Форумы сайта Особое детство

О принуждении особого ребенка

Moonlike - 16-10-09 в 11:06

В соседних темах подходили очень близко к этому вопросу. Понятно, что надо принимать решение из конкретной ситуации. Но есть предложение обсудить это отдельно. Я говорю не только о принуждении к занятиям. Ведь привитие навыков самообслуживания - принуждение. Диеты - принуждение. Даже прием лекарств. Если ребенок хочет идти не в ту сторону, куда нам надо - мы принуждаем его и называем это борьбой со стереотипами.
Пример. Вика невозможно заставить заниматься. При попытке принудить мы всегда получали уход в себя. Сейчас мы занимаемся у дефектолога (и Вику нравится). На первых занятиях он делал попытки уйти. Она не хватала его и не сажала на стул - просто перекрыла ему выход собой и стульями и терпеливо ловила интерес. С одной стороны - это тоже принуждение. С другой стороны - от скуки он стал больше интересоваться занятиями и увлекся.

Nata - 16-10-09 в 18:44

Для себя я это формулирую примерно так: "Как заставить дорогое чадо делать то, что требуется, что бы он считал, что он именно это и хочет в данный момент?"
Могу сказать точно - прямое принуждение я в его отношение согласна применить только по острым жизненным показаниям. К примеру, необходимо сделать болезненный укол, вскрыть нарыв, удалить больной зуб - что-то такое. Словом, то, что сделать обязательно надо, а то только хуже. Да и то, непременно с объяснением необходимости действия, и самого действия. Но мой большой и с коммуникацией у него неплохо, да и жизненный опыт некоторый уже имеется.
Во всех остальных случаях - договариваемся, где пойдем, что едим, что одеваем -а что нет, и почему. Пока был поменьше и менее сговорчив, приходилось придумывать, как нужное мне сделать более привлекательным для него (это у нас с любимым маршрутом было, пришлось найти качели, к которым по этой дороге не попасть никак).
С маленьким, когда и я знала много меньше об особенностях аутичных детей, наломала немало попытками заставить, принудить делать нужное. Результат - у-у-у, какой негативизм получили! До сих пор отголоски негатива нет-нет, да икнутся.
Со временем оказалось, что в веселом настроении, играя все это очень миленько получалось. Зато дипломатом сам становишься.

В общем-то метод Вашего дефектолога на мой взгляд, неплох весьма. Прямого давления, принуждения тут нет. Пришел, обстановка и тетя незнакомые пока, уйти никак не получается, да и мама никуда не удирает... присмотрелся, обнаружил что-то интересное, потом тетя подключилась.

ktyz - 19-10-09 в 12:52

Не мелкая тема, и сразу две отличных иллюстрации по поводу.

Попробую и я чего-нибудь сказать.

Начать надо с того, что человек -- существо многоликое, и хотя "распад личности" вроде как приговор, мы вскоре увидим, что многоликость -- норма.

Вышеприведенные примеры отлично показывают основную педагогическую конструкцию:
С одной стороны выкладывается конфетка, а с трех других -- стены.

Дальше возможны три варианта:
-- Педагог остается внутри этой системы.
Тогда он - не педагог, дети это сразу чувствуют и дальше понятные последствия.
-- Педагог остается вне этой системы, но изображает, что и внутри.
Тогда он -- манипулятор, дети отлично чувствуют его двуличность и дальше понятные последствия.
-- Педагог вместе с детьми в созданной им же системе.
Кажется единственный приемлемый вариант, но требует уже растроения бедной педагогической личности.
Ведь он же должен еще и трезво ситуацию наблюдать ... .

Но это ведь статичная конструкция.

В обычной же педагогической жизни часто приходится двигать стены.

Это и есть насилие, принуждение.
Ужас?
Да нет.
Просто у нас так плохо устроено воспитание и обучение воспитанию, что никто не склонен отдавать себе отчет, что принуждение -- совершенно обычный и необходимый аспект даже обыкновенной межличностной коммуникации.
Ведь установление взаимопонимания -- результат этой самой обыкновенной коммуникации.
И хотя в ней исходно нет взаимопонимания, зато есть взаимодействие.
Со всеми вытекающими, вплоть до драки.
(Которая как известно зачастую может приводить к взаимопониманию).

Столкновение, борьба, конфликт -- все это совершенно естественные формы поиска взаимопонимания, вплоть до достижения сотрудничества.

К сожалению учить грамотно проходить эти формы взаимодействия принято вроде только кризис-менеджеров, да переговорщиков.

Совершенно обычное изменение одним человеком ситуации для другого без спроса и ведома и является ведь принуждением и насилием.
Но, как мы знаем, очень часто, жертва такого насилия выражает за него благодарность.
И потому что оно может вести к желаемому результату.
И потому что оно учит, мобилизует, тренирует, развивает и, в конце концов, расширяет способности сотрудничества.

Знаете зачем люди каратэ раньше занимались?
Чтобы учиться предотвращать конфликты.
Во всяком случае так писал человек, который привез каратэ в Японию.

