень
поздно. До 9 месяцев не двигались вообще, т.е. не переворачивались, голову не
держали. А интеллектуально до сих пор не восстановились.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Посоветуйте еще какие-нибудь упражнения для укрепления спины и шеи. В надувном
круге сидим, а без него - у нас голова не держится, запрокидывается. Я в курсе, что
все проблемы начинаются сверху, с шейного отдела, но за нас ни один мануальщик не
возьмется - у дочки шунт.
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Хорошо для укрепления спины и шеи - ползание (скажите глупости т.к. ребенок не
может ползать? может быть...)
Сделайте ребенку горку, он будет с нее сползать, потом уменьшайте наклон горки что
б не было эфекта скатывания.
Положите реб. на живот а внизу горки включите музыку, огоньки мегающие красивые
яркие игрушки что б его заинтересовать, после того как сползет похвалите
поцелуйте и обратно наверх (но не сразу, что б не отбить охоту ползать, чуть
погодя)
Во время ползания позвоночник "на место" становится и укрепляются мышцы спины, а
еще развивается мозг.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Попробуем!
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
Посоветуйте еще какие-нибудь упражнения для укрепления спины и шеи. В надувном
круге сидим, а без него - у нас голова не держится, запрокидывается. Я в курсе, что
все проблемы начинаются сверху, с шейного отдела, но за нас ни один мануальщик не
возьмется - у дочки шунт. |
Вот и хорошо, что не возьмется!
Л.М.Зельдин считает, что мануальщиков надо обходить за километр и уж тем более
ребенка в руки не давать.
Достаточно многие из них проводят манипуляции без предупреждения просто во время
осмотра. При том, что к лечению ДЦП они не имеют ровно никакого отношения.
Про "укрепление спины и шеи" приведу подробное объяснение Леонида Михайловича:
Предлагаю для начала отказаться от употребления словосочетаний-обманок вроде
этих.
Практически никогда у детей не встречается такая задача. Мышечной силы
оказывается достаточно и у самого слабенького ребенка. За уникальными
исключениями, вроде тяжелой гидроцефалии, при которой бывает необходимо вначале
подрасти, а потом научиться держать голову.
Разобраться в том что нужно Вашему ребенку не просто и для начала настоятельно
советую учиться отделять реальность от фантазий вроде приведенной цитаты про
ползание. Легко, например,заметить, что для того чтобы ползти голову УЖЕ надо
уметь держать.
Заметим, что автоматическое, рефлекторное ползание не является желательным
занятием практически никогда, несмотря на громкое имя автора, его уже много
десятилетий упрямо пропагандирующего (Доман).
Продуктивно только построение условий, в которых ребенок справляется хоть
чуть-чуть с контролем положения головы.
Я обычно (обычно -- это не значит всегда. Достаточно часто встречаются дети,
которым нижеприведенное предложение по каким-либо причинам не подходит)
предлагаю положить ребенка на бок, вытянув вверх одноименную руку, а на нее
положив голову. Ноги при этом желательно пристроить в шаговом положении, может
быть с помощью подходящих подушек, или, если это не получается, согнуть отчасти во
всех суставах.
Теперь можно пробовать учиться перекатывать голову вперед-назад. Голова не мячик,
ребенок должен иметь мотив для перемещения головы (который Вам надо придумать).
Поначалу достаточно часто ребенок может не справляться и с этим движением, ему
надо помогать, но принимать участие в движении обычно детям удается, как только
они освоятся в этом новом положении.
Самое главное -- не перегружать ребенка, не доводить до переутомления в
выполнении этого упражнения, как и любого другого. Не бойтесь разок проверить,
сколько этим можно позаниматься, прежде чем ребенок потеряет интерес и станет
неуспешным, а потом занимайтесь примерно вполовину меньше, тогда будет динамика -
при условии, что у вас достанет терпения.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Попробовали упражнение. С трудом занимаем исходное положение. Поскольку поза
почему-то не нравится (скорее всего, из-за вытянутой вверх руки), появляется мотив
не только для перемещения головы, но и всего тела - изо всех сил вырывается,
разворачивается на живот. Перекатывать голову не получается. Будем пробовать еще.
