Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Сюжетная игра для неговорящего аутиста
Вроде доросли мы до состояния, когда можно вводить сюжетную игру. Нам 4 года,
аутизм, не говорим.
Основная проблема на данный момент, что и я, и все родственники в моем окружении -
прожженные технари, так что прошу помощи у специалистов и опытных мам.
1. Может, есть какая-нибудь литература на эту тему - электронная или бумажная?
2. Каков "джентльменский набор" сюжетов?
3. Возможные пути и тонкости практического осуществления.
И еще - есть ли разница между сюжетной и ролевой игрой, я так понимаю, что в
сюжетной мы выступаем за "автора", а в ролевой натягиваем на себя роль. Возможна ли
в таком случае ролевая игра с неговорящим аутистом?
|
|
Shella
Активный участник
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 30-4-08
Пользователя нет на форуме
|
|
http://www.autism.ru/library.asp?sort=3
В библиотеке на аутизме.ru есть книга Янушко Игры с аутичным ребенком, почитайте
|
|
Shella
Активный участник
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 30-4-08
Пользователя нет на форуме
|
|
Почитайте тему :http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=249
|
|
Лана
Активный участник
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 3-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Дурной совет.
Купите, одолжите, смастерите перчаточную куклу.
Начинайте с коротеньких сценок, только показывайте.
Затем подключайте и ребенка - у вас одна кукла. у ребенка другая. мы гуляем (ребенку
помогает второй взрослый). Прошли полтора метра - ура, погуляли.
Затем можно поделать гимнастику (если ребенок знает, что это такое), покушать,
поспать - все из жизни, однократные действия. А уж потом ставить нечто с сюжетом.
Еще лучше ставить крошечные пьески, нужны говорящие помощники, много. Ребенка
может кто-то другой озвучивать, а еще столько ролек без слов!!
Начинаем с Курочки-рябы, а далее - простор!!!
Театр!!
всё будет хорошо!!!
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Только хотела написать о перчаточных куклах, Лана меня опередила. Из старых
колготок можно сделать замечательную змею. Не знаю только как объяснить
технологию шитья. Нужно вставку сделать для рта и глаза пришить. А ещё можно из
солёного теста сделать различные головы, которые одеваются на палец.
Я для своего сына покупала в магазине игрушек Барби, Кента и двоих деток. Потом мы
с ними играли. Играла-то я, а Илья бегал рядом с довольной физиономией.
"Маша и медведи" у нас шла на ура, что называется. Кроме того, при помощи этой сказки
можно объяснить понятия "больше" и "меньше", разницу между детским и взрослым
голосом показать. Опять же, Михаил Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка - это тоже
семья, хоть и звериная. Можно сколько угодно с ними сказок придумать об их
житье-бытье.
Ещё мы "Трёх поросят" обыгрывали. Сначала строили домик из веточек, потом из
листиков. Каменный дом рисовать пришлось.
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Янушко и Ньюман у меня есть, но там речь больше идет о предметно- и
телесно-ориентированной игре. Тут у нас тоже поле почти непаханое, но одного
вроде бы добились (т-т-т): ребенок бегом бежит «рисовать», играть в ладушки и даже
тыкать в карточки. Однако по своему почину в сторону игрушек даже не смотрит.
Я хочу «раскрутить» сейчас именно сюжетные игры, так как они как-то связаны с
жизнью, но все это приходится делать на уровне понимания, вернее, непонимания,
четырехлетнего аутиста с 90 баллами по ATEC.
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Лана
Купите, одолжите, смастерите перчаточную куклу.
...
Театр!! |
Куклы на руку имеются. Воодушевленно играет с Бобиком в ладушки. Но самому ему на
руку куклу одеть пока проблематично. Пальчиковые куклы он сбрасывает с руки
тотчас же, а ручные – руки пока разработаны не слишком – но будем пытаться.
