Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Сопровождение (тьютерство) особого ребенка на уроках.
elenazab
Юрист - консультант
****


Аватар


Сообщения: 543
Зарегистрирован: 8-10-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-12-09 в 12:55



Во-первых, следует сказать о том, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования на практике только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно практически добиться такой услуги. Однако, наша позиция неизменна: чиновники думают, что если не просят – значит и не надо, следовательно, надо заявлять о своих потребностях и отстаивать свои права.

Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в ИПР ребенка. Думаю, что данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе, прежде всего, будет полагаться на мнение ПМПК. В настоящее время трудно представить, что ПМПК или бюро МСЭ спокойно вписывает в свои заключения услуги по сопровождению, но бороться за это необходимо. Требовать услуги сопровождающего по своей собственной инициативе достаточно сложно, т.к. велика доля субъективизма. Как и в других случаях желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации) ребенок нуждается в помощнике. При этом хорошо бы, чтобы было описано, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.

Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

Надо пробовать разговаривать с администрацией образовательного учреждения о такой рекомендации. Причем разговор должен основываться на следующих мотивах: школа по каким-то причинам считает, что в классе ребенку тяжело в плане поведения, что учитель не может отвлекаться на ребенка постоянно, т.е. учитель не может в одиночку помогать ребенку в классе, т.е. ребенку требуется помощь персонального сопровождающего (это мотивы для разговора, если у ребенка эмоционально-волевые проблемы). Совершенно иные мотивы, если у ребенка проблемы иного характера. Законодательство предоставляет возможность создания специальных условий при получении образования, значит надо ее использовать. Для этого необходима рекомендация образовательного учреждения для внесения такой услуги в ИПР.

Далее говорим о том, каким образом государство может обеспечить ребенку сопровождение в процессе обучения. В настоящее время мы можем требовать услуги по сопровождению либо у образовательного учреждения или в соответствии с законодательством в сфере социального обслуживания населения. Конечно, разговор, и прежде всего, результативный разговор может получиться, если директор школы поймет, что он в решении этого вопроса может оказать содействие ребенку, родителям (и поймет каким путем), а не получит кучу проблем.

Если мы просим помощника у образовательного учреждения, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается к учредителю за решением вопроса. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса. Надо иметь в виду, что в настоящее время в Мосгордуме находится проект Закона г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который прямо предусматривает право лица с ограниченными возможностями здоровья пользоваться услугами помощника во время проведения образовательного процесса.

При решении рассматриваемого вопроса опираться необходимо на следующие нормативные акты:
в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Одним из принципов политики города Москвы в области образования в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» является признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами. В соответствии со ст. 9 указанного Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» органы государственной власти города Москвы обеспечивают равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование.

При применении законодательства о социальном обслуживании населения обращаемся в управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению: в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.

Государство гарантирует гражданам право на социально обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта.
Пункт 4.1.2.3. указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.

Таким образом, учреждение социального обслуживания семьи обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями, в том числе, и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.

Если родитель готов самостоятельно сопровождать ребенка (хотя по мнению специалистов это не лучший вариант), то надо поговорить с директором, ссылаясь на все сказанное выше, и оставить ему письменное заявление с просьбой разрешить сопровождать ребенка во время его обучения в групповой форме в классе (в заявлении опять же ссылаться на нормы права, указанные выше).

Если разговоры о сопровождающем зашли в тупик и не находим поддержки у администрации учебного заведения, то обращайтесь к нам. Пионерам всегда трудно.








Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
oksanka
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-12-09 в 19:43


а есть ли право у школы рекомендовать (или требовать) сопровождения ребенка?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
oksanka
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 586
Зарегистрирован: 5-11-09
Откуда: Москва ЮВАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-12-09 в 20:21


моё личное мнение насчет неохотного введения сопровождения со стороны школ я написала здесь
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=645&page=5
а меня сейчас интересует юридическая сторона вопроса... :shuffle:
ведь по идее мама того мальчика с плохим поведением могла бы и отказаться... и что????? отчислить ребенка - фигушки ;-) это очень сложно, если делать всё по закону....
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
mamaZ
Активный участник
***


Аватар


Сообщения: 470
Зарегистрирован: 17-4-08
Откуда: ХМАО-Югра
Пользователя нет на форуме

Настроение: Работа помогает!