В нашем местном центре считают, что ползать надо обязательно и надо учить ребенка
ползать чисто механически... И не поспоришь с авторитетами. Хотя знаю деток,
которые так и не смогли научиться ползать, однако учатся ходить. Моему ребенку для
ползания "не хватает" рук. То есть ногами она отталкивается почти нормально, а руки
остаются незадействованными. Хотя опора на руки появилась, и при опоре на руки
голову немного держит (недолго). Зато сколько удовольствия, когда она при
поддержке встает на ноги! Ножки напряженные, так и уходят в перекрест, стопы
выворачиваются, но ей так нравится! Можно ли ставить хоть на минуту-две? У нее
дисплазия ТБС и подвывихи.
По поводу мануальщиков - значит, хорошо, что не попали к ним, а то я все переживала.
Зато как-то побывали на приеме у остеопата. К его чести, он сразу от нас отказался,
сказал, что ничем нам помочь не может. Однако ребенка посмотрел - подержал в
ладонях голову. В ту же ночь у ребенка (первый и единственный раз!) случились
судороги. Ну как тут не свяжешь...
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
Попробовали упражнение. С трудом занимаем исходное положение. Поскольку поза
почему-то не нравится (скорее всего, из-за вытянутой вверх руки), появляется мотив
не только для перемещения головы, но и всего тела - изо всех сил вырывается,
разворачивается на живот. Перекатывать голову не получается. Будем пробовать еще.
В нашем местном центре считают, что ползать надо обязательно и надо учить ребенка
ползать чисто механически... И не поспоришь с авторитетами. Хотя знаю деток,
которые так и не смогли научиться ползать, однако учатся ходить. Моему ребенку для
ползания "не хватает" рук. То есть ногами она отталкивается почти нормально, а руки
остаются незадействованными. Хотя опора на руки появилась, и при опоре на руки
голову немного держит (недолго). Зато сколько удовольствия, когда она при
поддержке встает на ноги! Ножки напряженные, так и уходят в перекрест, стопы
выворачиваются, но ей так нравится! Можно ли ставить хоть на минуту-две? У нее
дисплазия ТБС и подвывихи.
|
Комментарии Л.М.Зельдина:
Освоение исходного положения - это тоже работа.
Понятие "освоение" довольно-таки непривычное, но нужное. Очень часто именно в
освоении ключ к успеху.
Это не значит, что надо упрямо класть ребенка на бок и там держать, пока он не
сдастся. Надо для начала заметить, что в ряде ситуаций легко удается создавать
элементы положения на боку, и постепенно набирать их все больше и больше.
Например, если держать ребенка в вертикальном положении и на десять градусов
отклонить в сторону, и все хорошо, то наверно это то, что надо. Аналогично с
положением на животе и на спине. Т.е. как всегда: действовать
ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ ДОСТУПНОГО, А НЕ ЖЕЛАЕМОГО.
Даже это, доступное, очень часто не освоено.
Надо учиться жить в новых положениях, находить в них достоинства и возможности,
тренироваться их выдерживать. И постепенно продвигаться вперед. Освоение
положения на боку может само по себе занять несколько месяцев. Но оно точно нужно.
Ползание, к сожалению, тоже, как и все остальное, не панацея и, хотя бы потому, что
само состоит из множества осваиваемых ДО НЕГО координаций, например торсионных
напряжений в корпусе. Без них никак не опереться на разносторонние руку и ногу. И
десятилетия мучительного ползания не помогают их освоить. Проверено.
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
Моему ребенку для ползания "не хватает" рук. То есть ногами она отталкивается
почти нормально, а руки остаются незадействованными. Хотя опора на руки
появилась, и при опоре на руки голову немного держит (недолго). Зато сколько
удовольствия, когда она при поддержке встает на ноги! Ножки напряженные, так и
уходят в перекрест, стопы выворачиваются, но ей так нравится! Можно ли ставить
хоть на минуту-две? У нее дисплазия ТБС и подвывихи.
|
Надо очень настойчиво, но аккуратно, внимательно и с умом тренировать опору.
ГЛАВНЫЙ ВРАГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ -- ПЕРЕГРУЗКА.