Воспитание всегда разворачивается в среде пяти качеств:

Невозможного (скажем пройти сквозь стену).
Возможного (всего остального, в том числе приемлемого и неприемлемого, и оно может быть разным для Вас и ребенка)
Действительного (объективно происходящего, но возможно интерпретируемого вами по разному).
Желаемого (тоже может быть совсем разным).
Нежелаемого (активно, тоже, возможно, совсем разное).

Педагогическое мастерство состоит в том, управлять сразу всеми этими свойствами ситуации.
Свойственно оно естественно далеко не всем.

В простейшем случае педагог табуирует все для него нежелательное, т. е. пытается добиться перевода его в категорию невозможного для ребенка, а с другой -- требует признания ребенком желательного для педагога желательным и для ребенка.
Ребенку, в этой версии остается жить по Жванецкому: "Что Вы приказали, то мы и хотели".
Произвольное желание -- вещь невозможная.
То есть фактически ставится четвертая стенка.
Но ребенку то внутри оказывается просто нечем дышать.
И остается ему или всеми силами рваться наружу. ("Хулиган").
Искать и/или создавать незаметные лазейки ("Интриганы и манипуляторы").
Или стать подобострастным. ("Отличник").
Или просто безразличным ("Болото").

Перспективы, понятно, у всех плохие, но лучшие, к сожалению, у бывших "хулиганов".

Поэтому я обычно советую вначале убедится, что Вы предлагаете интересную "конфетку", а потом строить стенки.
Наоборот -- рисково.

Ну а стенки, они и есть стенки. Как и почва под ногами.
В жизни мы опираемся на принуждение.
И завтра будет не вчера, и рук две, и ног ... .
Только мы это называем объективной реальностью.
Дети ведь не пытаются выйти из комнаты через стенку мимо двери?
Вот и создаваемую Вами стенку надо делать такой -- объективной.

Что уж тут говорить, не простая задача.
Чуть чего не так -- ребенок ее не замечает и норовит прямо через нее пройти, но тут уж он не виноват, плохо значит сработана.
Ну а про то, что она может отгородить его от желаемого я уж и не говорю ... .



Moonlike - 19-10-09 в 13:31

Интересно. Надо будет это обдумать, как это использовать для коррекции повседневного поведения (уменьшения истерик и игноров). Пока что, к сожалнию, на 90% приходится использовать силовые меры.

ktyz - 19-10-09 в 15:02

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Интересно. Надо будет это обдумать, как это использовать для коррекции повседневного поведения (уменьшения истерик и игноров). Пока что, к сожалнию, на 90% приходится использовать силовые меры.
Силовые меры -- тоже стенка, бывает что и оправданная.
Мы же водим ребенка за руку через дорогу: ни туды ему и ни сюды, и никто ведь не возражает: ни дети, ни гуманисты ... .

ktyz - 20-10-09 в 23:55

В продолжение поста

Таким образом принуждение оказывается вне собственно педагогических рамок, втаскивать его внутрь -- ошибка, хотя и очень распространенная, это просто обстоятельства решения педагогических задач, сами рамки.

Содержание же педагогическое разворачивается внутри, поэтому и необходимо сознательно быть там, внутри рамок, с ребенком.

Потому что иначе -- никак. Хотим мы или не хотим, отдаем себе в этом отчет или нет, но все зависит в первую очередь от того в каком виде мы присутствуем в ситуации:

До 7 лет - для ребенка главное -- подражание.
Поэтому если хочешь чтобы он говорил правду - говори правду сам, хочешь чтобы он успокоился -- успокойся сам.

Позже, до 14, главное -- авторитет. Можно только заслужить, нет других способов, не купишь, ни завоюешь ... .
Поэтому у подростков центральные события и разворачиваются в "борьбе за респект".

Дальше, до взросления -- дети по природе идеалисты.
На авторитете у них далеко не уедешь, надо иметь что предложить.

Ну а реализм -- это после 20 ... .

Это конечно только схема, скажем пообезьяничать и многие взрослые вовсе не прочь , но если это -- стержень личности взрослого -- картина грустная, а для маленького ребенка опора на подражание -- нормальна, необходима и естественна.

С этой идеей становится понятной обычная сцена -- аффективная мама орет -- и ребенок аж заходится; рядом бабушка дает ценные указания имея навстречу манипуляторную истерику; и на весь это бедлам флегматично взирают дедушка с внучкой.

Так что если есть возникает педагогическая проблема, то она всегда тройственна -- объективная конструкция ситуации, положение в ней ребенка и наша в ней позиция.

Типичная педагогическая ошибка действительно ведущая к насилию -- концентрация на нежелательном в поведении ребенка с попыткой его преодолеть -- создает стандартную "проблему синей обезьяны": думаете Вы про нее или не думаете -- она приковывает Ваше внимание пока вы не займетесь чем-то другим.
(Поэтому я и предлагаю в первую очередь думать о "конфетке").

Если этого не понимать, то единственным выходом остается драка с "синей обезьяной" -- аффект с последующим смещением его "центра событий" на пустое место:

-- Мороженное!
-- Нет!
-- Дай!
-- Ща дам!
-- Дай!
-- Получай!
-- А-а-а!
-- Чего орешь!
-- А-а-а!
И так далее.

Работает конечно.
"Синюю обезьяну" так можно победить, но и синяков куча, и не понятно какое отношение имеет ребенок к этой драке с призраками?