«Кормить» и «поить» кукол под чутким руководством родителей – это мы делаем, но
без большого энтузиазма. С бОльшим энтузиазмом стягиваем с них туфли и тыкаем
пальчиком в глазки. Гимнастику попробуем. Может, еще какие сюжеты есть – здесь у
меня фантазия вырубается ну просто напрочь.
Купила театр на магнитах «Колобок» - картонные фигурки лепятся на холодильник.
Последовательность заяц-волк-медведь-лиса усвоил быстро. Но развернуть игру мне
не удалось. С точностью до наоборот – он молниеносно развешивает фигурки на
холодильник, а затем без промедления складывает их в мешочек – типа
разборка-сборка автомата Калашникова на скорость. Книжки слушать тоже не любит.
Как удлинить время слушания книжек и игры, может, есть у кого какие-нибудь идеи?
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от rozab
Из старых колготок можно сделать замечательную змею. Не знаю только как объяснить
технологию шитья. Нужно вставку сделать для рта и глаза пришить. |
Рот примерно такой?
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Рот и глаза именно такие, как на фото. Ещё можно по такому же принципу гусей
сделать и инсценировать известную песенку "Жили у бабуси два весёлых гуся". А
потом продолжить тему при помощи стишка и отработать жесты "да" и "нет"
- Гуси! Гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите, раз хотите!
- Нет-нет-нет!
Серый волк под горой
не пускает нас домой.
За гусей должен отвечать ребёнок. Я долгими тренировками добилась того, что мой
неговорящий сын стал отвечать "да" или "нет" или мотать головой.
А сюжетные игры пойдут по мере того, как ребёнок начнёт понимать происходящее
вокруг. А может быть и вообще не начнутся никогда, как в нашем случае. Мне кажется,
что у некоторых аутистов эта функция напрочь выпадает.
|
|
Лана
Активный участник
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 3-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Куклы на руку имеются. Воодушевленно играет с Бобиком в ладушки. Но самому ему на
руку куклу одеть пока проблематично. Пальчиковые куклы он сбрасывает с руки
тотчас же, а ручные – руки пока разработаны не слишком – но будем пытаться.***
Попробуйте на ладошке ребенка нарисовать глазки и рот. Если даст. А пальчиками вы
рисуете? На первый взгляд, никакой связи, но она есть! Не боимся пачкать руки
красками и глиной. Давим пластилин!
***Кормить» и «поить» кукол под чутким руководством родителей – это мы делаем, но
без большого энтузиазма. С бОльшим энтузиазмом стягиваем с них туфли и тыкаем
пальчиком в глазки. Гимнастику попробуем. Может, еще какие сюжеты есть – здесь у
меня фантазия вырубается ну просто напрочь.***
Уже кое-что! Молодцы!
Придаем смысл и озвучиваем (!) любое действие. Снял туфли - отлично, Миша (как зовут
дитя?) помогает куклк ножки помыть. Принесем в чашке воды, вместе окунем,
полотенцем (носовым платком) вытрем.
Глазки тыкаем - что ж, переводим в положительный контекст. Миша соринку вынимает
из глаза куклы! Или зрение проверяет, илиеще что. Только не сильно, а то кукле
больно...
Сюжеты - навскидку пока, пероое, что на ум.
Везем в гости кукол (в коробке. в машине, за веревочку)
Купаемся (в ванне, в тазу, что не размокает)
Играем в прятки - Молодец, Миша, всех кукол нашел! (Кстати, лучше говорить не куклы,
а имена и зайки-девочки - папы)
Спать укладываем!
В поезде едем!!! (Если ребенок ездил в поезде - неизгладимое впечатление!) Вагон,
купе устраиваем в большой картонной коробке, одной стены нет, в другой вырезаны
окна. В поезде и едят, ируки моют!
***Купила театр на магнитах «Колобок» - картонные фигурки лепятся на холодильник.
Последовательность заяц-волк-медведь-лиса усвоил быстро. Но развернуть игру мне
не удалось. С точностью до наоборот – он молниеносно развешивает фигурки на
холодильник, а затем без промедления складывает их в мешочек – типа
разборка-сборка автомата Калашникова на скорость***
Молодец! Игрушки в мешочек спать пошли, Миша проводил домой!