Ребенок должен быть абсолютно успешным в таких занятиях, хотя это не значит, что
он не должен знать, что будет, если внезапно согнуть руки, хотя, надеюсь понятно,
что он не должнен при этом упасть и удариться.
Наберите комплект занятий на формирование опоры и ее развитие.
Про то, можно ли ставить - очень большой вопрос.
1. Ребенок испытывает естественную тягу к вертикализации. Это важнейший элемент
социализации. Поэтому искать способы вертикализировать нужно.
2. Есть исследования физиологов, которые говорят, что от отсутствия
вертикализации могут возникать неправильности в развитии внутренних органов.
Хотя тема модная и похоже что не без перебора.
Очень все зависит от конкретики и без наблюдающего ортопеда надо быть очень
осторожным.
3. Но. Вертикальное положение только выглядит статичным. В теле идет постоянная
работа по его обеспечению. У не готового к вертикализации ребенка просто нет
зачастую очень многих необходимых для поддержания вертикального положения
реакций. В разных случаях разных. Преждевременная, избыточная или просто
неправильная вертикализация приводит к формированию зачастую очень
патологических форм поведения, из которых выбираться потом очень сложно.
Поэтому мы обычно (еще раз оговорюсь что это значит довольно часто, но не всем и не
всегда), предлагаем:
1. Поспешать медленно. Делать все необходимое, но не форсировать события.
Помнить, что самое сложное -- это контрактуры и деформации скелета, которые
образуются гораздо быстрее, чем можно думать, при неправильных занятиях, которыми
легко становятся любые, стоит только захотеть все и сразу.
Так что в вашем случае, если и ставить, то точно в туторах. Которые должны быть
индивидуально изготовлены. И стопы в них должны быть в правильном положении. (К
сожалению сделать их стало очень не просто уже потому, что для их изготовления
нужна одновременно не одна, а минимум две пары умелых рук). Потому что никто вам
стопы не "ввернет" обратно.
2. Набирать элементы вертикализации, которые в частности состоят из все
усложняющихся балансов. Например лежа на боку или стоя на четвереньках.
3. Набирать опору на ноги начиная из положения лежа. Уже здесь может формироваться
очень большой список нужных для стояния и ходьбы талантов.
Стараться осваивать (с разрешения ортопеда в вашем случае) опору на согнутые
ноги, вначале лежа на спине, потом стоя на коленях, например бодаясь с мамой, потом
в положении на корточках, конечно с поддержкой. Оно может быть никогда не станет
самостоятельно доступным, но, хотя, как и никогда не ползавших, Вы можете найти
множество вроде вполне здоровых людей, которые на корточках сидеть не умеют, это
положение для вас интересно тем, что в нем ноги не превращаются в палочки, не
запускаются грубые рефлексы, которые вроде и опираться на ноги дают, но что с
такой опорой делать непонятно. Возможности ее использования сильно ограничены, а
при этом рефлексы эти сильно мешают формированию эффективных координаций и
вызывают малозаметный для родителей из-за его плавности, но достаточно быстрый
процесс деформирования.
Так что учитесь обходить подобные реакции.
Это не просто, но вполне возможно. Главное держать в голове идею, что из плохого
хорошее не получается. Сформировать эффективные движения вы можете только из
того, что у Вашей девочки получается хорошо.
Этого может оказаться пугающе мало, но именно из имеющихся возможностей
образуются новые, никак иначе. И образуются зачастую удивительно быстро, только
для этого надо создавать соответствующие условия.
Цитата: |
По поводу мануальщиков - значит, хорошо, что не попали к ним, а то я все переживала.
Зато как-то побывали на приеме у остеопата. К его чести, он сразу от нас отказался,
сказал, что ничем нам помочь не может. Однако ребенка посмотрел - подержал в
ладонях голову. В ту же ночь у ребенка (первый и единственный раз!) случились
судороги. Ну как тут не свяжешь... |
Трогать -- не давать. Это не пожелание -- это вывод из накопленного печального
опыта.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо. Информация новая, будем думать. К сожалению, в разных городах - разные
школы.
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Заметим, что автоматическое, рефлекторное ползание не является желательным
занятием практически никогда, несмотря на громкое имя автора, его уже много
десятилетий упрямо пропагандирующего (Доман).
