elenazab
Юрист - консультант
Сообщения: 543
Зарегистрирован: 8-10-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Во-первых, следует сказать о том, что вопрос о сопровождающем для детей с
особенностями развития в процессе получения ими образования на практике только
поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно практически
добиться такой услуги. Однако, наша позиция неизменна: чиновники думают, что если
не просят – значит и не надо, следовательно, надо заявлять о своих потребностях и
отстаивать свои права.
Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе
(или только на период адаптации) должна быть включена в ИПР ребенка. Думаю, что
данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении
ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе, прежде всего, будет полагаться на мнение
ПМПК. В настоящее время трудно представить, что ПМПК или бюро МСЭ спокойно
вписывает в свои заключения услуги по сопровождению, но бороться за это
необходимо. Требовать услуги сопровождающего по своей собственной инициативе
достаточно сложно, т.к. велика доля субъективизма. Как и в других случаях
желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных
специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период
адаптации) ребенок нуждается в помощнике. При этом хорошо бы, чтобы было описано, в
чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность
ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное
учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего
заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для
определения порядка финансирования услуг).
Надо пробовать разговаривать с администрацией образовательного учреждения о
такой рекомендации. Причем разговор должен основываться на следующих мотивах:
школа по каким-то причинам считает, что в классе ребенку тяжело в плане поведения,
что учитель не может отвлекаться на ребенка постоянно, т.е. учитель не может в
одиночку помогать ребенку в классе, т.е. ребенку требуется помощь персонального
сопровождающего (это мотивы для разговора, если у ребенка эмоционально-волевые
проблемы). Совершенно иные мотивы, если у ребенка проблемы иного характера.
Законодательство предоставляет возможность создания специальных условий при
получении образования, значит надо ее использовать. Для этого необходима
рекомендация образовательного учреждения для внесения такой услуги в ИПР.
Далее говорим о том, каким образом государство может обеспечить ребенку
сопровождение в процессе обучения. В настоящее время мы можем требовать услуги
по сопровождению либо у образовательного учреждения или в соответствии с
законодательством в сфере социального обслуживания населения. Конечно, разговор,
и прежде всего, результативный разговор может получиться, если директор школы
поймет, что он в решении этого вопроса может оказать содействие ребенку,
родителям (и поймет каким путем), а не получит кучу проблем.
Если мы просим помощника у образовательного учреждения, то в этом случае
образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих
возможностей, или обращается к учредителю за решением вопроса. Ведь помощник не
обязательно должен быть персональным, это может быть помощник (например,
социальный педагог) на всю группу класса. Надо иметь в виду, что в настоящее время
в Мосгордуме находится проект Закона г. Москвы «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который прямо предусматривает
право лица с ограниченными возможностями здоровья пользоваться услугами
помощника во время проведения образовательного процесса.
При решении рассматриваемого вопроса опираться необходимо на следующие
нормативные акты:
в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с
ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и
(или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов;
в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов»
государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего
(полного) общего образования, начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Одним из принципов политики города Москвы в области образования в соответствии
со ст. 3 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» является признание
права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и
подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с
наследственными и иными причинами. В соответствии со ст. 9 указанного Закона
несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие
отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение
образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых
соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих
лиц. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными
возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической,
медицинской и социальной помощи в государственных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» органы
государственной власти города Москвы обеспечивают равные возможности получения
общего образования в соответствии с требованиями государственных
образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с
ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с
девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для
которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование.
При применении законодательства о социальном обслуживании населения обращаемся
в управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении
услуг по сопровождению: в какое учреждение социального обслуживания необходимо
обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социально обслуживание в
государственной системе социальных служб по основным видам, определенным
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в РФ», в порядке и на условиях, которые устанавливаются
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст,
устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных
услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, семьям,
имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими
возможностями.
Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» независимо от их
ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих
Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют
учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны
выполнять требования указанного стандарта.
Пункт 4.1.2.3. указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем
составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома,
предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне
дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в
культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания семьи обязано предоставить
семье с ребенком с ограниченными возможностями, в том числе, и услуги помощника в
школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные
власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в
соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в
управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Если родитель готов самостоятельно сопровождать ребенка (хотя по мнению
специалистов это не лучший вариант), то надо поговорить с директором, ссылаясь на
все сказанное выше, и оставить ему письменное заявление с просьбой разрешить
сопровождать ребенка во время его обучения в групповой форме в классе (в
заявлении опять же ссылаться на нормы права, указанные выше).
Если разговоры о сопровождающем зашли в тупик и не находим поддержки у
администрации учебного заведения, то обращайтесь к нам. Пионерам всегда трудно.
|
|
oksanka
Заслуженный участник
Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
а есть ли право у школы рекомендовать (или требовать) сопровождения ребенка?
|
|
oksanka
Заслуженный участник
Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме
|
|
моё личное мнение насчет неохотного введения сопровождения со стороны школ я
написала здесь
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=645&page=5
а меня сейчас интересует юридическая сторона вопроса...