***Книжки слушать тоже не любит. Как удлинить время слушания книжек и игры, может,
есть у кого какие-нибудь идеи? ***
Время. Время.
всё будет хорошо!!!
|
|
Лана
Активный участник
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 3-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
А сюжетные игры пойдут по мере того, как ребёнок начнёт понимать происходящее
вокруг. А может быть и вообще не начнутся никогда, как в нашем случае. Мне кажется,
что у некоторых аутистов эта функция напрочь выпадает***
Вашему мальчику 50 лет?
Аутист развивается и в 20, и в 30, и до 40, и дальше!
Если поставить целью, этого добиться можно. Извернуться, но научить играть в
сюжетные игры - до 30 лет учить - и достичь!
А вот нужно ли?
всё будет хорошо!!!
|
|
Эвелина
Активный участник
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Спасибо всем откликнувшимся!
Цитата: |
Если поставить целью, этого добиться можно. Извернуться, но научить играть в
сюжетные игры - до 30 лет учить - и достичь!
А вот нужно ли? |
Лана, а вы считаете, что это не нужно?
Каковы дожны быть приоритеты при занятиях с аутистами?
Вначале я считала, что нам нужна АБА и только АБА, но в связи с отсутствием
специалистов и собственной педагогической, мягко выражаясь, несостоятельностью,
занимались с дитем в основном развивалками. Но сейчас, по моим ощущениям, нам
нужна именно игра. Не как самоцель, конечно. Хочется, чтобы ребенок заговорил или,
на худой конец, научился писАть. А с общением у нас большущие проблемы.
|
|
Shella
Активный участник
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 30-4-08
Пользователя нет на форуме
|
|
С общением у всех проблемы и у нас тоже до сих пор.
Особенно с детьми.
Не знаю, Лана, а вот мне нужно учить играть своего 8-летнего аутиста с синдр.
Аспергера. Я как-то учила, билась он немного играл со мной, а сейчас бросила, думаю,
что большой. Но он сам без меня как не играл, так и не играет.
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Илья мне так и сказал: "Я не понимаю смысла игры". Стала объяснять, что дети, когда
играют с машинкой, представляют себя на месте водителя, ставят машину в гараж и
т.п. А он мне в ответ: "Знаю, что они представляют. Глупость всё это. Не хочу". Он
может держать машинку, разглядывать, как колёсики крутятся, что внутри
интересоваться. Но игры нет
А вчера раскрашивали дерево. Спрашивает: "Зачем это делать?" "Чтобы писать смог
сам", - отвечаю ему(мы до сих пор пишем только тогда, когда чья-нибудь рука сверху
лежит). Опять возмущение со стороны ребёнка: "Зелёный не такой, как на дереве". А у
меня нет другого зелёного фломастера, какой есть, таким и рисуем. Сомневаюсь, что
обычного ребёнка возмутил бы этот факт.
То есть, что я хочу этими примерами сказать. Мы предлагаем правила игры,
условности всякие вводим. Коробка- это гараж, ковёр - дорога. А он не может принять
это и протестует. Аутисты, они другие! А мы изо всех сил хотим приблизить их к
"норме"
Это пишет Тео Питерс: "Ему тяжело "читать" по нашим глазам, жестам, позам. Ему трудно
понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения. Они - слишком явные
"бихевиористы", им тяжело переступить буквальное восприятия, чтобы видеть то, что
подразумевается под определенным поведением. С социальной точки зрения, они
кажутся слепыми".