А почему ползать то нельзя? непонятно что-то , вроде это хороший способ
передвижения, и интерес ребенок развивает и мышцы работают?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Лена23
А почему ползать то нельзя? непонятно что-то , вроде это хороший способ
передвижения, и интерес ребенок развивает и мышцы работают? |
Ползать - конечно, можно, но сначала надо этому научиться. Сползание - это все-таки
не ползание, это что-то, происходящее с ребенком помимо его воли, и
воспользоваться самостоятельно теми движениями, которые у него непроизвольно
получатся, ребенок не сможет.
Л.Зельдин мне прислал много про ползание, вот еще пояснение:
Мы вовсе не против ползания, даже очень за, но без ажиотажа. Каждому овощу -- свой
фрукт :)
Ползание никоим образом не решает всех проблем, являясь очень важным, но лишь
одним из многих навыков. При этом само ползание требует довольно много навыков,
КОТОРЫЕ ОСВАИВАЮТСЯ ТОЛЬКО ВНЕ ПОЛЗАНИЯ.
Важнейшие его роли:
1. Согласование координаций плечевого, тазового пояса, корпуса и шеи.
2. Этапная наработка балансов на пути к вертикализации.
3. Первичное прошагивание пространства, очень нужное для правильного его
восприятия.
4. Положение на четвереньках и соседние с ним -- важнейшие переходные положение
между стоянием и партером. (Человек может спокойно ходить, только если он может
спокойно упасть).
5. В процессе освоения ползания можно решить множество различных терапевтических
задач.
Так что стараться его освоить надо, но как и все, с умом.
|
|
Лена23
Участник
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 27-8-07
Откуда: Воронеж
Пользователя нет на форуме
|
|
Но ведь сползание с горки облегчает ребенку задачу? (не скатывание а сползание ,
хоть и с меньшими затратами энергии но все таки приводящее к какому то результату)
А как же тоглда научитьребенка ползать если у него сначала не хватает сил, а потом
он уже не видит смысла в своих попытках ни кчему не приводящих и перестает
пробовать?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Лена23
Но ведь сползание с горки облегчает ребенку задачу? (не скатывание а сползание ,
хоть и с меньшими затратами энергии но все таки приводящее к какому то результату)
А как же тоглда научитьребенка ползать если у него сначала не хватает сил, а потом
он уже не видит смысла в своих попытках ни кчему не приводящих и перестает
пробовать? |
Л.Зельдин:
Это некоторая иллюзия.
Я по этому поводу настоятельно рекомендую все очень внимательно пробовать на
себе. Внимательно, потому, что не так то просто сопоставить возможности здорового
взрослого и не здорового ребенка.
Так вот, легко заметить, что детям почти всегда не хватает для ползания:
1) опорной функции рук,
2) разгибательного напряжения в грудном отделе, необходимого для удержания
головы,
3) умения переносить вес с руки на руку, что требует согласованного с руками и
разгибанием торсионного напряжения.
Есть обычно и еще N проблем.
Все эти сложности, легко заметить, УВЕЛИЧИВАЮТСЯ при сползании с горки.
Поэтому нужно анализировать проблемы конкретного ребенка и выстраивать
последовательную программу абилитации.
Никаких других способов нет.
Добавлю от себя (МД):
Любое действие не поддается научению сразу: надо разбить его на маленькие шаги,
каждый из которых потенциально доступен ребенку в настоящий момент, и работать
над ними, а не над целым процессом (в данном случае - ползанием) сразу. Сразу такие
вещи не получаются, и как раз от таких наскоков чаще всего ребенок перестает
пробовать. Повторю важный принцип: Действовать только в пределах доступного, а не
желаемого.
Я, кстати, пробовала сама лечь на слегка наклоненную горку и "отключила" руки и
умение поднимать голову. Удовольствие ниже среднего! Такие вещи действительно
помогают проникнуться хоть немного ощущениями ребенка.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
К вопросу выстраивания правильной программы абилитации. Знаете, как-то явилась я
свидетелем разговора специалиста по ЛФК с мамой девочки лет 7 с ДЦП. Мама
спрашивала, что делать, не получается с ходьбой. Спец. ответил: а как у нее
получится? Вон у нее какой перекрест, сначала надо ноги разводить. Идите и
разводите ребенку ноги. И пошла бедная мама "разводить ребенку ноги".
