Форумы сайта Особое детство

Что делать, когда закрывают последнюю спец. школу для детей с ЗПР?

лето - 8-8-08 в 00:54

Доброго времени суток, форумчане!
Я из Минска. У нас в республике закрывают последнюю специализированную школу для детей с ЗПР. В качестве альтернативы - интеграция в общеобразовательные школы. Мы с родителями отчаянно боремся за существование нашей школы. Дети в ней отнюдь не из лёгких (в основном органики). В массовых школах условия практически не созданы. Что делать? Посоветуйте...

Мария_Дименштейн - 12-8-08 в 19:51

Цитата:
Исходное сообщение от лето
Доброго времени суток, форумчане!
Я из Минска. У нас в республике закрывают последнюю специализированную школу для детей с ЗПР. В качестве альтернативы - интеграция в общеобразовательные школы. Мы с родителями отчаянно боремся за существование нашей школы. Дети в ней отнюдь не из лёгких (в основном органики). В массовых школах условия практически не созданы. Что делать? Посоветуйте...

Пока тему не перенесли, а юристы - затаились, попробую немного уточнить ситуацию.
Как образовательные власти представляют себе эту интеграцию? Есть ли конкретные общеобразовательные школы, куда направляют ваших детей? Готовы ли эти школы обеспечить индивидуальное сопровождение, специальных педагогов и толерантное отношение учителей и детей? Если все это не гарантируется - конечно, лучше оставить детей в той школе, где им обеспечивается адекватное образование. А как вы боретесь за вашу школу: куда конкретно обращались, письменно или устно, что вам ответили?

tews - 24-8-08 в 00:25

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Цитата:
Исходное сообщение от лето
Доброго времени суток, форумчане!
Я из Минска. У нас в республике закрывают последнюю специализированную школу для детей с ЗПР. В качестве альтернативы - интеграция в общеобразовательные школы. Мы с родителями отчаянно боремся за существование нашей школы. Дети в ней отнюдь не из лёгких (в основном органики). В массовых школах условия практически не созданы. Что делать? Посоветуйте...

Пока тему не перенесли, а юристы - затаились, попробую немного уточнить ситуацию.
Как образовательные власти представляют себе эту интеграцию? Есть ли конкретные общеобразовательные школы, куда направляют ваших детей? Готовы ли эти школы обеспечить индивидуальное сопровождение, специальных педагогов и толерантное отношение учителей и детей? Если все это не гарантируется - конечно, лучше оставить детей в той школе, где им обеспечивается адекватное образование. А как вы боретесь за вашу школу: куда конкретно обращались, письменно или устно, что вам ответили?

Отвечу за нашего родителя, она пока не сможет учавствовать в форуме.
Власти себе эту интеграцию представляли, как перемешивание здоровых детей и больных в обычных общеобразовательных школах, в обычных общеобразовательных классах. Помощь дефектолога школы в этом случае минимальна. только на сколько он сможет "разорваться" на всю школу. Но, как говорят власти: ему за это платят (копейки - ставка дефектолога 250.000 руб, это приблизительно 130 долларов)

Но мы вмешались и нам стали предлагать уже спец. классы. Т.е. где по законодательству уже предполагалось выделить педагога- дефектолога -класса. Школы были выбраны по принципу:"лишь бы не мешали", где отнюдь не было сформировано толерантное отношение к таким детям, да и опыта работы с такими детьми тоже не было. Боле того администрация этих школ была в шоке, не зная, что с этими детьми делать. Но "начальство приказало - иначе слетишь с места" против начальства не попрёшь... Одним словом - эксперимент!

Как мы боремся? Конечно всё письменно.
Пройдено всё:районныйотделбразования, городской комитет по образованию, Министерство образования, Администрация президента, Комиссия по правам ребёнка, общесственные организации типа "Ассоциации помощи детям-инвалидам", беларуская Епархия, телевидение ("Белорусское времечко" ТК "Лад"), радио("Семейный педсовет"), печать (Народная газета", "Ва-банк", "Народная воля"), обратились сейчас к коммунистам, попытались поднят тему на белорусских сайтах типа semeistwo.by, rebenok.by, kinder.by, наконец белорусский Парламент...

Результат.
Решение о закрытии школы отменено!!!
НО!
В школе осталось всего 50 человек (остальных вынудили уйти, люди не все борцы). Школа вынуждена существовать без психолга, дефектолога, соц.педагога, ит.д. Одним словом в школе из администрации - завуч-директор, немного приходящих учителей, полное отсутствие мед.персонала, полуразрушеное здание и абсолютная неопределённость... Набор в школу не производится. Районный отдел образования по поводу перспектив школы не даёт НИКАКИХ ответов. Такое ощущение, что нас обрекли на самоуничтожение... Иными словами, власти не заинтерессованы в развитии специализированной школы для детей с ЗПР. А значит последняя спец.школа для детей с ЗПР умрёт буквально через год...
А, если ребёнок со сложной формой ЗПР, не сможет "прижиться в обычной "школе , то куда ему идти?.... Ведь больше спец. школ для этой категории детей НЕТ????????????