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от rozab
... Аутисты, они другие! А мы изо всех сил хотим приблизить их к "норме"...
|
Думаю, в этом состоит один из "камней преткновения" в спорах разных
терапевтических школ. Кто-то настаивает на том, что надо только принимать и любить
ребёнка таким, как он есть, и не напрягать его напряжёнными для него занятиями -
что захочет и сможет, то и пусть, но стремиться ни к чему не надо (в смысле, к
"лишнему" уровню социального, познавательного и т.п. развития). Зачем, если ему и
так обеспечат безбедное существование в цивилизованном обществе, на руках будут
носить, вокруг него устраивать показательную социальную жизнь. Есть другая точка
зрения - специалисты заботятся не о том, чтобы формально, как Вы написали,
"приблизить к норме", которая, к тому же, давно непонятно что такое, а расширить
внутренние возможности самого ребёнка, человека, чтобы расширился его мир (то
есть чтобы Мир в возможно большей полноте для него открылся), чтобы он сумел
узнать, увидеть и почувствовать много нового, пережить эмоциональные состояния,
которые были ему недоступны, испытать - хотя бы немного - чувство общности с людьми
или с каким-то сообществом, с мировой Культурой, со смыслом приобщился к каким-то
делам (умениям, отношениям, результатам труда), ... В общем, перечислить всего
невозможно. Но если мы сосредотачиваемся только на том, чтобы любить, кормить,
одевать, обеспечивать, развлекать, и не стремиться задействовать скрытый
потенциал ребёнка, не искать в этом смысла и к этому путей, а чисто по мере
спонтанно возникающих у него возможностей "приобщать" его к чему получится - ...
Вот я разделяю такой взгляд, что даже самый "сложный" ребёнок, потенциал которого
может быть не очень большой и к тому же глубоко скрыт (откопать его и помочь
раскрыться потребует большого желания, веры в него, терпения и профессионализма) -
он чувствует, если "снаружи" кто-то пытается достать эти его маленькие
возможности, и особенно если этот человек правильным путём его возможности, пусть
и маленькие, ухитряется актуализировать. Именно возможности хоть чуть-чуть
внутренне по уровню развития приближаться к Миру, Культуре и Обществу, помочь
ребёнку расширить его собственный потенциал. А есть этим никто не озабочен, или
если это делают формально, не ища нестандартных путей именно к ЕГО, данного
ребёнка, потенциалу - со временем настроение ребёнка неминуемо "испортится"
навсегда, он превратится в нерадостное существо, в глубине души или явно. Даже
если он будет обут, одет, накормлен, развлечён - не будет ему радости и он не будет
приносить радости своим близким и окружающим его людям. Может быть я сгущаю
краски, но что-то вроде того.
Поэтому мне, например, не близки идеи типа "они просто другие, зачем им вот это и
вот это".
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Ola, вы просто плохо знаете нашу историю развития. Ребёнок, неговорящий(!), с
диагнозом "аутизм" и "олигофрения в стадии имбецильности" сейчас учится в обычной
школе в пятом классе. И обвинения в мой адрес, что я оставляю его в покое и не
пытаюсь раскрыть его потенциал, явно не по адресу. Я как раз именно этим и
занимаюсь с момента постановки диагноза. А всяческих школ и методик я
перепробовала великое множество и из каждой брала по крупицам.
А теперь по поводу основной темы. Никто не против игры, но надо учитывать
особенности конкретного ребёнка. Я лишь передала то, что он мне сам сказал, вот и
всё. А как это истолковать, каждый сам решает.
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
rozab, извините, если я неудачно выразилась - я совсем не имела в виду задеть Вас.
Конечно, я не знаю Вашу историю, просто Ваше высказывание навело меня на мысли и я
их тут и выразила. Как мысли о занятиях с любым ребёнком, а не в Ваш адрес. Так что
извините ещё раз
|
|
Shella
Активный участник
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 30-4-08
Пользователя нет на форуме
|
|
rozab, извините за любопытство, но меня очень заинтересовала ваша история.
Загляните, пожалуйста, в приватные сообщения.