Это преамбула. Просто очень не хочется оказаться на месте этой мамы. Я в свое время
тоже сделала попытку выстроить правильную программу действий и спросила: с чего
начать? Мне посоветовали "убрать спастику". Стала убирать спастику: делала ребенку
расслабляющие покачивания на мяче, занятия в ванне, массаж... Спастика - такая дама,
которая уходит ненадолго и всегда возвращается. Похоже, много времени ушло не на
то.
И в общем-то в столь преклонном возрасте (4 года 4 мес.) мы все еще только НАЧИНАЕМ.
Так все долго и медленно! Недавно появилась опора на руки. Лежа на животе,
поднимает верхнюю часть. Осваиваем исходное положение на боку. Понимаю, что
заочно, не видя ребенка, невозможно "расписать" занятия. Но хотя бы ориентировочно:
в каком направлении работать? На какие движения можно разбить вставание на колени
из положения лежа на животе?
Честно говоря, что-то паникую, тороплюсь, хоть Л.М. и считает, что торопиться как
раз не надо, наш ДЦП никуда не денется (правда, это о гиперкинезах было сказано)...
И еще: действовать в пределах доступного, т.е. того, что ребенок может сам? Это
близко к нулю.
И как же известный принцип: не жалеть? Будешь жалеть - ничего не получится.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Ответы Л.Зельдина:
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
К вопросу выстраивания правильной программы абилитации. Знаете, как-то явилась я
свидетелем разговора специалиста по ЛФК с мамой девочки лет 7 с ДЦП. Мама
спрашивала, что делать, не получается с ходьбой. Спец. ответил: а как у нее
получится? Вон у нее какой перекрест, сначала надо ноги разводить. Идите и
разводите ребенку ноги. И пошла бедная мама "разводить ребенку ноги".
|
Я предлагаю понятие фронт развития. Это не очень просто определяемая категория,
но, если не напрягаться, сводимая к обзору имеющихся способностей ребенка, из
которых можно выстроить новые.
Их всегда очень много. И тех и других. В разных фазах освоения. С различными
препятствиями и ограничениями. Поэтому не бывает одной задачи, хотя бывают
центральные, даже ключевые. но и они решаются одновременно множеством способов.
В некоторые моменты кажется, что невозможно делать одновременно все, что надо, но,
довольно быстро обнаруживается, что даже немного освоенное можно соединить в
занятии с другим упражнением, с третьим, что вместе они осваиваются только лучше и
быстрее.
Цитата: |
Я в свое время тоже сделала попытку выстроить правильную программу действий и
спросила: с чего начать? Мне посоветовали "убрать спастику". Стала убирать
спастику: делала ребенку расслабляющие покачивания на мяче, занятия в ванне,
массаж... Спастика - такая дама, которая уходит ненадолго и всегда возвращается.
Похоже, много времени ушло не на то.
|
Первично неверная или неправильно понятая установка.
Исключительно редко спастика -- самостоятельная проблема.
Как правило спастика -- компенсаторное замещение отсутствующей или слабой
функции. Поэтому в покое у не совсем затерроризированного ребенка она пропадает.
За функциональной ненадобностью.
Основные инструменты преодоления спастики поэтому крайне просты: не надо
предъявлять ребенку невыполнимых для него требований и надо, создав условия для
ухода спастики и конечно помогая ей подвинуться, выстраивать, выращивать
отсутствующие или слабые функции. Помня при этом, что заранее трудно угадать, где
предел возможного, но он есть.
Цитата: | Похоже, много времени ушло не на то.
И в общем-то в столь преклонном возрасте (4 года 4 мес.) мы все еще только НАЧИНАЕМ.
Так все долго и медленно! Недавно появилась опора на руки. Лежа на животе,
поднимает верхнюю часть. Осваиваем исходное положение на боку. |
У ребенка в каждом новом возрасте появляются новые возможности для развития, хотя
конечно пропадают некоторые старые. Понятно, что надо все вчера, но пока я не
сталкивался на практике с замедлением темпа прогресса у ДЦПят с возрастом. Хотя
это очень распространенное мнение.