[*] размещено 9-3-10 в 10:06


А кто имеет право стать тьютером? Обязательно мама? Или психолог? Можно, просто родственник?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
elenazab
Юрист - консультант
****


Аватар


Сообщения: 543
Зарегистрирован: 8-10-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-3-10 в 11:31


Цитата: Исходное сообщение добавлено oksanka  
а есть ли право у школы рекомендовать (или требовать) сопровождения ребенка?
Специалисты школы могут дать заключение или письменную рекомендацию о необходимости сопровождающего. Следующий вопрос - куда с этой рекомендацией идти.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
invite
Участник
**




Сообщения: 68
Зарегистрирован: 19-4-11
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 30-1-15 в 09:35


Выживают на надомное, мотивируя, что ребенок не справляется с усвоением материала. Был проведен экзамен с фото и видеофиксацией, который показал довольно высокий интеллект и ребенок со стандартной контрольной справлялся в считанные минуты. Какую , простите, программу он не усваивает?
Реально ребенок эмоционально-волевой, поведенческий, не агрессивный, но негативист (выход из аутизма, такая стадия говорят). Им тяжело, нам тяжело. Сопровождаю ребенка, по доброй воле, в школе уже 3месяца. Учительница начала возражать, что ей некомфортно. Подскажите, пожалуйста, как правильно, какими законами их угомонить?!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
anna_юрист
Активный участник
***




Сообщения: 267
Зарегистрирован: 6-5-14
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 31-1-15 в 18:25


invite,

согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона "Об образовании в РФ" для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Соответственно, в Вашем случае Вы можете указать, что во-первых, у ребенка не имеется медицинских показаний для обучения на дому, а во-вторых, организация (школа в данном случае) создает условия для обучения на дому на основании письменного обращения родителей, то есть Вашего, а Вы данное согласие давать не намерены. Поэтому оснований для обучения ребенка на дому нет.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
invite
Участник
**




Сообщения: 68
Зарегистрирован: 19-4-11
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-2-15 в 12:48


Спасибо ОГРОМНОЕ ЗА ОТВЕТ!
три месяца я ходила и помогала своему ребенку в школе (1-ый класс коррекционной школы). Стоял вопрос о надомном - мы отказались. Сегодня в школе была комиссия, которая хотела уже с завтрашнего дня запретить мне присутствовать на уроках и сопровождать ребенка. Выбила еще немного времени до 25 февраля.
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! Разъясните как правильно поступить? Какое право мы имеем и на что? То что ребенок не справится самостоятельно в ЭТОМ классе (дети там очень тяжелые как на подбор собрались!) - это 100%. Оговорились что-то об их действиях, когда ребенок выдат аффективное поведение - будет зафиксировано, вызовут скорую и так далее по ЭТАПУ... Как помочь ребенку у которого интеллект сохранен - западает эмоционально-волевая составляющая (поведенческий).

П.С. Должна заметить, что не школьный психолог нас поддреживает и считает, что мы все правильно делаем. И налицо определенные положительные результаты, но ребенок еще не готов оставаться один! Такое чувство, что они хотят снять с себя ответственность и при этом еще получиь дополнительное финансирование, ничего не делая и не прилагая определенных усилий. Если бы они сечас не ставили палки в колеса и прислушались к нам, дали еще немного времени, чтобы можно было постепенно вывести ребенка на самостоятельное обучение в классе, все бы было ИНАЧЕ! А они помогать не хотят - у них другие цели и задачи. Опираются на какие-то там САНПИНы и утверждают что по этим стандартам должно быть так, как они говорят. Индивидуального подхода и желания решить проблему - НЕТ!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
anna_юрист
Активный участник
***




Сообщения: 267
Зарегистрирован: 6-5-14
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 17-2-15 в 17:10


invite,

так как Вам был предоставлен небольшой срок, то первое, что вы можете сделать в данной ситуации - добиваться от школы предоставления услуги ассистента ребенку (в случае, если Вам все-таки запретят присутствовать на уроках). Надо написать заявление на имя директора школы о том, что Вашему ребенку требуется услуга ассистента, которую школа в силу ст. 79 ФЗ "Об образовании в РФ" обязана предоставить. Положения данного федерального закона являются обязательными, и реализации права ребенка на получение услуги ассистента не может быть отказано на основании санпинов или иных стандартов. Такое же заявление следует подать в управление образованием.
Напишите, если Вам потребует помощь в составлении данного заявления.

На более длительную перспективу имеет смысл включить предоставление услуг ассистента в заключение ПМПК (и ИПР), так как данные документы являются обязательными к исполнению. И если от требований ФЗ "Об образовании в РФ" школа может пытаться уклоняться со ссылками на недостаточность штата специалистов и т.д., то от исполнения заключения ПМПК уклониться будет сложно.

Ниже положения ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на которые следует опираться при подготовке заявления о предоставлении услуги ассистента:

2. общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. При этом под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики