торопыга - 2-10-11 в 17:35
Краткий обзор ситуации с обучением детей-инвалидов в Перми и Пермском крае за 2011г
Россия как участница Конвенции о правах инвалидов должна стремиться к тому
уровню, который позволит
инвалидам иметь возможность осваивать жизненные навыки для облегчения их
полного участия в процессе образования и в качестве членов общества.
Принятие Конвенции о правах инвалидов, которая прямо провозгласила принцип
уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права
детей-инвалидов сохранять
свою индивидуальность (п. "h" ст. 3 Конвенции), указанный принцип означает, что во
всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание должно
уделяться высшим интересам ребенка, а дети-инвалиды должны иметь право свободно
выражать свои взгляды и развивать свои способности наравне с другими детьми.
В Конвенции прямо говорится о том, что инвалиды не должны исключаться из системы
общего образования по причине инвалидности, а дети-инвалиды – из системы
бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования.
Особое внимание в Конвенции о правах инвалидов уделяется возможности доступа
инвалидов наравне с другими к качественному и бесплатному начальному
образованию и среднему образованию в местах своего проживания, при этом
инвалидам внутри системы общего образования должна оказываться требуемая
поддержка для облегчения их эффективного обучения.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере социальной защиты и
реабилитации инвалидов в Российской Федерации является Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от
09.12.2010) (далее – Федеральный закон №
181-ФЗ).
Источниками информации о численности детей-инвалидов в Пермском крае являются
данные различных ведомств, а именно:
• Министерство образования Пермского края;
• Министерство социального развития Пермского края;
• учреждения медико-социальной экспертизы;
• Министерство здравоохранения Пермского края;
• Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
При этом, по информации различных ведомств численность детей-
инвалидов колеблется от 7493 чел до 8980 чел ( 2010г).
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в
Пермском крае проживает детей –инвалидов : 2007г.- 9882 чел; 2008г.- 9384 чел.; 2009г- 8902 чел;
2010г.- 8980чел.; 2011г.- 9110 чел..
За тот-же период времени в Пермском крае численность населения сократилась
почти на 100 тысяч человек ( 2007-2730,9 тыс. чел, 2010- 2635,8 тыс. чел ( перепись)), т.е. удельный
процент детей-инвалидов в обществе имеет тенденцию к устойчивому увеличению.
По данным Правительства Пермского края за 2010г. численность детей-инвалидов в
системе школьного образования составляет 4693 чел. (63% от общей численности
детей-инвалидов).
Из общего числа детей-инвалидов школьного возраста:
- обучаются в образовательных учреждениях общего типа 1973 чел. (42%);
- обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в
коррекционных классах 1299 чел. (28%);
- обучаются на дому 942 чел. (20%);
- необучаемых детей-инвалидов - 479 чел. (10%).
На 2010г в Перми специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых
обучаются дети-инвалиды 17 шт, из них в 2011г закрыто (реорганизовано) -3шт.
Фактическая наполняемость специальных (коррекционных) учреждений в г. Перми
зачастую превышает разрешенную ( указанную) при лицензировании.
В центральных районах города Пермь наблюдается либо полное отсутствие
специальных (коррекционных) учреждений- Ленинский район, либо учебные заведения
переполнены и не имеют возможности принять на обучение детей-инвалидов.
Существенной проблемой является транспортная доступность специальных
(коррекционных) учреждений- большинство из них находятся на окраинах города, куда
здоровым-то людям добраться сложно.
В связи с фактическим закрытием в 2011г. ГКБС(К)ОУ « Школа для детей с ОВЗ» , на
данный момент без обучения осталось до 30 детей-инвалидов, включая тех кого
перевели в другие учебные заведения, но не обучают- данные по опросу родителей.
Ola - 30-11-11 в 16:54
торопыга, а что слышно насчёт инклюзии (интеграции) в Перми и Пермском крае? Лет
пятнадцать назад я слышала, что велись серьёзные эксперименты по интеграции в
образовании в Перми и вокруг. Было ли? А что сейчас?
Ванильная фея - 30-11-11 в 17:05
а у нас, насколько я знаю, единственную школу 5-го вида закрывают(( Точнее, какие-то
с ней непонятки. (( Хотят там лицей разместить, на базе этой школы. И все молчат.
Чиновники об инклюзии что-то лепечут((
Я то постольку поскольку в этой теме, мы еще не школьники.
sangselen - 30-11-11 в 17:16
У нас тоже об инклюзии говорили на августовском совещании. Мол школы
коррекционные ликвидировали особые дети пойдут учится в массовые. Сейчас только
быстренько программу сделаем по инклюзивному образованию Быстренько только блох ловить Решили видимо последних учителей в гроб свести. Массовых детей по 30
человек и туда же особого ребенка. Я не против инклюзивного образования но не все
дети (особые я имею ввиду) выдержат такую психологическую нагрузку. Да и вообще
как можно в один класс спихивать (что и делают наши чинуши) ребенка с ДЦП, с
проблемами со зрением, слухом и т.д.? В школах ни пандусов ни широких коридоров, ни
звукового оповещения, ни специальных световых сигналов. Ща в Москву отрапортуют У
нас инклюзивное образование внедрено
Специалисты нужны, где их взять? В нашем ВУЗЕ хотят кафедру коррекционной
педагогики закрыть!