Рахель - 7-12-09 в 16:34
В последнее время я с огромным интересом читала методические материалы ЦЛП. Можно
сказать, что мне все нравилось: и неприятие манипулятивных методов, и упор на
необходимости командной работы специалистов, и описание тщательной, любовной
работы педагогов. Но поневоле стал возникать вопрос: для какой категории детей
все это предназначено? Та работа педагогов, описание которой так мне понравилось,
направлена была в основном на установление контакта с ребенком; как только
контакт налаживался, ребенок уже мог сделать, что от него требовалось, поскольку
серьезных двигальных нарушения у него не было. И создалось у меня впечатление, что
мой Шимон в концепцию ЦЛП не вписывается, поскольку контакт с ним можно
установить сразу же, он очень охотно пытается сотрудничать со взрослым, но при
этом все равно произвольные движения очень мало ему доступны. К тому же
существует сложившееся мнение, что ЦЛП в основном специализируется на детях с
эмоционально-волевыми нарушениями, без тяжелых физических ограничений.
Вот, например, интегративный детский сад. Опять-таки мне все нравится, но
отдельные моменты в описании настораживают, например: "Наряду с обязательными
формами работы в течение дня дети непременно имеют свободное время, в которое они
сами выбирают, чем им заняться, с кем из других детей или взрослых общаться, где
его провести." Вряд ли ребенок с тетрапарезом может осуществить подобный выбор, т.
е. целевая группа - это какие-то другие дети.
Или вот брошюра "Развитие базовых познавательных функций с помощью
адаптивно-игровых занятий". В ней дети с ДЦП даже указаны в качестве одной из
целевых групп. Но опять-таки попадаются фразы типа: "Когда простейшие движения
освоены и ребенок с удовольствием играет со знакомыми игрушками, движется по
комнате, не испытывая страха упасть, игры усложняются..." Но ребенок с тяжелыми
двигательными нарушениями может так и не освоить этих простейших движений,
несмотря на всю работу педагогов!
Прошу прощения за некоторую сумбурность изложения, но вопрос этот для меня
очень важный. Вроде бы мне начало казаться, что я нашла именно то, что Шимону
требуется, и сейчас надо только найти способ попасть в ЦЛП на занятия. А потом
появились сомнения... Поскольку мы находимся на другом конце Москвы и поездки
потребовали бы очень больших усилий, мотивация для всего этого нужна очень
серьезная. К сожалению, Леонид Михайлович нас уже не консультирует, но, может быть,
кто-нибудь все же подскажет, какие напечатанные материалы можно было бы
посмотреть?
Мария_Дименштейн - 8-12-09 в 21:23
Действительно, о занятиях с такими детьми материалов очень мало. В недавно
вышедшем сборнике "Особый ребенок" N6/7 (он пока не выложен в электронную
библиотеку) есть статья И.Захаровой и Е.Моржиной. Она в приложении. Много полезных
идей для занятий с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями есть также в книге
"Дети с синдромом Ретта" (поскольку у этих детей основная проблема - в нарушении
произвольности движений, то в подходах много общего).
Вложение: Igr_strategii.pdf (113kB)
Этот файл был скачан 1855 раз
Рахель - 9-12-09 в 12:49
Большое спасибо, Мария Сергеевна!