Цитата: | Похоже, много времени ушло не на то.
И в общем-то в столь преклонном возрасте (4 года 4 мес.) мы все еще только НАЧИНАЕМ.
Так все долго и медленно! Недавно появилась опора на руки. Лежа на животе,
поднимает верхнюю часть. Осваиваем исходное положение на боку. |
Я всегда предлагаю для начала оценивать возможность принятия позы. По рефлексам и
суставам. Отстроить не позу, но аналогичное по "топологии" (нет подходящего
термина) положение и освоить, в данном случае их несколько.
Это положение на спине с прижатыми к животу ногами и активными руками. Обычно
пытаешься построить игры с высоким подтягиванием ног и толканием ими себя
любимого с акцентом именно на подтягивание. Собственными руками, телом, создавая
нагрузку или уменьшая если надо. Создав, если надо, упор в плечи. Когда упор ногами
оказывается сильным, то надо с подушкой под головой. С контролем взгляда, не
допуская его забрасывания.
С активными руками. Бывает множество проблем из-за соответствующих синергий.
Цитата: | Честно говоря, что-то паникую, тороплюсь, хоть Л.М. и считает, что торопиться как
раз не надо, наш ДЦП никуда не денется (правда, это о гиперкинезах было
сказано)...
И еще: действовать в пределах доступного, т.е. того, что ребенок может сам?
Это близко к нулю. |
Ваш ребенок точно ничего не может кроме того что может. И не только Ваш. Если
присмотреться к окружающим, так ведь окажется, что вообще никто ну совсем ничего
не может кроме того, что может. И ничего с этим не поделаешь. Закон природы такой.
Только в разных условиях он может разное. И самое маленькое действие уже при
ближайшем рассмотрении чрезвычайно сложно и таит в себе массу возможностей
продвижения.
Достаточно часто приходится начинать с упорной борьбы за появление возможности
движения. И долго этим заниматься. И рефлексы бывают очень жесткие и парезы
глубокие, много всякого бывает. Но все это не причины для уныния, хотя конечно
прекрасные предлоги.
Цитата: | И как же известный принцип: не жалеть? Будешь жалеть - ничего не получится.
|
Точно совершенно.
Если себя жалеть, точно ничего не получится.
А дети совершенно не нуждаются в том, чтобы их жалели.
Ребенок нуждается только в том, чтобы к нему относились как к
человеку.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо за подробный ответ, было важно его услышать.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Перечитала в теме "ДЦПшки и их проблемы" про ручки. Столь же интересно, сколь и
сложно.
Если можно, продолжу тему здесь.
Мы не умеем брать руками. При выраженном желании взять - мгновенная спастика - руки
в кулаки, прижаты к плечам. (Поиск позы без спастики ничего не дал). Вот только что
Наташа была расслаблена. Но появляется в поле зрения нечто, что хочется взять - и
все! Раньше я, оказывается, делала ошибку, говоря:"Возьми!", сейчас никаких команд,
желание взять и так возникает. Но результат получается обратный.
Затем. Если ей дать время, можно дождаться следующего: пальцы складываются
(почему-то) пинцетом (указательный и большой), потом рука описывает немыслимую
окружность, сбивая попутно мамины очки, и попадает ТОЧНО В ЦЕЛЬ!. При этом Наташа,
запрокинув голову, смотрит в потолок.
Ни один врач ни разу не говорил о гиперкинезах. (Впрочем, это ничего не значит).
Надо ли корректировать движения: где-то придерживать, направлять?
|
|
Оля
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
При выраженном желании взять - мгновенная спастика - руки в кулаки, прижаты к
плечам. |
Во-во, у нас тоже! Только что-то хочется - так сразу тонус... Хоть в каком положении.