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от rozab
... А как это истолковать, каждый сам решает. |
А что тут толковать, надо вот именно учитывать особенности конкретного ребёнка и
придумать, как помочь именно ему. Думаю, каждый родитель и каждый специалист
заняты именно этим, как и Вы. Просто каждый сам принимает решения о целях и
средствах - к чему стремиться и в каком порядке, как к этому двигаться, того ли ты
достиг, что делать, если не получается и т.п. Ну и несёт ответственность за эти
решения перед собой и перед ребёнком.
|
|
rozab
Заслуженный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме
|
|
Ola? Извинения приняты. А по поводу того, как заботится о ребёнке, это вопрос,
который мне часто задают, иногда в лоб, без церемоний: "Зачем вы это делаете? Он же
никогда не станет таким, как все. Ну, выучится, школу окончит, а дальше что?" Я уже
писала об этом на форуме, как на комиссии в психбольнице докторша заявила: "Пока вы
живы, жив и ваш ребёнок". Я очень обиделась, плакала долго. А потом знакомая пошла
туда же вслед за мной со своим сыном. Приходит и рассказывает, что её встретили
теми же словами. И диагноз припечатали - шизофрения. А ребёнок - аутист со всеми
полагающимися ему проявлениями. К сожалению, это позиция большинства врачей.
Сразу ставят клеймо "необучаемый" на наших детях, а потом как хотите, так и живите.
Кто-то барахтается, как лягушка в кувшине с молоком из известной притчи, а кто-то
на дно ложится. Так и живём. Пардон, от темы ушла совсем.
|
|
Лана
Активный участник
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 3-12-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Важность игры я не только признаЮ, но и пропогандирую всеми силами. Мы учимся
играть, чтобы научиться общаться, думать, проинимать решения - типа того. Но
бывает и другая крайность - иногда забывается, что важнее. Иногда хочется спросить
- что важнее, научиться играть в сюжетно ролевые игры или общаться?
Есть дети, единичные, которым это (сюжетная игра) не нужно. Ибычные, и особые - ну не
их это... Без игры вообще ребенок не может! Об этом я кричала на всех перекрестках
(фигурально выражаясь). Но без сюжетной игры некоторые дети вполне могут обойтись.
И это их право. Можно костьми лечь и научить их технологии игры, можно даже научить
их извлекать некоторое удовольствие от сюжетной игры - и упустить нечто более
важное.
Наша (моя и близких мне по духу) - не научить их общаться, а научить их наиболее
безопасно, комфортно, самостоятельно и самореализованно жить в этом мире. А
сюжетная игра - всего лишь один из мноооогих способов к цели приблизиться.
И поэтому я советую родителям тех детей, кому сюжетная игра не в жилу, не париться
по этому поводу, а спокойно идти дальше.
Люди живущие на берегу теплого спокойного моря или удобной реки считают
необходимым условием полноценности личности умение плавать - у древних греков
пословица была о недалеких людях - он не умеет ни плавать, ни читать.
Люди, живущие в пустыне считают этот постулат неправильным. Правы и те, и другие.
Да, игра позволяет аутисту быть менее гиперреалистом.
(Я говорила маленькому сыну - принеси мне мои тапочки - и он их тут же приносил.
Говорила потом - теперь свои принеси - легкий ступор. Он уже принес тапочки!
Тапочки могут быть только одни! И следовал некоторый интеллектиальный ступор). Мы
дошли до исполнения ролей в спектаклях, но он так и не заговорил.
А был в нашей группе мальчик Богдан, и он говорил, но на театры я его так и не
раскрутила. Зато он самостоятельный. Мама научила его оставаться одного дома и
одному гулять по улице.
Все относительно.
А один мальчик закончил среднюю школу, так и не заговорив. Сдавал все письменно.
Потом работать пошел.
А Володя, уо человек, в 40 лет в первыйраз устроился на работу - грузчиком. А до этого
никак не удавалось никуда его пристроить.
Это я к тому, что у нас еще есть время, и владение сюжетной игрой не есть
непременный, непреложный атрибут успешности и общения.
всё будет хорошо!!!
|
|
|