Ольга - 24-8-08 в 11:15

Цитата:
Исходное сообщение от лето
Доброго времени суток, форумчане!
Я из Минска. У нас в республике закрывают последнюю специализированную школу для детей с ЗПР. В качестве альтернативы - интеграция в общеобразовательные школы. Мы с родителями отчаянно боремся за существование нашей школы. Дети в ней отнюдь не из лёгких (в основном органики). В массовых школах условия практически не созданы. Что делать? Посоветуйте...

Дорогие друзья! Подозреваю, что юристы форума не настолько ориентируются в Вашей правовой ситуации, ведь это не российское законодательство. Тут надо иметь и целенаправленно "копать" именно Вашу законодательную базу. У нас были подобные истории в разных городах в России, и каждый раз приходится очень подробно анализировать, какие есть правовые возможности, какие есть разумные формальные способы, какие возможны неформальные каналы и контакты для выхода на нужные властные фигуры - чтобы донести непосредственно до них суть ситуации и конструктивные предложения по обеспечению права КАЖДОГО ребёнка на доступ к образованию. Но нам известно и про все международные документы в этой сфере, к которым присоединилась Россия, и все подробности законодательной базы РФ, иногда можно привлечь региональные или местные правовые возможности.
Если, скажем, Ваша законодательная ситуация совсем другая - то придётся а) задействовать гуманитарные аргументы и мировой опыт и активно "стучаться" в двери к правильным чиновникам с разумными запросами, которые входят в их компетенцию, и б) разработать и лоббировать законодательные изменения для поворота в нужную сторону правовой ситуации в государстве или хотя бы на местном уровне.
Вам необходимо найти плотный контакт с заинтересованными юристами или найти грант на оплату хорошего эксперта, который бы раскопал и проанализировал государственное законодательство, ведь мы начинали именно с подробного, системного, качественного анализа всей законодательной базы РФ. Может быть среди Ваших окружающие фирм или бизнесменов кто-то выделит грант на проведение такой работы. Ищите неравнодушного юриста, которого удастся заинтересовать этой сферой. Кстати, чтобы спланировать действия, необходимо знать ведомственную и властную структуру у Вас - кто на кого имеет рычаги влияния, кто кому может дать команду, "попросить", "спустить указание" и т.п. По-моему так...
А как действовать родителям, если всё это ещё не известно - тут, по-моему, годятся чисто гуманитарные аргументы и ссылки на мировые тенденции, но структуру всё равно необходимо учитывать. Имеющий власть очень не любит, когда просишь того, что не в сфере его компетенции.
Юрист нашего форума сейчас временно не может участвовать в обсуждениях, когда он сможет подключиться, если будет что-то добавить - он обязательно напишет.

tews - 25-8-08 в 14:51

Немного поясню.
У нас в РБ принят "Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития" (специальном образовании) в 2004г. Закон предполагает развитие разных форм специального образования в том числе и специальных школ. Мы строили свою борьбу на основании этого закона и на нашем праве на выбор учреждения образования и форму получения этого образования. Именно поэтому, мы думаем, нам удалось добиться отмены решения о закрытии школы. Но приоритетным направлением в спец. образовании является развитие интегративных процессов (может это и правильно). Только наши чиновники так "увлеклись" этой интеграцией, что начали закрывать подрят все спец.школы и даже интернаты. Так с 2000г. колличество аналогичных школ, как наша, по республике было сокращено на 6 учреждений. Наша школа в г. Минске оказалась последней. После её ликвидации у детей с непрстыми нарушениями психического развития остаётся безальтернативный вариант: либо интегрированные классы в обычной общеобразовательной школе, либо надомное обучение.
Сейчас в отношении нашей школы чиновники ведут "скрытую войну". Если не удалось закрыть по закону, то применяется власть. А именно: жизнь школы напрямую зависит от набора в неё детей. Набор осуществляется на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии, которое дают ЦКРО. Если такое заключение есть, направление даёт отдел образования. ЦКРО (комиссия в том числе) напрямую подчиняются отделам образования. Наблюдаются две тенденции:
1) необъективное обследование на комиссии с целью "подогнать под пригодность обучения" в обычной массовой школе;
2) направить, как можно ,большее колличество детей в массовые классы.
В этом случае ребёнок получает минимум помощи специалиста и в основном родители своими средствами пытаются "тянуть" его на уровне класса. Таких детей большинство.
Только для деток с очень серьёзными нарушениями власти открывают интегрированные классы. Это классы с наполняемостью 20 человек. Из них 5-6 человек -это дети с нарушениями развития, остальные дети здоровы. В этом случае вводится должность педагога-дефектолога класса, который сопровождает этих детишек. НО это только в начальной школе. В средней школе классы преформировывают и дети учатся в обычных массовых классах. Ни о каком педагогическом сопровождении и речи не ведётся. Так происходит в реальности, хотя в законе о спец.образовании предусмотрены разные варианты и для средней школы. К чему может привести такая "интеграция" можно догадываться уже сейчас...