Нам много чего советовали, и Леонид Михайлович в том числе, только я уже не помню,
кто что, так что что осталось. Проблема в том, что Надюха плохо чувствует себя в
пространстве и что будет, если что-то сделать, когда маленький ребенок двигается
по разному, то набирается база из разных ощущений, положений, поз, а у нее этого
нет, она вообще мало двигается непроизвольно в общем-то. И надо это восполнять,
всякие тактильные ощущения - душ, глина, рыться в манке, гречке, фасоли, кофе и т.д.,
ногами тоже можно. Принимать разные положения, двигать пассивно руками-ногами,
обыгрывая это всяко, повеселее, к примеру, спрятать ногу и искать, или шадеть на
нее носок с рожей и это будет бабушка, которая будет что-нибудь говорить приходить
и уходить, в общем, всяко. И еще ощупывать Надюхиными руками ее саму - вот это вот,
по-моему, больше всего пошло. И разные поверхности - всей ладошкой, а не пальцами ив
разные стороны водя, а моя при этом или сверху или снизу под поверхностью, если
это тряпочка, к примеру. Это вот тоже здорово выходит. А еще, что управлять руками
нужно учиться от плеча, это реакция выкидывания рук при падении из положения сидя
вперед или отталкивание от приближающегося предмета. мы вот последнее
обыгрывали, я Надюхиной рукой и она вправду стала руки выкидывать при падении,
буквально недавно, на каникулах. А еще про голову было, без головы-то тоже с
движениями трудно. У нас лучше всего получилось с ложкой, при кормлении немного
ложку я мимо рта проносила, а Надюхе приходилось поворачивать - и вправду
научилась (и придумывать ничего не надо), еще было прослеживание, но у нас из-за
зрения это не пошло.
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Кое-что из этого мы делаем, кое-что нет, возьмем на вооружение. Вы думаете, чем
больше разных ощущений - тем меньше поводов для спастики?
|
|
Оля
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от мамаНаташи
Вы думаете, чем больше разных ощущений - тем меньше поводов для спастики?
| Я-то? Нет, не думаю. Думаю, что все эти тактильные ощущения
помогают себя почувствовать, тем более Надюхе без зрения это сложнее. Как вам - не
могу сказать, Наташа-то видит себя, наверное, это как-то должно влиять. А много я их
написала, потому что мы долго уже с этим возимся. А не потому что все одновременно
и делаем. Я вообще наоборот думаю, что не надо напихивать как можно больше
ощущений, лучше немного недоборщить, чем переборщить и вообще заниматься лучше
прекращать немного раньше, чем это ребенку надоест. И не переходить от одного
занятия сразу к другому, а с перерывами (хотя мне как-то советовали и наоборот, за
час каждые 10 минут менять занятие, но мы не выдерживаем). И вообще помимо занятий
должна быть просто жизнь. А может это во мне просто лень природная говорит :)
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Оля
И вообще помимо занятий должна быть просто жизнь. |
Я теперь думаю, как бы эти занятия сделать естественной частью "просто жизни".
Чтобы не было разграничения: вот сейчас мы просто возимся, а потом БУДЕМ
ЗАНИМАТЬСЯ...
|
|
Оля
Активный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Нашла обсуждение про ползание, наконец! Поделюсь нашим опытом. Мне тоже одно время
все просто в один голос советовали с ребенком ползать. Подхватывать под грудь и
вместе с ним ползти на трех конечностях. Как можно больше. И я честно ползала так.
Полгода, наверное, если не больше. Толку не было никакого, а теперь вот думаю, не
было ли еще вреда. Поскольку голову Надя тогда вообще не держала, то видимо все
усилия у нее уходили, чтобы ее как-то удерживать, до такой степени, что даже руки у
нее напрягались и вытягивались назад, за спину. О какой уж тут опоре можно
говорить. В общем, неизвестно что тренировали, но явно не ползание...
|
|
мамаНаташи
Активный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Похожая симптоматика у наших деток. Мы тоже при ползании руки назад за спину
уводим, до сих пор. Хотя опору на руки - при каждом удобном случае, и вроде есть она,
опора... Суть в том, чтобы руки уметь вперед переставлять, а плечо зажато. Много
таких нюансов, когда моих родительских мозгов не хватает понять, над чем
работать.
Сейчас в Семинаре выкладываются тексты Л.М. по нашей теме.
|
|
Страницы:
1
2
3
..
5 |
|