Фрэнни
Участник
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20-1-07
Откуда: Санкт-Петербург, Южная Дакота
Пользователя нет на форуме
|
|
Егор
Всем привет!
Расскажу, как у нас дела с Егоркой, о котором я писала некоторое время назад.
Всё значительно улучшилось с тех пор, как я перестала спешить.
Я по натуре своей человек очень нетерпеливый, поэтому не торопиться мне тяжело.
Кроме того, бабушка Егора, которая ещё более нетерпеливая, начинает ощутимо
волноваться, когда Егор не сразу реагирует. «Ну, Егор! Давай быстро!» Я ей объясняю,
что он не может быстро, но она всё равно волнуется. Ей кажется, что эффективность
занятия зависит от количества выполненных заданий. Мне раньше тоже так казалось.
Теперь я считаю занятие удачным, если нам с Егором удаётся наладить
положительный контакт. Когда он, делая что-то (скажем, пересыпая крупу), смеётся от
удовольствия, я довольна. Значит, для него есть смысл в этом действии. Можно
понемногу усложнять задание: зарывать в крупу игрушку, насыпать её в миску,
зачерпывать ложкой…
А если человек пассивен, безразличен, стоит предложить другое занятие.
Вы, наверное, думаете: «Тоже мне, Америку открыла!», но для меня эти выводы очень
важны.
За два года занятий мы с Егором прошли несколько этапов. Расскажу о них – вдруг
кому-нибудь пригодится?
Мне кажется, этапы эти в какой-то мере повторяют мировую историю обучения детей с
нарушениями:))
1. Этап первый, под названием «лишь бы что».
Характеризовался тем, что я выполняла руками Егора разные действия, не заботясь о
том, что Егор при этом думает и чувствует. Он, естественно, злился и ничего делать
не хотел. Оставался абсолютно пассивным. И вообще, он был не при чём: это я делала, а
не он. Непонятно зачем.
2. "делать, делать и делать". Когда я поняла, что Егор и сам что-то может. Заключался
этот этап в выполнении заданий. Я начальник - ты дурак. Сиди, пока не сделаешь.
Радости и счастья нам обоим, надо понимать, такой подход не прибавлял. Зато
бабушка радовалась. "Егор Машу слу-ушается!" (и ненавидит).
Потом я подумала, что всё это больше напоминает дрессировку. Да, я научу человека
механически выполнять какие-то действия. Мама с бабушкой будут рады. А сам
человек? Проснётся ли у Егора желание пойти навстречу окружающему пространству,
исследовать его, радоваться открытиям? Сможет ли такой подход вернуть ему мир -
хотя бы кусочек мира? Нет. Скорее, отвратит. И кто будет виноват? Правильно.
3. Этап третий. У него пока нет названия. "сайт в разработке". Медленно учимся
понимать друг друга. Терпение. Выбор. Отсутствие грубого давления. Радость от
встречи с новым. Осторожность. Такт.
Завидую тем, кто начинает с третьего этапа. Молодцы.
А мне - поделом. Но я на другое и ни рассчитывала, собираясь работать с людьми. Мы,
аутисты, знаете ли...
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Действительно ли хорошо начинать совсем "с третьего этапа"? Ведь первые два этапа
это тоже в какой-то форме важный для Егора опыт: он узнал или хотя бы почувствовал
много нового ПРО СЕБЯ, возможно ли дать ему это знание/ощущение другим способом?
Хотя и в пассивной форме, он мог ощутить "возможности" своих рук, несравнимо
бОльшие, чем он привык, а на втором этапе - сколько разного он может сделать, и как
это можно делать быстрее, чем ему привычно. Или при таком его отторжении и при
пассивности совсем ничего не откладывается "в опыт", то есть никакого нового опыта
Егор не приобрёл?
А если начинать с третьего, то ведь наверное позже должны быть вплетены элементы
первого и второго этапа, уже на фоне контакта ребенка и педагога, так ли я Вас
понимаю? Приходится же взрослому в нужный момент вносить в занятия разные
"опережающие" вещи, о чём ребёнок ещё не знает и не может сам догадаться?
|
|
|