Таким образом набор в нашу школу попросту блокируется. Возможности нашего вмешательства в этот процесс практически сведены к нулю.

Уважаемые форумчане! Нас очень интересует опыт работы спец.школ (мы думаем у вас их еще не закрыли) для детей с нарушениями психического развития(ЗПР) в
России. Может вы сможете подсказать адреса их сайтов. А также школы, где возможно обучаются детки с разными нарушениями. Если не ошибаюсь в г. Зеленограде есть школа-лаборатория №367. Поделитесь, пожалуйста информацией!

Ольга - 25-8-08 в 15:18

Цитата:
Исходное сообщение от tews
Немного поясню. ...

Уважаемая tews, спасибо за подробности. Надеюсь, в скором времени к обсуждению смогут подключиться более осведомлённые коллеги и пришлют конструктивные советы для Вас. Пока что могу посоветовать интересный текст на темы интеграции, думаю, из него можно почерпнуть какие-то идеи и аргументы для взаимодействия с властями и с теми, от чьих решений зависит образование детей. Присоединяю текст к этому сообщению, кроме того, он находится здесь на сайте в разделе "Права" в подразделе "Идеология правозащиты" по адресу http://www.osoboedetstvo.ru/rights/idprav-t/prt-001.html.

Вложение: integr_kratk5_pravl.doc (82kB)
Этот файл был скачан 2069 раз


tews - 25-8-08 в 23:43

Спасибо! Очень содержательная статья. Обязательно воспользуемся!

Ola - 26-8-08 в 19:46

Цитата:
Исходное сообщение от лето
... Что делать? Посоветуйте...

tews, как дела? Когда будет возможность - пишите! А может быть вам пока налаживать контакты с учителями обычных школ? Искать тех, кто готов подходить индивидуально к разным детям, готов уделять дополнительное внимание тем, кому трудно? Знакомиться с ними, дружить... Или это неправильная идея? :shuffle:

tews - 27-8-08 в 10:58

Идея сама по себе не нова. Большая часть родителей детей этой категории нарушения (ЗПР) так и делают. Но это проще сделать, когда ребёнок в начальной школе. Учитель один. А что делать подросткам? Идти "на переговоры" со всей школой? К сожалению, администрации очень многих школ негативно относятся к детям, которые "портят статистику". Без соответствующей грамотной помощи со стороны дефектологов, психологов наладить отношения между детьми, педагогами и родителями практическими не возможно. Но для этого нужно соответственная заинтересованность со стороны властей, которые должны создать необходимые условия, соответствующее финансирование... А с этим как раз и проблема! Нужен хороший пример инклюзивной школы, где действительно работала бы так называемая интеграция. Но таких школ нет на самом деле.
Мы, как вариант, предлагали создать такую школу на базе нашей. И здесь произошёл парадокс: чиновники более высокого уровня (министерства, Администрации президента, парламента) нас поддержали, а на местах исполнительные власти показали большой кукишь. Так как у нас действует Указ президента о самоуправлении на местах, наши высокопоставленные союзники не могут напрямую приказать своим подчинённым решить то-то и то-то. Вот и "шикуют" наши исполкомы, творят себе свои законы и, по сути, занимаются не самоуправлением, а самоуправством...
А вообще, не грустно нам уже, а смешно... Школа не укомплектована (к примеру, в 4-ом-6-ом классах по 1-3 человека). Управление образования рапортует, что у нас всё хорошо! И ничего при этом не делает. А самый главный "зачинщик развала" (он же заместитель председателя исполкома) собирается баллатироваться сейчас в депутаты Беларусского парламента. Уже спит и видит себя в лаврах!!! О-о-чень весело!!!!

По-прежнему надеемся, что кто-то подскажет адреса интересных школ в России. Будем очень признательны!

tews - 19-9-08 в 23:00

Прошли три недели учебного года. Мы учимся. В школе 45 человек учеников. Открыты классы всё-таки для малышей: в 4 кл. 2чел. и в 5 кл. 2 чел. Ещё есть 7,8, и два 9 кл. Директор по -прежнему совмещает работу завуча, учителей 19 чел. Школа работает по принципу малокомплектной. Директор бегает и выбивает ставки соц. педагога, организатора, библиотекаря и т.д., чтобы было всё, как в порядочной школе. Между тем, учителя у нас остались самые крепкие. Детям в этом плане очень хорошо. Но по-прежнему НИКТО нам не может ответить на вопрос: что будет дальше. Набор не производят. Практически каждый день в школе бывает кто-нибудь из разных инстанций с целью "познакомиться". Ходят по кабинетам, разговаривают с детьми, интересуются учебно-воспитательным процессом. Одним словом, всё очень странно...