ведь по идее мама того мальчика с плохим поведением могла бы и отказаться... и
что????? отчислить ребенка - фигушки это очень
сложно, если делать всё по закону....
|
|
mamaZ
Активный участник
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 17-4-08
Откуда: ХМАО-Югра
Пользователя нет на форуме
Настроение: Работа помогает!
|
|
А кто имеет право стать тьютером? Обязательно мама? Или психолог? Можно, просто
родственник?
|
|
elenazab
Юрист - консультант
Сообщения: 543
Зарегистрирован: 8-10-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Специалисты школы могут дать заключение или письменную
рекомендацию о необходимости сопровождающего. Следующий вопрос - куда с этой
рекомендацией идти.
|
|
invite
Участник
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 19-4-11
Пользователя нет на форуме
|
|
Выживают на надомное, мотивируя, что ребенок не справляется с усвоением
материала. Был проведен экзамен с фото и видеофиксацией, который показал довольно
высокий интеллект и ребенок со стандартной контрольной справлялся в считанные
минуты. Какую , простите, программу он не усваивает?
Реально ребенок эмоционально-волевой, поведенческий, не агрессивный, но
негативист (выход из аутизма, такая стадия говорят). Им тяжело, нам тяжело.
Сопровождаю ребенка, по доброй воле, в школе уже 3месяца. Учительница начала
возражать, что ей некомфортно. Подскажите, пожалуйста, как правильно, какими
законами их угомонить?!
|
|
anna_юрист
Активный участник
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 6-5-14
Пользователя нет на форуме
|
|
invite,
согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона "Об образовании в РФ" для обучающихся,
осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном
лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых
проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные
мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации,
может быть также организовано образовательными организациями на дому или в
медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в
медицинской организации являются заключение медицинской организации и в
письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Соответственно, в Вашем случае Вы можете указать, что во-первых, у ребенка не
имеется медицинских показаний для обучения на дому, а во-вторых, организация
(школа в данном случае) создает условия для обучения на дому на основании
письменного обращения родителей, то есть Вашего, а Вы данное согласие давать не
намерены. Поэтому оснований для обучения ребенка на дому нет.
|
|
invite
Участник
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 19-4-11
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо ОГРОМНОЕ ЗА ОТВЕТ!
три месяца я ходила и помогала своему ребенку в школе (1-ый класс коррекционной
школы). Стоял вопрос о надомном - мы отказались. Сегодня в школе была комиссия,
которая хотела уже с завтрашнего дня запретить мне присутствовать на уроках и
сопровождать ребенка. Выбила еще немного времени до 25 февраля.
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! Разъясните как правильно поступить? Какое право мы имеем и
на что? То что ребенок не справится самостоятельно в ЭТОМ классе (дети там очень
тяжелые как на подбор собрались!) - это 100%. Оговорились что-то об их действиях,
когда ребенок выдат аффективное поведение - будет зафиксировано, вызовут скорую и
так далее по ЭТАПУ... Как помочь ребенку у которого интеллект сохранен - западает
эмоционально-волевая составляющая (поведенческий).
П.С. Должна заметить, что не школьный психолог нас поддреживает и считает, что мы
все правильно делаем. И налицо определенные положительные результаты, но ребенок
еще не готов оставаться один! Такое чувство, что они хотят снять с себя
ответственность и при этом еще получиь дополнительное финансирование, ничего не
делая и не прилагая определенных усилий. Если бы они сечас не ставили палки в
колеса и прислушались к нам, дали еще немного времени, чтобы можно было постепенно
вывести ребенка на самостоятельное обучение в классе, все бы было ИНАЧЕ! А они
помогать не хотят - у них другие цели и задачи. Опираются на какие-то там САНПИНы и
утверждают что по этим стандартам должно быть так, как они говорят.
Индивидуального подхода и желания решить проблему - НЕТ!
|
|
anna_юрист
Активный участник
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 6-5-14
Пользователя нет на форуме
|
|
invite,
так как Вам был предоставлен небольшой срок, то первое, что вы можете сделать в
данной ситуации - добиваться от школы предоставления услуги ассистента ребенку (в
случае, если Вам все-таки запретят присутствовать на уроках). Надо написать
заявление на имя директора школы о том, что Вашему ребенку требуется услуга
ассистента, которую школа в силу ст. 79 ФЗ "Об образовании в РФ" обязана
предоставить. Положения данного федерального закона являются обязательными, и
реализации права ребенка на получение услуги ассистента не может быть отказано
на основании санпинов или иных стандартов. Такое же заявление следует подать в
управление образованием.
Напишите, если Вам потребует помощь в составлении данного заявления.
На более длительную перспективу имеет смысл включить предоставление услуг
ассистента в заключение ПМПК (и ИПР), так как данные документы являются
обязательными к исполнению. И если от требований ФЗ "Об образовании в РФ" школа
может пытаться уклоняться со ссылками на недостаточность штата специалистов и
т.д., то от исполнения заключения ПМПК уклониться будет сложно.
Ниже положения ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", на которые следует опираться при подготовке заявления о
предоставлении услуги ассистента:
2. общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
3. При этом под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
|
|
|